Г. Владимир
«18» октября 2023 года Дело № А43-11984/2023
Резолютивная часть постановления объявлена 17.10.2023.
Полный текст постановления изготовлен 18.10.2023.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Захаровой Т.А., Кастальской М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никитиной С.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 27.07.2023 по делу № А43-11984/2023,
принятое по заявлению акционерного общества «Транснефть-Верхняя Волга» (ОГРН 1025203014748, ИНН 5260900725) о признании незаконным бездействия Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области.
В судебном заседании принял участие представитель акционерного общества «Транснефть-Верхняя Волга» – Корнилова И.С. по доверенности от 20.12.2022 №21-19/571 сроком действия до 31.12.2025.
Министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области,извещенное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечило.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителя акционерного общества «Транснефть-Верхняя Волга», Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Акционерное общество «Транснефть-Верхняя Волга» (далее – Общество) является собственником:
- магистрального нефтепровода Альметьевск-Горький 3, а также наземных сооружений: воздушной линии электропередач, узлы линейных задвижек (УЛЗ), станции катодной защиты (СКЗ), станции дренажной защиты (СДЗ) и блок-боксов, с кадастровым номером 52:00:0000000:663, расположенного по адресу Российская Федерация, Нижегородская область, Воротынский, Лысковский, Кстовский районы;
- магистрального нефтепровода Альметьевск-Горький 2, а также наземных сооружений: воздушной линии электропередач, узлы линейных задвижек (УЛЗ), станции катодной защиты (СКЗ), станции дренажной защиты (СДЗ) и блок-боксов с кадастровым номером 52:00:0000000:661, расположенного по адресу Российская Федерация, Нижегородская область, Воротынский- Лысковский-Кстовский районы;
- магистрального нефтепродуктопровода Альметьевск - Нижний Новгород, а также наземных сооружений: воздушной линии электропередач, узлы линейных задвижек (УЛЗ), станции катодной защиты (СКЗ), станции дренажной защиты (СДЗ) и блок-боксов, с кадастровым номером 52:28:0000000:299, расположенного по адресу Российская Федерация, Нижегородская область, Воротынский район.
В целях использования линейных объектов, обеспечения их безаварийного функционирования и эксплуатации, безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов, Общество с августа по декабрь 2022 года планировало провести работы по расчистке (разрубке) от древесно-кустарниковой растительности охранных зон вышеуказанных магистральных нефтепроводов, находящихся в одном техническом коридоре на территории Лысковского межрайонного лесничества, Воротынского городского округа учетный номер охранной зоны «Охранная зона МН «Альметьевск-Горький-2», «Альметьевск-Горький-3», Лупинг № 5 Альметьевск-Горький-3, электроснабжение станций катодной защиты и задвижек» в едином государственном реестре недвижимости 52.28.2.2; охранной зоны «Охранная зона МНПП «Альметьевск - Н.Новгород» (ПС «Тиньговатово» - ПС «Воротынец») на участке 329-458 км» в едином государственном реестре недвижимости 52.28.2.35.
В адрес Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области (далее – Министерство) Обществом неоднократно направлялись уведомления о готовности древесины к продаже.
Министерство посчитало невозможным принять направленные Обществом уведомления о готовности древесины к продаже.
Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным бездействия Министерства в части неисполнения пункта 8 Правил реализации древесины, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьями 43-46 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2009 № 604, по направлению сведений о древесине в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество).
Решением от 27.07.2023 Арбитражный суд Нижегородской области удовлетворил заявленное Обществом требование.
Министерство обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить.
Заявитель апелляционной жалобы настаивает на том, что, учитывая разницу в объеме древесины, указанном в таксационном описании и подлежащего рубке на арендуемом участке, и фактическом объеме древесины при осмотре, Министерством выявлено хищение древесины в размере разницы объемов.
Министерство поясняет, что информация по объему древесины, указанная в представленных Обществом уведомлениях, не подтверждена территориальным органом Министерства (Лысковским межрайонным лесничеством), поскольку не соответствует реальным объемам древесины на данном участке лесного фонда, указанным в таксационном описании, поэтому принять уведомление о готовности древесины к продаже с целью дальнейшего направления информации в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области для реализации древесины, не представляется возможным.
Как указывает Министерство, в случае, если указанная древесина является вещественным доказательством, направление уведомления продавцу и опубликование на сайте с последующим проведением торгов на эту древесину, приведет к уничтожению вещественных доказательств.
Министерство заявило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Представитель Общества в судебном заседании поддержал позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя Министерства.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии с Правилами охраны магистральных трубопроводов, утвержденных постановлением Госгортехнадзора Российской Федерации от 22.04.1992 № 9, в целях обеспечения сохранности, создания нормальных условий эксплуатации и предотвращения несчастных случаев, предприятия трубопроводного транспорта обязаны содержать в безаварийном состоянии магистральные трубопроводы. Согласно пункту 4.1 названных Правил охранные зоны устанавливаются вдоль трасс трубопроводов, транспортирующих нефть, природный газ, нефтепродукты, нефтяной и искусственный углеводородные газы, в виде участка земли, ограниченного условными линиями, проходящими в 25 м от оси.
Согласно пункту 11 Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утвержденных Приказом Минприроды России от 10.07.2020 № 434 (редакции от 24.08.2021 № 583), в целях использования линейных объектов (в том числе в целях проведения аварийно-спасательных работ) допускаются выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан, в том числе в охранных зонах и санитарно-защитных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью. Такие рубки осуществляются в порядке, установленном настоящими Правилами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2009 № 604 (далее – Постановление №604) утверждены Правила реализации древесины, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьями 43 - 46 ЛК РФ (далее - Правила).
В пункте 1 Правил установлен порядок реализации древесины, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьями 43 - 46 ЛК РФ в целях строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов.
В соответствии с пунктом 7 Правил юридические и физические лица, использующие леса для целей, указанных в пункте 1 Правил, направляют информацию об объемах и породном составе вырубаемой древесины не позднее 15 дней до завершения рубки в орган государственной власти субъекта Российской Федерации (территориальный орган Федерального агентства лесного хозяйства, уполномоченный орган в области лесных отношений).
Согласно пункту 8 Правил уполномоченный орган исполнительной власти в области лесных отношений в течение 5 рабочих дней со дня поступления информации направляет сведения продавцу.
Пунктом 2 Постановления № 604 установлено, что федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию древесины, полученной при использовании лесов в соответствии со статьями 43-45 ЛК РФ, является Росимущество.
Министерство является уполномоченным органом исполнительной власти в области лесных отношений, в связи с чем в адрес Министерства 15.11.2022 Марийским районным нефтепроводным управлением Общества (далее - Марийское РНУ) направлено уведомление № М36-05/61021 о планировании работ по расчистке охранной зоны в период с ноября по декабрь 2022 года на территории Лысковского межрайонного лесничества, Воротынский городской округ, учетный номер охранной зоны в едином государственном реестре недвижимости 52.28.2.2, Лысковский муниципальный округ учетный номер охранной зоны в едином государственном реестре недвижимости 52.27.2.148.
Письмом от 30.11.2022 № Сл-331-871483/22 Министерство выдало руководителю Лысковского межрайонного лесничества Министерства поручение о направлении представителя лесничества с целью определения места складирования, в случае отсутствия нарушений лесного и природоохранного законодательства обеспечении допуска Общества к проведению работ.
Марийским РНУ в адрес Министерства 14.12.2022 направлено уведомление о готовности древесины к продаже № ТВВ-М36-05/66984.
Ответом от 22.12.2022 № Исх-331-620847/22 Министерство предложило устранить замечания и направить уведомление повторно.
Марийским РНУ в адрес Министерства 12.01.2023 повторно направлено уведомление о готовности древесины к продаже № ТВВ-М36-05/899.
Ответом от 20.01.2023Исх-331-25351/23 Министерство сообщило, что информация, указанная в уведомлении, не подтверждена Лысковским межрайонным лесничеством, в связи с чем принять древесину не представляется возможным.
Письмом от 23.01.2023 № Исх-331-26160/23 Министерство предложило провести рабочую встречу и направить представителя для участия. По результату совещания 24.01.2023 сторонами было согласовано решение о проведении совместного осмотра древесины.
Обществом совместно с Лысковским межрайонным лесничеством 02.02.2023 проведен осмотр древесины, полученной при расчистке охранной зоны, оформлен совместный акт.
В адрес Министерства повторно направлено уведомление о готовности древесины к продаже от 07.02.2023 № ТВВ-М36-05/6018 по результату фактического обмера (218,53 куб.м).
В связи с тем, что информация о породном составе и объеме древесины, указанная в уведомлении и акте от 02.02.2023 не совпала со сведениями, указанными в таксационном описании выделов 26 и 30 квартала № 38, Министерство письмом от 14.02.2023 № Исх-331-73032/23 посчитало невозможным принять уведомление о готовности древесины к продаже.
Марийским РНУ в адрес Министерства 03.03.2023 повторно направлено уведомление о готовности древесины к продаже № ТВВ-М36-05/10387 с расширенным обоснованием.
Ответом от 14.03.2023 Исх-331-117343/23 Министерство сообщило, что позиция Министерства осталась без изменений.
Отказ в принятии уведомлений и не совершение действий по направлению сведений в Росимущество Министерство обосновало тем, что Лысковским межрайонным лесничеством проведена проверка актуальности информации, указанной в уведомлении о готовности древесины к продаже, и выявлено несовпадение расчетных данных по объему и составу древесины таксационного описания 2018 года (359 куб.м) и фактически установленному совместным актом объему (218,53 куб.м).
Между тем, данное обстоятельство не является основанием для не направления сведений, полученных от Общества о древесине, в Росимущество.
Применительно к магистральным нефтепроводам порядок реализации древесины, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, регулируется статьей 45 ЛК РФ, Постановлением № 604.
Постановлением № 604 и вышеназванными Правилами не предусмотрен отказ Министерства в принятии уведомления о готовности древесины к продаже.
При получении уведомления о готовности древесины Министерство в силу пункта 8 Правил обязано направить сведения о древесине в Росимущество, которое в последующем организует торги по продаже древесины и заключает договоры купли-продажи с победителями торгов.
Исследовав материалы дела в совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что Министерством допущено незаконное бездействие в части неисполнения установленного пунктом 8 Правил порядка направления сведений в Росимущество.
Доводы Министерства о несоответствии информации о породном составе и объеме древесины, указанной в уведомлении от 07.02.2023 № ТВВ-М36-05/6018 и совместном акте от 02.02.2023, сведениям, указанным в таксационном описании выделов 26 и 30 квартала № 38, правильно отклонены судом первой инстанции как несостоятельные, поскольку данные обстоятельства не являются законным основанием для неисполнения установленной в пункте 8 Правил обязанности по направлению сведений в Росимущество.
Довод заявителя апелляционной жалобы о наличии у древесины, указанной в уведомлении Общества, статуса вещественного доказательства документально не подтвержден.
Отказ Министерства в принятии уведомления и, как следствие, продолжительное не направление сведений в Росимущество возлагает на Общество обязанность по содержанию места складирования древесины в соответствии с требованиями пунктов 29-31 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.10.2020 №1614, превышающее временные периоды, установленные Правилами.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленное Обществом требование и обязал устранить нарушения его прав и законных интересов.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы по приведенным в ней доводам.
Арбитражный суд Нижегородской области полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Министерство от уплаты государственной пошлины освобождено.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 27.07.2023 по делу № А43-11984/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья А.М. Гущина
Судьи Т.А. Захарова
М.Н. Кастальская