НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2014 № 11АП-22937/13

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

05 февраля 2014 года Дело № А55-14687/2013

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 29 января 2014 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 05 февраля 2014 года.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Апаркина В.Н.,

судей Кузнецова В.В., Холодной С.Т.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Оразовой Ж.К.,
 с участием в судебном заседании:

от Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Центральном районе г. Тольятти и Ставропольском районе Самарской области - Мурашова А.А., доверенность от 09.01.2014 № 3,

от муниципального бюджетного учреждения г.о. Тольятти «Парки города» - Попова В.С., доверенность от 28.01.2014 № 3,

рассмотрев в открытом судебном заседании 29 января 2014 года в зале № 6 апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Центральном районе г. Тольятти и Ставропольском районе Самарской области

на решение Арбитражного суда Самарской области от 22 октября 2013 года по делу № А55-14687/2013 (судья Мешкова О.В.)

по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Центральном районе г. Тольятти и Ставропольском районе Самарской области (ОГРН 1056320397605, ИНН 6323087137), г. Тольятти Самарской области,
 к муниципальному бюджетному учреждению г.о. Тольятти «Парки города», г. Тольятти Самарской области,

о взыскании штрафных санкций в сумме 56 810, 91 руб.,

УСТАНОВИЛ:

Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном районе г. Тольятти и Ставропольском районе Самарской области обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением (л.д.7-9) к муниципальному бюджетному учреждению г.о. Тольятти «Парки города» о взыскании штрафных санкций в сумме 56 810, 91 руб. за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за 1 квартал 2012 года.

Решением суда 1 инстанции от 22 октября 2013 года в удовлетворении заявления отказано.

В апелляционной жалобе Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном районе г. Тольятти и Ставропольском районе Самарской области просит решение суда 1 инстанции отменить и принять новый судебный акт о взыскании с МБУ г.о. Тольятти «Парки города» штрафа в размере 56 810, 91 руб.

МБУ г.о. Тольятти «Парки города» в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда 1 инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В судебном заседании представители сторон поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве соответственно.

Проверив материалы дела, выслушав представителей сторон, оценив имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено материалами дела, 01.08.2012 МБУ г.о. Тольятти «Парки города» был представлен в Пенсионный фонд РФ в Центральном районе г. Тольятти и Ставропольском районе Самарской области расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и опись сведений, передаваемых страхователем в Пенсионный фонд за 1 квартал 2012 года, что подтверждается протоколом приема сведений индивидуального учета № 83/88277 (л.д. 22).

03.08.2012 по результатам проверки представленных учреждением документов Управлением Пенсионного фонда был вынесен акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, № 168 (л.д. 14).

05.10.2012 на основании указанного акта Управлением было принято решение № 238 о привлечении МБУ г.о. Тольятти «Парки города» к ответственности по п. 3 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» в виде взыскания штрафа в размере 56 810,91 руб. за представление неполных и (или) недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального учета в системе обязательного пенсионного страхования за 1 квартал 2012 г. (л.д. 25).

12.12.2012 на основании данного решения Управлением было направлено МБУ г.о. Тольятти «Парки города» требование № 186 об уплате штрафа в размере 56 810,91 руб. в срок до 01.01.2013 (л.д. 27).

Поскольку Учреждение указанную сумму штрафа в добровольном порядке не уплатило, Управление обратилось в арбитражный суд с указанным заявлением.

В соответствии с положениями пп.1 п.9 ст.15 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» плательщики страховых взносов ежеквартально представляют в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего учета отчетность не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Вместе с расчетом по начисленным и уплаченным страховым взносам, предусмотренным настоящим пунктом, плательщик представляет сведения о каждом работающем у него застрахованном лице в соответствии с п.2 ст.11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

Непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений влечет ответственность страхователя по статье 17 названного закона в виде взыскания штрафа в размере 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Штраф взыскивается органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

Из содержания акта проверки и решения Управления от 05.10.2012 следует, что страхователь представил неполные (недостоверные) сведения индивидуального (персонифицированного) учета о каждом работающем у него застрахованном лице за 1 квартал 2012 г.

Вместе с тем в акте и решении указано, что отчет по индивидуальному (персонифицированному) учету за 1 квартал 2012 года был первоначально представлен страхователем 15.05.2012, т.е. в установленный законом срок. Однако в сведениях были допущены ошибки, отчет к обработке не принят. Страхователю было направлено уведомление № 3.ЭДО.0044/2012 от 25.05.2012 о наличии ошибок с указанием срока их отработки. 26.07.2012, т.е. с нарушением данного срока, страхователь представил скорректированные сведения. Однако в пакете документов, поступившем посредством электронного документооборота (оператор ЗАО СКБ «Контур»), отсутствовал п.560 (на 95 человек) по форме СЗВ 6-2. Окончательный отчет за 1 квартал 2012 года был принят для дальнейшей обработки 01.08.2012.

Между тем при принятии оспариваемого решения Управлением не были приняты во внимание следующие обстоятельства.

В соответствии с положениями п.6 ст.39 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ ходе рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов:

1) устанавливает, совершало ли лицо, в отношении которого был составлен акт проверки, нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах;

2) устанавливает, образуют ли выявленные нарушения состав правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом;

3) устанавливает, имеются ли основания для привлечения лица к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом;

4) выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом.

В соответствии с ч. 1 ст. 42 Закона виновным в совершении правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности.

В силу п. 4 ч. 1 ст. 43 Закона обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении правонарушения, признаются иные обстоятельства, которые могут быть признаны судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, исключающими вину лица в совершении правонарушения.

Частью 2 ст. 43 Закона предусмотрено, что при наличии обстоятельств, указанных в части 1 настоящей статьи, лицо не подлежит ответственности за совершение правонарушения.

Из содержания решения Управления и других материалов дела усматриваются данные, свидетельствующие об отсутствии вины Учреждения в совершении указанного правонарушения.

Из материалов дела видно, что расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и опись сведений за 1 квартал 2012 г. Учреждением были переданы в Управление Пенсионного фонда по электронной системе Контур-Экстерн и поступили 14.05.2012, т.е. своевременно, что отражено в объяснениях Управления (л.д. 59-61).

В связи с выявленной ошибкой (в пакете отсутствовали индивидуальные сведения по форме СЗВ 6-2 (пачка № 560) Учреждением повторно 15.05.2012 и 07.06.2012 были представлены пакеты сведений, в которых вновь отсутствовала форма СЗВ 6-2 (пачка № 569), указанная в АДВ 6-2 по причине отсутствия файла PFR-700-Y-2012-ORG-077-013-101507-DCK-00560-DPT-000000-DCK-00000.XML, указанного в АДВ 6-2.

26.07.2012 поступил пакет с отчетом за 1 квартал 2012 г., в котором содержались индивидуальные сведения по форме СЗВ 6-2 (пачка № 560).

Вместе с тем согласно справке обслуживающего предприятия ЗАО СКБ «Контур» от 09.08.2012 № 19771/ЦТПП 15.05.2012 Учреждением через оператора ЗАО СКБ «Контур» были переданы и доставлены до приемного комплекса УПФР 077-013 пакеты документов по формам РСВ-1, СЗВ-6-1, АДВ–6-2, РСВ-1, СЗВ-6-2 (файл PFR-700-Y-2012-ORG-077-013-101507-DCK-00561-DPT-000000-DCK-00000.XML), АДВ-6-2 (л.д.43,44,49).

Данное обстоятельство подтверждается также аналогичной справкой ЗАО СКБ «Контур» от 14.11.2013 № 29714/УТП, представленной Управлением Пенсионного фонда в суд апелляционной инстанции, согласно которой МБУ г.о.Тольятти «Парки города» неоднократно отправляло в Управление пакеты документов с формами РСВ, СЗВ 6 и АДВ, а именно: 14.05.2012, 15.05.2012 в 16:44, 15.05.2012 в 17:05, 07.06.2012, 26.07.2012, 30.07.2012, 31.07.2012 в 10:15, 31.07.2012 в 15:55.

Таким образом, Учреждением были предприняты все необходимые меры для своевременного представления полных и достоверных сведений индивидуального учета в орган Пенсионного фонда по линиям электронного документооборота.

В связи с этим возникшие при передаче сведений технические сбои в работе соответствующих технических систем, повлекшие возникновение ошибок и отсутствие файла, содержащего сведения по форме СЗВ 6-2, не могут быть поставлены в вину страхователю как возникшие по независящим от него причинам.

Таким образом, вопреки положениям пп.4 п.6 ст.39 Закона Управлением не доказана вина Учреждения в совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрена п.3 ст.17 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.

Кроме того, ни из акта проверки, ни из решения Управления не усматривается, какие именно конкретные сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, применительно к форме СЗВ 6-2, в отношении каких именно работников не были представлены Учреждением в территориальный орган пенсионного фонда, повлекло ли представленные неполных сведений о застрахованных лицах занижение базы для начисления страховых взносов, какими документами данное обстоятельство подтверждается.

Согласно пункту 16 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.08.2004 N 79 размер штрафа, подлежащий взысканию за представление неполных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, следует определять от суммы платежей только в отношении тех застрахованных лиц, о которых представлены неполные сведения.

В данном случае Управление в оспариваемом решении не установило конкретных застрахованных лиц, в отношении которых Учреждением были представлены неполные (недостоверные) сведения, что не позволяет проверить правомерность расчета суммы штрафа в размере 56 810,91 руб., взыскиваемого с Учреждения.

Таким образом, у Управления отсутствовали правовые основания для привлечения МБУ г.о. Тольятти «Парки города» к ответственности по п.3 ст.17 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.

С учетом изложенного доводы Управления, приведенные в апелляционной жалобе, являются ошибочными и во внимание не принимаются.

При таких обстоятельствах суд 1 инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявления Управления, оснований для отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 22 октября 2013 года по делу № А55-14687/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий В.Н. Апаркин

Судьи В.В. Кузнецов

С.Т. Холодная