НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2023 № 11АП-12670/2023

804/2023-138633(1)



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11 «А», тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

Резолютивная часть постановления объявлена 28 августа 2023 года  Постановление в полном объеме изготовлено 29 августа 2023 года 

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:  председательствующего судьи Корнилова А.Б., 

судей Некрасовой Е.Н. и Николаевой С.Ю.,
при ведении протокола помощником судьи Ивенской А.А., с участием:

от ООО «Контракт плюс» - ФИО1, доверенность от 09.01.2020, 

иные участники не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены  надлежащим образом, 

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с  ограниченной ответственностью «Контракт плюс» 

на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 21 июня 2023 года по делу   № А72-17037/2022 (судья Семенова М.А.) 

по заявлению Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере  природопользования по Самарской и Ульяновской областям 

к обществу с ограниченной ответственностью «Контракт плюс»,  третьи лица: 

- общество с ограниченной ответственностью «Финансово-проектная компания»,  - Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, 

- публично-правовая компания по формированию комплексной системы обращения с  твердыми коммунальными отходами «Российский экологический оператор», 

о взыскании денежных средств,

УСТАНОВИЛ:

Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере  природопользования по Самарской и Ульяновской областям (далее - Управление, истец)  обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Обществу с  ограниченной ответственностью «Контракт плюс» (далее - Общество, ответчик), в  котором, с учетом уточнения требований, просило о взыскании задолженности по плате за  негативное воздействие на окружающую среду за 2021 год в размере 1 496 967 руб. 03  коп., пеней за несвоевременное и неполное внесение платы за период с 02.03.2022 по  31.03.2022 в размере 29 939 руб. 34 коп. 

Судом первой инстанции к участию в деле в качестве третьих лиц без  самостоятельных требований, привлечены: ООО «Финансово-проектная компания» (далее 


-ФПК), Федеральную службу по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор)  (далее - Росприроднадзор), публично-правовую компанию по формированию  комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами «Российский  экологический оператор».  

Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 21 июня 2023 года  заявленные требования были удовлетворены. 

В апелляционной жалобе ООО «Контракт плюс» просит суд апелляционной  инстанции решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный  акт об отказе в удовлетворении требований. 

В судебном заседании представитель подателя жалобы доводы в ней изложенные  поддержал. 

Представители заявителя и третьих лиц участия в заседании не принимали, о  времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Отзывов на  апелляционную жалобу не предствлено. 

Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке  главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав  доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не  усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены  обжалуемого судебного акта. 

Как следует из материалов дела, согласно декларации о плате за негативное  воздействие на окружающую среду за 2021 год, представленной Обществом в  Управление, плата за негативное воздействие на окружающую среду (далее также -  НВОС) составила 1 136 634 руб. 40 коп. 

В ходе проведения контроля за исчислением платы за негативное воздействие на  окружающую среду за 2021 год, Управлением установлено, что представленная  ответчиком декларация не соответствует требованиям законодательства. 

Письмом от 27.07.2022 № 01-26/6168 в адрес Общества было направлено  уведомление о предоставлении уточненной декларации в течение 7 дней с момента  получения. 

В связи с отклонением уточненной декларации, письмом от 29.08.2022 № 0126/7194, в адрес ответчика направлено уведомление о представлении уточненной  декларации, с учетом указанных в нем нарушений. 

Письмом от 13.09.2022 № 11169/20 Общество направило ответ с пояснениями,  информировав Управление об отправке уточненной декларации через личный кабинет  12.09.2022. 

Поскольку нарушения не были устранены, письмом от 09.09.2022 № 01-26/7778  ответчику направлен акт контроля за исчислением платы, а также требование о  доначислении и довнесении в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации  платы за негативное воздействие на окружающую среду (исх. № 01 -26/7792) в размере  1.573.612 руб. 12 коп. и пени в размере 76.644 руб. 73 коп. Требование получено  ответчиком 12.09.2022, что подтверждается уведомлением о вручении. Размер пени на  20.11.2022 составил 283 774 рубля 71 копейка. 

Отсутствие добровольного внесения данной платы и пеней послужило основанием  обращения Управления в арбитражный суд с настоящим заявлением с уточнением  размера требований в ходе рассмотрения дела. 

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране  окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) негативное воздействие на окружающую  среду - это воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой  приводят к негативным изменениям качества окружающей среды, вред окружающей  среде, негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее 


за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных  ресурсов. 

В силу положений статьи 3 Закона № 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность  юридических и физических лиц, оказывающая негативное воздействие на окружающую  среду, должна осуществляться на основе определенных принципов, в том числе платности  природопользования и возмещения вреда окружающей среде. 

Положениями пунктов 1, 2 статьи 16.1 Закона № 7-ФЗ определено, что плату за  негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и  индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную  деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее -лица,  обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных  предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность  исключительно на объектах IV категории; 

плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при  размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются  юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми  хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы; плательщиками платы за  негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных  отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными  отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами,  осуществляющие деятельность по их размещению; 

учет лиц, обязанных вносить плату, осуществляется при ведении государственного  учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в  соответствии с указанным Федеральным законом. 

В силу пункта 1 статьи 16.1 Закона № 7-ФЗ, ответчик является плательщиком платы  за негативное воздействие на окружающую среду, так как при осуществлении им  хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы. 

Законом № 7-ФЗ предусмотрено, что плата за негативное воздействие на  окружающую среду подлежит уплате по итогам отчетного периода в порядке,  установленном статьей 16.3 указанного Закона, с учетом корректировки ее размера  вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом. Отчетным  периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду  признается календарный год. Согласно пункту 5 статьи 16.2 Закона № 7-ФЗ информация о  платежной базе представляется за отчетный период лицами, обязанными вносить плату,  администратору доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в составе  декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду. 

Порядок внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду  утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 № 255  «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду»  (далее - Правила № 255). 

Пунктами 9-10 Правил № 255 определено, что платежной базой является объем или  масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо объем или  масса размещенных в отчетном периоде отходов. 

Платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно  на основе данных производственного экологического контроля: для каждого  стационарного источника, фактически использовавшегося в отчетный период, в  отношений каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих  веществ; в отношении каждого класса опасности отходов. 

При определении платежной базы учитываются: а) объем или масса выбросов  загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов  допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов; б) объем или масса выбросов 


загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах лимитов на выбросы и  сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов (далее -лимиты на выбросы и сбросы); 

в) объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих  веществ, превышающие нормативы, указанные в подпункте «а» настоящего пункта,  лимиты (включая аварийные выбросы и сбросы), указанные в подпункте «б» настоящего  пункта; 

г) лимиты на размещение отходов производства и потребления и их  превышение. 

В соответствии с пунктами 32-34 Правил № 255 отчетным периодом в отношении  платы признается календарный год. 

Плата, исчисленная по итогам отчетного периода, с учетом корректировки ее  размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом. 

Несвоевременное или неполное внесение лицом, обязанным вносить плату, платы  влечет за собой уплату пеней в размере одной трехсотой действующей на день уплаты  пеней ключевой ставки Банка России, но не более чем в размере 0,2 процента за каждый  день просрочки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения  обязанности по внесению платы, начиная со следующего дня после окончания сроков,  определенных в пунктах 32 и 34 Правил. 

Окончанием периода, за который начисляются пени, признается дата погашения  лицом, обязанным вносить плату, задолженности по плате в соответствии с платежным  поручением о перечислении средств в бюджеты бюджетной системы Российской  Федерации, 

Согласно пункту 4 Правил № 255 контроль за исчислением платы осуществляется  Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и её территориальными  органами. 

Согласно пункту 47 Правил № 255 при неисполнении в течение 10 календарных  дней лицом, обязанным вносить плату, требования о внесении в бюджеты бюджетной  системы Российской Федерации доначисленной платы и пеней, администратор платы  начинает процедуру взыскания платы в судебном порядке. 

Пунктом 5 Определения Конституционного Суда РФ от 10.12.2002 № 284-О «По  запросу Правительства Российской Федерации о проверке конституционности  постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Порядка  определения платы и её предельных размеров за загрязнение окружающей природной  среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» и статьи 7 Федерального  закона «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации»  плата за негативное воздействие на окружающую среду признана обязательным  публично-правовым платежом. Данный платеж является фискальным сбором. 

Пунктом 1 Положения о Федеральной службе в сфере природопользования,  утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 400, установлено, что  Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и  надзору в сфере природопользования, а также в пределах своей компетенции в области  охраны окружающей среды, является Федеральная служба по надзору в сфере  природопользования (Росприроднадзор). 

Территориальным органом Росприроднадзора на территории Ульяновской области  является Межрегиональное управление Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской  областям в соответствии с пунктом 1 Положения о Межрегиональном управлении,  утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от  21.01.2022 № 30 (далее - Положение об Управлении). 

На основании пункта 4.9 Положения об Управлении, для осуществления своих  полномочий, Управление осуществляет контроль за правильностью исчисления, полнотой  и своевременностью внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду. 


В соответствии с требованиями пункта 4.65 Положения об Управлении, оно  предъявляет в установленном законодательством Российской Федерации иски, в том  числе о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения  законодательства в области охраны окружающей среды, о взыскании платы за негативное  воздействие на окружающую среду. 

Исковое заявление мотивировано неправильным расчетом ответчиком платы за  негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) при размещении отходов в 2021  году. По мнению Управления, ответчиком неверно применена ставка платы за НВОС в  Разделе 3.1 - Расчет суммы платы за размещение ТКО, размещенных на собственном  объекте ОРО «Полигон ТБО», так как должна была применяться ставка платы за НВОС  при размещении отходов для предприятий перерабатывающей промышленности: 40,1 руб.  за 1 тонну отходов вместо 18,684 руб. за 1 тонну отходов. 

Общество указывает, в том числе, что осуществляемая им обработка (сортировка)  отходов, передача на утилизацию выбираемых отходов, снижение класса опасности  захораниваемых отходов, не является отдельным видом перерабатывающей  (обрабатывающей) промышленности, а является частью технологического процесса по  эксплуатации полигона твердых коммунальных отходов и выполнением государственной  политики по применению современных технологий с целью уменьшения негативного  воздействия на окружающую среду. 

Суд первой инстанции доводы заявителя правомерно отклонил.

В соответствии с актом проведения контроля за исчислением платы за негативное  воздействие на окружающую среду от 09.09.2022 № 04/2022 основанием применения  ставки платы для предприятий перерабатывающей промышленности является следующее. 

Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД 2)  ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) (утвержден приказом Федерального агентства по  техническому регулированию и метрологии от 31.01.2014 № 14-ст) разделом «С»  определено, что сортировка твердых отходов относится к обрабатывающим  производствам, раздел «Е» включает работу с отходами (включая их сбор, обработку и  утилизацию), такими как твердые или нетвердые, промышленные или бытовые, а также с  загрязненными участками земной поверхности. 

Ставка платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении  отходов для предприятий перерабатывающей промышленности 5 класса опасности 40, 10  руб. (требования Постановления Правительства Российской Федерации от 13.09.2016   № 913 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду»). 

Согласно письму Общества от 09.08.2022 № 4183 по технологическому процессу на  мусоросортировочной линии происходит сортировка отходов. 

После сортировки ТКО, извлекаются полезные фракции и отправляются на  перерабатывающие предприятия, где из них изготавливается полезное сырье. 

Согласно ст.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах  производства и потребления" утилизацией отходов является, в том числе, использование  отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг,  включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по  прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после  соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов  для их повторного применения (рекуперация). 

Учитывая вышеизложенное, при расчете платы за негативное воздействие на  окружающую среду при размещении отходов Обществу необходимо использовать ставку  40, 10 руб. как для предприятий перерабатывающей промышленности 5 класса опасности. 

При данных обстоятельствах, заявленные требования судом первой инстанции  правомерно удовлетворены. 

Положенные в основу апелляционной жалобы доводы дублируют те доводы,  которые приводились при рассмотрении дела судом первой инстанции. Они являлись 


предметом исследования арбитражным судом при рассмотрении спора по существу и им  дана надлежащая оценка. 

Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам,  имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на  правильном применении норм права. 

Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится. 

Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого  судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется. 

Расходы по уплате госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в  соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации относятся на  подателя апелляционной жалобы – заявителя по делу. 

Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа,  подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем,  направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном  сайте суда в сети "Интернет". 

По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут  быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего  ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку. 

Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации, арбитражный апелляционный суд 

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 21 июня 2023 года по делу   № А72-17037/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. 

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть  обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд  первой инстанции. 

Председательствующий А.Б. Корнилов 

Судьи Е.Н. Некрасова 

 С.Ю. Николаева

Электронная подпись действительна.

Данные ЭП:Удостоверяющий центр Казначейство России

Дата 07.02.2023 9:42:00
Кому выдана Николаева Светлана Юрьевна
Электронная подпись действительна.

Данные ЭП:Удостоверяющий центр Казначейство России

Дата 07.02.2023 1:12:00
Кому выдана Некрасова Елена Николаевна
Электронная подпись действительна.

Данные ЭП:Удостоверяющий центр Казначейство России

Дата 07.02.2023 2:57:00

Кому выдана Корнилов Александр Борисович