г. Владимир
10 августа 2023 года Дело № А38-486/2023
Резолютивная часть постановления объявлена 03.08.2023.
Постановление в полном объеме изготовлено 10.08.2023.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Кастальской М.Н., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никитиной С.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства промышленности, экономического развития и торговли Республики Марий Эл
на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 04.05.2023 по делу №А38-486/2023, принятое по заявлению Министерства промышленности, экономического развития и торговли Республики Марий Эл о признании недействительным представления Государственной счетной палаты Республики Марий Эл от 08.11.2022 №01-33/832,
при участии в судебном заседании представителей:
Министерства промышленности, экономического развития и торговли Республики Марий Эл – ФИО1 по доверенности от 21.03.2023 сроком действия до 29.12.2023, ФИО2 по доверенности от 01.08.2023 сроком действия до 29.12.2023, диплом о высшем юридическом образовании представлен,
Государственной счетной палаты Республики Марий Эл – ФИО3 по доверенности от 20.12.2022 сроком действия до 31.12.2023, диплом о высшем юридическом образовании представлен,
и установил:
Министерство промышленности, экономического развития и торговли Республики Марий Эл (далее – Минэкономразвития, Министерство, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением о признании недействительным представления Государственной счетной палате Республики Марий Эл (далее - счетная палата, контролирующий орган) от 08.11.2022 №01-33/832.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство спорта и туризма Республики Марий Эл (далее – Министерство спорта).
Решением от 04.05.2023 Арбитражный суд Республики Марий Эл заявителю отказано в удовлетворении требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, Минэкономразвития обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы указано на неправильное применение норм материального права.
Министерство, ссылаясь на постановление Правительства Республики Марий Эл от 26.10.2017 №410 «О порядке формирования и исполнения республиканской адресной инвестиционной программы и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Республики Марий Эл» (далее - Положение о РАИП),указывает, что несостоятельна ссылка Счетной палаты на подпункт 5 пункта 9 Положения о Министерстве промышленности, экономического развития и торговли Республики Марий Эл, утвержденного постановлением Правительства Республики Марий Эл от 12.02.2018 №49 (далее - Положение о министерстве), согласно которому в рамках своих функций Минэкономразвития рассматривает в установленном порядке инвестиционные проекты с использованием средств республиканского бюджета Республики Марий Эл. При этом отмечает, что инвестиционные проекты рассматриваются в рамках иных направлений деятельности Министерства.
Заявитель отмечает, что на момент поступления письма Министерства спорта РАИП была сформирована и находилась на завершающей стадии согласования; пунктом 15 Положения о РАИП установлено, что в случае необходимости в течение года могут проводиться заседания межведомственной комиссии.
Министерство убеждено в том, что указанные в акте проверки выводы находятся за пределами цели и предмета контрольного мероприятия. Выданное представление является незаконным и нарушает его права в бюджетной сфере.
Вывод суда первой инстанции о наличии признаков нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» в части обеспечения сохранности архивных документов за 2019 год, а именно бюджетных заявок, предложений органов исполнительной власти по распределению предельных объемов бюджетных ассигнований, в том числе, представленных в их составе документов Министерства спорта в отношении площадок ФОКОТ, заявитель считает ошибочным, поскольку, по его мнению, суд не учел наличие технической ошибки в акте об уничтожении дел.
Кроме того, по мнению Министерства, Счетной палате в случае выявления признаков нарушения необходимо направлять соответствующие материалы в уполномоченный в соответствующей сфере орган исполнительной власти, а не выдавать представление.
Более подробно доводы заявителя приведены в апелляционной жалобе.
Министерство спорта в отзыве на апелляционную жалобу указывает на обоснованность ее доводов, просит жалобу удовлетворить.
Счетная палата в отзыве на апелляционную жалобу настаивает на законности и обоснованности обжалуемого судебного акта, указывает на отсутствие оснований для ее удовлетворения.
В судебном заседании представители Министерства и Счетной палаты поддержали доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Марий Эл.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-262, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
По делу установлено, что в соответствии с пунктом 2.2 плана деятельности на 2022 год Счетная палата провела контрольное мероприятие: проверку целевого использования бюджетных средств, выделенных Министерству спорта в 2019 году на строительство объектов «Строительство площадки для установки оборудования ФОКОТ для Училища олимпийского резерва в г. Йошкар-Ола», «Строительство площадки для установки оборудования ФОКОТ в г.Козьмодемьянске», предусмотренных государственной программой Республики Марий Эл «Развитие физической культуры, спорта, туризма и молодежной политики в Республике Марий Эл на 2023-2025 годы», и законности включения указанных объектов в Республиканскую адресную инвестиционную программу.
Проверка установила, что Министерство нарушило порядок формирования федеральной адресной инвестиционной программы, адресной инвестиционной программы субъекта РФ, муниципального образования (пункт 1.1.21 Классификатора):
- в нарушение пункта 2 статьи 79 БК РФ, пункта 9.1 Положения о РАИП не соблюден порядок формирования РАИП на 2019 год, а именно: в качестве предложения о включении в РАИП на 2019 год Минэкономразвития рассмотрело письмо Министерства спорта от 08.02.2019 № 665/И-02 о выделении бюджетных ассигнований республиканского бюджета Республики Марий Эл при отсутствии бюджетной заявки и пакета документов, предусмотренных пунктом 9 Положения о РАИП. Заседание Межведомственной комиссии проведено 12.02.2019 (протокол №2), в то время как определенный названной нормой пакет документов Министерство спорта направило в адрес Министерства письмом от 22.02.2019 № 958/И-02 (подпункт 1.1 пункта 1);
- в нарушение пунктов 1, 2 статьи 79 БК РФ, пунктов 1, 2 статьи 54 Закона Республики Марий Эл от 30.07.2007 № 42-З «О бюджетных правоотношениях в Республике Марий Эл», пунктов 2, 3, 5, 9.1, 16 Положения о формировании и исполнении республиканской адресной инвестиционной программы, утвержденного постановлением Правительства Республики Марий Эл от 26.10.2017 №410, не соблюден порядок формирования РАИП на 2019 год, а именно: принято и рассмотрено предложение Министерства спорта о включении в РАИП капитального ремонта существующих спортядер Училища олимпийского резерва в г. Йошкар-Ола и МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Козьмодемьянска», при этом предложение Министерства спорта предусматривало капитальный ремонт объекта муниципальной собственности. В результате в РАИП на 2019 год в объекты капитального строительства государственной собственности Республики Марий Эл включены объекты с объемом бюджетных инвестиций на сумму 21547,6 тыс. руб., по которым предусмотрены работы по капитальному ремонту, не относящиеся к капитальным вложениям, в том числе, по объекту муниципальной собственности. Площадка ФОКОТ в г. Козьмодемьянске включена в РАИП на 2019 год в раздел «1.Объекты государственной собственности Республики Марий Эл», в то время как бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства муниципальной собственности выделяются отдельно в разделе «Объекты, находящиеся в собственности муниципальных образований Республики Марий Эл». Указанное нарушение создало риски нецелевого использования бюджетных средств (подпункт 1.2 пункта 1).
Также Счетная палата установила следующие недостатки в деятельности Минэкономразвития:
- Минэкономразвития при исполнении функций, предусмотренных подпунктами 5, 13 пункта 9 Положения о Министерстве промышленности, экономического развития и торговли Республики Марий Эл, утвержденного постановлением Правительства Республики Марий Эл от 12.02.2018 №49, не приняло исчерпывающих мер по проверке представленных Министерством спорта документов в отношении площадок ФОКОТ в целях определения соответствия Положению о РАИП (пункт 1. Раздела «Недостатки»);
- В действиях Минэкономразвития имеются признаки нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» в части обеспечения сохранности архивных документов за 2019 год: бюджетных заявок, предложений органов исполнительной власти по распределению предельных объемов бюджетных ассигнований, в том числе, представленных в их составе документов Министерства спорта в отношении площадок ФОКОТ (пункт 2. Раздела «Недостатки»).
Счетная палата выявила следующие проблемы нормативного правового регулирования в сфере формирования РАИП:
- В Положении о РАИП отсутствует детальное описание порядка внесения изменений в РАИП в части включения в течение текущего финансового года нового объекта капитального строительства, отсутствовавшего в ранее поданной органом исполнительной власти бюджетной заявке;
- Положением о РАИП не установлено требование о предоставлении органами исполнительной власти в составе бюджетной заявки копий правоустанавливающих документов на земельный участок, предоставленный для строительства объекта капитального строительства.
Результаты проверки оформлены актом выездной проверки от 26.08.2022.
По результатам проверки Счетная палата в соответствии со статьей 22 Закона Республики Марий Эл «О Государственной счетной палате Республики Марий Эл» выдала представление от 08.11.2022 № 01-33/832, в соответствии с которым Министерству предложено принять меры по пресечению, устранению и предупреждению выявленных нарушений и недостатков; в срок до 20.02.2023 уведомить в письменной форме Счетную палату о принятых по результатам выполнения представления мерах с приложением копий документов, подтверждающих принятые меры.
Посчитав представление контролирующего органа незаконным, нарушающим его права и законные интересы, Минэкономразвития обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался статьями 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Положением о формировании и исполнении республиканской адресной инвестиционной программы, утвержденным постановлением Правительства Республики Марий Эл от 26.10.2017 № 410, положениями Закона Республики Марий Эл от 30.07.2007 № 42-З «О бюджетных правоотношениях в Республике Марий Эл»,Федерального закона от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации»и исходил из того, что контролирующий орган доказал законность и обоснованность оспариваемого представления.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены или изменения судебного акта ввиду следующего.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемых решений и действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые решения и действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 54 Закона Республики Марий Эл от 30.07.2007 № 42-З «О бюджетных правоотношениях в Республике Марий Эл» бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной собственности Республики Марий Эл и на приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность Республики Марий Эл, предоставление субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности Республики Марий Эл или на приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность, а также предоставление субсидий на софинансирование капитальных вложений в объекты капитального строительства муниципальной собственности или на приобретение объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность осуществляются за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Марий Эл в соответствии с республиканской адресной инвестиционной программой. Порядок формирования и реализации республиканской адресной инвестиционной программы устанавливаются Правительством Республики Марий Эл.
Согласно пункту 5 Положения о РАИП данная программа формируется Минэкономразвития на очередной финансовый год и на плановый период в порядке, предусмотренном разделом II указанного Положения, и утверждается решением Правительства Республики Марий Эл. В РАИП отдельно выделяются бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной собственности Республики Марий Эл и мероприятия в отношении данных объектов капитального строительства и в объекты капитального строительства муниципальной собственности и мероприятия в отношении данных объектов капитального строительства.
В силу подпунктов 5, 13 пункта 9 Положения о Министерстве промышленности, экономического развития и торговли Республики Марий Эл, утвержденного постановлением Правительства Республики Марий Эл от 12.02.2018 №49 (далее – Положение о Министерстве), Министерство в соответствии с возложенными на него задачами рассматривает в установленном порядке инвестиционные проекты с использованием средств республиканского бюджета Республики Марий Эл; разрабатывает ежегодную республиканскую адресную инвестиционную программу и осуществляет контроль за ее реализацией; вносит в Правительство Республики Марий Эл предложения по внесению изменений в утвержденную Правительством Республики Марий Эл республиканскую адресную инвестиционную программу.
В соответствии с пунктом 8 органы исполнительной власти для целей формирования РАИП представляют в Министерство бюджетные заявки, содержащие перечень объектов финансирования, включая объекты капитального строительства государственной собственности Республики Марий Эл и муниципальной собственности по форме согласно приложению № 1.
На основании пункта 9 Положения о РАИП одновременно с бюджетной заявкой органы исполнительной власти представляют по каждому объекту капитального строительства Республики Марий Эл и муниципальной собственности и мероприятию документы, приведенные в названном пункте, в том числе, пояснительные записки с расчетом интегральной оценки эффективности использования средств республиканского бюджета Республики Марий Эл, копию задания на проектирование (в случае, если средства республиканского бюджета Республики Марий Эл предоставляются на разработку проектной документации), документ, содержащий реквизиты решения о заключении в порядке и на основаниях, предусмотренных законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, государственного контракта, предметом которого является одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объекта капитального строительства, в случае, если государственным заказчиком предполагается заключение такого государственного контракта.
На основании пункта 9.1 Положения о РАИП непредставление (представление не в полном объеме) документов, указанных в пункте 9, является основанием для отказа в рассмотрении бюджетной заявки по данному объекту капитального строительства. В этом случае Министерство письменно уведомляет органы исполнительной власти об отказе в рассмотрении бюджетной заявки по объекту капитального строительства.
Утвержденная решением Правительства Республики Марий Эл РАИП является основанием для осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Республики Марий Эл в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Государственные (муниципальные) контракты, предметами которых являются выполнение работ, оказание услуг, длительность производственного цикла выполнения, оказания которых превышает срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств, могут заключаться в пределах средств, установленных на соответствующие цели решениями о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности, принимаемыми в соответствии со статьей 79 Бюджетного кодекса РФ (пункт 19 Положения о РАИП).
1. Министерство спорта письмом от 08.02.2019 № 665/И-02 обратилось в Министерство о выделении бюджетных ассигнований республиканского бюджета Республики Марий Эл в рамках РАИП на 2019 год на разработку проектно-сметной документации и проведение государственной экспертизы по объектам «Строительство площадки для установки оборудования ФОКОТ для Училища олимпийского резерва в г. Йошкар-Ола» и «Строительство площадки для установки оборудования ФОКОТ в г. Козьмодемьянске». В указанном письме отражено, что пакет документов, предусмотренный Положением о РАИП для включения в инвестиционную программу не готов; в письме отсутствует ссылка на направление адресату бюджетной заявки по предлагаемым объектам.
При наличии оснований для отказа в рассмотрении письма Министерства спорта от 08.02.2019 № 665/И-02 о выделении бюджетных ассигнований по причине непредставления бюджетной заявки, документов, требуемых в соответствии с пунктом 9 Положения о РАИП, по протоколу Межведомственная комиссия от 12.02.2019 №2 приняла решение о выделении лимитов капитальных вложений.
В соответствии с указанным протоколом Министерству спорта выделены лимиты капитальных вложений за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл в рамках РАИП на 2019 год на проведение проектных и изыскательских работ, иных работ и услуг по объектам: «Строительство площадки для установки оборудования ФОКОТ для Училища олимпийского резерва в г. Йошкар-Ола» в размере 550 тыс. руб.; «Строительство площадки для установки оборудования ФОКОТ в г. Козьмодемьянске» в размере 550 тыс. руб.
Пакет требуемых пунктом 9 Положения о РАИП документов Министерство спорта представило в Министерство 22.02.2019, то есть после вынесения Межведомственной комиссией решения от 12.02.2019 о выделении ассигнований, принятого при отсутствии указанных документов.
В соответствии с пунктом 6.1 протокола межведомственной комиссии от 12.02.2019 №2 Правительство Республики Марий Эл издало распоряжение от 18.03.2019 № 104-р «О перераспределении бюджетных ассигнований республиканского бюджета Республики Марий Эл», которым предусмотрено увеличение бюджетных ассигнований республиканского бюджета Республики Марий Эл Министерству спорта.
По результатам несостоявшегося электронного аукциона Министерство спорта и АО «Марийскгражданпроект» заключили государственный контракт №30 от 23.04.2019 на выполнение проектно-изыскательских работ по объектам: «Строительство площадки для установки оборудования ФОКОТ для Училища олимпийского резерва в г. Йошкар-Ола»; «Строительства площадки для установки оборудования ФОКОТ в г. Козьмодемьянске», реестровый номер в реестре контрактов, заключенных заказчиками № 2121502463819000003.
Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 08.05.2019 №145 в РАИП в подраздел 1.1 «Строительство» раздела 1 «Объекты государственной собственности Республики Марий Эл» включены затраты на проектные работы на площадках ФОКОТ.
При этих обстоятельствах орган финансового контроля пришел к обоснованному выводу о несоблюдении Министерством порядка формирования РАИП, а именно: рассмотрение Межведомственной комиссией с принятием положительного решения от 12.02.2019 письма Министерства спорта от 08.02.2019 № 665/И-02 о выделении бюджетных ассигнований при отсутствии на дату принятия решения бюджетной заявки и пакета документов, предусмотренных пунктом 9 Положения о РАИП.
На основании решения Межведомственной комиссии от 12.02.2019 Министерству спорта перераспределены бюджетные средства на реализацию РАИП, оно осуществило закупку проектных работ до утверждения РАИП и государственный контракт от 23.04.2019 № 30 на выполнение проектно-изыскательских работ по объектам: «Строительство площадки для установки оборудования ФОКОТ для Училища олимпийского резерва в г. Йошкар-Ола»; «Строительство площадки для установки оборудования ФОКОТ в г. Козьмодемьянске» на сумму 1100 тыс. руб. заключен до включения постановлением Правительства Республики Марий Эл от 08.05.2019 № 145 объектов в РАИП на 2019 год.
Позиция заявителя, что при проведении заседания Межведомственной комиссией в порядке пункта 15 Положения о РАИП не требуется обязательного представления документов, предусмотренных пунктом 9 указанного Положения, что пунктом 5.1 протокола заседания Межведомственной комиссии от 12.02.2019 № 2 органам исполнительной власти предложено представить указанные документы в срок до 22.02.2019, является несостоятельной, юридически неверной, поскольку проведение в течение финансового года заседания Межведомственной комиссии по вопросам внесения изменений в РАИП в части включения в нее объекта капитального строительства не исключает применение правил раздела II Положения о РАИП, в том числе, связанных с необходимостью для рассмотрения комиссией указанных вопросов представления бюджетной заявки и документов, приведенных в пункте 9 Положения.
Разделом II Положения о РАИП императивно определен единый порядок формирования указанной программы, который не может различно применяться в зависимости от того, когда проводится заседание Межведомственной комиссии по вопросам, связанным с формированием РАИП.
Изменение указанного порядка решением Межведомственной комиссии (протоколом заседания комиссии от 12.02.2019 № 2) Положением о РАИП не предусмотрено.
2. Министерство спорта письмом от 02.07.2019 №3708/И-07 обратилось в Министерство о дополнительном выделении бюджетных ассигнований республиканского бюджета Республики Марий Эл в рамках РАИП на 2019 год на строительство объектов ФОКОТ (т.2, л.д. 33). На момент поступления письма Министерства спорта от 02.07.2019 №3708/И-07 отсутствовали документы, предусмотренные пунктом 9 Положения о РАИП, в том числе, документы об утверждении проектно-сметной документации в соответствии с законодательством РФ, положительное заключение о достоверности определения сметной стоимости объекта капитального строительства.
Однако Минэкономразвития приняло заявление Министерства спора в качестве предложения о перераспределении бюджетных средств и представило на рассмотрение Межведомственной комиссии.
Согласно протоколу Межведомственной комиссии от 19.07.2019 №5 предусмотрено увеличение лимитов капитальных вложений за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл на 20 447,62 тыс. руб., в том числе, на объекты: «Строительство площадки для установки оборудования ФОКОТ для Училища олимпийского резерва в г. Йошкар-Ола» - 9905,59тыс.руб.; «Строительство площадки для установки оборудования ФОКОТ в г. Козьмодемьянске» - 10542руб. 03коп.
Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 29.07.2019 № 41 «О внесении изменений в постановление Правительства Республики Марий Эл от 12.02.2019 № 32» объекты по строительству площадок включены в РАИП на 2019 год в раздел «Иные объекты» и были укрупнены до мероприятия по строительству площадок для установки оборудования ФОКОТ с лимитом капитальных вложений за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл в размере 20447,62тыс. руб.
Проектная документация принята по акту сдачи-приемки выполненных работ от 15.08.2019, что следует из информации об исполнении государственного контракта №30 от 23.04.2019 на выполнение проектно-изыскательских работ.
Положительные заключения о достоверности определения сметной стоимости площадок ФОКОТ датированы 08.08.2019.
В письме Министерства от 04.07.2022 №06-5358 указано, что после представления Министерством спорта недостающих документов, предусмотренных пунктом 9 Положения о РАИП, постановлением Правительства Республики Марий Эл от 21.11.2019 №359 «О внесении изменений в постановление Правительства Республики Марий Эл от 12.02.2019 №32» лимит капитальных вложений за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл, предусмотренный на мероприятие, вновь детализирован на объекты: «Строительство площадки для установки оборудования ФОКОТ для Училища олимпийского резерва в г. Йошкар-Ола» на 10455,59тыс.руб., в том числе, на проведение проектных и изыскательских работ, иных работ и услуг – 550,0тыс.руб.; «Строительство площадки для установки оборудования ФОКОТ в г. Козьмодемьянске» на 11092,03тыс.руб., в том числе, на проведение проектных и изыскательских работ, иных работ и услуг – 550,0тыс.руб.
Положительные заключения о достоверности определения сметной стоимости площадок ФОКОТ в пунктах 1.2 содержат указание на проведение «капитального ремонта» существующих спортядер.
Согласно письму АО «Марийскгражданпроект» от 22.12.2020 № 975 в ходе исполнения государственного контракта на выполнение проектно- изыскательских работ по объектам «Строительство площадки для установки оборудования ФОКОТ для Училища олимпийского резерва в г. Йошкар-Ола», «Строительство площадки для установки оборудования ФОКОТ в г. Козьмодемьянске (реестровый номер в реестре контрактов, заключенных заказчиками № 2121502463819000003) при проведении экспертизы проектных документаций в техническое задание на проектирование Министерство спорта внесло изменения: вид «строительство» заменен на «капитальный ремонт».
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Марий Эл от 16.11.2021 по делу № А38-3443/2021 установлено, что письмом от 08.07.2019 Министерство спорта согласовало изменение вида строительства по объекту в г. Йошкар-Оле на «капитальный ремонт». Администрация городского округа «Город Козьмодемьянск» также согласовала вид разрешенного строительства по объекту в г. Козьмодемьянске. Таким образом, установлено, что изменение вида разрешенного строительства произведено АО «Марийскгражданпроект» с согласия Министерства спорта.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2022 решение арбитражного суда от 16.11.2021 по делу №А38-3443/2021 оставлено без изменения, апелляционная жалоба Министерства спорта -без удовлетворения.
Согласно пункту 2 Положения о РАИП РАИП – это перечень инвестиционных проектов строительства, реконструкции, технического перевооружения объектов капитального строительства государственной собственности Республики Марий Эл и муниципальной собственности. Капитальный ремонт объектов капитального строительства не включается в РАИП.
Из раздела проектной документации № 1 – пояснительной записки «Строительство площадки для установки оборудования ФОКОТ в г. Козьмодемьянске» - следует, что отведенный участок под строительство площадки для установки оборудования ФОКОТ расположен на территории существующего стадиона школы №3 по адресу: г. Козьмодемьянск, ул. Юбилейная, д. 11а, на земельном участке с кадастровым номером 12:17:0101003:53, который является собственностью муниципального образования городской округ «Город Козьмодемьянск» и находится в постоянном (бессрочном) пользовании МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 г. Козьмодемьянск» (12-12/004-12/004/002/2015-451/1 от 12.03.2015).
В связи с тем, что земельный участок, на котором выполнены работы, профинансированные за счет средств республиканского бюджета, находится в собственности муниципального образования, площадка ФОКОТ в г. Козьмодемьянске не была включена в реестр государственного имущества Республики Марий Эл; на основании распоряжения Правительства Республики Марий Эл от 25.06.2021 № 314-р право оперативного управления Министерства спорта на указанный объект прекращено, он передан безвозмездно в муниципальную собственность ГО «Город Козьмодемьянск».
На момент проверки Счетная палата установила, что построенные площадки для создания ФОКОТ не обладают статусом объекта капитального строительства; кадастровый учет и государственная регистрация права собственности в отношении построенных площадок не осуществлялась.
Согласно выписке из реестра государственного имущества Республики Марий Эл (письмо Мингосимущества РМЭ от 29.06.2022 № 06-3660), объект «Площадка для установки оборудования ФОКОТ для училища олимпийского резерва в г. Йошкар-Оле» числится как объект особо ценного движимого имущества. Распоряжением администрации ГО «Город Козьмодемьянск» от 29.06.2021 №284 объект «Площадка для установки оборудования ФОКОТ в г. Козьмодемьянске принят в казну ГО «Город Козьмодемьянск» как движимое имущество.
При таких обстоятельствах орган финансового контроля пришел к обоснованным выводам о том, что Министерством не соблюден порядок формирования РАИП на 2019 год, а именно: при отсутствии документов, требуемых пунктом 9 Положения о РАИП, принято и рассмотрено с принятием Межведомственной комиссией положительного решения предложение, содержащееся в письме Министерства спорта от 02.07.2019 № 3708/И-07, о включении в РАИП работ, связанных со строительством (капитальным ремонтом) существующих спортядер Училища олимпийского резерва в г. Йошкар Ола и МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Козьмодемьянск». В результате приведенных действий постановлением Правительства РМЭ от 29.07.2019 № 241 объекты по строительству указанных площадок при отсутствии данных документов включены в РАИП.
В представленных в последующем положительных заключениях от 08.08.2019 о достоверности определения сметной стоимости площадок ФОКОТ указано на проведение капитального ремонта, работы по которому не подлежат включению в РАИП; Министерство спорта в задании на проектировании заменило «строительство» на «капитальный ремонт». Таким образом, документы, представленные в последующем в Министерство для обоснования уже принятого с нарушением установленного порядка формирования РАИП решения о выделении финансирования, содержали противоречивые данные о виде и характере работ, выполняемых в рамках указанной программы. При этом работы по капитальному ремонту по нормам Положения о РАИП не подлежат включению в указанную программу.
Объект муниципальной собственности площадка ФОКОТ в г. Козьмодемьянске включена в РАИП на 2019 год в раздел «1. Объекты государственной собственности Республики Марий Эл», тогда как бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства муниципальной собственности выделяются отдельно в разделе «Объекты, находящиеся в собственности муниципальных образований Республики Марий Эл».
Минэкономразвития и Министерство спора последовательно утверждают, что согласно государственному контракту № 30 от 23.04.2019, акту №1 от 15.08.2019, платежному поручению №832326 от 21.08.2018 Министерство спорта заказывало, принимало у подрядчика АО «Марийскгражданпроект» и оплачивало ему проектно-изыскательские работы на новое строительство, а не на капитальный ремонт. Площадки для установки оборудования ФОКОТ включены как объекты строительства в Перечень объектов капитального строительства, проектов государственно-частного партнерства с участием Республики Марий Эл, реализуемых в рамках государственной программы Республики Марий Эл «Развитие физической культуры, спорта, туризма и молодежной политики в Республике Марий Эл» на 2013 – 2025 годы.
Согласно заключениям эксперта-строителя ООО «Стройэксперт» ФИО4 от 08.08.2022, от 10.08.2022 работы, выполненные в отношении спортивных площадок для установки оборудования ФОКОТ для Училища олимпийского резерва в г. Йошкар-Ола, спортядра школы № 3 г. Козьмодемьянска, относятся к новому строительству, что свидетельствует о том, что работы по объектам носили характер именно нового строительства, поэтому обоснованно включены в РАИП.
Однако приведенные обстоятельства не опровергают установленное Счетной палатой нарушение, связанное с передачей Министерством на рассмотрение Межведомственной комиссии письма Министерства спорта от 02.07.2019 № 3708/И-07 о выделении дополнительных бюджетных ассигнований в рамках РАИП при отсутствии документов, предусмотренных пунктом 9 Положения о РАИП; последующем представлении этих документов с взаимоисключающими сведениями о характере работ; включении объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, в раздел РАИП, содержащий сведения об объектах государственной собственности.
Позиция Минэкономразвития, что оно не может нести ответственность за содержание заявки на финансирование и документов, представленных Министерство спорта, что последнее не извещало его об изменении в задании на проектирование характера работ, не свидетельствует о необоснованности выводов Счетной палаты.
В силу возложенных на Министерство полномочий по рассмотрению инвестиционных проектов, разработке РАИП, контролю за ее реализацией, внесению в Правительство Республики Марий Эл предложений по ее изменению, предварительная оценка комплектности и содержания документов, представляемых на рассмотрение Межведомственной комиссии, относится именно к компетенции Министерства.
Вместе с тем, в материалы дела не представлено доказательств принятия всех зависящих от него мер по недопущению нарушений Положения о РАИП; напротив, вынесение им на рассмотрение комиссии предложений о выделении финансирования по данной программе при отсутствии документов, предусмотренных пунктом 9 Положения о РАИП, свидетельствует о грубом пренебрежении действующими правилами формирования РАИП, поэтому изложенные в представлении предложения об устранении и предупреждении выявленных в ходе проверки нарушений правильно адресованы Министерству, как государственному органу, обладающему надлежащими полномочиями по их исправлению.
В связи с установлением Счетной палатой нарушений, связанных с несоблюдением Министерством порядка формирования РАИП, которые выразились в вынесении на рассмотрение Межведомственной комиссией предложений Министерства спорта о выделении по указанной программе бюджетного финансирования при отсутствии документов, требуемых пунктом 9 Положения о РАИП, орган финансового контроля пришел к обоснованному выводу о наличии в деятельности заявителя недостатка, связанного с не принятием исчерпывающих мер по проверке представленных Министерством спорта документов в отношении площадок ФОКОТ в целях определения соответствия Положению о РАИП.
Установлено по делу, что письмом от 20.06.2022 № 01-33/501 Счетная палата запросила у Министерства спорта пакет документов, направленный последним в Минэкономразвития для включения объектов в РАИП.
Министерство спорта письмом от 01.07.2022 № 3834/И-07 сообщило, что указанного комплекта документов в его делах не имеется. Документы для включения объектов в РАИП на 2019 год сформированы в одном экземпляре и направлены в Министерство сопроводительным письмом от 22.02.2019 №958/И-02. В данном сопроводительном письме не указаны объекты, пакеты документов на которые направлялись в Министерство, также отсутствует перечень направляемых документов.
На запрос Счетной палаты от 20.06.2022 № 01-33/502 Министерство письмом от 04.07.2022 № 06-5358 не представило бюджетную заявку Министерства спорта и приложенные к ней документы.
По пояснениям Министерства данная бюджетная заявка в составе документов «Лимиты бюджетных обязательств на реализацию РАИП (предложения министерств, ведомств, муниципальных образований, организаций) на 2019 год» уничтожена по акту от 25.12.2020 как не имеющая научно-исторической ценности и утратившая практическое значение, что подтверждается актом от 25.12.2020 №1 о выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению.
В названном акте Министерства указано, что документы Минэкономразвития отобраны к уничтожению на основании приказа Министерства культуры РФ от 25.08.2010 №558 «Об утверждении «Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения».
Однако указанный приказ признан утратившим силу с 18.02.2020 в соответствии с приказом Министерства культуры РФ от 17.12.2019 № 1964 «О признании утратившим силу приказа Министерства культуры РФ от 25.08.2010 №558 «Об утверждении «Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения» и внесенного в него изменения».
С 18.02.2020 вступил в силу приказ Федерального архивного агентства от 20.12.2019 №236 «Об утверждении Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения».
Сроки хранения документов, установленные названным Перечнем, применяются ко всем документам, законченным в делопроизводстве, в том числе до 18.02.2020, за исключением тех документов, которые уже внесены в описи дел постоянного хранения и акты о выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению, утвержденные в установленном порядке до 18.02.2020 г.
Пунктом 244 указанного Перечня установлено, что лимиты бюджетных обязательств подлежат постоянному хранению. По пункту 254 Перечня документы (справки, сведения, расчеты, расходные расписания, заявки, переписка) о финансовом обеспечении всех направлений деятельности подлежат хранению в течение пяти лет.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 22.10.2004 №125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» государственные органы, органы местного самоуправления, организации и граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, нотариусы, занимающиеся частной практикой, обязаны обеспечивать сохранность архивных документов, в том числе, документов по личному составу, в течение сроков их хранения, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также перечнями документов, предусмотренными частью 3 статьи 6 и частями 1 и 1.1 статьи 23 указанного закона.
При таких обстоятельствах орган финансового контроля пришел к обоснованному выводу о наличии в деятельности Министерства недостатка в виде нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 22.10.2004 №125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» в части обеспечения сохранности архивных документов за 2019 год, а именно бюджетных заявок, предложений органов исполнительной власти по распределению предельных объемов бюджетных ассигнований, в том числе, представленных в их составе документов Министерства спорта в отношении площадок ФОКОТ.
Письмом Министерства культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл от 30.11.2022 № 8534 подтверждено, что, исходя из представленной Счетной палатой информации, Минэкономразвития не были соблюдены сроки хранения архивных документов, установленные Перечнем, утвержденным приказом Федерального архивного агентства от 20.12.2019 №236, что является нарушением требований части 1 статьи 17 Федерального закона «Об архивном деле в Российской Федерации» (т.6, л.д. 51,52).
На основании подпункта 8 части 1 статьи 9 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» контрольно-счетный орган субъекта РФ в рамках возложенных на него основных полномочий проводит анализ и мониторинг бюджетного процесса в субъекте РФ, в том числе, подготовку предложений по устранению выявленных отклонений в бюджетном процессе и совершенствованию бюджетного законодательства РФ.
В соответствии с приведенными полномочиями Счетной палатой выявлены следующие проблемы нормативного правового регулирования а сфере формирования РАИП:
в Положении о РАИП отсутствует детальное описание порядка внесения изменений в РАИП в части включения в течение текущего финансового года нового объекта капитального строительства, отсутствовавшего в ранее поданной органом исполнительной власти бюджетной заявке.
В Положении о РАИП не установлено требование о предоставлении органами исполнительной власти в составе бюджетной заявки копий правоустанавливающих документов на земельный участок, предоставленный для строительства объекта капитального строительства.
Поскольку в соответствии с подпунктами 5, 13 пункта 9 Положения о Министерстве оно осуществляет полномочия по разработке РАИП, внесению в Правительство Республики Марий Эл предложений по ее изменению, Счетная палата правомерно предложила ему принять меры по совершенствованию нормативного регулирования в сфере формирования РАИП, необходимые для устранения данных проблем.
Счетная палата обоснованно указала, что отсутствие в Положении о РАИП отмеченных нормативных правил влечет риски включения в РАИП работ и объектов, не соответствующих целям использования бюджетных инвестиций. В частности, в результате проверки установлено, что в РАИП включены затраты на проектирование площадки ФОКОТ в г. Козьмодемьянске на территории муниципальной школы вопреки тому, что не допускается финансирование за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл затрат по разработке проектной документации по объектам капитального строительства муниципальной собственности.
Письмом от 19.05.2023 №06-4147 в адрес Счетной палаты Министерство сообщило о принятии мер по устранению нарушений, указанных в представлении от 08.11.2022 № 01-33/832. Соответственно, 31.05.2023 Счетная палата письмом №01-03/279 уведомила Министерство о снятии с контроля оспариваемого представления.
Повторно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статей 65 и 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив нормы материального права, суд апелляционной инстанции пришел к аналогичному заключению о том, что у Счетной палаты имелись основания для выдачи Министерству представления.
Оспариваемое представление выдано уполномоченным органом, соответствует положениям действующего законодательства в бюджетной сфере, и не нарушает права и законные интересы Министерства, что в силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет отказ в удовлетворении заявленных требований.
Арбитражный суд Республики Марий Эл законно и обоснованно отказал Министерству в удовлетворении заявления.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют.
При этом судом не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта.
Апелляционная жалоба Министерства признается не подлежащей удовлетворению как основанная на неверном толковании норм действующего законодательства.
В данном случае доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Относительно позиции Министерства об отсутствии в обжалуемом судебном акте оценки и выводов суда первой инстанции по всем приведенным в процессе рассмотрения спора аргументам и доводам заявителя суд апелляционной инстанции отмечает, что Верховный суд Российской Федерации в определении от 30.08.2017 №305-КГ17-1113 указал, что неотражение в судебных актах всех имеющихся в деле доказательств либо доводов стороны не свидетельствует об отсутствии их надлежащей судебной проверки и оценки.
Все доводы и аргументы апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции, признаются несостоятельными, юридически неверными; они не опровергают законности принятого по делу судебного акта.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 04.05.2023 по делу №А38-486/2023 на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Министерство освобождено от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражный суд.
Руководствуясь статьями 266-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 04.05.2023 по делу №А38-486/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства промышленности, экономического развития и торговли Республики Марий Эл – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья
Т.А. Захарова
Судьи
М.Н. Кастальская
Т.В. Москвичева