НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2024 № 01АП-164/2024



ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Березина ул., д. 4, г. Владимир, 600017

http://1aas.arbitr.ru, тел/факс: (4922) телефон 44-76-65, факс 44-73-10 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Владимир

«06» марта 2024 года Дело № А39-7717/2023

Резолютивная часть постановления объявлена 05.03.2024.

Полный текст постановления изготовлен 06.03.2024. 

Первый арбитражный апелляционный суд в составе:  председательствующего судьи Гущиной А.М., 

судей Кастальской М.Н., Москвичевой Т.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного  заседания Никитиной С.С., 

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу  общества с ограниченной ответственностью «Новые Решения» на решение  Арбитражного суда Республики Мордовия от 24.11.2023 по делу № А397717/2023, 

принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Новые  Решения» (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании  незаконным решения Управления Федеральной налоговой службы по  Республике Мордовия от 30.06.2023 № 310. 

В судебном заседании принял участие представитель Управления  Федеральной налоговой службы по Республике Мордовия – ФИО1  по доверенности от 26.05.2023 сроком действия 1 год. 

 Общество с ограниченной ответственностью «Новые Решения»,  извещенное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения  апелляционной жалобы, явку представителя в судебное заседание не  обеспечило. 

Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителя  Управления Федеральной налоговой службы по Республике Мордовия,  Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее. 

 Управлением Федеральной налоговой службы по Республике  Мордовия (далее – Управление, налоговый орган) на основании  представленной 19.01.2023 обществом с ограниченной ответственностью  «Новые Решения» (далее – Общество, налогоплательщик) налоговой 


декларации по налогу на прибыль организаций за 2022 года проведена  камеральная налоговая проверка в соответствии со статьей 88 Налогового  кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). 

 По результатам проверки составлен акт камеральной налоговой  проверки от 03.05.2023 № 1781. 

 По итогам материалов налоговой проверки и возражений  налогоплательщика Управлением вынесено решение от 30.06.2023 № 310 об  отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового  правонарушения. 

 Данным решением налогоплательщику начислен налог на прибыль  организаций за 2022 год в сумме 372 584 руб., в том числе в сумме 316 696  руб., зачисляемый в бюджет субъекта Российской Федерации, в сумме 55  888 руб., зачисляемый в федеральный бюджет. 

 Решением заместителя начальника Межрегиональной инспекции по  Приволжскому федеральному округу от 08.08.2023 № 07-07/2030@  апелляционная жалоба Общества оставлена без удовлетворения. 

 Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с  заявлением о признании недействительным решения Управления от  30.06.2023 № 310. 

 Решением Арбитражного суда Республики Мордовия от 30.05.2022 в  удовлетворении заявленного требования Обществу отказано. 

 Общество обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в  которой просило решение суда отменить. 

Заявитель апелляционной жалобы утверждает, что заявленная в  декларации исчисленная сумма налога на прибыль, сложившаяся расчетным  путем по результатам работы Общества за 2022 год, налоговым органом под  сомнение не ставилась и в качестве обоснования принятия решения от  30.06.2023 № 310 налоговым органом не заявлялась. В этой связи Общество  полагает, что вывод суда о неверном исчислении налогоплательщиком  суммы налога на прибыль за 2022 год не может быть принят во внимание. 

Общество поясняет, что до вынесения решения Управления от  30.06.2023 № 310 заявленная в декларации сумма налога в размере 1 109 483  руб., находилась в полном объеме в бюджете на соответствующем КБК. 

Управление в отзыве на апелляционную жалобу просило решение  суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу –  без удовлетворения. 

Представитель Управления в судебном заседании подержал позицию,  изложенную в отзыве на апелляционную жалобу. 

Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в  отсутствие представителя Общества. 

Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной  жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный  апелляционный суд считает, что обжалуемой судебный акт подлежит  оставлению без изменения по следующим основаниям. 

 На основании пункта 1 статьи 246 НК РФ налогоплательщиками  налога на прибыль организаций признаются: российские организации; 


иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в  Российской Федерации через постоянные представительства и (или)  получающие доходы от источников в Российской Федерации. 

В соответствии с пунктом 1 статьи 246 НК РФ Общество является  налогоплательщиком налога на прибыль организаций. 

Сроки и порядок исчисления и уплаты налога на прибыль, в том числе  в виде авансовых платежей, а также условия, сроки и порядок  представления налогоплательщиками налоговой декларации установлены  главой 25 НК РФ. 

Согласно пункту 1 статьи 285 НК РФ налоговым периодом по налогу  на прибыль организаций признается календарный год. Отчетными  периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять  месяцев календарного года. Отчетными периодами для  налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи  исходя из фактически полученной прибыли, признаются месяц, два месяца,  три месяца и так далее до окончания календарного года. 

Порядок исчисления налога на прибыль установлен статьей 286 НК  РФ и предусматривает самостоятельное определение налогоплательщиками  суммы налога по итогам налогового периода. 

На основании пункта 2 статьи 286 НК РФ по итогам каждого  отчетного (налогового) периода, если иное не предусмотрено статьей 286  НК РФ, налогоплательщики исчисляют сумму авансового платежа, исходя  из ставки налога и прибыли, подлежащей налогообложению, рассчитанной  нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания отчетного  (налогового) периода. В течение отчетного периода налогоплательщики  исчисляют сумму ежемесячного авансового платежа в порядке,  установленном данной статьей. 

Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в  четвертом квартале текущего налогового периода, принимается равной  одной трети разницы между суммой авансового платежа, рассчитанной по  итогам девяти месяцев, и суммой авансового платежа, рассчитанной по  итогам полугодия. 

Согласно пункту 3 статьи 286 НК РФ организации, у которых за  предыдущие четыре квартала доходы от реализации, определяемые в  соответствии со статьей 249 НК РФ, не превышали в среднем 15 миллионов  рублей за каждый квартал, уплачивают только квартальные авансовые  платежи по итогам отчетного периода. 

Как установлено судом первой инстанции по материалам дела,  доходы Общества в 2022 году превысили 15 миллионов рублей, в связи с  чем Общество обязано исчислять и уплачивать ежемесячные авансовые  платежи. 

Общество 19.01.2023 представило по телекоммуникационным  каналам связи в Управление налоговую декларацию по налогу на прибыль  организаций за 2022 год. 

Налогоплательщик отразил ежемесячные авансовые платежи в  налоговой декларации за 9 месяцев 2022 года (в строке 290 – 17 975 руб., в  том числе, ФБ по строке 300 - 2696 руб., в бюджет субъекта Российской 


Федерации по строке 310 – 15 279 руб.) и на 1 квартал 2023 года (по строке  320 – 17 975 руб., в том числе ФБ по строке 330 - 2696 руб., в бюджет  субъекта РФ по строке 340 - 15279 руб.). 

В соответствии с пунктом 1 статьи 287 НК РФ ежемесячные  авансовые платежи, подлежащие уплате в течение отчетного периода,  уплачиваются в срок не позднее 28-го числа каждого месяца этого  отчетного периода. 

Факт своевременной уплаты авансовых платежей подтвержден  представленными в материалы дела платежными поручениями и не  оспаривается лицами, участвующими в деле. 

Приказом ФНС России от 23.09.2019 № ММВ-7-3/475@ «Об  утверждении формы и формата представления налоговой декларации по  налогу на прибыль организаций, Порядка ее заполнения» утвержден  Порядок заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль  организаций (далее - Порядок). 

Пунктом 5.8 Порядка установлено, что организации, уплачивающие  авансовые платежи не позднее 28-го числа каждого месяца, с  последующими расчетами в декларациях за соответствующий отчетный  период, по строкам 210-230 листа 02 указывают суммы исчисленных  авансовых платежей согласно декларации за предыдущий отчетный период  данного налогового периода и суммы ежемесячных авансовых платежей,  причитавшихся к уплате 28-го числа каждого месяца последнего квартала  отчетного периода. 

В строках 290-310 Листа 02 декларации за отчетный период  отражается сумма ежемесячных авансовых платежей, подлежащих к уплате  в квартале, следующем за отчетным периодом, за который представлена  декларация (пункт 5.14 Порядка). 

В декларации за 9 месяцев по строке 290 Листа 02 указывается сумма  ежемесячных авансовых платежей на 4 квартал (то есть налоговый период),  исчисленная как разность строки 180 Листа 02 декларации за 9 месяцев и  строки 180 Листа 02 декларации за 1 полугодие. 

Согласно пункту 5.14.3 Порядка строки 290-310 Листа 02 не  заполняются в декларации за налоговый период. 

Следовательно, при расчете строки 210 Листа 02 налоговой  декларации по налогу на прибыль за налоговый период (год), учитываются  исчисленные суммы ежемесячных авансовых платежей по налогу на  прибыль организаций согласно данным декларации за предыдущий  отчетный период (налоговая декларация за 9 месяцев), то есть строка 180  Листа 02 «Сумма исчисленного налога на прибыль, всего» налоговой  декларации за 9 месяцев + строка 290 Листа 02 «Сумма ежемесячных  авансовых платежей, подлежащих к уплате в квартале, следующем за  текущим отчетным периодом» налоговой декларации за 9 месяцев. 

Как установлено судом первой инстанции по материалам дела,  Общество в налоговой декларации за 9 месяцев 2022 года отразило в строке  180 листа 02 сумму авансовых платежей 715 622 руб., в строке 290 - сумму  17 975 руб. 

В указанной декларации Обществом заявлена к уменьшению из 


бюджета сумма налога в размере 372 584 руб. (строка 280 Лист 02 в  федеральный бюджет 55 888 руб. + строка 281 Лист 02 в бюджет субъекта  316 696 руб.). 

Правильность расчета авансовых платежей по налогу на прибыль за 9  месяцев 2022 года не оспаривается налоговым органом. 

В декларации по налогу на прибыль за 2022 год при расчете налога на  прибыль Общество учло суммы исчисленных и уплаченных авансовых  платежей согласно декларации за предыдущий отчетный период данного  налогового периода в размере 1 088 206 руб., отраженные по строке 210  налоговой декларации за 9 месяцев 2022 года, и суммы ежемесячных  авансовых платежей, причитавшихся к уплате 28 числа каждого месяца  последнего квартала отчетного периода, в размере 17 975 руб., отраженные  по строке 290 налоговой декларации за 9 месяцев. 

При этом, заявленные в декларации за 9 месяцев 2022 года к  уменьшению из бюджета суммы налога в размере 372 584 руб. (строка 280  Лист 02 в федеральный бюджет 55 888 руб. + строка 281 Лист 02 в бюджет  субъекта 316 696 руб.) Обществом не учитывались, поскольку они уже были  уплачены в бюджет. 

Общая сумма авансовых платежей по данным Общества по налоговой  декларации за 2022 год составила 1 088 206+17 975 = 1 106 181 руб. 

Авансовые платежи в указанной сумме своевременно уплачены  Обществом в бюджеты по платежным поручениям от 24.01.2022 № 32, от  01.03.2022 № 140, от 25.03.2022 № 260, от 27.04.2022, от 27.04.2022 № 387,  от 26.05.2022 № 455, от 27.06.2022 № 572, от 27.07.2022 № 696, от  27.07.2022 № 698, от 29.08.2022 № 790, от 27.09.2022 № 974, от 28.10.2022   № 1061, от 28.11.2022 № 1217, от 23.12.2022 № 1401; от 24.01.2022 № 33, от  01.03.2022 № 141, от 25.03.2022 № 261, от 27.04.2022 № 386, от 26.05.2022   № 388, от 27.06.2022 № 573, от 27.07.2022 № 697, от 27.07.2022 № 699, от  29.08.2022 № 791, от 27.09.2022 № 946, от 28.10.2022 № 1062, от 28.11.2022,   № 1218; от 23.12.2022 № 1402. 

Сумма налога, подлежащая уплате (доплате) в бюджет, по данным  налогоплательщика составила 3302 руб. (465+2807 по бюджетам) (сумма  строк 040, 070 Подраздела 1.1. Раздела 1 налоговой декларации). Указанная  сумма также уплачена платежным поручением от 21.03.2023 № 302. 

В ходе камеральной налоговой проверки представленной Обществом  декларации по налогу на прибыль за 2022 год налоговый орган установил,  что в нарушение Приказа ФНС России от 23.09.2019 № ММВ-7-3/475@ «Об  утверждении формы налоговой декларации по налогу на прибыль  организаций, порядка ее заполнения, а также формата представления  налоговой декларации по налогу на прибыль организаций в электронной  форме» Общество неверно отразило суммы в Листе 02 по строке 210  «Сумма начисленных авансовых платежей за отчетный (налоговый) период  – всего» и по строке 040, 070 Подраздела 1.1. Раздела 1 «Сумма налога,  подлежащая уплате в бюджет, по данным налогоплательщика (налогового  агента)», а именно неверно заполнена сумма авансовых платежей,  исчисленных за предыдущий отчетный период - 9 месяцев 2022 года. 

Так, Обществом указаны авансовые платежи по строке 210 Листа 02 


«Сумма начисленных авансовых платежей за отчетный (налоговый) период  – всего» в общем размере 1106181 руб. за предыдущие отчетные периоды  без учета авансовых платежей, подлежащих уменьшению в размере 372 584  руб. по итогам 9 месяцев 2022 года. 

При этом авансовые платежи, подлежащие отражению по строке 210  Листа 02 «Сумма начисленных авансовых платежей за отчетный  (налоговый) период – всего» налоговой декларации за 2022 год, в  соответствии с установленным Порядком фактически составляют 733 597  руб. (сумма строк 180 (715 622 руб.) и 290 (17 975 руб.) налоговой  декларации за 9 месяцев 2022 года). 

Таким образом, Обществом в декларации за 2022 год завышены  авансовые платежи на сумму 372584 руб. (1106181 руб. - (715 622+17 975))  и неверно исчислена сумма налога, подлежащая уплате в бюджеты по  строкам 040 и 070 подраздела 1.1. раздела 1 декларации «Сумма налога,  подлежащая уплате в бюджет, по данным налогоплательщика (налогового  агента)». 

Сумма налога на прибыль к доплате бюджет составляет 375 886 руб.  (56 383 руб. в федеральный бюджет, 319 503 руб. в бюджет субъекта). 

Неправомерное завышение авансовых платежей по строке 210 Листа  02 «Сумма начисленных авансовых платежей за отчетный (налоговый)  период – всего» привело к занижению подлежащей уплате суммы налога за  2022 год в размере 372 584 руб. (375 886 руб. (подлежало доплате) - 3302  руб. (исчислено налогоплательщиком к доплате в декларации)). 

Довод Общества о неправомерности предложения в оспоренном  решении уплатить недоимку судом первой инстанции обоснованно  отклонен. 

Согласно пункту 2 статьи 11 НК РФ недоимкой считается сумма  налога или сумма сбора, не уплаченная в установленный законодательством  о налогах и сборах срок. 

В соответствии с пунктом 7 статьи 101 НК РФ по результатам  рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель  руководителя) налогового органа выносит решение о привлечении к  ответственности за совершение налогового правонарушения либо об отказе  в привлечении к ответственности. Содержание данных решений  регламентировано в пункте 8 статьи 101 названного кодекса. 

В решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение  налогового правонарушения излагаются обстоятельства, послужившие  основанием для такого отказа; в данном решении могут быть указаны  размер недоимки, если эта недоимка была выявлена в ходе проверки, и  сумма соответствующих пеней. 

Само по себе указание в решении налогового органа на предложение  налогоплательщику уплатить недоимку по налогу без учета имеющейся на  момент вынесения этого решения по единому налоговому счету  налогоплательщика переплаты по этому или иным налогам не является  нарушением прав налогоплательщика и не может служить основанием для  признания решения налогового органа недействительным. 

В рассматриваемом случае налоговым органом установлено 


завышение Обществом по строке 210 Листа 02 «Сумма начисленных  авансовых платежей за отчетный (налоговый) период – всего» декларации  за 2022 год, что привело к неверному исчислению налога на прибыль за  2022 год. 

Фиксирование правильной суммы налога, подлежащего исчислению  по итогам налогового периода, в решении налогового органа по результатам  проверки не означает автоматического взыскания этой налога. 

Имеющаяся у налогоплательщика переплата подлежала учету  налоговым органом на момент принудительного исполнения решения об  отказе в привлечении к ответственности. 

Поскольку отрицательное сальдо единого налогового счета  налогоплательщика не сформировано за счет имеющейся переплаты,  налогоплательщику требование об уплате задолженности не направлялось и  меры принудительного взыскания налоговым органом не применялись. 

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному  выводу об отсутствии оснований для признания незаконным решения  налогового органа. 

Одновременно суд первой инстанции не усмотрел со стороны  Управления нарушений положений статьи 101 НК РФ при принятии  оспоренного решения. 

Суд первой инстанции установил, что предусмотренный пунктом 6  статьи 100 НК РФ срок для представления возражений истек 16.06.2023,  материалы налоговой проверки рассмотрены Управлением в десятидневный  срок, определенный пунктом 1 статьи 101 НК РФ. 

 Суд первой инстанции правильно отказал Обществу в  удовлетворении заявленного требования. 

 Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены  судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы по приведенным в  ней доводам. 

 Доводы Общества подлежат отклонению как не опровергающие  законность выводов суда первой инстанции. 

Арбитражный суд Республики Мордовия полно и всесторонне  выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда  соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права  применены правильно. 

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4  статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой  инстанции не допущено. 

Расходы по уплате государственной пошлины относятся Общество.  Неверно уплаченная по платежному поручению по платежному поручению 

от 14.12.2023 № 1695 государственная пошлина в сумме 3000 рублей и  излишне уплаченная по платежному поручению от 18.01.2024 № 72  государственная пошлина в сумме 1500 рублей подлежит возврату  Обществу из федерального бюджета. 

 Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд 


П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 24.11.2023 по делу 

 № А39-7717/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества  с ограниченной ответственностью «Новые Решения» – без удовлетворения. 

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Новые  Решения» из федерального бюджета государственную пошлину в сумме  3000 рублей, неверно уплаченную по платежному поручению 

от 14.12.2023 № 1695 и государственную пошлину в сумме 1500 рублей,  излишне уплаченную по платежному поручению от 18.01.2024 № 72. 

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия. 

Председательствующий судья А.М. Гущина

Судьи М.Н. Кастальская 

 Т.В. Москвичева