НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2008 № 01АП-204/08


ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

600017, г. Владимир, ул. Березина, д. 4

________________________________________________________

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Владимир

13 марта 2008 года Дело № А79-9814/2007

Резолютивная часть постановления объявлена 05.03.2008

Постановление в полном объеме изготовлено 13.03.2008

Первый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Смирновой И.А.,

судей Захаровой Т.А., Протасова Ю.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Богдановой Т.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Корона»

на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 12.12.2007

по делу № А79-9814/2007,

принятое судьей Крыловым Д.В.

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Корона»

о признании незаконным постановления инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары от 19.11.2007 № 25 о привлечении к административной ответственности,

при участии:

от инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары - Каморкиной Л.В. по доверенности от 09.01.2008 № 05-22/002,

от общества с ограниченной ответственностью «Корона» - Лаптева В.Я., директора (приказ от 09.08.1999 № 1),

и установил:

общество с ограниченной ответственностью «Корона»(далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением о признании незаконным постановления инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары (далее – Инспекция, налоговый орган) от 19.11.2007 № 25 о привлечении Общества к административной ответственностипо статье 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП).

Решением от 12.12.2007 Арбитражный суд Чувашской Республики отказал Обществу в удовлетворении требования, признав доказанной его вину в совершении административного правонарушения.

Общество не согласилось с решением арбитражного суда первой инстанции и обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить.

По мнению Общества, оно не может быть признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.1 КоАП, поскольку налоговый орган сделал вывод о превышении лимита на основании подсчета данных, зафиксированных в трех книгах кассира – операциониста, тогда как в кассовой книге Общества суммы, превышающие лимит, не зафиксированы.

В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы.

Представитель Инспекции в судебном заседании и в отзыве на апелляционную жалобу просил в ее удовлетворении отказать, решение суда - оставить без изменения.

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 27.02.2008 объявлялся перерыв до 08 час. 40 мин. 05.03.2008.

Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Чувашской Республики от 12.12.2007 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.

16.10.2007 должностными лицами Инспекции проведена проверка соблюдения Обществом порядка работы с денежной наличностью и ведения кассовых операций в бухгалтерии Общества, расположенного по адресу: г. Чебоксары, б-р Эгерский, д. 36, офис 210, в ходе которой установлены нарушения пунктов 5, 6, 7 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного решением Совета директоров Центрального банка России от 22.09.1993 № 40 (далее – Порядок ведения кассовых операций), выразившиеся в накоплении в кассе наличных денег сверх установленного лимита. Так, согласно постановлению от 19.11.2007 остаток на начало дня 22.09.2007 составил 48 530 руб. 23 коп., на конец дня 23.09.2007 – 170 740 руб. 23 коп., на начало дня 29.09.2007 – 71 903 руб. 46 коп., на конец дня 30.09.2007 – 240 553 руб. 46 коп., на начало дня 06.10.2007 – 26 552 руб. 22 коп., на конец дня 07.10.2007 – 120 022 руб. 22 коп., на начало дня 13.10.2007 – 35 167 руб. 23 коп., на конец дня 14.10.2007 – 156 857 руб. 23 коп.

Результаты проверки зафиксированы в акте от 16.10.2007 № 000392.

17.10.2007 в отношении Общества возбуждено дело об административном правонарушении, о чем вынесено соответствующее определение.

Усмотрев в действиях Общества состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.1 КоАП, Инспекция 06.11.2007 в присутствии директора Общества составила протокол об административном правонарушении № 234, а постановлением от 19.11.2007 № 25 Общество привлечено к административной ответственности на основании указанной нормы с назначением наказания в виде штрафа в сумме 40 000 руб.

Процессуальные нарушения при производстве по делу об административном правонарушении отсутствуют.

Вместе с тем арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.

Объективной стороной правонарушения, ответственность за которое предусмотрена в статье 15.1 КоАП, является нарушение порядка работы с денежной наличностью, которое выражается в том числе в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.

В соответствии с пунктом 2.5 Положения о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации, утвержденного Советом директоров Банка России от 05.01.1998 № 14-П, в кассах предприятий могут храниться наличные деньги в пределах лимитов, устанавливаемых обслуживающими их учреждениями банков по согласованию с руководителями этих предприятий. Лимит остатка наличных денег в кассе устанавливается учреждениями банков ежегодно всем предприятиям, независимо от организационно - правовой формы и сферы деятельности, имеющим кассу и осуществляющим налично-денежные расчеты.

Для установления лимита остатка наличных денег в кассе предприятие представляет в учреждение банка, осуществляющее его расчетно-кассовое обслуживание, расчет по форме № 0408020 «Расчет на установление предприятию лимита остатка кассы и оформление разрешения на расходование наличных денег из выручки, поступающей в его кассу».

По предприятию, не представившему расчет на установление лимита остатка наличных денег в кассе ни в одно из обслуживающих учреждений банка, лимит остатка кассы считается нулевым, а не сданная предприятием в учреждения банков денежная наличность – сверхлимитной.

В соответствии с пунктом 5 Порядка ведения кассовых операций предприятия могут иметь в своих кассах наличные деньги в пределах лимитов, установленных банками.

Пунктом 6 названного Порядка установлено, что предприятия обязаны сдавать в банк всю денежную наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе в порядке и сроки, согласованные с обслуживающими банками.

Из материалов дела усматривается, что лимит остатка кассы на 2007 год Обществу был установлен банком 08.08.2007 в размере 40 000 руб.

Согласно пункту 22 Порядка ведения кассовых операций все поступления и выдачи наличных денег предприятия учитываются в кассовой книге.

При этом исходя из содержания и смысла Положения о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации от 05.01.1998 № 14-П сумма минимального допустимого остатка наличных денег в кассе определяется по состоянию на конец дня.

Таким образом, для выявления факта накопления в кассе наличных денег сверх установленных лимитов необходимо исследование данных кассовой книги предприятия: остаток на конец дня. Превышение указанного остатка над лимитом денежных средств, предоставленным обслуживающим банком, влечет административную ответственность, предусмотренную статьей 15.1 КоАП.

Арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что вывод суда о доказанности Инспекцией административного правонарушения, выразившегося в накоплении в кассе Общества наличных денег сверх установленных лимитов, является ошибочным.

В материалах дела отсутствуют вкладные листы кассовой книги Общества за даты, поименованные в постановлении об административном правонарушении (за исключением 29.09.2007), из содержания которых усматривалось бы превышении лимита остатка кассы на конец дня. По состоянию на конец дня 29.09.2007 остаток составлял 23 342 руб. 46 коп., то есть менее установленного лимита.

Из материалов дела, пояснений представителей налогового органа и директора Общества следует, что вывод о превышении лимита Инспекцией сделан на основании подсчета данных, зафиксированных в трех книгах кассира-операциониста.

Вместе с тем книга кассира-операциониста кассовой книгой не является, а из содержания имеющейся в материалах дела копии кассовой книги Общества превышение лимита в указанные дни не усматривается (вкладные листы отсутствуют).

Кроме того, арбитражный суд апелляционной инстанции отмечает, что протокол об административном правонарушении от 06.11.2007 и постановление о назначении административного наказания от 19.11.2007 содержат противоречивые сведения. Так, в протоколе отражено, что превышение лимита остатка кассы в указанные дни имело место на конец дня. Из постановления же усматривается, что согласно сменным отчетам контрольно-кассовой техники остаток наличных денег на начало дня 22.09.2007 составил 48 530 руб. 23 коп., на конец дня 23.09.2007 – 170 740 руб. 23 коп., на начало дня 29.09.2007 – 71 903 руб. 46 коп., на конец дня 30.09.2007 – 240 553 руб. 46 коп., на начало дня 06.10.2007 – 26 552 руб. 22 коп., на конец дня 07.10.2007 – 120 022 руб. 22 коп., на начало дня 13.10.2007 – 35 167 руб. 23 коп., на конец дня 14.10.2007 – 156 857 руб. 23 коп. При этом в качестве итогового вывода Инспекция указала: «Таким образом, превышение лимита остатка кассы на утро составило: 22.09.2007 – 8530 руб. 23 коп., 29.09.2007 – 31 903 руб. 46 коп., 07.10.2007 – в размере 80 022 руб. 22 коп.».

Учитывая, что остаток наличных денег в кассе определяется по состоянию на конец дня, а также установленные при рассмотрении дела фактические обстоятельства и наличие противоречивых сведений Инспекции, изложенных в протоколе и постановлении, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии состава правонарушения, за которое Общество привлечено к административной ответственности на основании статьи 15.1 КоАП.

Неоприходование в кассу Общества денежной наличности налоговым органом не вменено.

При изложенных обстоятельствах решение Арбитражного суда Чувашской Республики подлежит отмене в связи с недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, постановление Инспекции по делу об административном правонарушении от 19.11.2007 – признанию незаконным и отмене.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.

Руководствуясь статьями 268, 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 12.12.2007 по делу № А79-9814/2007 отменить.

Признать незаконным и отменить постановление Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары от 19.11.2007 № 25 о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Корона» к административной ответственности на основании статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.

Председательствующий

И.А. Смирнова

Судьи

Т.А. Захарова

Ю.В. Протасов