г. Владимир
«10» августа 2022 года Дело № А79-1795/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 09.08.2022.
Постановление в полном объеме изготовлено 10.08.2022.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Белышковой М.Б., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никитиной С.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Альянс Ко» на решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 29.03.2022 по делу № А79-1795/2021,
принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Альянс Ко» (ОГРН 1132130002102, ИНН 2130115408) о признании незаконными действий Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары.
В судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи, принял участие представитель Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары – Васина Н.Ю. на основании доверенности от 30.12.2021 сроком действия до 31.12.2022.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителя Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары,Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью «Альянс Ко» (далее – Общество) зарегистрировано в качестве юридического лица 11.02.2013, о чем Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары (далее – Инспекция, налоговый орган) в Единый государственный реестр юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) внесена запись за основным государственным регистрационным номером 1132130002102.
По сведениям ЕГРЮЛ по состоянию на 01.03.2020 основным видом деятельности Общества являлась «Торговля автотранспортными средствами» (код 45.1 Общероссийского классификатора видов экономической деятельности), в качестве дополнительного вида деятельности указан, в том числе код 45.11.2 – «Торговля розничная легковыми автомобилями и легкими автотранспортными средствами в специализированных магазинах».
Основной вид экономической деятельности Общества 19.06.2020 был изменен на 45.11.2 – «Торговля розничная легковыми автомобилями и легкими автотранспортными средствами в специализированных магазинах», о чем в ЕГРЮЛ внесена запись за государственным регистрационным номером 2202100118383.
Общество 16.09.2020 обратилось в Инспекцию с заявлением, в котором просило освободить его от уплаты налогов за 2 квартал 2020 года, установить тариф страховых взносов за 2 квартал 2020 года в размере 0 процентов, предоставить отсрочку по налогам за 2019 год и за 1-2 кварталы 2020 года.
Налоговый орган, рассмотрев обращение Общества, в письме от 15.10.2020 № 24-27/031473@ указал на несоблюдение Обществом условий пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 № 409 «О мерах по обеспечению устойчивого развития» (далее - Постановление № 409).
Жалоба Общества на действия (бездействие) должностных лиц Инспекции Управлением Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике (далее – Управление) оставлена без удовлетворения, о чем вынесено решение от 10.12.2020 № 289.
Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными действий Инспекции, выразившихся в отказе: 1) предоставить меры поддержки, предусмотренные пунктом 1 Постановления № 409: а) продлить установленные законодательством о налогах и сборах сроки уплаты следующих налогов (авансовых платежей): налога на прибыль организаций за 2019 год - на 6 месяцев; единого налога на вмененной доход для отдельных видов деятельности за первый квартал 2020 года, авансовых платежей по налогу на прибыль за март и первый квартал 2020 года - на 6 месяцев; авансовых платежей по транспортному налогу установить, что указанные авансовые платежи за первый квартал 2020 года подлежат уплате не позднее 30 октября 2020 года; б) продлить сроки уплаты страховых взносов: исчисленных с выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц за март 2020 года - на 6 месяцев; исчисленных с выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц за июль 2020 года - на 4 месяца; 2) предоставить меры поддержки, предусмотренные статьей 2 Федерального закона от 08.06.2020 № 172 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 172-ФЗ), освободить от исполнения обязанности уплатить следующие налоги, авансовые платежи по налогам, сборам: а) по налогу на прибыль организаций - в части ежемесячных авансовых платежей, подлежащих уплате во втором квартале 2020 года; авансовых платежей, подлежащих уплате в бюджет за полугодие 2020 года, за минусом ранее начисленных сумм авансовых платежей за первый квартал; б) по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности - в части налога за второй квартал 2020 года; в) по транспортному налогу - в части налога и авансовых платежей по этому налогу за период владения объектом налогообложения с 1 апреля по 30 июня 2020 года в отношении объектов налогообложения, используемых (предназначенных для использования) в предпринимательской и (или) уставной деятельности; 3) предоставить меры поддержки, предусмотренные статьей 3 Федерального закона № 172- ФЗ, - в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, начисленных за апрель, май, июнь 2020 года, в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по соответствующему виду страхования и свыше установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по соответствующему виду страхования применить следующие пониженные тарифы страховых взносов: а) на обязательное пенсионное страхование - в размере 0,0 процента; б) на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - в размере 0,0 процента; в) на обязательное медицинское страхование - в размере 0,0 процента.
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 29.03.2022 в удовлетворении заявленных требований Обществу отказано.
Общество обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить.
Заявитель апелляционной жалобы настаивает на том, что меры поддержки предоставляются организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность в соответствующей отрасли российской экономики, в наибольшей степени пострадавшей в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции. Постановление № 409 и Федеральный закон № 172-ФЗ относятся к законодательству о налогах и сборах, в связи с чем при определении лиц, осуществляющих деятельность в соответствующей отрасли российской экономики, налоговый орган обязан использовать закрепленные в Налоговом кодексе Российской Федерации (далее – НК РФ) мероприятия налогового контроля и информацию, имеющуюся у Инспекции в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей. Предоставленные меры поддержки должны быть отражены налоговым органом в карточке расчетов с бюджетом.
Общество поясняет, что оно фактически осуществляет деятельность, которая включена в Перечень отраслей экономики, а именно: торговлю розничную легковыми автомобилями и легкими автотранспортными средствами в специализированных магазинах (код ОКВЭД – 45.11.2).
Общество заявило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя.
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Представитель Инспекции в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя Общества.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Федеральным законом № 172-ФЗ внесены изменения в часть вторую НК РФ, согласно которым индивидуальные предприниматели и включенные в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 209-ФЗ) в связи с созданием в период с 01.12.2018 по 29.02.2020 или на основании отчетности за 2018 год в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства организации, осуществляющие деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, освобождаются от исполнения обязанности уплатить следующие налоги, авансовые платежи по налогам, сборам:
1) по налогу на прибыль организаций - в части ежемесячных авансовых платежей, подлежащих уплате во втором квартале 2020 года; авансовых платежей, подлежащих уплате в бюджет за отчетные периоды четыре месяца, пять месяцев, шесть месяцев 2020 года, за минусом ранее начисленных сумм авансовых платежей за отчетный период три месяца; авансовых платежей, подлежащих уплате в бюджет за полугодие 2020 года, за минусом ранее начисленных сумм авансовых
платежей за первый квартал;
2) по акцизам - в части налога за налоговые периоды апрель, май, июнь 2020 года;
3) по водному налогу - в части налога за налоговый период второй квартал 2020 года;
4) по налогу на добычу полезных ископаемых - в части налога за налоговые периоды апрель, май, июнь 2020 года;
5) по единому сельскохозяйственному налогу - в части авансового платежа за отчетный период полугодие 2020 года. Указанный в настоящем пункте авансовый платеж засчитывается в счет уплаты единого сельскохозяйственного налога по итогам налогового периода 2020 года;
6) по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - в части авансового платежа за отчетный период полугодие 2020 года, уменьшенного на сумму авансового платежа за отчетный период первый квартал 2020 года;
7) по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов
деятельности - в части налога за второй квартал 2020 года;
8) по транспортному налогу - в части налога и авансовых платежей по этому налогу за период владения объектом налогообложения с 1 апреля по 30 июня 2020 года в отношении объектов налогообложения, используемых (предназначенных для использования) в предпринимательской и (или) уставной деятельности;
9) по налогу на имущество организаций - в части налога и авансовых платежей по этому налогу за период владения объектом налогообложения с 1 апреля по 30 июня 2020 года;
10) по земельному налогу - в части налога и авансовых платежей по этому налогу за период владения объектом налогообложения с 1 апреля по 30 июня 2020 года в отношении объектов налогообложения, используемых (предназначенных для использования) в предпринимательской и (или) уставной деятельности;
11) по налогу на имущество физических лиц - в части налога за период владения объектом налогообложения с 1 апреля по 30 июня 2020 года в отношении объектов налогообложения, используемых (предназначенных для использования) в предпринимательской деятельности;
12) по налогу на доходы физических лиц, исчисляемому и уплачиваемому в соответствии с пунктом 1 статьи 227 НК РФ, - в части авансового платежа, исчисленного за полугодие 2020 года, уменьшенного на сумму авансового платежа, исчисленного за первый квартал 2020 года;
13) по торговому сбору - в части сбора, исчисленного за второй квартал 2020 года (часть 1 статьи 2 Федерального закона № 172-ФЗ).
Согласно части 3 статьи 2 Федерального закона № 172-ФЗ для указанных в статье 2 Федерального закона № 172-ФЗ для организаций и индивидуальных предпринимателей - плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, начисленных за апрель, май, июнь 2020 года, в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по соответствующему виду страхования и свыше установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по соответствующему виду страхования применяются следующие пониженные тарифы страховых взносов:
1) на обязательное пенсионное страхование - в размере 0,0 процента;
2) на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - в размере 0,0 процента;
3) на обязательное медицинское страхование - в размере 0,0 процента. Часть 3 статьи 2 Федерального закона № 172-ФЗ предусматривает, что организации и индивидуальные предприниматели признаются осуществляющими деятельность в соответствующей отрасли российской экономики, в наибольшей степени пострадавшей в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, в порядке, аналогичном порядку, применяемому для определения лиц, в отношении которых предусмотрено продление установленных законодательством о налогах и сборах сроков уплаты налогов (авансовых платежей по налогам), в том числе предусмотренных специальными налоговыми режимами, сборов, страховых взносов в соответствии с подпунктами 2 и 3 пункта 3 статьи 4 НК РФ, и установленному Правительством Российской Федерации.
Федеральный закон № 172-ФЗ вступил в силу со дня его официального опубликования и распространил действие положений статьи 2 Федерального закона № 172-ФЗ на правоотношения, возникшие с 1 апреля 2020 года (статья 4 Федерального закона № 172-ФЗ).
Согласно пункту 1 Постановления № 409 Правительство Российской Федерации постановило предоставить организациям и индивидуальным предпринимателям, занятым в сферах деятельности, наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, следующие меры поддержки:
а) продлить организациям и индивидуальным предпринимателям, включенным по состоянию на 1 марта 2020 года в соответствии с Федеральным законом № 209-ФЗ в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, установленные законодательством о налогах и сборах сроки уплаты следующих налогов (авансовых платежей):
- налог на прибыль организаций, единый сельскохозяйственный налог, налог, уплачиваемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2019 год, - на 6 месяцев;
- налог на доходы физических лиц за 2019 год, уплачиваемый индивидуальными предпринимателями в соответствии с пунктом 6 статьи 227 НК РФ, - на 3 месяца;
- налоги (за исключением налога на добавленную стоимость, налога на профессиональный доход, налогов, уплачиваемых в качестве налогового агента) и авансовые платежи по налогам за март и I квартал 2020 г. - на 6 месяцев, если иное не предусмотрено подпунктом «г» настоящего пункта, за апрель - июнь, за II квартал и первое полугодие 2020 г. - на 4 месяца;
- налог, уплачиваемый в связи с применением патентной системы налогообложения, срок уплаты которого приходится на II квартал 2020 г., - на 4 месяца;
- в случае если законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований предусмотрена уплата авансовых платежей по транспортному налогу, налогу на имущество организаций и земельному налогу, установить, что указанные авансовые платежи за I квартал 2020 г. подлежат уплате не позднее 30 октября 2020 г., если иное не предусмотрено подпунктом «г» настоящего пункта, за II квартал 2020 г. - не позднее 30 декабря 2020 г.;
б) продлить организациям и индивидуальным предпринимателям, указанным в подпункте «а» настоящего пункта, установленные Кодексом сроки уплаты страховых взносов:
- исчисленных с выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц за март - май 2020 г., - на 6 месяцев, если иное не предусмотрено подпунктом «г» настоящего пункта;
- исчисленных с выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц за июнь - июль 2020 г., а также исчисленных индивидуальным предпринимателем за 2019 год с суммы дохода, превышающей 300000 рублей, - на 4 месяца.
В силу пункта 2 Постановления № 409 осуществление организациями и индивидуальными предпринимателями деятельности в соответствующей сфере деятельности, наиболее пострадавшей в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, определяется по коду основного вида деятельности, информация о котором содержится в ЕГРЮЛ либо в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей по состоянию на 1 марта 2020 года.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 434 утвержден Перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции (далее - Перечень).
Таким образом, приведенными правовыми нормами определены конкретные условия для получения освобождения от уплаты налогов, продления установленных Кодексом сроков уплаты налогов и страховых взносов, применения пониженных тарифов страховых взносов, а именно: 1) включение организации в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства; 2) осуществление деятельности в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции; 3) включение осуществляемой организацией деятельности в Перечень; 4) указание вида деятельности по коду ОКВЭД 2 соответствующей деятельности организации в ЕГРЮЛ в качестве основного по состоянию на 1 марта 2020 года.
В связи с чем, в случае, если осуществляемый организацией вид деятельности по коду ОКВЭД 2 не является основным видом экономической деятельности согласно ЕГРЮЛ по состоянию на 01.03.2020, то это исключает возможность получения указанной организацией мер поддержки, предусмотренных частью 1 статьи 2, статьей 3 Федерального закона № 172-ФЗ, пунктом 1 Постановления № 409.
Судом первой инстанции по материалам дела установлено, что по сведениям ЕГРЮЛ по состоянию на 01.03.2020 основным видом деятельности Общества являлась «Торговля автотранспортными средствами» (код 45.1 ОКВЭД 2).
Данный вид деятельности в Перечне не обозначен.
Поскольку вид деятельности согласно ЕГРЮЛ, заявленный как основной по состоянию на 01.03.2020, не предусмотрен в Перечне, то у Инспекции отсутствовали основания для предоставления Обществу мер поддержки, предусмотренных частью 1 статьи 2, статьей 3 Федерального закона № 172-ФЗ, пунктом 1 Постановления № 409.
Довод Общества о том, что фактически основным видом деятельности для него являлась на 01.03.2020 торговля розничная легковыми автомобилями и легкими автотранспортными средствами в специализированных магазинах (код 45.11.2 ОКВЭД 2), обоснованно отклонен судом первой инстанции.
Федеральный закон № 172-ФЗ и Постановление № 409 не содержат норм, которые позволяли бы налоговому органу определять основной вид деятельности организации по результатам проверки его экономической деятельности (на основании данных налоговой отчетности и иных сведений) и дальнейшего сопоставления заявленного ею в ЕГРЮЛ кода основного вида деятельности с фактически осуществляемым видом деятельности.
Законодатель не устанавливает правовых механизмов получения и проверки информации о хозяйственной деятельности организации, которой предоставляются меры поддержки, для дальнейшего сопоставления заявленного основного вида деятельности, фактически осуществляемому виду.
Законодателем также не устанавливается временной период, за который подлежит анализу информация о хозяйственной деятельности организации в целях сопоставления заявленного ею основного вида деятельности фактически осуществляемому виду деятельности.
Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что определение для целей предоставления мер государственной поддержки вида осуществляемой деятельности организации осуществляется в соответствии с кодом основного вида деятельности, информация о котором содержится в ЕГРЮЛ по состоянию на 01.03.2020. Пункт 2 Постановления № 409 не предусматривает иного порядка определения основного вида деятельности.
Фактическое осуществление Обществом деятельности, отнесенной к наиболее пострадавшей в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, при условии, что основной вид деятельности, указанный в ЕГРЮЛ, к пострадавшим не отнесен, не является обстоятельством, с которым действующее законодательство связывает предоставление дополнительных мер поддержки.
Внесение в ЕГРЮЛ после 01.03.2020 изменений в части указания основного вида деятельности также не является обстоятельством, которое свидетельствуют о наличии оснований для предоставления Обществу мер государственной поддержки, предусмотренных частью 1 статьи 2, статьей 3 Федерального закона № 172-ФЗ, пунктом 1 Постановления № 409.
В силу подпункта «п» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Федеральный закон № 129-ФЗ) в ЕГРЮЛ вносятся сведения о видах осуществляемой организацией деятельности путем проставления кодов этих видов деятельности по ОКВЭД 2.
По общим правилам, закрепленным в Федеральном законе № 129-ФЗ, определение кодов, непосредственно относящихся к сфере деятельности той или иной организации, осуществляется ею самостоятельно. В заявительном порядке соответствующая информация о кодах вносится в государственный реестр юридических лиц. При этом в силу пункта 5 статьи 5 Федерального закона № 129-ФЗ юридическое лицо обязано сообщить в регистрирующий орган по месту своего нахождения об изменении видов экономической деятельности, сведения о кодах которых включены в государственный реестр юридических лиц, в течение трех рабочих дней с момента такого изменения.
Поскольку в налоговый орган с заявлением об изменении основного вида деятельности до 01.03.2020 Общество не обращалось, то оно самостоятельно несет риск наступления неблагоприятных последствий, связанных с отражением в ЕГРЮЛ достоверных сведений о своем основном виде деятельности.
Налоговый орган, отказывая в предоставлении мер поддержки, предусмотренных частью 1 статьи 2, статьей 3 Федерального закона № 172-ФЗ, пунктом 1 Постановления № 409, обоснованно руководствовался данными, включенными в ЕГРЮЛ по состоянию на 01.03.2020, в части основного вида деятельности.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал Обществу в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению как основанные на ошибочном толковании закона.
Апелляционная жалоба по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Расходы по уплате государственной пошлины относятся на Общество.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 29.03.2022 по делу № А79-1795/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Альянс Ко» – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья А.М. Гущина
Судьи М.Б. Белышкова
Т.В. Москвичева