НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2018 № А43-15960/18

ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Березина ул., д. 4, г. Владимир, 600017

http://1aas.arbitr.ru,  тел/факс: (4922) телефон 44-76-65, факс 44-73-10

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Владимир                                            

«11» октября 2018 года                                                   Дело № А43-15960/2018

Первый арбитражный апелляционный суд в составе судьи            Москвичевой Т.В.,

рассмотрел без вызова сторон апелляционную жалобу администрации Балахнинского муниципального района Нижегородской области на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 17.07.2018 по делу                                         № А43-15960/2018, принятое судьей Соколовой Л.В. по заявлению администрации Балахнинского муниципального района Нижегородской области о признании недействительным постановления Волжско-окского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 16.04.2018 №364.

Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.

Волжско-окским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее по тексту – Управление) проведена проверка соблюдения администрацией Балахнинского муниципального района Нижегородской области (далее по тексту - Администрация) требований к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, установленных законодательством Российской Федерации.

По факту выявленного нарушения должностным лицом Управления в отношенииАдминистрации составлен протокол от 09.04.2018 № 364 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 9.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Рассмотрев материалы административного дела, должностное лицо Управления вынесло постановление от 16.04.2018 № 364 о привлечении Администрации к административной ответственности по статьи 9.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 20 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, Администрация обратилась в Арбитражный суд Нижегородской области.

Решением от 17.07.2018 в удовлетворении заявленного требования отказано.

В апелляционной жалобе Администрация ссылается на нарушение норм материального права.

Указывает, что спорные объекты «Берегоукрепительные работы на р.Волга в районе г.Балахны, Нижегородская область, участок №1» и «Берегоукрепительные работы на р.Волга в районе г.Балахны, Нижегородская область, участок №2» не относятся к гидротехническим сооружениям, в том понимании, которое дается в Федеральном законе от 21.07.1997 №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений».

По мнению заявителя апелляционной жалобы, указанные объекты должны находится в федеральной собственности и содержаться за счет федерального бюджета.

Управление в отзыве на апелляционную жалобу считает решение суда законным и обоснованным.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Статьёй 9.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение требований к обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений.

Согласно статье 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (далее по тексту - Федеральный закон от 21.07.1997 № 117-ФЗ) собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны:

обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт;

обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения;

обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения, а также правил его эксплуатации, требования к содержанию которых устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией;

обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения;

организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений,  правилами эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую обязательным требованиям квалификацию работников эксплуатирующей организации;

осуществлять капитальный ремонт, реконструкцию, консервацию и ликвидацию гидротехнического сооружения в случае его несоответствия обязательным требованиям;

обеспечивать внесение в Регистр сведений о гидротехническом сооружении.

Статьей 17 Федерального закона №117-ФЗ установлено, что собственник гидротехнического сооружения, а также эксплуатирующая организация в случае, если гидротехническое сооружение находится в государственной или муниципальной собственности, обязаны иметь финансовое обеспечение гражданской ответственности. Финансовое обеспечение гражданской ответственности в случае возмещения вреда, причиненного в результате аварии гидротехнического сооружения (за исключением обстоятельств вследствие непреодолимой силы), осуществляется за счет средств собственника гидротехнического сооружения или эксплуатирующей организации, а также за счет страховой суммы, определенной договором страхования риска гражданской ответственности.

Пунктом 6.1 «СП 58.13330.2012. Свод правил. Гидротехнические сооружения. Основные положения. Актуализированная редакция СНиП 33-01-2003» определено, что на каждом гидротехническом сооружении должен быть организован постоянный и периодический контроль (осмотры, технические освидетельствования, обследования) технического состояния сооружения, а также определены уполномоченные лица, ответственные за их состояние и безопасную эксплуатацию, назначен персонал по техническому и технологическому надзору и утверждены его должностные функции.

Положением об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного Приказом Ростехнадзора от 29.01.2007 № 37, установлен порядок организации работы по подготовке и аттестации специалистов (должностных лиц) организаций, осуществляющих в отношении опасного производственного объекта, объекта энергетики, объекта, на котором эксплуатируются тепловые-, электроустановки и сети, гидротехнического сооружения (далее - объекты) их проектирование, строительство, эксплуатацию, реконструкцию, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию, а также изготовление, монтаж, наладку, обслуживание и ремонт применяемых на них технических устройств, технических средств, машин и оборудования, а также подготовку и переподготовку руководителей и специалистов по вопросам безопасности.

Пунктом 2 названного Положения установлено, что если для отдельных категорий специалистов нормативными правовыми актами установлены дополнительные требования к проверке и контролю знаний по безопасности, то применяются также требования, предусмотренные этими нормативными правовыми актами.

Подготовка и аттестация специалистов по вопросам безопасности проводится в объеме, соответствующем должностным обязанностям.

В силу пункта 4 Требований к содержанию правил эксплуатации гидротехнических сооружений (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений), утвержденных Приказом Ростехнадзора от 02.10.2015 № 395, собственник ГТС и (или) эксплуатирующая организация обеспечивают разработку и своевременное уточнение правил эксплуатации ГТС в соответствии с настоящими Требованиями к содержанию правил.

Уточнение правил эксплуатации ГТС осуществляется при изменении условий, влияющих на обеспечение безопасности ГТС, выявлении повреждений и аварийных ситуаций на ГТС, ухудшении условий локализации или ликвидации чрезвычайных ситуаций и защиты от них населения и территорий.

Постановлением Правительства РФ от 06.11.1998 N 1303 утверждено Положение о декларировании безопасности гидротехнических сооружений, пунктом 7 которого предусмотрено, что разработке декларации безопасности гидротехнических сооружений, находящихся в эксплуатации, консервируемых или ликвидируемых, предшествует обследование гидротехнических сооружений, которое организуется их собственником и (или) эксплуатирующей организацией, а в случае с гидротехническими сооружениями, которые не имеют собственника или собственник которых неизвестен либо от права собственности на которые собственник отказался, - органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области безопасности гидротехнических сооружений, на территории которого находятся указанные сооружения, с обязательным участием представителей органа надзора.

В соответствии с пунктами 21, 24 Положения орган надзора рассматривает декларацию безопасности и заключение экспертной комиссии и выносит решение об их утверждении или отказе в утверждении в месячный срок со дня поступления этих документов в орган надзора. При утверждении декларации безопасности орган надзора устанавливает срок ее действия, который не может превышать 5 лет.

По одному экземпляру утвержденной декларации безопасности хранится у декларанта и в органе надзора, утвердившем эту декларацию безопасности. Ее копии представляются декларантом в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находятся гидротехнические сооружения, и в соответствующий территориальный орган Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

В силу статьи 19 Федерального закона №117-ФЗ нарушениями законодательства о безопасности гидротехнических сооружений являются, в том числе, нарушения обязательных требований при проектировании, строительстве, эксплуатации, капитальном ремонте, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений.

В ходе проверки Управлением установлено, что Администрацией нарушены требования к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений: «Берегоукрепительные работы на р.Волга в районе г.Балахны, Нижегородская область, участок №1» и «Берегоукрепительные работы на р.Волга в районе г.Балахны, Нижегородская область, участок №2», а именно:

-      не определены уполномоченные лица, ответственные за состояние и безопасную эксплуатацию гидротехнических сооружений, чем нарушены требования статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений»; пункт 6.1 СП 58.13330.2012 «Гидротехнические сооружения. Основные положения»;

-      не назначен персонал по техническому и технологическому надзору за гидротехническими сооружениями и не утверждены его должностные функции (обязанности), чем нарушены требования статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений»; п. 6.1 СП 58.13330.2012 «Гидротехнические сооружения. Основные положения»;

-не обеспечивается соответствующая нормам и правилам квалификация работников эксплуатирующих гидротехнические сооружения, чем нарушены требования статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений»; пункта 2 Положения об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного Приказом Ростехнадзора от 29.01.2007 N 37, зарегистрированного Минюстом РФ 22.03.2007 № 9133;

-не разработаны и своевременно не уточнены критерии безопасности гидротехнических сооружений, чем нарушены требования статей 3, 9 Федерального закона от 21.07.1997 №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений»;

-не обеспечивается контроль (мониторинг) за показателями состояния (критериями безопасности) гидротехнических сооружений, природных и техногенных воздействий на гидротехнических сооружениях, чем нарушены требования статей 9, 19 Федерального закона от 21.07.1997 №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений»;

-      эксплуатация гидротехнических сооружений организована не в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правилами эксплуатации гидротехнических сооружений, чем нарушены требования статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений»; пункта 4 Требований к содержанию правил эксплуатации гидротехнических сооружений за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений», утвержденных Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 02.10.2015 N395, зарегистрированных в Министерстве юстиции Российской Федерации 01.12.2015 N39911;

-      не обеспечено внесение в Регистр сведений о гидротехнических сооружениях, чем нарушены требования статьи 7, статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений»;

-не обеспечивается проведение регулярных обследований гидротехнических сооружений, чем нарушены требования статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений»;

-не приняты меры по определению финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения, чем нарушены требования статьи 17 Федерального закона от 21.07.1997 №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений»;

-      не приняты меры по проведению преддекларационного обследования гидротехнических сооружений, чем нарушены требования статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений»; пункта 7 Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 ноября 1998 года N 1303;

-отсутствует утвержденная в установленном порядке декларация безопасности гидротехнических сооружений, заключение экспертной комиссии на декларацию безопасности гидротехнических сооружений, чем нарушены пункты 21, 24 Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 ноября 1998 года №1303;

-не обеспечивается соблюдение обязательных требований при эксплуатации гидротехнических сооружений, чем нарушены требования статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений».

Изложенные обстоятельства подтверждаются протоколом об административном правонарушении от 09.04.2018 №364, постановлением от 16.04.2018 № 364 о привлечении к административной ответственности.

Доказательств, свидетельствующих о том, что соблюдение требований действующего законодательства в области безопасности гидротехнических сооружений было невозможно в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые администрация не могла ни предвидеть, ни предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от нее требовалась, Администрацией не представлено.

При изложенных обстоятельствах вывод Управления и суда первой инстанции о наличии в действиях Администрации состава вменённого правонарушения соответствует материалам дела.

Довод Администрации о том, что объекты «Берегоукрепительные работы на р. Волга в районе г. Балахны, Нижегородская область, участок №1» и «Берегоукрепительные работы на р. Волга в районе г. Балахны, Нижегородская область, участок №2» не относятся к понятию гидротехнические сооружения, указанному в Федеральном законе № 117-ФЗ, обоснованно отклонены судом первой инстанции.

Пунктом 7 раздела I Дополнительных требований к содержанию деклараций безопасности гидротехнических сооружений и методики их составления, учитывающих особенности декларирования безопасности гидротехнических сооружений различных видов в зависимости от их назначения, класса, конструкции, условий эксплуатации и специальных требований к безопасности, утвержденных Приказом Ростехнадзора от 03.11.2011 N 625, установлено, что при разработке декларации необходимо применять понятия, термины и определения, установленные законодательством Российской Федерации о безопасности ГТС и защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в области гидротехники.

Согласно статье 3 Федерального закона №117-ФЗ под гидротехническими сооружениями понимаются плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

Согласно пункту 7 (стр. 12 и 16) положительного заключения «Управления государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» от 01.12.2010 г. №0840-10/УГЭ-3565 по объекту - «Берегоукрепительные работы на р. Волга в районе г. Балахны, Нижегородская область, участок №2»: назначение сооружения - защита береговой полосы, жилой застройки и др.; тип сооружения - берегоукрепительное сооружение.

В составе проектной документации, на которую проводилась экспертиза, представлены декларация безопасности гидротехнических сооружений и паспорт гидротехнических сооружений. Гидротехнические сооружения включены в Российский регистр гидротехнических сооружений, которым присвоен регистрационный код 208220000320800.

Порядок формирования и ведения Российского регистра гидротехнических сооружений регламентирован постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.1998 №490. Состав, форма представления сведений о гидротехническом сооружении, необходимых для формирования и ведения Российского регистра гидротехнических сооружений, и правила её заполнения, утверждены приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 25.04.2016 N 159 (далее по тексту - Приказ).

Классификация по видам и типам гидротехнических сооружений приведена в Таблице №2 Приказа, в соответствии с которой «Берегоукрепительные работы на р. Волга в районе г. Балахны, Нижегородская область, участок №2» и «Берегоукрепительные работы на р. Волга в районе г. Балахны, Нижегородская область, участок №1» по типу сооружений относятся к берегоукрепительным сооружениям, по виду к регуляционным и выправительным гидротехническим сооружениям.

Ссылка Администрации на письма Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 18.02.2015 №10-00-14/261, от 24.08.2015 №10-00-14/1511, согласно которым понятие «берегоукрепительные работы» к гидротехническим сооружениям не относятся, судом не принимается, поскольку в указанных письмах речь идет именно о понятии, указанном в декларации безопасности, о необходимости его использования в соответствии с употребляемыми в законодательстве в данной сфере, что предусмотрено пунктом 7 Дополнительных требований к содержанию деклараций безопасности гидротехнических сооружений и методики их составления, учитывающих особенности декларирования безопасности гидротехнических сооружений различных видов в зависимости от их назначения, класса, конструкции, условий эксплуатации и специальных требований к безопасности, утвержденных Приказом Ростехнадзора от 03.11.2011 N 625, которым предусмотрено, что при разработке Декларации необходимо применять понятия, термины и определения, установленные законодательством Российской Федерации о безопасности ГТС и защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в области гидротехники.

Вышеуказанными письмами Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору не утверждается, что Берегоукрепительные работы на р. Волга в районе г. Балахны, Нижегородская область, участок №1» и «Берегоукрепительные работы на р. Волга в районе г. Балахны, Нижегородская область, участок №2» не являются гидротехническими сооружениями по своему функциональному назначению. В письмах Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору речь идёт исключительно о понятийном аппарате, используемом в декларации безопасности гидротехнического сооружения, и соответственно указанными письмами не может утверждаться о фактическом отсутствии гидротехнических сооружений находящихся в собственности Администрации.

Сам факт включения спорных сооружений в Российский регистр гидротехнических сооружений, которым присвоен регистрационный код 208220000320800, свидетельствует о том, что рассматриваемые объекты являются гидротехническими сооружениями.

Доводы Администрации о том, вышеназванные спорные объекты должны находится в федеральной собственности и содержаться за счет федерального бюджета, также обоснованно не приняты судом первой инстанции, как не имеющие правового значения для рассмотрения настоящего спора, поскольку как на момент проведения проверки, так и в настоящее время, рассматриваемые гидротехнические сооружения находятся в муниципальной собственности, следовательно, в силу статьи 9 Федерального закона №117-ФЗ именно на органе местного самоуправления лежит обязанность по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений.

Оценив характер правонарушения и роль правонарушителя, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о невозможности применения к совершенному Обществом правонарушению статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ввиду его малозначительности.

Повторно проверив порядок привлечения Общества к административной ответственности, суд апелляционной инстанции не установил со стороны Управления процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении.

Таким образом, Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

П О С Т А Н О В И Л :

решение  Арбитражного суда Нижегородской области от 17.07.2018 по делу № А43-15960/2018 оставить без изменения.

Апелляционную жалобу администрации Балахнинского муниципального района Нижегородской области оставить без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья

Т.В. Москвичева