Березина ул., д. 4, г. Владимир, 600017
http://1aas.arbitr.ru, тел/факс: (4922) телефон 44-76-65, факс 44-73-10
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Владимир
«07» июня 2021 года Дело № А11-697/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 01.06.2021.
Постановление в полном объеме изготовлено 07.06.2021.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Кастальской М.Н., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Баташовой С.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Владимирской таможни на решение Арбитражного суда Владимирской области от 26.03.2021 по делу № А11-697/2021,
принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Царский пир» (ОГРН 1113316000412, ИНН 3321030210) о признании незаконным и отмене постановления Владимирской таможни от 11.01.2021 №10103000-1532/2020.
В судебном заседании приняли участие представители:
Владимирской таможни – Зыков А.Ю. на основании доверенности от 24.12.2020 №05-54/74, Мазка Е.М. на основании доверенности от 24.12.2020 №05-54/68;
общества с ограниченной ответственностью «Царский пир – директор Идрисов М.Ш. (выписка из Единого государственного реестра юридических лиц от 28.01.2021).
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
На Владимирский таможенный пост (Центр электронного декларирования) Владимирской таможни (далее – Таможня, таможенный орган) таможенным представителем обществом с ограниченной ответственностью «ТАМАРИКС ЛОДЖИСТИКС» по поручению декларанта общества с ограниченной ответственностью «Царский пир» (далее – Общество, декларант) 30.07.2020 подана декларация на товары (далее – ДТ) № 10103080/300720/0049348, в отношении товара заявлена таможенная процедура временного ввоза (допуска).
Получателем данного товара является Общество, отправителем - компания «MASTER VOOD R ММС». Товар ввезен на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС) в рамках внешнеэкономического контракта от 04.06.2020 № 04/20 по инвойсу от 04.06.2020 № 1.
По ДТ № 10103080/300720/0049348 продекларирован товар № 1: «Инструменты для фрезерования сменные-дисковые фрезы. Изготовлены из инструментальной стали. Используются в деревообрабатывающей промышленности для нарезки пазов определенной глубины и ширины на обрабатываемых деталях. Ввозятся для определения степени износа зубьев...».
ДТ выпущена в соответствии с заявленной таможенной процедурой временного ввоза (допуска) 31.07.2020 с частичной уплатой ввозных таможенных пошлин, налогов.
Срок обратного вывоза товара, заявленный при декларировании по ДТ № 10103080/300720/0049348 - до 29.09.2020.
В ходе проведения таможенного контроля таможенным органом выявлено нарушение Обществом срока уплаты периодических платежей по ДТ № 10103080/300720/0049348 (графа 47).
Периодические таможенные платежи при подаче ДТ уплачены за июль-август 2020 года в размере 305 руб. 76 коп.
За последующий период нахождения товара под таможенной процедурой временного ввоза (сентябрь-октябрь 2020 года) периодический платеж в размере 305 руб. 76 коп. Обществом не уплачен. Таможенная процедура временного ввоза (допуска) по состоянию на 31.08.2020 по ДТ № 10103080/300720/0049348 не завершена.
Обращение на внесение изменений в части списания периодического таможенного платежа на сумму 305 руб. 76 коп. за два последующих месяца (сентябрь-октябрь 2020 года) по ДТ № 10103080/300720/0049348 поступило от Общества 02.09.2020.
Денежные средства по уплате периодического таможенного платежа 07.09.2020 списаны (взысканы) таможенным органом с единого лицевого счета Общества.
Усмотрев в деянии Общества признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), должностное лицо Таможни 27.11.2020 составило в отношении Общества протокол об административном правонарушении № 10103000-1532/2020.
По итогам рассмотрения материалов дела Таможней 11.01.2021 вынесено постановление № 10103000-1532/2020о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 16.22 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Таможниот 11.01.2021 № 10103000-1532/2020.
Решением от 26.03.2021Арбитражный суд Владимирской области оспоренное постановление признал незаконными и отменил.
Таможня обратилась в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просила решение суда отменить.
Заявитель апелляционной жалобы поясняет, что наступление административной ответственности по статье 16.22 КоАП РФ не связано с размером неуплаченных в установленный таможенным законодательством срок таможенных пошлин, налогов. Административная ответственность наступает за сам факт нарушения сроков таможенных пошлин, налогов.
Таможня отмечает, что в рассматриваемом случае доплата очередного таможенного платежа произошла после совершения и выявления административного правонарушения и свидетельствует лишь об устранении вредных последствий допущенного правонарушения.
Представители Таможни в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу просило в ее удовлетворении отказать, решение суда первой инстанции – оставить без изменения.
Представитель Общества в судебном заседании поддержал позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Согласно статье 16.22 КоАП РФ нарушение сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
Объективная сторона данного правонарушения выражается в нарушении сроков уплаты таможенных пошлин, налогов и сборов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу, при реальной возможности их уплаты в установленные сроки.
В силу статьи 50 Таможенного кодекса ЕАЭС (далее - ТК ЕАЭС) плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, у которых возникла обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.
На основании пункта 1 статьи 104 ТК ЕАЭС товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру либо в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 258, пунктом 4 статьи 272 и пунктом 2 статьи 281 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 статьи 223 ТК ЕАЭС установлено, что в отношении товаров, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) с частичной уплатой ввозных таможенных пошлин, налогов, ввозные таможенные пошлины, налоги подлежат уплате за период со дня их помещения под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) по день завершения ее действия.
Согласно пункту 3 статьи 223 ТК ЕАЭС при частичной уплате ввозных таможенных пошлин, налогов за каждый календарный месяц (полный или неполный) периода времени, определенного в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящей статьи (далее в настоящей главе - период применения частичной уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов), подлежат уплате 3 процента исчисленной на день регистрации таможенной декларации, поданной для помещения таких товаров под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), а в отношении товаров, выпуск которых произведен до подачи декларации на товары, - на день регистрации таможенным органом заявления о выпуске товаров до подачи декларации на товары, суммы ввозных таможенных пошлин, налогов, которая подлежала бы уплате, если бы товары, помещенные под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), помещались под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.
Порядок и сроки уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в отношении товаров, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), предусмотрены статьей 225 ТК ЕАЭС.
В силу пункта 1 статьи 225 ТК ЕАЭС обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом декларации на товары, а в отношении товаров, заявленных к выпуску до подачи декларации на товары, у лица, подавшего заявление о выпуске товаров до подачи декларации на товары, - с момента регистрации таможенным органом заявления о выпуске товаров до подачи декларации на товары.
В соответствии с пунктом 4 статьи 225 ТК ЕАЭС обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) с частичной уплатой ввозных таможенных пошлин, налогов, подлежит исполнению (ввозные таможенные пошлины, налоги подлежат уплате):
1) при единовременной уплате ввозных таможенных пошлин, налогов либо при уплате первой части суммы ввозных таможенных пошлин, налогов при периодической уплате ввозных таможенных пошлин, налогов - до выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой временного ввоза (допуска);
2) при уплате второй и последующих частей суммы ввозных таможенных пошлин, налогов при периодической уплате ввозных таможенных пошлин, налогов - до начала периода, за который производится уплата очередной части суммы ввозных таможенных пошлин, налогов.
Как следует из материалов дела, Обществом в нарушение требований подпункта 2 пункта 4 статьи 225 ТК ЕАЭС в срок до 31.08.2020 не уплачены причитающиеся к уплате периодические таможенные платежи за второй период (сентябрь-октябрь 2020 года) в размере 307 руб. 76 коп., в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру временного ввоза по ДТ № 10103080/300720/0049348.
Периодические таможенные платежи исчислены в графе 47 ДТ № 10103080/300720/0049348.
Обращение на внесение изменений в части списания периодического таможенного платежа на сумму 305 руб. 76 коп. за два последующих месяца (сентябрь-октябрь 2020 года) по ДТ № 10103080/300720/0049348 поступило от Общества 02.09.2020.
Денежные средства по уплате периодического таможенного платежа 07.09.2020 списаны (взысканы) таможенным органом с единого лицевого счета Общества.
Таким образом, обязанность по уплате таможенных платежей исполнена Обществом с нарушением установленного срока.
Факт совершения Обществом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.22 КоАП РФ, верно установлен административным органом и подтвержден материалами дела.
Пунктом 3 статьи 225 ТК ЕАЭС установлены случаи (обстоятельства), при наступлении которых обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в отношении товаров, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), прекращается у декларанта.
Наличие таких обстоятельств на 31.08.2020 применительно к обстоятельствам рассматриваемого дела судом апелляционной инстанции не установлено.
Доказательства, свидетельствующие о том, что Общество предприняло все зависящие от него меры по соблюдению требований действующего законодательства, либо невозможность принятия этих мер вызвана чрезвычайными или иными непреодолимыми обстоятельствами, в материалы дела не представлены.
Пунктом 4 статьи 55 определены случае, при наступлении которых уведомление о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов таможенный орган не направляет, а именно:
- выявление после выпуска товаров, а в отношении товаров, выпуск которых произведен до подачи декларации на товары, - после направления электронного документа либо проставления соответствующих отметок, предусмотренных пунктом 17 статьи 120 настоящего Кодекса, факта неуплаты таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, исчисленных в одной декларации на товары, в размере, не превышающем в совокупности сумму, эквивалентную 5 евро по курсу валют, действующему на день применения курса валют для исчисления таможенных пошлин, налогов в соответствии с настоящим Кодексом;
- выявление факта неуплаты таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, исчисленных в одном расчете таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, указанном в пункте 4 статьи 52 настоящего Кодекса, или в одном таможенном документе, указанном в абзаце втором пункта 4 статьи 277 настоящего Кодекса, в размере, не превышающем в совокупности сумму, эквивалентную 5 евро по курсу валют, действующему на день применения курса валют для исчисления таможенных пошлин, налогов в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно пункту 6 статьи 55 ТК ЕАЭС в случаях, указанных в пункте 4 настоящей статьи, обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов прекращается.
В данном случае в графе 47 ДТ № 10103080/300720/0049348 исчислены таможенные платежи в общем размере, превышающем в совокупности сумму, эквивалентную 5 евро по курсу валют, действующему на день применения курса валют (в расчет принимается общая сумма исчисленных по одной декларации таможенных платежей на конкретный товар, а не один платеж).
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о том, что обязанность по уплате таможенных платежей у Общества прекращена в силу пункта 6 статьи 55 ТК ЕАЭС, является ошибочным.
Вопреки выводам суда первой инстанции материалы дела свидетельствуют о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.22 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении со стороны административного органа не допущено. О времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения материалов административного дела Общество извещалось надлежащим образом.
Срок давности привлечения к административной ответственности административным органом соблюдены.
Вместе с тем согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 18 постановления от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дела об административных правонарушениях», при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
Малозначительность может быть применена ко всем составам административных правонарушений, в том числе носящим формальный характер, поскольку иное не следует из требований КоАП РФ.
Принимая во внимание характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения, руководствуясь принципами справедливости и соразмерности, предполагающих дифференциацию ответственности в зависимости от тяжести содеянного, степень вины правонарушителя, отсутствие умысла в совершении правонарушения, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что хотя формально действия Общества и содержат признаки состава вменяемого административного правонарушения, однако не представляют существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Судом принят во внимание незначительный период просрочки уплаты таможенного платежа и его размер, а также совершение правонарушения впервые.
В связи с этим суд апелляционной инстанции приходит к выводу о малозначительности совершенного Обществом административного правонарушения, что влечет отмену постановления Таможни от 11.01.2021 № 10103000-1532/2020.
Поскольку ошибочные выводы суда первой инстанции к принятию неправильного решения не привели, апелляционный суд не усматривает оснований для его отмены.
С учетом изложенного апелляционная жалоба Таможни удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Государственная пошлина по данной категории дел не уплачивается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 26.03.2021 по делу № А11-697/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Владимирской таможни – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья А.М. Гущина
Судьи М.Н. Кастальская
Т.В. Москвичева