г. Владимир
«10» октября 2023 года Дело № А11-552/2023
Резолютивная часть постановления объявлена 04.10.2023.
Полный текст постановления изготовлен 10.10.2023.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,
судей Захаровой Т.А., Кастальской М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Калининой Ю.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного унитарного предприятия Владимирской области «Владимирское карьероуправление» (ИНН <***>, ОГРН <***>) на решение Арбитражного суда Владимирской области от 04.05.2023 по делу № А11-552/2023, принятое по заявлению государственного унитарного предприятия Владимирской области «Владимирское карьероуправление» о признании незаконными требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Владимирской области №27018, №27019 по состоянию на 30.11.2022.
В судебном заседании приняли участие представители:
государственного унитарного предприятия Владимирской области «Владимирское карьероуправление» – ФИО1 по доверенности от 09.01.2023 №2 сроком действия по 31.12.2023 (представлен диплом о высшем юридическом образовании) (л.д. 50);
Управления Федеральной налоговой службы по Владимирской области – ФИО2 по доверенности от 07.04.2023 № 09-99/72 сроком по 31.12.2023 (представлен диплом о высшем юридическом образовании) (л.д. 80, 81).
Изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №2 по Владимирской области (далее по тексту – Инспекция) в адрес государственного унитарного предприятия Владимирской области «Владимирское карьероуправление» (далее по тексту – Предприятие) направила требования № 27018, 27019об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей) по состоянию на 30.11.2022, согласно которым налогоплательщику предлагалось в срок до 23.12.2022 уплатить задолженность по пеням по налогу добычу полезных ископаемых в сумме 7 594 017 рублей 50 копеек (требование № 27018), в сумме 17 332 рублей 28 копеек (требование № 27019).
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Владимирской области (далее по тексту – Управление) от 30.12.2022 № 13-10-05/15935@ жалоба Предприятия оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с требованием Инспекции, Предприятие обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании его недействительным.
Определением арбитражного суда от 17.04.2023 произведена замена Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Владимирской области на ее правопреемника - Управление Федеральной налоговой службы по Владимирской области
Решением от 04.05.2023 в удовлетворении заявленного требования отказано.
В апелляционной жалобе Предприятие считает, что пени начислены Инспекцией неправомерно. Указывает, что сумма доначисления налога на добычу полезных ископаемых за 2019-2021 гг. составила 228% к первоначально исчисленной и уплаченной сумме налога на добычу полезных ископаемых по декларациям за этот период. Данная сумма для Предприятия является очень значительной, с учетом общего повышения цен по расходным статьям увеличение налоговой нагрузки в несколько раз и доначисление налога за предыдущие периоды ставит предприятие в. непростые условия для выживания. Компенсация ретроспективных налогов не заложена в текущую экономику Предприятия, что может привести к неблагоприятным последствиям.
Кроме того, заявитель жалобы полагает, что при рассмотрении настоящего дела предоставил доказательства наличия обстоятельств, с которым действующее законодательство связывает возможность освобождения налогоплательщика от начисления пеней (подпункт 3 пункта 7 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации), а именно Письмо Межрайонной ИФНС России №2 по Владимирской области от 22.09.2022 №08-02-05/08514@.
Представитель Предприятия в судебном заседании поддержал апелляционную жалобу.
Представитель Управления в судебном заседании и в отзыве на апелляционную жалобу, считает решение суда законным и обоснованным, просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд пришел к следующим выводам.
Пунктом 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и сборы.
В силу пунктов 2 и 3 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога, и по общему правилу прекращается с уплатой налога.
В соответствии со статьей 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно пункту 1 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей до 01.01.2023) требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также о мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования основаниях взимания налога, а также ссылку на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог (пункт 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации).
Требование может быть признано недействительным только в том случае, если оно не соответствует действительной обязанности налогоплательщика по уплате налогов (сборов), пеней или составлено с существенными нарушениями статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела в отношении Предприятия проведены камеральные налоговые проверки по налогу на добычу полезных ископаемых за январь 2022 и февраль 2022 года.
По результатам проверок налоговым органом составлены акты налоговой проверки от 14.06.2022 № 959, от 12.07.2022 № 1252.
По итогам проведенных проверок Инспекцией были вынесены решения от 05.08.2022 № 1617 и от 05.09.2022 № 1807 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
В ходе проверки Инспекцией установлено неправильное определение налогоплательщиком для целей налогообложения вида полезного ископаемого, а также неправомерное применение Предприятием при определении налоговой базы по налогу на добычу полезных ископаемых способа оценки стоимости добытого полезного, что повлекло доначисление по результатам проверки налога на добычу полезных ископаемых налога в сумме 897 354 рублей (решение Инспекции № 1617 от 05.08.2022) и 1 504 159 рублей (решение Инспекции № 1807 от 05.08.2022) соответственно.
В адрес налогоплательщика налоговым органом направлено информационное письмо № 08-02-05/08514@, которым до налогоплательщика доведена информация о допущенных нарушениях налогового законодательства при определении сумм налога на добычу полезных ископаемых, подлежащих уплате в бюджет за 2019-2021 годы с предложением уточнить свои налоговые обязательства за указанный период.
Согласно налоговым декларациям по налогу на добычу полезных ископаемых за 2019-2021 годы Предприятие производило исчисление налога по коду вида полезного ископаемого 10016 «Другие неметаллические ископаемые, используемые в строительной индустрии». Количество добытого полезного ископаемого за 2019 год составило 491 800 куб. м, за 2020 год - 582 900 куб.м., за 2021 год - 660 900 куб.м. Налоговая база по налогу определена Предприятием согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 340 Налогового Кодекса Российской Федерации исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых (стоимости работ по добыче полезного ископаемого). Сумма налога, исчисленного по данному виду полезного ископаемого, за 2019 год составила 3 874,2 тыс. руб., за 2020 - 4 697,5 тыс. руб., за 2021 год - 7 044 тыс. руб.
Предприятие представило в Инспекцию уточненные налоговые декларации: 28.02.2022 за январь – декабрь 2019 года, в которых увеличило подлежащую уплате сумму налога на добычу полезных ископаемых на 7 701 795 руб.; 18.11.2022 за январь – декабрь 2020 года, в которых увеличило подлежащую уплате сумму налога на добычу полезных ископаемых на 7 528 341 рубль; 25.11.2022 за январь – декабрь 2021 года, в которых увеличило подлежащую уплате сумму налога на добычу полезных ископаемых на 10 041 003 рубля.
Учитывая, что сумма доплаты по уточненным налоговым декларациям, представленным с августа по ноябрь 2022, произведена Предприятием в июле - ноябре 2022 года, за каждый налоговый период 2019-2022 годов Инспекция начислила Предприятию пени и выставила требования № 27018 и № 27019 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей) по состоянию на 30.11.2022, согласно которым налогоплательщику предлагалось в срок до 23.12.2022 уплатить задолженность по пеням по налогу добычу полезных ископаемых в сумме 7 594 017,50 руб. (требование № 27018), в сумме 17 332,28 руб. (требование № 27019).
В силу положений подпунктов 1 и 2 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Согласно подпунктам 3 и 4 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно в процентах от неуплаченной суммы налога.
Не отрицая факта несвоевременной уплаты налога, Предприятие ссылается на свою добросовестность и существовавшую в спорный период правовую неопределённость в вопросе исчисления налога на добычу полезных ископаемых, в связи с чем считает начисление пеней незаконным.
В силу пункта 8 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации не начисляются пени на сумму недоимки, которая образовалась у налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в результате выполнения им письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым (отчетным) периодам, по которым образовалась недоимка, независимо от даты издания такого документа), и (или) в результате выполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) мотивированного мнения налогового органа, направленного ему в ходе проведения налогового мониторинга.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из отсутствия приведённых в указанной норме оснований для освобождения Предприятия от уплаты пени.
Между тем судом не учтено следующее.
Постановлением №497 от 28.03.2022 с 1 апреля 2022 года введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами в отношении юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей.
Пунктом 3 статьи 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве) утвержден перечень последствий введения моратория на банкротство.
В качестве одного из последствий установлено, что с даты введения моратория для лиц, на которых распространяется действие моратория, наступают последствия, предусмотренные абз. пятым и седьмым - десятым пункта 1 статьи 63 Закона о банкротстве. Указанное означает, что в период действия моратория пени за просрочку уплаты налога или сбора, предусмотренные статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации, а также иные финансовые санкции не начисляются на требования, возникшие до введения моратория, за исключением текущих платежей.
Состав и размер обязательных платежей, администрируемых ФНС России, подпадающих под мораторий, определяются на дату введения моратория, т.е. на 01.04.2022.
Под мораторий в виде неначисления пени подпадает сумма непогашенной задолженности по основному долгу, день окончания налогового (отчетного) периода которой возник до 01.04.2022 (пункт 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2016).
В отношении обязательств, подпадающих под действие моратория, норма неначисления пеней по непогашенной (несвоевременно погашенной) задолженности применяется с 01.04.2022 и действует в течение 6 месяцев.
Обязательства, возникшие после начала действия моратория, квалифицируются как текущие платежи. Соответственно пени, на возникшие после 01.04.2022 обязательства, начисляются в соответствии с положениями статьи 75 Кодекса.
Следовательно, последствия в виде не начисления пени распространяются на задолженность, образованную до 01.04.2022, а все начисления отраженные в налоговом обязательстве налогоплательщика после 01.04.2023 считаются текущими.
В ходе рассмотрения дела в апелляционной инстанции в рамках действия Постановления №497 от 28.03.2022 Управлением Предприятию произведен перерасчет пени, в результате которого подлежат уменьшению пени в сумме 1 798 336 рублей 71 копейки (таблица перерасчета пени прилагается).
Управлением принято решение №19-11-01/16506Вн@ от 11.08.2023, которым решено направить в МИ ФНС России по ЦОД письмо-запрос на техническую корректировку данных по виду «уменьшение пени» в отношении Предприятия на сумму 1 798 336 рублей 71 копейки.
При этом факт уплаты пени в полной сумме по оспариваемым требованиям налоговым органом подтверждён.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции необоснованно отказал Обществу в части признания незаконными требований Инспекции №27018 и №27019 в отношении пени в сумме 1 798 336 рублей 71 копейки, в связи с чем решение суда подлежит отмене ввиду неполного выяснения обстоятельств, имеющих значение для дела и неправильного применения норм материального права.
В соответствии со статьёй 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на налоговый орган.
Руководствуясь статьями 268, 269, пунктами 1, 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 04.05.2023 по делу № А11-552/2023 отменить в части отказа в удовлетворении заявления государственного унитарного предприятия Владимирской области «Владимирское карьероуправление» о признании незаконными требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Владимирской области №27018 и №27019 в отношении пени в сумме 1 798 336 рублей 71 копейки.
Требование Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Владимирской области №27018 в отношении пени в сумме 1 798 220 рублей 31 копейки и требование №27019 в сумме 116 рублей 40 копеек признать незаконными.
В остальной части решение Арбитражного суда Владимирской области от 04.05.2023 по делу № А11-552/2023 оставить без изменения, а апелляционную жалобу государственного унитарного предприятия Владимирской области «Владимирское карьероуправление» - без удовлетворения.
Взыскать с Управления Федеральной налоговой службы по Владимирской области в пользу государственного унитарного предприятия Владимирской области «Владимирское карьероуправление» расходы по уплате государственной пошлины в сумме 7500 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья
Т.В. Москвичева
Судьи
Т.А. Захарова
М.Н. Кастальская