г. Владимир
«06» октября 2022 года Дело № А79-11777/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 04.10.2022.
Постановление в полном объеме изготовлено 06.10.2022.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Белышковой М.Б., Кастальской М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никитиной С.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционные жалобы ФИО1 и арбитражного управляющего ФИО2 на решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 19.07.2022 по делу № А79-11777/2021, принятое по заявлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике о привлечении арбитражного управляющего ФИО2 к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии в деле третьего лица – ФИО1.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
ФИО1 (далее – ФИО1, должник) решением Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 20.07.2021 по делу № А79-181/2021 признан несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыта процедура реализации имущества должника, финансовым управляющим утверждена ФИО2 (далее – ФИО2).
В ходе рассмотрения обращения должника, поступившего в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике (далее – Управление) 27.09.2021 из прокуратуры Чувашской Республики на действия (бездействия) ФИО2, в результате непосредственного обнаружения достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, при ознакомлении с электронными материалами дела о несостоятельности (банкротстве) № А79-181/2021, изучении сайтов Единого Федерального реестра сведения о банкротстве и газеты «Коммерсантъ», должностным лицом Управления выявлены нарушения требований законодательства о несостоятельности (банкротстве) при проведении ФИО2 процедуры банкротства.
Усмотрев в деянии ФИО2 признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), должностное лицо административного органа 15.12.2021 составило протокол об административном правонарушении № 00752121.
По выявленному факту Управление обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением о привлечении ФИО2 к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен ФИО1
Решением от 19.07.2022 Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии привлек ФИО2 к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ, и назначил ей наказание в виде предупреждения.
ФИО1 и ФИО2 обратились в арбитражный суд с апелляционными жалобами, в которых просили решение суда отменить.
ФИО1 в своей апелляционной жалобе считает, что Управлением и судом первой инстанции неправомерно не приняты во внимание его пояснения с приложенными документами, подтверждающими нарушения законодательства со стороны ФИО2 ФИО1 обратил внимание на то, что факт его лишения на два месяца (август – сентябрь 2021 года) средств к существованию, блокировка карты счета ВТБ-Банка, на который ему производилась доставка пенсионного обеспечения и иных социальных выплат, не отражены в решении суда первой инстанции.
ФИО1 направил в суд апелляционной инстанции новые документы: определение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 21.07.2022 по делу №А79-181/2021, ответ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике от 30.08.2022, отчет с почты России (письмо из Новочебоксарска), что судом расценивается как ходатайство о приобщении к материалам дела данных документов.
Рассмотрев заявленное ходатайство, суд апелляционной инстанции отказал в его удовлетворении ввиду отсутствия процессуальных оснований.
ФИО2 в своей апелляционной жалобе утверждает, что отчет финансового управляющего от 15.10.2021 в разделе «Сведения о сформированной конкурсной массе, в том числе о ходе и об итогах инвентаризации имущества должника, о ходе и результатах оценки имущества должника» в графе «Денежные средства» содержит сведения о поступивших на счет должника денежных средствах (пенсии должника за июль, август, сентябрь), то есть выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, о не отражении информации о включении денежных средств, составляющих конкурсную массу и нарушении положений пункта 4 статьи 20.3, пункта 1 статьи 213.25 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве), требований Общих правил подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2003 № 299, приказа Министерства юстиции Российской федерации от 14.08.2003 № 195, не соответствуют обстоятельствам дела.
ФИО2 настаивает, что выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, о не проведении ФИО2 мероприятий, направленных на исключение из конкурсной массы должника выплат прожиточного минимума, также не соответствуют обстоятельствам дела.
Как отмечает ФИО2, непосредственное направление уведомлений и размещение в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве (далее – ЕФРСБ) 01.10.2021 осуществляла её помощник, последней допущена техническая ошибка (размещение сообщения с использованием карточки другого должника). В этот же день ФИО2 повторно опубликовано сообщение о собрании кредиторов, назначенном на 15.10.2021 (номер сообщения в ЕФРСБ 7449252). В этой связи ФИО2 считает, что сообщение о собрании кредиторов было опубликовано в установленные Законом о банкротстве сроки.
Управление в отзыве на апелляционные жалобы просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения,
ФИО2 и Управление заявили ходатайства о рассмотрении апелляционных жалоб в отсутствие своих представителей.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционных жалобах, отзыве на апелляционные жалобы, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение арбитражным управляющим, реестродержателем, организатором торгов, оператором электронной площадки либо руководителем временной администрации кредитной или иной финансовой организации обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния.
В соответствии с пунктом 4 статьи 20.3 Закона о банкротстве при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.
Согласно абзацу 12 пункта 8 статьи 213.9 Закона о банкротстве финансовый управляющий обязан направлять кредиторам отчет финансового управляющего не реже чем один раз в квартал, если иное не установлено собранием кредиторов.
Из пункта 2 статьи 20.3 и пункта 8 статьи 213.9 Закона о банкротстве следует, что отчет финансового управляющего о своей деятельности является одной из форм контроля кредиторами за деятельностью арбитражного управляющего.
В целях организации контроля за деятельностью арбитражных управляющих и в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2003 № 299 «Об утверждении Общих правил подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего» (далее - Общие правила) утверждены типовые формы отчета конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства согласно приложению № 4 приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 14.08.2003 № 195.
Назначением отчетов является своевременное и регулярное обеспечение участников дела о банкротстве и арбитражного суда полной и достоверной детализированной по разделам информацией о результатах реализации арбитражным управляющим своих прав и особенностей, круг которых ограничен нормами законодательства о несостоятельности (банкротстве).
Пунктом 39 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 № 45 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан» установлено, что при рассмотрении дел о банкротстве граждан необходимо учитывать баланс между имущественными интересами кредиторов и личными правами должника (в том числе, его правами на достойную жизнь, достоинство личности).
Согласно пункту 1 статьи 213.25 Закона о банкротстве, а также пункту 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 48 «О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан» пенсия, выплачиваемая должнику-гражданину после введения процедуры реализации имущества гражданина, является имуществом приобретенным гражданином после признания его банкротом, и подлежит включению в конкурсную массу.
Отчет финансового управляющего о своей деятельности и результатах проведения процедуры банкротства является первоисточником информации для кредиторов и должен содержать полную и достоверную информацию.
В соответствии с отчетом финансового управляющего о своей деятельности и о результатах проведения реализации имущества гражданина от 15.10.2021 должнику установлена страховая пенсия по старости и фиксированная бессрочная выплата страховой пенсии по старости с 18.06.2012, ежемесячный размер выплаты составляет 24 794 руб. 06 коп.
Между тем, в разделе «Сведения о сформированной конкурсной массе, в том числе о ходе и об итогах инвентаризации имущества должника, о ходе и результатах оценки имущества должника» отчета финансового управляющего от 15.10.2021 не отражена информация о включении денежных средств (страховой пенсии), составляющих конкурсную массу, чем нарушены положения пункта 4 статьи 20.3, пункта 1 статьи 213.25 Закона о банкротстве, требования постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2003 № 299 «Об утверждении Общих правил подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего», приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 14.08.2003 № 195.
Утверждение ФИО2 о том, что рассматриваемый отчет содержит информацию о включении денежных средств (страховой пенсии за июль, август, сентябрь 2021) в разделе «Сведения о сформированной конкурсной массе, в том числе о ходе и об итогах инвентаризации имущества должника, о ходе и результатах оценки имущества должника», подлежит отклонению как несостоятельный.
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14.08.2003 № 195 «Об утверждении типовых форм отчетов (заключений) арбитражного управляющего» утверждена типовая форма отчета конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства. Типовая форма отчета конкурсного управляющего содержит обязательный для заполнения раздел «Сведения о сформированной конкурсной массе, в том числе о ходе и об итогах инвентаризации имущества должника, о ходе и результатах оценки имущества должника».
Этот раздел включает таблицу, которая предусматривает разделение все выявленное имущество должника на два вида: имущество, включаемое в конкурсную массу, и имущество, которое из нее исключается. Каждый вид имущества содержит две характеристики этого имущества: балансовую стоимость и рыночную стоимость.
В колонке 1 «Имущество» предусмотрены две основных категории имущества: 1. «Внеоборотные активы» и 2. «Оборотные активы», включающая подкатегории, в том числе «Денежные средства».
Каждая из подкатегорий предполагает расшифровку входящего в нее имущества, поскольку в типовой форме после указания наименования подкатегории содержится фраза «в том числе».
Между тем, рассматриваемый отчет не содержит расшифровки подкатегории «Денежные средства».
Непредставление определенной законом информации в установленной форме свидетельствует о неисполнении арбитражным управляющим возложенной на него обязанности по информированию лиц, участвующих в деле о банкротстве, что нарушает их право, в том числе должника, на получение полной и достоверной информации.
На основании пунктов 1-3 статьи 213.25 Закона о банкротстве все имущество гражданина, имеющееся на дату принятия решения арбитражного суда о признании гражданина банкротом и введении реализации имущества гражданина и выявленное или приобретенное после даты принятия указанного решения, составляет конкурсную массу, за исключением имущества, определенного пунктом 3 настоящей статьи.
По мотивированному ходатайству гражданина и иных лиц, участвующих в деле о банкротстве гражданина, арбитражный суд вправе исключить из конкурсной массы имущество гражданина, на которое в соответствии с федеральным законом может быть обращено взыскание по исполнительным документам и доход от реализации которого существенно не повлияет на удовлетворение требований кредиторов. Общая стоимость имущества гражданина, которое исключается из конкурсной массы в соответствии с положениями настоящего пункта, не может превышать десять тысяч рублей.
Перечень имущества гражданина, которое исключается из конкурсной массы в соответствии с положениями настоящего пункта, утверждается арбитражным судом, о чем выносится определение, которое может быть обжаловано.
Из конкурсной массы исключается имущество, на которое не может быть обращено взыскание в соответствии с гражданским процессуальным законодательством.
Определение об исключении имущества гражданина из конкурсной массы или об отказе в таком исключении может быть обжаловано.
Согласно пункту 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 48 «О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан» по общему правилу в конкурсную массу гражданина включается все его имущество, имеющееся на день принятия арбитражным судом решения о признании гражданина банкротом и введении процедуры реализации имущества, а также имущество, выявленное или приобретенное после принятия указанного решения (пункт 1 статьи 213.25 Закона о банкротстве), в том числе заработная плата и иные доходы должника.
В силу части 6 статьи 21 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон № 400-ФЗ) правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, осуществления контроля за их выплатой, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Право на социальное обеспечение включает в себя все виды социального обеспечения, которые предназначены для защиты граждан, включая преклонный возраст.
Пенсия является основным видом любой системы социального обеспечения с учетом того, что пенсионное обеспечение затрагивает интересы абсолютно всех лиц из числа нетрудоспособных или достигших определенного возраста. Значимость пенсии для жизни человека определяется тем, что пенсия, как правило, является единственным источником средств к существованию.
Федеральным законом от 03.10.2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» внесены изменения в Федеральный закон № 400-ФЗ, направленные на обеспечение прав пенсионеров, признанных банкротами в соответствии с Законом о банкротстве, на получение установленной им пенсии в полном объеме.
Согласно части 12 статьи 21 Федерального закона № 400-ФЗ выплата производится пенсионеру органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в установленном размере без каких-либо ограничений, в том числе при признании этого гражданина банкротом в соответствии с Законом о банкротстве.
В порядке абзаца 2 пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской федерации от 25.12.2018 № 48 «О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан» в конкурсную массу не включаются получаемые должником выплаты, предназначенные для содержания иных лиц, в том числе социальные пенсии.
В соответствии с пунктом 3 статьи 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации взыскание по исполнительным документам не может быть обращено в том числе на денежные средства общей суммы не менее установленной величины прожиточного минимума самого гражданина должника и лиц, находящихся на его иждивении.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.10.1997 № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» прожиточным минимумом признается стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы.
При этом под потребительской корзиной понимается минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.
В пункте 39 постановления Пленума Верховного Суда Российской федерации от 13.10.2015 № 45 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, указано на необходимость обеспечения справедливого баланса между имущественными интересами кредиторов и личными правами должника (в том числе на достойную жизнь и достоинство личности).
Судом первой инстанции по материалам дела установлено, что должнику назначена страховая пенсия по старости и фиксированная выплата страховой пенсии по старости с 18.06.2012 бессрочно, размер выплаты за период с 01.06.2021 по 31.08.2021 составляет 24 794 руб. 06 коп. ежемесячно.
Необходимость обеспечения баланса интересов кредитора и гражданина должника требует защиты прав последнего путем не только соблюдение минимальных стандартов правовой защиты, отражающих применение исключительно правового принуждения к исполнению должником своих обязательств, но и сохранения для него и лиц, находящихся на его иждивении необходимого уровня существования, с тем чтобы не оставить их за пределами социальной жизни (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 12.07.2007 № 10-П).
Вопросы об исключении из конкурсной массы страховой пенсии по старости и фиксированной выплаты со страховой пенсии по старости, о невключении в конкурсную массу названных выплат решаются финансовым управляющим самостоятельно во внесудебном порядке.
При этом, арбитражным управляющим ФИО2 не были проведены мероприятия, направленные на исключение из конкурсной массы должника выплат прожиточного минимума.
В отчете финансового управляющего от 15.10.2021 в разделе «Сведения о сформированной конкурсной массе, в том числе о ходе и об итогах инвентаризации имущества должника, о ходе и результатах оценки имущества должника» в таблице «Исключается из конкурсной массы» какие-либо суммы денежных средств, подлежащих исключению из конкурсной массы, не отражены.
Самостоятельное проведение финансовым управляющим зачета снятых должником сумм в счет выплаты прожиточного минимума не предусмотрено положениями Закона о банкротстве.
В силу абзаца шестого пункта 8 статьи 213.9 Закона о банкротстве финансовый управляющий обязан уведомлять кредиторов о проведении собраний кредиторов в соответствии с пунктом 5 статьи 213.8 названного Закона.
Уведомление о проведении собрания кредиторов включается в ЕФРСБ не позднее чем за четырнадцать дней до даты проведения собрания кредиторов. Уведомление о проведении собрания кредиторов направляется финансовым управляющим конкурсному кредитору, в уполномоченный орган, а также иному лицу, имеющему в соответствии с настоящим Федеральным законом право на участие в собрании кредиторов, не позднее чем за четырнадцать дней до даты проведения собрания кредиторов заказным письмом с уведомлением о вручении (пункт 5 статьи 213.8 Закона о банкротстве).
Из материалов дела следует, что сообщением от 07.10.2021 № 7449252 в ЕФРСБ размещена информация о созыве собрания кредиторов должника, назначенного на 15.10.2021.
Таким образом, сведения о предстоящем собрании кредиторов должника арбитражным управляющим ФИО2 размещены в ЕФРСБ с нарушением срока, предусмотренного пунктом 5 статьи 213.8 Закона о банкротстве (должны были быть размещены не позднее 02.10.2021).
Ссылка ФИО2 на размещение сообщения в карточке другого должника помощником финансового управляющего не опровергает наличие допущенного правонарушения и не исключает вину ФИО2 в неисполнении арбитражным управляющим возложенной на него обязанности по своевременному информированию лиц, участвующих в деле о банкротстве.
Факт совершения ФИО2 административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ, подтвержден материалами дела.
Вина ФИО2 установлена верно.
С учетом изложенного в действиях ФИО2 имеется состав административного правонарушения, предусмотренного в части 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении со стороны административного органа не допущено. О времени и месте составления протокола об административном правонарушении ФИО2 извещалась надлежащим образом.
Срок давности привлечения к административной ответственности судом соблюден.
Оснований для признания допущенного ФИО2 нарушения малозначительным судом не установлено. Обстоятельства дела не свидетельствуют об исключительности рассматриваемого случая ввиду наличия существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, выражающейся в пренебрежительном отношении арбитражного управляющего к выполнению своих публично-правовых обязанностей.
Учитывая характер и обстоятельства совершенного правонарушения, к ФИО2 обоснованно применена мера ответственности в виде предупреждения.
Доводы должника относительно факта лишения средств к существованию, блокировки банковской карты в результате действий ФИО2, о недобросовестности должностных лиц административного органа не влияют на законность выводов суда первой инстанции, поскольку предметом рассмотрения по настоящему делу является вопрос о привлечении ФИО2 к административной ответственности по протоколу от 15.12.2021№ 00752121, а не законность действий ФИО2 в рамках дела о банкротстве или законность действий (бездействия) Управления. В настоящем деле ФИО1 привлечен в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
В этой связи оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционных жалоб у суда апелляционной инстанции не имеется.
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Государственная пошлина по данной категории дел не уплачивается. Излишне уплаченная по чеку-ордеру от 28.07.2022 государственная пошлина в сумме 150 рублей подлежит возврату ФИО2 из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 19.07.2022 по делу № А79–11777/2021 оставить без изменения, апелляционные жалобы ФИО1 и арбитражного управляющего ФИО2 – без удовлетворения.
Возвратить арбитражному управляющему ФИО2 из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 150 рублей, уплаченную по чеку-ордеру от 28.07.2022.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья А.М. Гущина
Судьи М.Б. Белышкова
М.Н. Кастальская