НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2019 № 01АП-3881/19

г. Владимир

«05» июня 2019 годаДело № А38-26/2019

Первый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Москвичевой Т.В.,

рассмотрел без вызова сторон апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Марий Эл на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 29.03.2019 по делу № А38-26/2019, принятое судьей Лежниным В.В. в порядке упрощенного производства по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Марий Эл о взыскании с общества с ограниченной ответственностью «Древесная мука» (ИНН 1216024246, ОГРН 1151224002522) экологического сбора в размере              15 481 рублей 90 копеек, при участии третьего лица общества с ограниченной ответственностью «Вторсырье».

Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.

Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Марий Эл (далее – Управление) 05.06.2018 в адрес общества с ограниченной ответственностью «Древесная мука» (далее по тексту – Общество) направлено требование от 04.06.2018                   № 05-1309 о погашении начисленной задолженности по оплате экологического сбора в размере 15 481 рубля 90 копеек.

Неисполнение указанного требования послужило основанием для обращения Управления в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением о взыскании с Общества указанной суммы задолженности.

Суд первой инстанции, руководствуясь статьями 226 - 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрел дело в порядке упрощенного производства.

Решением от 29.03.2019 в удовлетворении заявленного требования отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.

По мнению Управления, предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разработку,  очистку, является обработкой отходов, а не утилизацией.

Считает, чтоОбщество не подтвердило факт утилизации отходов, образующихся в результате утраты потребительских свойств упаковки, выпущенной им в обращение в 2017 году.

Общество и общество с ограниченной ответственностью  «Вторсырье» в отзывах на апелляционную жалобу считают решение суда законным и обоснованным.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, в отзывах на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

В соответствии со статьей 24.2 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в действующей с 31.12.2017 редакции на юридических лиц, осуществляющих производство товаров на территории Российской Федерации (производителей товаров), возложена обязанность по обеспечению выполнения нормативов утилизации отходовот использования товаров, то есть отходов, образовавшихся после утраты товарами своих потребительских свойств, установленных Правительством Российской Федерации. При этом в отношении упаковки, подлежащей утилизации после утраты потребительских свойств, обязанность выполнения нормативов утилизации возлагается на производителей товаров в этой упаковке.

По распоряжению Правительства Российской Федерации от 24.09.2015 №1886-р, действовавшему до 31.12.2017, к товарам, включая упаковку, подлежащим утилизации после утраты ими потребительских свойств, относились среди прочего мешки и сумки бумажные (группа № 10 «бумага и картон гофрированные и тара бумажная и картонная»), а также изделия упаковочные пластмассовые прочие (группа № 17 «Изделия пластмассовые упаковочные»). В 2017 году действовали нормативы утилизации отходов от использования товаров, утвержденные распоряжением Правительства РФ от 04.12.2015 №2491-р, при этом для использованных обществом видов упаковки норматив составлял 10 %.

Согласно пункту 4 статьи 24.2 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» в редакции, действовавшей до 31.12.2017, обеспечение выполнения нормативов утилизации подлежало осуществлению непосредственно самими производителем товаров, путем организации собственных объектов инфраструктуры по сбору, обработке, утилизации отходов от использования таких товаров или путем заключения договоровс оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором, с индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом, осуществляющими деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов (за исключением твердых коммунальных отходов).

Производители, импортеры товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, уплачивают экологический сбор в размерах и в порядке, которые установлены статьей 24.5 настоящего Федерального закона (пункт 7 статьи 24.2 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»). В силу пункта 9 статьи 24.2 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» обязанность производителя товаров по их утилизации считается исполненной либо со дня представления отчетности о выполнении нормативов утилизациилибо со дня уплаты экологического сбора. Названная отчетность предоставляется производителями товаров до 1 апреля года, следующего за отчетным годом, в порядке и по форме, установленным Правилами представления производителями и импортерами товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования таких товаров, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2015 № 1342.

Как следует из материалов дела, основным видом деятельности Общества является производство пиломатериалов, профилированных по кромке; производство древесного полотна, древесной муки; производство технологической щепы или стружки. В процессе осуществления указанной деятельности Общество использовало в 2017 году такую упаковку для произведенных им товаров, как мешки и сумки бумажные, изделия упаковочные пластмассовые прочие.

Следовательно, Общество было обязано обеспечить утилизацию 10% отходов от использования выпущенных в обращение в 2017 году мешков и сумок бумажных, изделий упаковочных пластмассовых прочих.

Между обществом с ограниченной ответственностью  «Вторсырье» (исполнителем) и Обществом (заказчиком) 22.01.2017 заключен договор, по условиям которого исполнитель принял на себя обязательство оказать услуги по обеспечению утилизации отходов от использования товаров, включая упаковку, произведенных заказчиком за 2017 год, к которым согласно приложению 1 к договору отнесены мешки и сумки бумажные, изделия упаковочные пластмассовые прочие.

Сторонами договора подписан акт утилизации отходов от 15.03.2018   № Д-3-1, из которого усматривается, что норматив утилизации отходов от использования выпущенной Обществом в обращение упаковки был перевыполнен за счет утилизации отходов от использования товаров, входящих в иные группы в соответствии перечнем, действовавшим в 2017 году (газеты, журналы, прочие периодические издания, бумага, картон, пленка), но отходы от использования которых обрабатываются аналогичным способом. Возможность такого замещения отходов в целях обеспечения нормативов утилизации предусмотрена пунктом 4.1 статьи 24.2 Федерального закона «Об отходах производства и потребления». При этом указанный закон не устанавливает требование о выполнении нормативов утилизации только за счет отходов, полученных именно от производителя товаров, на которого возложена обязанность по обеспечению таких нормативов. В целях утилизации отходов обществом с ограниченной ответственностью  «Вторсырье» была применена такая технология, как регенерация, в результате которой указанные в акте отходы после их соответствующей подготовки были возвращены в производственный цикл по изготовлению вторичного сырья пластмассового (отходы полиэтилена сортированные прессованные) и вторичного сырья бумажного и картонного (макулатура МС-7Б, МС-8В, МС-10В). Общество с ограниченной ответственностью  «Вторсырье» представило договор купли-продажи и универсальный передаточный акт, подтверждающие дальнейшую реализацию вторичного сырья (макулатуры в тюках, полиэтилена в тюках) обществу с ограниченной ответственностью «Комплекс «Экология Поволжья».

Обществом 01.04.2018 сдана в Управление декларация о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за 2017 год готовых товаров, в том числе упаковки, подлежащих утилизации, отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, за 2017 год. Согласно данной отчетности Обществом было выпущено в обращение на территории Российской Федерации в 2017 году 63 856 кг мешков и сумок бумажных и 772,56 кг изделий упаковочных пластмассовых прочих; норматив утилизации отходов от использования мешков и сумок бумажных составляет 6385,6 кг, при этом фактически выполнена утилизация 7000 кг; норматив утилизации отходов от использования изделий упаковочных пластмассовых прочих составляет 77,256 кг, при этом фактически выполнена утилизация 100 кг.

Согласно пункту 9.1 статьи 24.2 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», действующему с 31.12.2017, выполнение нормативов утилизации подтверждается актами утилизации отходов от использования товаров, утвержденными в порядке, установленном пунктом 16 статьи 24.2; договорами, предусмотренными пунктом 4 статьи 24.2, - в случае, если выполнение нормативов утилизации обеспечивается путем заключения договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором, индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом, осуществляющими утилизацию отходов от использования товаров (за исключением твердых коммунальных отходов).

В подтверждение выполнения нормативов утилизации Общество предоставило Управлению заключенный с обществом с ограниченной ответственностью  «Вторсырье» договор от 22.01.2017 и акт утилизации отходов от 15.03.2018 № Д-3-1.

Довод Управления, что данные документы не могут рассматриваться в качестве доказательств утилизации Обществом отходов от использования товаров, так как выданная обществу с ограниченной ответственностью  «Вторсырье» лицензия от 30.06.2017 № 12-00138 предоставляет ему право только на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, отходов I - IV классов опасности, исключая право утилизации таких отходов, обоснованно отклонен судом первой инстанции.

Обществом с ограниченной ответственностью «Вторсырье» осуществлена утилизация отходов, имеющих по Федеральному классификационному каталогу отходов, утверждённому приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242, V класс опасности, поэтому применительно к положениям статьи 9 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» и пункта 30 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» требование о наличии лицензии на осуществление деятельности по утилизации таких отходов не применимо.

С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, чтоОбщество выполнило обязанность по выполнению установленных на 2017 год нормативов утилизации отходов от использования такой упаковки, как мешки и сумки бумажные, изделия упаковочные пластмассовые прочие, в которой в 2017 году размещался производимый обществом товар, представив своевременно надлежащую и достоверную отчетность о выполнении нормативов Управлению.

Доводы заявителя апелляционной жалобы данный вывод не опровергают.

Таким образом, Арбитражный суд республики Марий Эл полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 29.03.2019 по делу № А38-26/2019 оставить без изменения.

Апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Марий Эл оставить без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья                                                                           Т.В. Москвичева