ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
апелляционной инстанции по проверке законности и
обоснованности решения арбитражного суда,
не вступившего в законную силу
09 января 2007 г. Дело № А55-13437/2006
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 28 декабря 2006 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 января 2007 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Рогалевой Е.М., судей Апаркина В.Н., Кузнецова В.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Мавлютовой Р.И., с участием:
от заявителя – не явился, извещен;
от налогового органа – Кочетков А.О., доверенность от 23.03.2006 г. № 05-11/122;
от ГУ – УПФ РФ в Промышленном районе – не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 28 декабря 2006 г. в зале № 4 апелляционную жалобу ИФНС РФ по Промышленному району г. Самары, г. Самара
на решение Арбитражного суда Самарской области от 31 октября 2006 г. по делу № А55-13437/2006 (судья Медведев А.А.),
по заявлению
ООО «Меркурий», г. Самара
к ИФНС РФ по Промышленному району г. Самары, г. Самара,
ГУ-УПФ РФ в Промышленном районе г. Самары, г. Самара
о признании действий незаконными, о взыскании 67 200 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Меркурий» (далее – Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением, в котором просило признать действия Инспекции ФНС России по Промышленному району г. Самары (далее – Инспекция, налоговый орган) в виде невозврата заявителю излишне уплаченной суммы страховых взносов в размере 67 200 руб. незаконными, а также обязать Инспекцию ФНС России по Промышленному району г. Самары перечислить на расчетный счет ООО «Меркурий» сумму излишне уплаченных страховых взносов в размере 67 200 руб.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 31 октября 2006 г. заявленные требования удовлетворены.
При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что на правоотношения, связанные с уплатойстраховых взносов, распространяются нормы Налогового кодекса РФ, регулирующие аналогичные отношения по уплатеналогов и сборов,за исключением тех норм, которые противоречат судебному порядку взыскания страховых взносов или по своему содержанию являются специфичными для налоговых отношений и неприменимыми к правоотношениям, связанным с уплатой страховых взносов. В соответствии с Приложением № 11 к Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утверждённой Приказом Минфина РФ от 10 декабря 2004 г. № 114н, Федеральная налоговая служба является администратором поступлений в Пенсионный фонд РФ страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Не согласившись с выводами суда, налоговый орган подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить.
В апелляционной жалобе указывает, что налоговые органы при осуществлении зачетов или возвратов излишне уплаченных сумм руководствуются положениями гл. 12 НК РФ, которой установлен порядок зачета либо возврата излишне уплаченных сумм налогов, сборов, а также пеней. Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не отвечают понятию налога, закрепленному в ст. 8 НК РФ. Налоговый кодекс РФ в настоящее время не предусматривает права налоговым органам производить зачеты или возвраты излишне уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
В судебном заседании представитель налогового органа доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представители заявителя и ГУ УПФ РФ в Промышленном районе г. Самары в заседание суда не явились, в связи с надлежащим извещением их о времени и месте судебного разбирательства дело по апелляционной жалобе согласно ст. 156 АПК РФ рассмотрено в их отсутствие.
Проверив материалы дела, выслушав представителя налогового органа, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В 2004-2005 гг. ООО «Меркурий» ошибочно произведены перечисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть пенсии в сумме 67 200 руб. (л.д. 7-26).
Факт излишней уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть пенсии в сумме 67 200 руб. подтверждается ведомостью уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2005 год от 06 февраля 2006 г. и не оспаривается Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Промышленном районе г. Самары и Инспекцией ФНС России поПромышленному району г. Самары.
Письмом от 09 февраля 2006 г. истец просил налоговый орган либо зачислить перечисленные денежные средства на правильный КБК, либо возвратить их истцу.
Однако налоговый орган отказал (письмо от 06 марта 2006 г. № 95) произвести указанный зачет, мотивируя это тем, что налоговые органы не наделены соответствующими полномочиями, в таком случае зачет (возврат) излишне уплаченных страховых взносов должен производиться органами Пенсионного фонда.
Заявитель также обратился к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Промышленном районе г. Самары и просил либо зачислить перечисленные денежные средства на правильный КБК, либо возвратить их истцу.
УПФ РФ в Промышленном районе г. Самары сообщило заявителю, что ошибочно перечисленная сумма в размере 67 200 руб. на КБК 18210202020060000160 - страховые взносы на накопительную часть пенсии, не может быть зачтена на КБК 18210202010061000160 - страховые взносы на страховую часть пенсии, в связи с тем, что на основании письма Департамента казначейства Пенсионного фонда РФ № 03-25/2800 от 20 марта 2003 г. «Об учете средств ПФР» зачет ошибочно перечисленных сумм или возврат излишне уплаченных страховых взносов страхователем органами ПФР не осуществляется, поскольку отсутствует механизм возврата платежей. Пенсионный Фонд не является администратором вышеуказанных КБК, администратором данных платежей являются налоговые органы.
В силу ст. 2 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» правоотношения, связанные с уплатойстраховых взносов, в том числе, в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством о налогах и сборах, если иное не предусмотрено этим Законом.
Таким образом, на правоотношения, связанные с уплатойстраховых взносов, распространяются нормы Налогового кодекса РФ, регулирующие аналогичные отношения по уплате налогов и сборов, за исключением тех норм, которые противоречат судебному порядку взыскания страховых взносов или по своему содержанию являются специфичными для налоговых отношений и неприменимыми к правоотношениям, связанным с уплатой страховых взносов.
Правоотношения, связанные с уплатой налогов, которые аналогичны отношениям по уплате страховых взносов, регламентируются в Налоговом кодексе РФ разделом IV «Общие правила исполнения обязанности по уплате налогов», в том числе ст. 78 НК РФ.
Положениями Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ (по отношению к установленному законодательством о налогах) порядок и условия проведения зачета или возврата излишне уплаченных сумм в отношении страховых взносов не предусмотрен.
Таким образом, в соответствии со ст. 2 Закона о пенсионном страховании, в таком случае подлежат применению положения налогового законодательства, регулирующие порядок и условия проведения возврата или зачета излишне уплаченных налогов, а именно положения ст. 78 НК РФ.
Согласно п. 5 ст. 78 НК РФ на основании заявления налогоплательщика, котороетакже представляется при возврате сумм налогов (страховых взносов), налоговый орган должен вынести решение о зачете сумм излишне уплаченных налогов (в рассматриваемом случае - страховых взносов по накопительной части) на погашение, в том числе, недоимки по другим налогам (в рассматриваемом случае - страховых взносов по страховой части).
При проведении зачета должно соблюдаться только одно условие - сумма излишне уплаченных налогов должна направляться на погашение недоимки только в пределах одного бюджета (внебюджетного фонда).
В соответствии с пунктами 7-9 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным по тому же бюджету (внебюджетному фонду),возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности). Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда),в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате, если иное не установлено НК РФ.
Материалами дела подтверждается, что указанные требования были полностью выполнены заявителем.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 05 августа 2000 г. № 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений внекоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» суммы излишне уплаченных страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды по состоянию на 1 января 2001 года подлежат зачету в счетуплаты единого социального налога (взноса) или возвратув порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.
В соответствии с Приложением № 11 к Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утв. Приказом Минфина РФ от 10 декабря 2004 г. № 114н, Федеральная налоговая служба является администратором поступлений в Пенсионный фонд РФ страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
С учетом изложенного, судом первой инстанции правомерно принято решение о признании действий Инспекции ФНС России по Промышленному району г. Самары в виде невозврата заявителю излишне уплаченной суммы страховых взносов в размере 67 200 руб. незаконными, суд правильно решил обязать Инспекцию ФНС России по Промышленному району г. Самары устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя - перечислить на расчетный счет ООО «Меркурий», г. Самара, сумму излишне уплаченных страховых взносов в размере 67 200 руб., оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Расходы по госпошлине согласно ст. 110 АПК РФ следует возложить на Инспекцию, но в связи с освобождением налоговых органов от ее уплаты в соответствии со ст. 333.37 НК РФ госпошлина по апелляционной жалобе в доход бюджета не взыскивается.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 31 октября 2006 г. по делу № А55-13437/2006 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий Е.М. Рогалева
Судьи В.Н. Апаркин
В.В. Кузнецов