НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 13.06.2012 № 01АП-2294/2012

ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Березина ул., д. 4, г. Владимир, 600017

http://1aas.arbitr.ru,  тел/факс: (4922) телефон 44-76-65, факс 44-73-10

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Владимир

«20» июня 2012 года                                                        Дело № А39-3348/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 13.06.2012.

Постановление в полном объеме изготовлено  20.06.2012.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,

судей Белышковой М.Б., Кирилловой М.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Худяковой И.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Ресурсы Плюс» (ИНН 1322121805, ОГРН 1081322000132), пос. Комсомольский, Чамзинский р-н, Республика Мордовия,

на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 15.03.2012  по делу № А39-3348/2011, принятое судьей Ивченковой С.А.,

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Ресурсы Плюс» о признании  частично недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Республике Мордовия от 29.06.2011 № 19.

В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились.

Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.

Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 3 по Республике Мордовия (далее по тексту – Инспекция) проведена выездная налоговая проверка общества с ограниченной ответственностью «Ресурсы Плюс» (далее по тексту – Общество) по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогови сборов за период с 15.02.2008 по 31.12.2009.

По результатам налоговой проверки составлен акт от 03.06.2011 №21 и принято решение от 29.06.2011 №19 о привлечении Общества к ответственности за совершение налогового правонарушения на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 5302 рублей 39 копеек за неуплату налога на прибыль. Данным решением Обществу доначислен налог на прибыль в сумме 58 640 рублей, налог на добавленную стоимость в сумме 55 214 рублей 24 копейки и соответствующие пени в общей сумме 28 518 рублей 40 копеек.

Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Мордовия от 02.09.2011 №02-16/08415 сумма штрафа уменьшена до 4805 рублей, налог на прибыль – до 53 664 рублей 81 копейки, пени по налогу на прибыль – 10 453 рублей, доначисление налога на добавленную стоимость отменено.

Не согласившись с решением Инспекции, Общество обратилось Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением о признании его недействительным.

Решением от 15.03.2012 требование Общества удовлетворено в части налога на прибыль в сумме 4373 рублей 09 копеек, пени в сумме 2639 рублей 09 копеек и штрафа в сумме 886 рублей 43 копеек. В удовлетворении требования в остальной части Обществу отказано.

В апелляционной жалобе Общество считает, что суд первой инстанции неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела.

Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что оспариваемый судебный акт подлежит  оставлению без изменения по следующим основаниям.

Из решения Инспекции усматривается, что поводом к доначислению налога на прибыль в сумме 24 166 рублей 58 копеек, в том  числе за 2008 год – 15 975 рублей 47 копеек, за 2009 год – 8191 рубля 11 копеек, послужил вывод налогового органа о необоснованном включении Обществом в состав расходов указанных периодов затрат в сумме 100 694 рублей 11 копеек (2008 год – 66 564 рубля 48 копеек, 2009 год – 34 129 рублей 63 копейки) на приобретение горюче-смазочных материалов.

В соответствии со статьей 247 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения по налогу на прибыль организации признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с гл. 25 данного Кодекса.

Расходами согласно пункту 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Как следует из материалов дела, в проверяемом периоде Общество заключило с Синтюриным Г.И., являющимся его директором, договор аренды от 20.02.2008, согласно которому Общество арендовало на неопределенный срок легковой автомобиль Волга 31105, год выпуска 2005, государственный номер В700ЕА13; при этом арендатор взял на себя обязательство в том числе по обеспечению горюче-смазочными материалами и запасными частями. Кроме того, 29.09.2008 Обществом был приобретен автомобиль Нива Шевроле, государственный номер В920УА13.

В обоснование учтённых расходов на приобретение горюче-смазочных материалов Общество в ходе налоговой проверки чеки контрольно-кассовой техники, авансовые отчеты подотчетного лица (директора Синтюрина Г.И.), а также приказы по Обществу об установлении лимита на горюче-смазочные материалы для использования в служебных целях автомобилей марки ГАЗ-31105, гос.номер В700ЕА13 rus, и марки ШЕВРОЛЕ НИВА, гос.номер В920УА13 rus, и приказы о списании из подотчетных сумм на себестоимость реализованной продукции затрат, произведенных в связи с эксплуатацией автотранспорта.

Между тем представленные Обществом чеки автозаправочных станций обезличены, не содержат информации о приобретателе горюче-смазочных материалов, не подтверждают расходы на содержание служебного транспорта; анализ представленных чеков показал, что они выданы в основном автозаправочными станциями п.Чамзинка, п.Комсомольский и г.Саранска. Из авансовых отчетов директора  Синтюрина Г.И., составляемых ежеквартально, также не следует, что горюче-смазочные материалы приобретались именно для Общества и в производственных целях. В представленных документах отсутствуют сведения о назначении поездок.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что представленные документы не позволяют идентифицировать произведенные расходы применительно к конкретному автомобилю и целям его использования, не позволяют установить связь между использованием транспортного средства и хозяйственной деятельностью Общества, связанной с получением дохода, и не свидетельствуют об их соответствии критериям статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации. Из представленных документов ни в отдельности, ни в совокупности не усматривается обоснованность произведенных расходов. В указанных документах отсутствуют сведения, подтверждающие обоснованность расходов на приобретение бензина, о километраже и маршрутах необходимых поездок работников, цель поездок.

Из решения Инспекции усматривается, что основанием к доначислению налога на прибыль за 2008 год в сумме 15 740 рублей 64 копеек послужил вывод налогового органа о необоснованном невключении Обществом  в состав внереалзационных доходов 2008 года  не полностью использованного в течение запланированного периода резерва расходов, направленных на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов, в сумме 65 586 рублей 02 копеек.

Согласно пункту 1 статьи 267.1 Налогового кодекса Российской Федерации  налогоплательщики - общественные организации инвалидов и организации, указанные в абзаце 1 подпункта 38 пункта 1 статьи 264 Кодекса, могут создавать резерв предстоящих расходов, направляемых на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов. Указанные резервы могут создаваться на срок не более пяти лет.

Организации вправе создавать резерв предстоящих расходов, направляемых на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов в том случае, если от общего числа работников такого налогоплательщика инвалиды составляют не менее 50% и доля расходов на оплату труда инвалидов в расходах на оплату труда - не менее 25% (подпункт 38 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации).

Цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов, определены в подпункте 38 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 267.1 Налогового кодекса Российской Федерации   налогоплательщик на основании программ, разработанных и им утвержденных, самостоятельно принимает решение о создании резерва, указанного в пункте 1 настоящей статьи, что отражается в учетной политике для целей налогообложения. При этом расходы налогоплательщика, осуществляемые им при реализации указанных программ, производятся за счет резерва, указанного в пункте 1 настоящей статьи.

Размер создаваемого резерва определяется планируемыми расходами (сметой) на реализацию утвержденных налогоплательщиком программ.

Сумма отчислений в этот резерв включается в состав внереализационных расходов по состоянию на последнее число отчетного (налогового) периода. При этом предельный размер отчислений в резерв, указанный пункте 1 настоящей статьи, не может превышать 30 процентов полученной в текущем периоде налогооблагаемой прибыли, исчисленной без учета указанного резерва (пункт 3 статьи 264.1 Налогового кодекса Российской Федерации).

Если сумма резерва была не полностью использована налогоплательщиком в течение запланированного периода, то она подлежит включению в состав внереализационных доходов налогоплательщика текущего отчетного (налогового) периода (пункт 4 статьи 267.1 Налогового кодекса Российской Федерации).

Из материалов дела следует, что в Обществе работники-инвалиды составляют 100%. Согласно штатному расписанию штат Общества составляет 3 человека – директор, бухгалтер, диспетчер. Все работники являются инвалидами, что подтверждается имеющимися в материалах дела справками учреждений государственной службы медико-социальной экспертизы. Все работники осуществляют работы на дому (надомники).

Обществом 16.02.2008 разработана и утверждена программа социальной защиты инвалидов, в которой указано, что создаваемый резерв используется для: улучшения условий и охраны труда инвалидов, создание и сохранение рабочих мест для инвалидов (закупка и монтаж оборудования, в том числе организация труда работников-инвалидов, обучение (в том числе новым профессиям и приемам труда) и трудоустройство инвалидов, санаторно-курортное обслуживание инвалидов, защита прав и законных интересов инвалидов, обеспечение инвалидов равным с другими гражданами возможностями (включая транспортное обслуживание лиц, сопровождающих инвалидов первой группы). В указанной программе (со ссылкой на пункт 1 статьи 267.1 Налогового кодекса Российской Федерации) отражено, что резерв предстоящих расходов, направленных на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов, создается на срок не более пяти лет. Конкретного срока создания резерва программа не содержит.

На основании утвержденной программы Общество 16.02.2008 приняло решение о создании резервов, направленных на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов. В решении конкретный срок создания резерва и его размер Обществом также не определен.

В учетной политике организации на 2008 год (приказ №2) предусмотрено в 2008 году создать резерв предстоящих расходов, направленных на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов. Срок создания резерва в учетной политике для целей налогообложения налогоплательщиком не отражен.

Согласно смете от 16.02.2008 Общество определило, что планируемые расходы (смета) на реализацию программы зависят от объема полученной прибыли. В указанной смете планируемых расходов налогоплательщиком не определен конкретный размер планируемых расходов и не определена сумма расходов в конкретном периоде.

В силу статьи 313 Налогового кодекса Российской Федерации  порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике, утверждаемой приказом (распоряжением) руководителя. Налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы налогового учета.

Изменение порядка учета отдельных хозяйственных операций и (или) объектов в целях налогообложения осуществляется налогоплательщиком в случае изменения законодательства о налогах и сборах или применяемых методов учета. Решение о внесении изменений в учетную политику для целей налогообложения при изменении применяемых методов учета принимается с начала нового налогового периода, а при изменении законодательства о налогах и сборах не ранее чем с момента вступления в силу изменений норм указанного законодательства.

В силу пункта 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации  под учетной политикой понимается выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых Налоговым кодексом Российской Федерации  способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности.

В соответствии с 9 Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/98, утвержденного Приказом Минфина Российской Федерации № 60н от 09.12.1998 и пунктом Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" 8 ПБУ 1/2008, утвержденного Приказом Минфина Российской Федерации №106н от 09.10.2008 принятая организаций учетная политика подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями и т.п.) организации.

Изменения в учетную политику также вносятся соответствующими приказами (распоряжениями).

Учетная политика Общества на 2008 год закреплена в приказе №2, в котором в том числе отражено решение о создании в 2008 году резерва предстоящих расходов, направленных на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов.

Действие данного приказа на последующие годы не продлевалось, таких приказов Обществом не издавалось.

На 2009 год Обществом была принята новая учетная политика и оформлена приказом №6 от 25.12.2008. Принятие новой учетной политики прекращает действие учетной политики 2008 года. В учетной политике 2009 года ни о создании резерва, ни о его переносе с предыдущего года не прописано.

Сумма отчислений в созданный налогоплательщиком в 2008 году резерв составила 142 751 рубль 90 копеек. В 3 квартале 2008 года Обществом за счет созданного резерва покрыто расходов на цели социальной защиты инвалидов 77 165 рублей 88 копеек (в третьем квартале 2008 года Обществом приобретены для директора Синтюрина Г.И. сотовый телефон, кресло качалка, стол и 6 стульев, компьютер, монитор, переносной модуль памяти). Остаток неиспользованного резерва составил 65 586 рублей 02 копейки.

В последующие годы (2009, 2010, 2011 г.г.) отчисления в резерв не производились и программа не исполнялась, социальная помощь инвалидам не оказывалась.

При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что резерв социальной защиты инвалидов создан Обществом только  на 2008 год, в связи с чем не полностью использованная в 2008 году сумма созданного резерва налоговым органом правомерно, на основании абзаца 2 пункта 4 статьи 267.1 Налогового кодекса Российской Федерации, включена в состав внереализационных доходов налогоплательщика за 2008 год.

Иных доводов апелляционная жалоба не содержит.

Таким образом, Арбитражный суд Республики Мордовия полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 15.03.2012  по делу № А39-3348/2011 оставить без изменения.

Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Ресурсы Плюс» оставить без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.

Председательствующий

Т.В. Москвичева

Судьи

М.Б. Белышкова

М.Н.Кириллова