НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2020 № 01АП-7297/20

ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Березина ул., д. 4, г. Владимир, 600017

http://1aas.arbitr.ru,  тел/факс: (4922) телефон 44-76-65, факс 44-73-10

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Владимир

«16» декабря 2020 года                                                      Дело № А39-4926/2020

Резолютивная часть постановления объявлена 09.12.2020.

Постановление в полном объеме изготовлено 16.12.2020.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,

судей Гущиной А.М., Кастальской М.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Семиной И.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения – Центра по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Республике Мордовия на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 29.09.2020 по делу № А39-4926/2020, принятое по заявлению Государственного учреждения – Центра по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Республике Мордовия о взыскании с администрации Атяшевского муниципального района Республики Мордовия ущерба в сумме 163 434 рублей 76 копеек.

В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились.

Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.

Решением начальника Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Атяшевском муниципальном районе Республики Мордовия от 26.05.2005 №239 с 01.01.2005 ФИО1 назначена ежемесячная денежная выплата по категории «члены семей умершего участника ВОВ».

Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Атяшевском районе, а позднее Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ардатовском районе Республики Мордовия (в связи с переездом ФИО1) производило ей ежемесячную денежную выплату, установленную Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», как вдове умершего участника Великой Отечественной Войны, а также были выплачены единовременные выплаты в сумме 5000 рублей на основании Указа Президента Российской Федерации от 24.02.2010 №247 «О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 65-летием Победы в Великой Отечественной Войне 1941-1945 годов», в сумме 5000 рублей на основании Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 №595 «О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 67-летием Победы в Великой Отечественной Войне 1941-1945 годов», в сумме 7000 рублей на основании Указа Президента Российской Федерации от 26.02.2015 №100 «О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной Войне 1941-1945годов».

Государственное казенное учреждение «Социальная защита населения по Ардатовскому району Республики Мордовия» 12.07.2017 направило письмо в Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ардатовском районе Республики Мордовия о том, что письмом от 26.06.2017 №10-1427 Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия разъяснило, что награды, имеющиеся у ФИО2 не могут служить основанием для признания ФИО1 вдовой умершего участника Великой Отечественной Войны. Статус вдовы умершего участника Великой Отечественной Войны был определен Комитетом по социальной защите населения Администрации Табунского района Алтайского края (справка от 10.08.2001 №18), но представленных документов в личном деле недостаточно для подтверждения периода его участия в действующей армии. Сведения о награждениях ФИО2 подтверждены, однако данные документы не подтверждают период участия в Великой Отечественной войне. Рекомендовано принять к сведению информацию для решения вопроса по предоставлению выплат.

После получения письма от 12.07.2017 государственное казенное учреждение «Соцзащита населения по Ардатовскому району Республики Мордовия» распоряжением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ардатовском районе Республики Мордовия от 24.08.2017 №708 приостановило ежемесячную денежную выплату ФИО1 по категории «члены семей погибших участников ВОВ».

Решением от 05.03.2018 ежемесячная денежная выплата прекращена с 01.03.2018.

Протоколом от 07.05.2018 Государственным учреждением Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Ардатовском муниципальном районе Республики Мордовия выявлены излишне выплаченные пенсионеру ФИО1 суммы ежемесячной денежной выплаты в сумме 163 434 рублей 76 копеек, поскольку в письме от 12.07.2017 государственное казенное учреждение «Социальная защита населения по Ардатовскому району Республики Мордовия» сообщило, что награды, имеющиеся у ФИО2, не могут служить основанием для признания ФИО1 вдовой умершего участника Великой Отечественной войны. А также на запрос Управления 09.01.2018 из Главного Управления Министерства внутренних дел России по Свердловской области поступил ответ, удостоверение участника Великой Отечественной Войны ФИО2 не выдавалось, участия в боевых действиях на фронтах Великой Отечественной Войны не принимал.

Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ардатовском муниципальном районе Республики Мордовия 16.05.2018 направило государственному казенному учреждению «Социальная защита населения по Атяшевскому району Республики Мордовия»  претензию, в которой указало вышеперечисленные обстоятельства и требовало возместить причиненный ущерб в сумме 163 434 рублей 76 копеек.

Государственное казенное учреждение «Социальная защита населения по Атяшевскому району Республики Мордовия» в ответе от 04.06.2018 сообщило, что государственное казенное учреждение «Социальная защита населения по Атяшевскому району Республики Мордовия» создано путем изменения типа ГУ «Социальная защита населения по Атяшевскому району Республики Мордовия» в соответствии с постановлением Правительства Республики Мордовия от 15.11.2010 №437. Отдел социальной защиты населения Администрации Атяшевского района был переименован в Управление социальной защиты населения Администрации Атяшевского района на основании Решения Совета депутатов Атяшевского района от 22.04.2004 №29. Организация прекратила свою деятельность с 01.01.2009 в связи с ликвидацией на основании решения Совета депутатов Атяшевского района от 30.12.2008 №101. Государственное казенное учреждение «Социальная защита населения по Атяшевскому району Республики Мордовия» является самостоятельным юридическим лицом, зарегистрированным 21.01.2009, и не отвечает за действия и обязательства других юридических лиц. В связи с тем, что учреждение ликвидировано, считает обращение Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации необоснованным.

Государственное учреждение – Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Республике Мордовия 23.03.2020 направило претензию администрации Атяшевского муниципального района Республики Мордовия с требованием возместить ущерб в сумме 163 434 рублей 76 копеек, поскольку переплата произошла в результате выдачи справки Атяшевским районным Отделом социальной защиты 11.05.2004.

Администрация Атяшевского муниципального района Республики Мордовия 07.04.2020 направила ответ, в котором указала, что органы местного самоуправления не имеют полномочий по определению статуса   участников Великой Отечественной войны, поскольку данный вопрос отнесен к компетенции военных комиссариатов, и не может быть ответчиком по данному спору.

Государственное учреждение – Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Республике Мордовия (далее - Центр), полагая, что в результате действий Атяшевского районного Отдела социальной защиты, который являлся структурным подразделением администрации Атяшевского муниципального района Республики Мордовия, выразившихся в неправомерной выдаче справки от 11.05.2004 №368 Атяшевским районным отделом социальной защиты населения ФИО1, из федерального бюджета за период с 01.05.2005 по 24.08.2017 были выплачены ЕДВ и единовременные выплаты, как вдове участника Великой Отечественной Войны, обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с иском о взыскании убытков в сумме 163 434 рублей 76 копеек.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: государственное казенное учреждение «Социальная защита населения по Атяшевскому району Республики Мордовия», государственное казенное учреждение «Социальная защита населения по Ардатовскому району Республики Мордовия».

Решением от 29.09.2020 Арбитражный суд Республики Мордовия отказал в удовлетворении заявленных требований.

В апелляционной жалобе Центр не согласен с выводом суда первой инстанции, что у Центра не было законных оснований для назначения и выплаты ежемесячной денежной выплаты на основании справки, выданной Атяшевским районным отделом социальной защиты населения

Администрация Атяшевского муниципального района в отзыве на апелляционную жалобу указывает на законность судебного акта, просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.

Государственное казенное учреждение «Социальная защита населения по Ардатовскому району Республики Мордовия», государственное казенное учреждение «Социальная защита населения по Атяшевскому району Республики Мордовия» отзывы на апелляционную жалобу в установленный законом срок не представили.

Администрация Атяшевского муниципального района, государственное казенное учреждение «Социальная защита населения по Атяшевскому району Республики Мордовия», Государственное казенное учреждение «Социальная защита населения по Ардатовскому району Республики Мордовия» заявили ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в их отсутствие.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Первый арбитражный апелляционный суд не нашёл оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ (ред. от 24.04.2020) «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются меры социальной поддержки, в том числе такие, как льготы по пенсионному обеспечению в соответствии с законодательством, компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов.

Независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы меры социальной поддержки предоставляются супруге (супругу) погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак.

Согласно статье 2 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» к ветеранам Великой Отечественной войны относятся:1) участники Великой Отечественной войны: военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу (включая воспитанников воинских частей и юнг) либо временно находившиеся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период гражданской войны, период Великой Отечественной войны или период других боевых операций по защите Отечества, а также партизаны и члены подпольных организаций, действовавших в период гражданской войны или период Великой Отечественной войны на временно оккупированных территориях СССР; б)         военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, проходившие в период Великой Отечественной войны службу в городах, участие в обороне которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий на льготных условиях, установленных для военнослужащих воинских частей действующей армии; в)   лица вольнонаемного состава армии и флота, войск и органов внутренних дел, органов государственной безопасности, занимавшие в период Великой Отечественной войны штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, либо находившиеся в указанный период в городах, участие в обороне которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий на льготных условиях, установленных для военнослужащих воинских частей действующей армии; г) сотрудники разведки, контрразведки, выполнявшие в период Великой Отечественной войны специальные задания в воинских частях, входивших в состав действующей армии, в тылу противника или на территориях других государств; д) работники  предприятий и военных объектов, наркоматов, ведомств, переведенные в период Великой Отечественной войны на положение лиц, состоящих в рядах Красной Армии, и выполнявшие задачи в интересах армии и флота в пределах тыловых границ действующих фронтов или операционных зон действующих флотов, а также работники учреждений и организаций (в том числе учреждений и организаций культуры и искусства), корреспонденты центральных газет, журналов, ТАСС, Совинформбюро и радио, кинооператоры Центральной студии документальных фильмов (кинохроники), командированные в период Великой Отечественной войны в действующую армию; е) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, бойцы и командный состав истребительных батальонов, взводов и отрядов защиты народа, принимавшие участие в боевых операциях по борьбе с десантами противника и боевых действиях совместно с воинскими частями, входившими в состав действующей армии, в период Великой Отечественной войны, а также принимавшие участие в боевых операциях по ликвидации националистического подполья на территориях Украины, Белоруссии, Литвы, Латвии и Эстонии в период с 1 января 1944 года по 31 декабря 1951 года. Лица, принимавшие участие в операциях по боевому тралению в подразделениях, не входивших в состав действующего флота, в период Великой Отечественной войны, а также привлекавшиеся организациями Осоавиахима СССР и органами местной власти к разминированию территорий и объектов, сбору боеприпасов и военной техники в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года; ж)лица, принимавшие участие в боевых действиях против фашистской Германии и ее союзников в составе партизанских отрядов, подпольных групп,  других антифашистских формирований в период Великой Отечественной войны на территориях других государств; з) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев; военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период; и) лица, награжденные медалью «За оборону Ленинграда», инвалиды с детства вследствие ранения, контузии или увечья, связанных с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27 сентября 2000 года № 1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в РФ», за Пенсионным фондом РФ и его территориальными органами были закреплены полномочия по выплате государственных пенсий.

Согласно пункту 1 статьи 21  Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 23.1 Федерального закона от 12.01.1995                   № 5-ФЗ «О ветеранах» право на ежемесячную денежную выплату имеют: 1) инвалиды войны; 2) участники Великой Отечественной войны; 7) члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Минтруда РФ от 11.10.2000 № 69 (с изм. от 30.07.2004) «Об утверждении Инструкции о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных Федеральным законом «О ветеранах» права и льготы, установленные Федеральным законом «О ветеранах», предоставляются на основании удостоверения участника войны, либо из числа указанных лиц, которым ранее удостоверение участника войны не выдавалось, по обращению граждан военными комиссариатами, органами внутренних дел по месту жительства на основании документов, подтверждающих факты участия, либо на основании удостоверений о награждении орденами или медалями СССР за службу в указанный период.

Членам семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, а также членам семей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), указанным в статье 21  Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», - на основании удостоверения о праве на льготы, выданного в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 23.02.1981 № 209.

Удостоверение выдается по обращению граждан органами, осуществляющими их пенсионное обеспечение, на основании документов о прохождении военной службы или участии в боевых действиях погибшим (умершим), свидетельства о смерти, документов, подтверждающих родственное отношение к погибшему (умершему), пенсионного удостоверения либо справки о праве на пенсию по случаю потери кормильца (с учетом пункта 2 статьи 21  Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах») (пункт 2.16 Инструкции).

В соответствии с пунктом 2 Приказа Минздравсоцразвития Российской Федерации от 30.11.2004 № 294 (ред. от 17.12.2009) «Об утверждении Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации», действовавшего до 23.01.2013, установлено, что в период до 1 января 2005 года решение о назначении ежемесячной денежной выплаты с 1 января 2005 года лицу, имеющему право на нее, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации принимает на основании сведений органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации, представленных в 2004 г. в рамках Соглашений между Пенсионным фондом Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации об информационном взаимодействии (пп. 2.1).

В том случае если сведения о лице, имеющем право на ежемесячную денежную выплату с 1 января 2005 г., не были представлены до указанного срока, то решение о назначении ежемесячной денежной выплаты принимается на основании заявления гражданина с даты вступления в силу Закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ, если обращение за этой выплатой последовало не позднее 31 декабря 2005 г.

В качестве документов, подтверждающих категорию лица, имеющего право на ежемесячную денежную выплату в соответствии с законодательством Российской Федерации, принимать удостоверение и (или) справки установленного образца, а в необходимых случаях - справки и документы компетентных органов, содержащие требуемые сведения (пункт 3 Приказа).

Как следует из материалов дела,  в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Атяшевском районе ФИО1 обратилась после 01.01.2005 - 25.05.2005, решение о назначении ей выплаты принято 26.05.2005.

В качестве документов, подтверждающих статус участника Великой Отечественной войны, указанного в подпункте «з» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», принимаются удостоверение ветерана Великой Отечественной войны, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.10.1999 № 1122, или удостоверение о праве на льготы, выданное в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 12.05.1988 №621.

Приостановление, продление и возобновление начисления ежемесячной денежной выплаты производится в порядке, определенном для выплаты страховой пенсии в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»   (пункт 16 Приказа Минтруда России от 22.01.2015 № 35н «Об утверждении Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации»)

Начисление сумм ежемесячной денежной выплаты в лицевом счете производится на основании документов выплатного дела, а также документов, поступивших в распоряжение территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации и влияющих на начисления ежемесячной денежной выплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 15).

Согласно пункту 6 Приказа Минздравсоцразвития Российской Федерации от 30.11.2004 № 294 (ред. от 17.12.2009) «Об утверждении Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации», действовавшего до 23.01.2013, при осуществлении ежемесячной денежной выплаты территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации: разъясняет гражданам законодательство Российской Федерации; принимает заявление об установлении ежемесячной денежной выплаты со всеми необходимыми документами; дает оценку сведениям, содержащимся в документах, представленных гражданином для подтверждения права на ежемесячную денежную выплату, а также оценку правильности оформления этих документов; регистрирует граждан, имеющих право на ежемесячную денежную выплату, в системе индивидуального (персонифицированного) учета в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи представленных документов; сличает подлинники представленных документов с их копиями, фиксирует выявленные расхождения; принимает решения о назначении ежемесячной денежной выплаты, распоряжения о перерасчете ее размера, а также решения об отказе в назначении (перерасчете) ежемесячной денежной выплаты на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных документов.

Как следует из материалов дела, основанием для принятия решения о назначении ежемесячной денежной выплаты ФИО1 и, вследствие этого, производства необоснованных выплат, послужило два документа: справка от 11.05.2004 №368, выданная Атяшевским районным отделом социальной защиты населения о том, что она является одиноко проживающей супругой умершего участника Великой Отечественной войны имеет право на льготы, предусмотренные статьей 21 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» и копия справки Жанатасского городского военного комиссариата от 30.05.1997 о том, что ФИО1 является вдовой умершего участника Великой Отечественной войны ФИО2

В решении от 26.05.2005 о назначении ФИО1 ежемесячной денежной выплаты указания на какие-либо документы, послужившие основанием для назначения выплаты, отсутствуют.

В силу статей 15, 16 Гражданского кодекса Российской Федерации для наступления ответственности, предусмотренной статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, истцу необходимо доказать наличие убытков, вину причинителя убытков, размер   ущерба,   противоправность   поведения   причинителя   убытков   и причинно-следственную связь между действиями причинителя убытков и наступившими у истца неблагоприятными последствиями.

Отсутствие одного из вышеназванных элементов влечет за собой отказ суда в удовлетворении требования о возмещении убытков.

В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах»реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до 1 января 1992 года или Правительством Российской Федерации.

Для подтверждения статуса члена семьи погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны или ветерана боевых действий принимаются удостоверение о праве на льготы, утвержденное Постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам от 18 октября 1989 г. № 345, или справка, заменяющая это удостоверение, или пенсионное удостоверение с отметкой: «Вдова (мать, отец) погибшего воина», или справка установленной формы о гибели военнослужащего (статья 6.3 Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи»).

Документами, подтверждающими брачные отношения, являются свидетельство о браке, справки компетентных органов (должностных лиц) иностранных государств.

Факт смерти подтверждается свидетельством о смерти, факт признания гражданина безвестно отсутствующим или умершим подтверждается решением суда.

На основании изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что у Центра не было законных оснований для назначения и выплаты ежемесячной денежной выплаты именно на основании справки, выданной Атяшевским районным отделом социальной защиты населения, поскольку Закон «О ветеранах» прямо указывает на реализацию мер социальной поддержки ветеранов и членов их семей исключительно по предъявлении удостоверений единого образца, а не на основании справок.

Судом установлено, что удостоверение участника Великой Отечественной войны ФИО2 не выдавалось, как и ФИО1 не выдавалось удовлетворение вдовы участника Великой Отечественной войны.

В соответствии со статьей 25 Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ (ред. от 01.10.2019) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты трудовой пенсии, а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

 Частью 2 статьи 25 Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ (ред. от 01.10.2019) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» установлено, что в случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных частью 4 статьи 23 Закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату трудовых пенсий, виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

По смыслу данной нормы лицо, право которого нарушено, должно доказать не только факт причинения ему убытков, но и наличие причинной связи между виновными действиями ответчика и причиненными убытками.

Под причинно-следственной связью понимается такая связь явлений, при которой одно из явлений (причина), в данном случае неправомерные действия ответчика, не только предшествует по времени второму (следствию) - причинению убытков, но и порождает его, влечет его наступление.

В силу пункта 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации).

При этом лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать факт причинения вреда, противоправность действий причинителя вреда, причинную связь между действиями причинителя вреда и наступившим вредом, а также вину причинителя вреда.

Требование о взыскании убытков может быть удовлетворено только при наличии всей совокупности указанных выше условий.

Ссылка Центра, что основанием для выплаты ЕДВ ФИО1, как вдове участника ВОВ, явилась справка Атяшевского районного отдела социальной защиты населения №368 11.05.2004, о том, что ФИО1 имеет право на льготы, предусмотренные статьей 21 ФЗ «О ветеранах» обоснованна не принята судом первой инстанции.

Судом установлено, что данная справка выдана Отделом на основании представленных ФИО1, и выданных ранее документов Жанатасского городского военного комиссариата от 1997 года Администрации Табунского района от 2001 года, а также военного комиссара Табунского района от 20.01.1998, содержание которых указывало, что ФИО1 уже обладает статусом вдовы умершего участника Великой Отечественной Войны, и пользуется соответствующими льготами. Отдел социальной защиты населения не устанавливал статус ФИО1 Все вышеуказанные документы имелись в выплатном деле ФИО1, в том числе и на момент принятия решения 26.05.2005 о назначении ей ежемесячной денежной выплаты. Удостоверение вдовы участника ФИО3 Отечественной Войны, в соответствии со статьей 28 Федерального закона «О ветеранах», ФИО1 в Пенсионный фонд не предоставляла. Проверка подтверждения статуса вдовы участника Великой Отечественной Войны была инициирована государственным казенным учреждением «Социальная защита населения по Ардатовскому району Республики Мордовия» лишь в 2010 году в связи с обращением ФИО1  с заявлением об обеспечении ее жильем.

Кроме того, представителем Центра в материалы дела представлено письмо от 02.11.1998 военного комиссара Табунского района с просьбой аннулировать справку №3 от 20.01.1998, выданную военным комиссаром Табунского района, о праве ФИО1 на получение пенсии по случаю потери кормильца, в связи с получением архивной справки Пенсионного отдела ГУВД Свердловской области о том, что ФИО2 участия в боях не принимал, удостоверение участника Великой Отечественной Войны не выдавалось.

Представитель Центра в ходе судебного заседания пояснила, что указанное письмо отсутствовало в материалах дела на момент принятия решения о назначении ФИО1 ЕДВ, оно было получено в результате запроса в процессе проверки в 2010 или 2011 году.

Согласно пункту 13 Постановления Минтруда РФ № 17, ПФ РФ № 19пб от 27.02.2002 «Об утверждении Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», действовавшего в момент обращения ФИО1 в Пенсионный фонд и принятия решения о назначении ей ЕДВ, решения и распоряжения об установлении пенсии или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных документов.

При получении от пенсионера справок фонд вправе проверять, содержащиеся в них сведения. Данным правом истец не воспользовался.

Согласно пункту 6 статьи 23.1 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» ежемесячная денежная выплата устанавливается и выплачивается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.

Статьей 28 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» установлено, что реализация прав и льгот ветеранов осуществляется по предъявлении ими удостоверений единого образца, установленного для каждой категории ветеранов Правительством СССР до 01.01.1992 либо Правительством Российской Федерации.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что в случае отсутствия в личном выплатном деле документов, подтверждающих статус ФИО1, как вдовы участника Великой Отечественной Войны, у Центра не имелось законных оснований для назначения и выплаты ФИО1 ежемесячных денежных выплат на основании только справки Атяшевского районного отдела социальной защиты населения №368 11.05.2004, поскольку Федеральный закон от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» прямо указывает на осуществление мер социальной поддержки ветеранов исключительно при предъявлении ими удостоверений единого образца, а не на основании каких-либо справок.

Кроме того, как верно указал суд первой инстанции, Атяшевский районный отдел социальной защиты населения 13.01.2011 прекратил свою деятельность в связи с исключением его из Единого государственного реестра юридических лиц на основании п.2 ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Согласно статье 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее -недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

При наличии одновременно всех указанных в пункте 1 настоящей статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - решение о предстоящем исключении).

В соответствии с пунктом 3 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении.

На основании пункта 1 статьи 64.2 Гражданского кодекса Российской Федерации считается фактически прекратившим свою деятельность и подлежит исключению из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц, юридическое лицо, которое в течение двенадцати месяцев, предшествующих его исключению из указанного реестра, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету (недействующее юридическое лицо).

Исключение недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц влечет правовые последствия, предусмотренные Гражданского кодекса Российской Федерации и другими законами применительно к ликвидированным юридическим лицам (пункт 2 статьи 64.2 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 8 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункту 6 статьи 22 Федерального закона от 08.08.2001                 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

В пункте 1 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам.

Администрация Атяшевского муниципального района зарегистрирована 03.09.2001.

Учитывая все вышеизложенное, суд пришел к обоснованному выводу о недоказанности Центром совокупности условий, необходимых для привлечения администрации Атяшевского муниципального района Республики Мордовия к ответственности, ввиду непредставления им однозначных и бесспорных доказательств того, что именно по вине администрации Атяшевского муниципального района Республики Мордовия совершены действия, повлекшие переплату ежемесячной денежной выплаты и причинение ущерба.

Ввиду изложенного суд первой инстанции правомерно отказал во взыскании убытков в сумме 163 434 рублей 76 копеек.

Таким образом, Арбитражный суд Республики Мордовия полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 29.09.2020 по делу № А39-4926/2020 оставить без изменения.

Апелляционную жалобу Государственного учреждения – Центра по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Республике Мордовия оставить без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.

Председательствующий судья                  

Т.В. Москвичева

Судьи

А.М. Гущина

М.Н. Кастальская