Березина ул., д. 4, г. Владимир, 600017
http://1aas.arbitr.ru, тел/факс: (4922) телефон 44-76-65, факс 44-73-10
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Владимир
20 июля 2022 года Дело № А43-28757/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 июля 2022 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Мальковой Д.Г., судей Ковбасюка А.Н., Захаровой Т.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Горецкой Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 12.04.2022 по делу
№ А43-28757/2021, принятое по иску общества с ограниченной ответственностью «Мануфактура» (ОГРН 1175275021074,
ИНН 5224002109) кМинистерству лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области в лице комиссии по проведению открытых конкурсов на право заключения договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной собственности, для заготовки древесины на территории Нижегородской области (ИНН 5260294552,
ОГРН 1115260001449) о признании незаконным решения комиссии по проведению открытых конкурсов на право заключения договоров аренды лесных участков и обязании заключить договор,
при участии в судебном заседании представителей:
от Министерства – Сперанской Е.С. по доверенности от 30.04.2021 № 271 сроком действия три года, представлен диплом о высшем юридическом образовании,
от ООО «Мануфактура» – Алешиной И.В. по доверенности от 17.01.2022
№ 6 сроком действия по 31.07.2022, представлен диплом о высшем юридическом образовании,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Мануфактура» (далее – истец, ООО «Мануфактура», Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с иском к Министерству лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области в лице комиссии по проведению открытых конкурсов на право заключения договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной собственности, для заготовки древесины на территории Нижегородской области (далее – Министерство, комиссия) о признании решения комиссии по проведению открытых конкурсов на право заключения договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной собственности, для заготовки древесины на территории Нижегородской области незаконным и отменить его в полном объеме (Протокол № 3 от 03.06.2021), а также об обязании ответчика заключить с истцом договор аренды земельного участка лесного фонда, находящегося в государственной собственности в составе земель лесного фонда, для заготовки древесины, расположенного в городском округе Первомайск Нижегородской области, Первомайском районном лесничестве, Сатисском участковом лесничестве, в кварталах № 1-152, общей площадью 16 448,77 га с кадастровым номером 52:56:0000000:296.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области (далее – Управление).
Решением от 12.04.2022 Арбитражный суд Нижегородской области исковые требования удовлетворил.
Не согласившись с принятым по делу решением, Министерство обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, предусмотренным статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и принять по делу новый судебный акт.
Оспаривая законность принятого по делу судебного акта, заявитель указал, что спорные торги были признаны несостоявшимися, в связи с чем договор аренды лесного участка должен быть заключен с единственным участником, предложенные условия которого соответствуют требованиям законодательства и конкурсной документации в соответствии с частями 4, 10 статьи 80.2 Лесного кодекса Российской Федерации. Настаивая на том, что предложение Общества таковым требованиям не отвечало, Министерство полагает не правомерным оспариваемое решение и, соответственно, указывает на отсутствие основания для заключения с истцом договора аренды. Более подробно доводы заявителя изложены в апелляционной жалобе и поддержаны представителем Министерства в судебном заседании.
Представитель Общества в судебном заседании и в отзыве на апелляционную жалобу выразил несогласие с позицией ответчика, полагая доводы заявителя несостоятельными, просил обжалуемое решение оставить без изменения.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Департаментом лесного хозяйства Нижегородской области (в настоящее время Министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области) 18.08.2020 на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов размещено извещение и документация на право заключения договора аренды лесного участка в Первомайском районном лесничестве, Сатисском участковом лесничестве, кварталах № 1 - 152 для заготовки древесины, размещенного на сайте https://torgi.gov.ru/, номер извещения 180820/0168806/08.
Предметом конкурса являлось право на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности в составе земель лесного фонда, для заготовки древесины.
Лесной участок, предполагаемый к предоставлению в аренду, расположен в городском округе город Первомайск Нижегородской области, Первомайском районном лесничестве, Сатисском участковом лесничестве, кварталах 1-152, обшей площадью 16 448,77 га.
Кадастровый номер лесного (земельного) участка 52:56:0000000:296 (приложение 2 к Документации о конкурсе). Вид разрешенного использования: заготовка древесины.
03.06.2021 членами конкурсной комиссии был подписан Протокол № 3 о результатах конкурса, в соответствии с которым конкурс признан несостоявшимся но причине несоответствия конкурсных предложений № 2, 3 заявки единственного участника – ООО «Мануфактура», требованиям конкурсной документации, а именно:
- в расчет конкурсного предложения № 2 включены исключительно виды продукции (код 16.29.12.000 - Принадлежности столовые и кухонные деревянные, код 16.29.14.192 - Гранулы топливные (пеллеты) из отходов деревопереработки), которые отсутствуют в Перечне продукции переработки древесины, виды которой определяются в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности и единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза утвержденном распоряжением Правительством Российской Федерации от 28.02.2019
№ 347-р;
- в расчет конкурсного предложения № 3 включены исключительно сотрудники, занятые на производстве видов продукции (код 16.29.12.000 - Принадлежности столовые и кухонные деревянные, код 16.29.14.192 - Гранулы топливные (пеллеты) из отходов деревопереработки), которые отсутствуют в Перечне продукции переработки древесины, виды которой определяются в соответствии с Перечнем № 347-р, а также работники лесного хозяйства.
Ссылаясь на то, что конкурсной комиссией было принято решение об отказе заявителю в допуске к участию в конкурсе по основаниям, не предусмотренным частью 21 статьи 80.1 Лесного кодекса Российской Федерации, Общество обратилось в суд с настоящим иском.
Оценив в совокупности представленные в материалы дела документы, арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу о том, что требования истца подлежат удовлетворению.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого судебного акта, при этом исходил из следующего.
В силу пункта 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, если сторона, для которой в соответствии с названным кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Порядок проведения торгов на право заключения договора аренды лесного участка установлен в главе 8 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
В силу части 1 статьи 80.1 Кодекса открытый конкурс на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины проводится на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления, осуществляющих распоряжение лесными участками в соответствии с полномочиями, определенными в соответствии со статьями 81 - 84 Кодекса, принимаемого на основании заявления о проведении конкурса, поданного лицом, указанным в части 2 настоящей статьи.
На основании части 2 статьи 80.2 Кодекса конкурс проводится путем оценки конкурсных предложений участников конкурса, проводимой в определенном Правительством Российской Федерации порядке. Оценка предложенных условий и определение победителя конкурса проводятся на основании критериев, определенных Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 80.2 Кодекса при проведении конкурса конкурсная комиссия рассматривает конкурсные предложения в течение трех рабочих дней со дня вскрытия конвертов в порядке, установленном конкурсной документацией. Рассмотрение и обсуждение конкурсных предложений осуществляются на заседании конкурсной комиссии.
В силу части 4 статьи 80.2 Кодекса при рассмотрении конкурсных предложений устанавливается их соответствие требованиям конкурсной документации, проверяются наличие необходимых документов и правильность их оформления.
Согласно части 9 статьи 80.2 Кодекса в случае, если по истечении срока представления заявок на участие в конкурсе представлено менее двух таких заявок или конкурсной комиссией признано соответствующими установленным требованиям менее двух предложенных условий, конкурс по решению конкурсной комиссии объявляется несостоявшимся.
В случае объявления конкурса несостоявшимся в соответствии с частью 9 настоящей статьи договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины подлежит заключению организатором конкурса с единственным участником конкурса, предложенные условия которого соответствуют установленным требованиям, по цене предмета конкурса, указанной в конкурсной документации (часть 10 статьи 80.2 Кодекса).
На основании статей 80.1, 80.2, 83 Кодекса в целях организации и проведения на территории Нижегородской области открытых конкурсов на право заключения договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной собственности, для заготовки древесины Правительством Нижегородской области утверждено постановление от 27.08.2019 № 606 "Об организации и проведении открытых конкурсов на право заключения договоров аренды лесных участков для заготовки древесины на территории Нижегородской области" (вместе с "Положением о конкурсной комиссии по проведению открытых конкурсов на право заключения договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной собственности, для заготовки древесины на территории Нижегородской области" (далее - Положение N 606), "Порядком организации работы по исполнению возложенных на органы исполнительной власти Нижегородской области полномочий по организации и проведению открытых конкурсов на право заключения договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной собственности, для заготовки древесины на территории Нижегородской области" (далее - Порядок № 606), которые действовали в период рассматриваемых правоотношений.
Согласно пункту 2.1 Положения № 606 Комиссия осуществляет следующие функции: рассмотрение заявлений о проведении открытых конкурсов на право заключения договоров аренды лесных участков для заготовки древесины; рассмотрение заявок на участие в открытом конкурсе на право заключения договоров аренды лесных участков для заготовки древесины; допуск к участию в конкурсе; вскрытие конвертов с конкурсными предложениями, поступившими в ходе приема заявок при организации конкурса; рассмотрение конкурсных предложений на предмет их соответствия требованиям статей 80.1, 80.2 Кодекса; оценку конкурсных предложений на основе критериев, установленных конкурсной документацией и постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.2019 № 241 "Об утверждении Правил оценки конкурсных предложений участников конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины и критериев, на основании которых проводятся оценка предложенных условий и определение победителя конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины" (далее - Правила № 241); присвоение каждому конкурсному предложению по результатам оценки суммарного балла; определение победителя конкурса по итогам сравнения суммарного балла, полученного по результатам конкурсной оценки; иные функции, которые возложены на комиссию в соответствии с действующим законодательством.
В пункте 3.10 Порядка № 606 установлено, что по истечении сроков представления заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия рассматривает поступившие заявки на соответствие требованиям статьи 80.1 Кодекса, проверяет наличие необходимых документов и правильность их оформления, определяет участников конкурса.
В соответствии с частью 21 статьи 80.1 Кодекса основаниями для отказа в допуске к участию в конкурсе являются: несоответствие представленной заявки на участие в конкурсе требованиям, установленным названной статьей; представление заявки на участие в конкурсе лицом, которому в соответствии с Кодексом, другими федеральными законами лесной участок не может быть предоставлен в аренду; представление заявки на участие в конкурсе лицом, не соответствующим требованиям, предъявляемым в соответствии с частью 2 названной статьи к лицам, которые вправе направить в орган государственной власти, орган местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Кодекса, заявление об организации и проведении конкурса; представление заявки на участие в конкурсе лицом, в отношении которого осуществляется проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве; нахождение заявителя - юридического лица в процессе ликвидации или прекращение заявителем-гражданином деятельности в качестве индивидуального предпринимателя; непоступление задатка на счет, указанный в документации о конкурсе, до окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе; наличие заявителя в реестре недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений; непредставление документов, предусмотренных частью 4 названной статьи.
Согласно пункту 4.1 Порядка № 606 вскрытие конвертов, рассмотрение и оценка конкурсных предложений заявителей, признанных участниками, осуществляются конкурсной комиссией в соответствии с регламентом работы конкурсной комиссии в порядке, установленном статьями 80.1, 80.2 Кодекса, в соответствии с Правилами № 241.
На основании пункта 5.1 Порядка № 606 установлено, что конкурс признается конкурсной комиссией несостоявшимся в случае, если: в течение установленного срока подачи заявок с конкурсными предложениями не было подано ни одного конкурсного предложения; было подано единственное конкурсное предложение; всем претендентам было отказано в участии в Конкурсе по основаниям, предусмотренным частью 21 статьи 80.1 Кодекса; ни один из участников Конкурса при проведении Конкурса в соответствии с решением конкурсной комиссии не был признан победителем.
В соответствии с пунктом 8 конкурсной документацией оценка предложенных условий и определение победителя конкурса проводятся конкурсной комиссией на основании критериев, установленных в Правилах № 241.
Конкурсные предложения должны содержать следующие показатели: предлагаемая цена предмета конкурса (ежегодная арендная плата), руб.; планируемая стоимость (годовая) произведенных изделий из древесины и иной продукции переработки древесины, виды которой определяются Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 80.1 Кодекса, получаемая с лесного участка, являющегося предметом конкурса, руб.; планируемое увеличение численности работников, состоящих в штате и занятых в производстве изделий из древесины и иной продукции переработки древесины, виды которой определяются Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 80.1 Кодекса, получаемой, с лесного участка, являющегося предметом конкурса, чел.; наличие у участника конкурса договоров аренды лесных участков для заготовки древесины, срок действия которых в день оценки конкурсного предложения не истек, шт.; численность работников участника конкурса, чел.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Нижегородской области от 22.10.2021 по делу № А43-24710/2021, которое вопреки мнению Министерства обладает преюдициальным значением для разрешения настоящего спора (часть 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), установлено следующее.
Из протокола заседания комиссии по проведению рассматриваемого конкурса от 27.10.2020 № 5 следует, что по состоянию на 19.10.2020 в конкурсную комиссию Министерства поступило 2 заявки на участие в конкурсе от следующих заявителей: закрытого акционерного общества "Муром" и Общества. По итогам рассмотрения поступивших заявок, прилагаемых к ним документов, конкурсная комиссия приняла решение о признании Общества участником конкурса, поскольку его заявка соответствовала требованиям конкурсной документации (таблица 1 протокола от 27.10.2020 № 5). Из пункта 3 указанного протокола следует, что конверт с конкурсными предложениями единственного участника (Общества) был вскрыт 27.10.2020 (таблица 2 протокола от 27.10.2020 № 5).
Согласно протоколу о результатах конкурса (определения победителя) от 03.06.2021 № 3 при рассмотрении и оценке конкурсных предложений конкурсной комиссией выявлено несоответствие конкурсного предложения Общества по показателям (критериям) 2 и 3 требованиям конкурсной документации.
Одновременно конкурсная комиссия признана конкурсное предложение Общества по показателям (критериям) № 1, 4, 5 соответствующими установленным требованиям.
Учитывая, что конкурсное предложение Общества по показателям № 2 и 3 не соответствовало установленным требованиям, конкурсная комиссия решила, что договор аренды лесного участка заключению не подлежит.
При этом из совокупности положений статей 80.1 и 80.2 Кодекса следует, что в данной сфере конкурс проводится путем оценки конкурсных предложений участников конкурса, проводимой в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Оценка предложенных условий и определение победителя конкурса проводятся на основании критериев, определенных Правительством Российской Федерации.
Порядок и критерии оценки конкурсных предложений предусмотрены постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.2019 № 241.
В число критериев, по которым осуществляется оценка конкурсных предложений, входят, в том числе: планируемый объем производства изделий из древесины и иной продукции переработки древесины, виды которой определяются Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 80.1 Кодекса, на единицу площади лесного участка, являющегося предметом конкурса, в стоимостном выражении (критерий № 2); планируемое увеличение численности работников, состоящих в штате и занятых в производстве изделий из древесины и иной продукции переработки древесины, виды которой определяются Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 80.1 Кодекса (критерий № 3).
В пункте 8 извещения об организации рассматриваемого открытого конкурса установлены требования об указании в конкурсных предложениях соответствующих сведений. В извещении содержится условие о том, что конкурсные предложения участника конкурса являются основанием для оценки конкурсных предложений в соответствии с критериями, предусмотренными постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.2019 № 241.
Иными словами, проведение конкурса (рассмотрение и оценка конкурсных предложений) заключается в присвоении определенных баллов конкурсным предложениям участников конкурса, заявки которых не были отклонены по основаниям, установленным в части 21 статьи 80.1 Кодекса, и их последующему выстраиванию по общему количеству набранных баллов по каждому показателю (№ 1 - 5) для целей определения победителя.
При этом Кодексом и изданными в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации не предусмотрено отклонение вторых частей заявок (включающих конкурсное предложение) участников, допущенных к конкурсу.
Перечень оснований для отказа в допуске к участию в конкурсе приведен в части 21 статьи 80.1 Кодекса и не предусматривает отклонение второй части заявки, содержащей конкурсное предложение, по причине отсутствия в конкурсном предложении сведений, необходимых исключительно для проведения оценки, либо несоответствия сведений отдельных показателей (критериев).
Сведения, включаемые в конкурсные предложения на основании пункта 8 извещения, необходимы для целей оценки предложения участника конкурса по показателям (критериям) № 2 и 3, определения итогового рейтинга заявки конкретного участника среди других участников (в случае поступления более одной заявки).
В иных закупочных процедурах (в которых допущено к проведению конкурсу более одно участника) Министерство не отклоняет полностью конкурсное предложение участника, если оно по отдельным критериям не соответствует требованиям конкурсной документации, а присваивает по такому критерию 0 баллов и в целом оценивает конкурсное предложение по сумме набранных баллов.
В связи с вышеизложенным при рассмотрении дела № А43-24710/2021 был установлен факт несоответствия порядка проведения Министерством конкурса требованиям законодательства, поскольку принятое организатором торгов решение о признании конкурсного предложения Общества по критериям оценки № 2 и 3 не соответствующим требованиям конкурсной документации и об отказе от заключения договора с единственным участником конкурса привело к фактическому отказу в допуске Общества к участию в торгах при отсутствии правовых оснований, предусмотренных нормами Кодекса.
При этом судами было указано на отсутствие законодательного запрета на участие в конкурсе участников, которые вместе с продукцией переработки древесины, закрепленной в Перечне № 347-р, занимаются и дальнейшей более глубокой ее переработкой.
Руководствуясь положениями пункта 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и учитывая вышеизложенные обстоятельства, установленные арбитражным удом при рассмотрении дела, в котором участвовали те же лица, в рамках рассмотрения настоящего спора суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что у заявки Общества отсутствовали несоответствия конкурсных предложений № 2, 3 требованиям конкурсной документации.
При таких обстоятельствах суд на законных основаниях удовлетворил заявленные Обществом требования о признании недействительным решения Комиссии по проведению открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка в Первомайском районном лесничестве о признании конкурса несостоявшимся и отказе в заключении договора аренды, оформленное Протоколом № 3 от 03.06.2021, а также обязал Министерство заключить в Обществом договор аренды земельного участка лесного фонда, находящегося в государственной собственности в составе земель лесного фонда, для заготовки древесины, расположенного в городском округе Первомайск Нижегородской области, Первомайском районном лесничестве, Сатисском участковом лесничестве, в кварталах
№ 1-152, общей площадью 16448,77 га с кадастровым номером 52:56:0000000:296. Вид разрешенного использования: заготовка древесины на условиях, предусмотренных конкурсной документацией, опубликованной на сайте https://torgi.gov.ru-180820/0168806/08.
Обстоятельства дела судом первой инстанции исследованы полно, объективно и всесторонне, им дана надлежащая правовая оценка в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы – установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Аргументы, приведенные заявителем в апелляционной жалобе, по существу направлены на преодоление вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Нижегородской области от 22.10.2021 по делу № А43-24710/2021, что является недопустимым.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Следовательно, оснований для отмены принятого по делу решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по апелляционной жалобе судом не рассматривался, поскольку в соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 12.04.2022 по делу № А43-28757/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья | Д.Г. Малькова |
Судьи | Т.А. Захарова А.Н. Ковбасюк |