НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2018 № А55-7099/18

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

03 октября 2018 года Дело № А55-7099/2018

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 26 сентября 2018 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 03 октября 2018 года.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Апаркина В.Н.,

судей Кувшинова В.Е., Драгоценновой И.С.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сурковой Г.В.,

с участием в судебном заседании:

от Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Центральном районе городского округа Тольятти Самарской области (межрайонное) – до перерыва Рябова И.Л., доверенность от 16.07.2018, после перерыва Мурашова А.А., доверенность от 16.07.2018,

от ООО «ЭнергоСоюзСтрой-Тольяттинский Трансформатор» - до и после перерыва Тряпицина А.В., доверенность от 06.03.2018,

рассмотрев в открытом судебном заседании 19-26 сентября 2018 года в зале № 6 апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Центральном районе городского округа Тольятти Самарской области (межрайонное)

на решение Арбитражного суда Самарской области от 10 июля 2018 года по делу № А55-7099/2018 (судья Мехедова В.В.)

по заявлению ООО «ЭнергоСоюзСтрой-Тольяттинский Трансформатор» (ОГРН 1146324003924, ИНН 6324049617), г. Тольятти,

к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Центральном районе г. Тольятти и Ставропольском районе Самарской области, г. Тольятти,

о признании незаконным решения,

УСТАНОВИЛ:

ООО «ЭнергоСоюзСтрой-Тольяттинский Трансформатор» обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Пенсионного фонда РФ в Центральном районе г. Тольятти и Ставропольском районе Самарской области № 077V12170001027/58 от 13.12.2017 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах в полном объеме.

Решением суда 1 инстанции от 10 июля 2018 года заявление удовлетворено, решение Управления Пенсионного фонда РФ в Центральном районе г. Тольятти и Ставропольском районе Самарской области № 077V12170001027/58 от 13.12.2017 о привлечении ООО «ЭнергоСоюзСтрой -Тольяттинский Трансформатор» к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах признано незаконным.

Суд обязал Управление устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Кроме того, с Управления в пользу заявителя взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 000руб.

В апелляционной жалобе Управление фонда просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе ООО «ЭнергоСоюзСтрой-Тольяттинский Трансформатор» в удовлетворении заявленных требований.

При этом указывает, что спорные выплаты в виде ценных подарков подлежат обложению страховыми взносами, поскольку произведены в рамках трудовых отношений, являются элементами оплаты труда и не поименованы в перечне выплат, которые не подлежат обложению страховыми взносами (ст.9 Закона № 212-ФЗ). Специальной нормы о включении в указанный перечень денежных компенсаций работнику за нарушение организацией-работодателем установленного срока выплаты заработной платы, в ст.9 Закона № 212-ФЗ не предусмотрено. Следовательно, вывод суда о том, что суммы денежной компенсации за задержку выплаты заработной платы подпадают под действие ст.9 Закона № 212-ФЗ и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов, не основан на действующем законодательстве. В 2014-2016 облагаются суммы превышения предельной величины базы для начисления страховых взносов. Согласно п. 1 ст. 58.2 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ в отношении этих сумм применяется тариф 10 процентов (в соответствии со ст. 33.1 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ взнос на суммы превышения базы перечисляется на финансирование страховой части трудовой пенсии (солидарная часть тарифа)). Кроме того, указывает, что при разрешении судом вопроса о начислении страховых взносов по дополнительному тарифу на выплаты в пользу работника, занятого на работах с вредными, тяжелыми или опасными условиями труда, судом не учтено следующее. В Закон № 212-ФЗ Федеральным законом от 03.12.2012 № 243-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации но вопросам обязательного пенсионного страхования" добавлена ст. 58.3., которая вступила в силу с 1 января 2013 г. Указанная статья устанавливает дополнительные тарифы страховых взносов в ПФР по выплатам и иным вознаграждениям в пользу работников, занятых в видах деятельности, согласно пп. 1 и 2 - 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Начисление страховых взносов по дополнительному тарифу на выплаты в пользу работника, занятого на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда, производится независимо от того, включается ли этот период работы в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии или нет. При этом исчисление и уплата страховых взносов по дополнительному тарифу согласно ч.2 ст. 58 Закона № 212-ФЗ не поставлены в зависимость от факта наличия или отсутствия у работника права на досрочную пенсию.

Общество в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда 1 инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В судебном заседании 19 сентября 2018 года был объявлен перерыв до 26 сентября 2018 года до 11 ч. 30 м.

Сведения о месте и времени продолжения судебного заседания были размещены на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www. 11aas.arbitr.ru и на электронном табло в здании суда.

В судебном заседании представители Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Центральном районе городского округа Тольятти Самарской области (межрайонное) и ООО «ЭнергоСоюзСтрой- Тольяттинский Трансформатор» поддержали доводы, изожженные в апелляционной жалобе и отзыве соответственно.

В судебном заседании представителем Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Центральном районе городского округа Тольятти Самарской области (межрайонное) были представлены постановление Правления Пенсионного фонда РФ от 04.04.2018 № 173 п о реорганизации некоторых территориальных органов ПФР в Самарской области, копия выписки из ЕГРЮЛ от 17.07.2018.

Согласно указанному постановлению Правления Пенсионного фонда РФ от 04.04.2018 № 173 п Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Центральном районе города Тольятти и Ставропольском районе Самарской области, Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Комсомольском районе г. Тольятти Самарской области и Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Жигулевск Самарской области были реорганизованы в форме присоединения второго и третьего учреждений к первому.

Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Центральном районе города Тольятти и Ставропольском районе Самарской области переименовано в Государственное учреждение -Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном районе городского округа Тольятти Самарской области (межрайонное), о чем 16.07.2018 внесена запись в ЕГРЮЛ, что подтверждается выпиской их ЕГРБЛ от 17.07.2018.

В связи с этим и в соответствии со ст. 48 АПК РФ суд апелляционной инстанции произвел замену ответчика Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в Центральном районе г. Тольятти и Ставропольском районе Самарской области на Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в Центральном районе городского округа Тольятти Самарской области (межрайонное).

Проверив материалы дела, выслушав представителей сторон, оценив имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено материалами дела, ГУ - Управлением Пенсионного фонда РФ в Центральном районе г. Тольятти и Ставропольском районе Самарской области была проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиком страховых взносов за период с 01.01.2014 по 31.12.2016, по результатам которой составлен акт выездной проверки от 15.11.2017 № 077V10170001295/83 (л.д.91-111 т.3).

13.12.2017 на основании акта проверки Управлением было вынесено решение № 077V12170001027/58 о привлечении ООО «ЭнергоСоюзСтрой - Тольяттинский Трансформатор» к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах по п.1 ст. 47 Федерального закона от 24.07.2009 ФЗ-212 "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" в виде штрафа в размере 87 322,13руб.(л.д. 142-149 т.3).

Решением установлена недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ в сумме 435 188,13 руб. за период с 01.01.2014 по 31.12.2016, в том числе в результате занижения базы для начисления страховых взносов на 10 254 755,38 руб.; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования 1 422,52 руб. за период с 01.01.2014 по 31.12.2016, в том числе в результате занижения базы для начисления страховых взносов на 27892,64 руб.

Обществу также предложено уплатить страховые взносы в сумме 436 610,65 руб., а также начислены пени в сумме 67561,03 руб.

Данное решение Управления обществом было обжаловано в ГУ – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Самарской области.

По результатам рассмотрения жалобы решение № /58 от 13.12.2017г. было оставлено в силе ( л.д.25-32 т.1).

В связи с этим общество обратилось в арбитражный суд с указанным заявлением.

Удовлетворяя заявление, суд 1 инстанции исходил из того, что заявитель надлежащим образом доказал правомерность заявленных требований, тогда как ответчик не исполнил процессуальную обязанность по доказыванию оспариваемого ненормативного правового акта положениям закона.

Выводы суда, изложенные в обжалуемом решении, являются обоснованными.

В оспариваемым решении Управления отражены следующие нарушения.

1. ООО «ЭСС-ТТ» в преддверии праздника 23 февраля согласно приказу № 23-ОД от 16.02.2015 «Об учете расходов» выдало подарки по списку сотрудникам на общую сумму 21 000 руб. Организация не заключала договор дарения в письменной форме с работниками. Следовательно стоимость приобретенных подарков для работников, предусмотренных трудовыми договорами (коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами) не оформленных договорами дарения, является объектом обложения страховыми взносами. База для начисления страховых взносов по данному нарушению в феврале 2015 г. занижена на сумму 21 000 руб. Сумма не исчисленных страховых взносов по данному нарушению на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской федерации составила 4 363,33 руб., на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 1071 руб.

2.Страхователем была начислена компенсация за несвоевременную выплату заработной платы сотрудникам в марте 2016г. в сумме 6892,64 руб. (список застрахованных лиц прилагается к акту проверки), т.к. в соответствии со статьей 236 Трудового кодекса при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат. причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Данная компенсационная выплата не поименована в статье 9 Федерального закона N 212-ФЗ и, следовательно, на основании части 1 статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ подлежит обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке. Сумма не исчисленных страховых взносов по данному нарушению на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за 2016 г. составила: на страховую часть - 1422,01 руб. в ФФОМС — 351,52 руб.

3.В 2014-2016 облагаются суммы превышения предельной величины базы для начисления страховых взносов. Согласно п. 1 ст. 58.2 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ в отношении этих сумм применяется тариф 10 процентов (в соответствии со ст. 33.1 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ взнос на суммы превышения базы перечисляется на финансирование страховой части трудовой пенсии (солидарная часть тарифа). У сотрудников организации (Танатаров А.И., Киямутдинов P.P., Шураков К.И.), которым необходимо сделать доначисление страховых взносов по акту выездной проверки, установлено превышение предельной величины базы для начисления страховых взносов. В связи с этим по работникам необходимо откорректировать сумму выплат, превышающую установленную ч.4 ст.8 Закона № 212-ФЗ. и доначислить страховые взносы 10% за 2015г.: на страховую часть 116,67 руб., за 2016г.: на страховую часть 42,90 руб.

4. В Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" Федеральным законом от 03.12.2012 М 243-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования" добавлена ст. 58.3., которая вступила в силу с 1 января 2013 г. Указанная статья устанавливает дополнительные тарифы страховых взносов в ПФР по выплатам и иным вознаграждениям в пользу работников, занятых в видах деятельности согласно пп. 1 и 2 - 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Начисление страховых взносов по дополнительному тарифу на выплаты в пользу работника, занятого на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда, производится независимо от того, включается ли этот период работы в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии или нет. В ходе проверки установлено, что в ООО "ЭСС-ТТ" согласно штатному расписанию утверждены должности (специальность, профессия) — электрогазосварщики, монтажники по монтажу стальных и железобетонных конструкций, мастера строительных и монтажных работ, которые включены в списки № (производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение).

Общество заключило трудовые договора с перечисленными в решении работниками на должности:

- монтажник по монтажу стальных и железобетонных конструкций,

- электрогазосварщик,

- мастер строительно-монтажных работ.

Организацией была проведена специальная оценки условий труда от 08.02.2016г. (заключение №148/11/72-15-63 от 27.01.2016г.). В случае отсутствия у плательщика аттестации рабочих мест и оценки условий труда в отношении таких рабочих мест применяется дополнительный тариф страховых взносов в соответствии с частью 2 статьи 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

На основание вышеизложенного ООО "ЭСС-ТТ" обязана начислять страховые взносы по дополнительному тарифу на выплаты в пользу работников с момента возникновения с ними трудовых отношений в 2014г. в размере 4%, в 2015г. в размере 6%, в январе 2016г. в размере 6%, а с февраля 2016г. 2%.

База для начисления страховых взносов по дополнительным тарифам ООО "ЭСС-ТТ" занижена в 2014г. на сумму 1 720 557,31 руб., в 2015г. на сумму 4 391 454,16 руб.. в 2016г. на сумму 4 114 851,27 руб. Сумма не исчисленных страховых взносов по дополнительны тарифам в Пенсионный фонд Российской Федерации составила за 2014г. 68 822,29 руб., за 2015г. 263 487,24 руб., за 2016г. 96 933,69 руб.

Между тем данные выводы Управления являются ошибочными.

В соответствии с ч.1 ст.7 Федерального закона от 24.07.2009г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательною медицинскою страхования» объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в пп. "а" и "б" п. 1 ч. 1 ст. 5 закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.

Согласно ч.1 ст.8 Закона база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в пп. "а" и "б" п. 1 ч. 1 ст. 5, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных ч.1 ст.7, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в ст. 9 настоящего закона.

В соответствии со ст. 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом.

Статьей 129 Кодекса установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Таким образом, сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.

Между тем Положение об оплате труда и материальном стимулировании работников ООО «ЭСС-ТТ» П 01-2014, регулирующее отношения между работником и работодателем в области оплаты труда, не содержит упоминания о подарках, передаваемых работникам как составляющей оплаты труда работника (л.д.83-88 т.3).

В данном случае стоимость выданных работникам подарков к празднику "23 февраля" в общей сумме 21 000 руб. не связана с выполнением работниками трудовых обязанностей, не является компенсирующей или стимулирующей выплатой, вознаграждением, элементом оплаты труда не подлежит включению в расчетную базу для начисления страховых взносов.

Денежная компенсация, предусмотренная статьей 236 Трудового кодекса, является видом материальной ответственности работодателя перед работником, выплачивается в силу закона физическому лицу в связи с выполнением им трудовых обязанностей, обеспечивая дополнительную защиту трудовых прав работника.

Суммы денежной компенсации за задержку выплаты заработной платы подпадают под действие подпункта "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.

Согласно п. 1 ст. 58.2 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ в 201-2016 годах для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, за исключением плательщиков страховых взносов, указанных в статьях 58 и 58.1 настоящего Федерального закона, применяются следующие тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации:

-22 процента в пределах установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование;

-10 процентов свыше установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Оспариваемым решением Управления установлено превышение предельной величины базы для начисления страховых взносов у сотрудников организации Танатаров А.И., Киямутдинов P.P., Шураков К.И., которым сделаны доначисления страховых взносов по акту выездной проверки.

По данным работникам предложено доначислить страховые взносы 10% за 2015г.: на страховую часть 116,67 руб., за 2016г.: на страховую часть 42,90 руб.

В соответствии с п.3 апелляционной жалобы позиция Управления по данному нарушению вытекает из позиции по поводу доначисления страховых взносов на компенсацию за несвоевременную выплату заработной платы сотрудникам в марте 2016г. в сумме 6892,64 руб.

Таким образом из содержания решения и апелляционной жалобы Управления следует, что при определении предельной величины базы для начисления страховых взносов Управление учитывало компенсацию за задержку выплаты заработной платы, выплаченную указанным работникам.

Между тем по указанным выше основаниям суммы денежной компенсации за задержку выплаты заработной платы подпадают под действие подпункта "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.

Соответственно, суммы указанных компенсаций не подлежат учету при определении предельной величины базы для начисления страховых взносов применительно к положениям п.1 ст.58.2 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.

Судом 1 инстанции также установлено, что превышение предельной базы для начисления страховых взносов за 2015г. в отношении сотрудников Танатарова А.И.( доначислены страховые взносы в сумме 58,33 руб.) и Киямутдинова Р.Р. (доначислены страховые взносы в сумме 58,34 руб.) на основании Карточки индивидуального учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений и сумм начисленных страховых взносов не обнаружено.

Данного обстоятельства Управление в апелляционной жалобе не оспаривает.

В соответствии с частью 2 статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 2 - 18, указанных в подпунктах 2 - 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (с 01.01.2015 - в пунктах 2 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ), начиная с 2015 года и далее применяется ставка дополнительного тарифа по страховым взносам в размере 6%.

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 27 Закона N 173-ФЗ предусмотрено, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

В пункте 3 статьи 27 Закона N 173-ФЗ периоды работы, предусмотренные подпунктами 1 - 18 пункта 1 настоящей статьи и имевшие место после 01.01.2013, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 58.3 Закона N 212-ФЗ.

При этом условия назначения трудовой пенсии по старости, установленные подпунктами 1 - 18 пункта 1 статьи 27 Закона N 173-ФЗ, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в подпунктах 1 - 18 пункту 1 данной статьи, соответствовал вредному и (или) опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.

Таким образом, действующее законодательство связывает обязанность страхователя исчислять страховые взносы на выплаты и иные вознаграждения, произведенные в пользу работников с применением дополнительного тарифа при наличии совокупности следующих признаков: профессиональная деятельность организации, в которой трудятся работники, должна относиться к установленному виду производств с вредными и тяжелыми условиями труда; должности работников должны входить в установленный перечень профессий и должностей, занятость в которых дает право на льготное пенсионное обеспечение; класс условий труда на рабочих местах должен соответствовать вредному и (или) опасному классу условий труда, при этом занятость работников в тяжелых, вредных условиях труда должна составлять не менее 80% процентов рабочего времени.

Начисление страховых взносов по дополнительному тарифу на выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц зависит от того, включается или нет такой период работы в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости.

Правила исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27, 28 Закона №173-ФЗ, утверждены постановлением правительства РФ от 11.07.2002г. № 516.

В силу п.п.5,6 Правил, в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старост включаются периоды работы, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, в режиме неполной рабочее недели, но полного рабочего дня в связи с сокращением объемов производства.

Согласно Постановлению Министерства труда РФ от 22.05.1996г. № 29 «Об утверждении разъяснения «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со ст. 12. 78. 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80% рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ.

Из материалов дела видно, что в период с 2014 по 2016 гг. в ООО «ЭСС-ТТ» были заключены трудовые договоры по следующим должностям:

1) монтажник по монтажу стальных и железобетонных конструкций: Богданов Михаил Васильевич №95/15 от 18.06.2015г. (уволен 15.06.2016г.), Ерзаев Владимир Егорович №07/17 от 25.07.2014 и №12/14 от 18.08.2014г., Зинатуллин Рафаэль Рашитович №215/16 от 11.01.2016г. (уволен 15.06.2016г.), Карпов Павел Дмитриевич №17/14 от 18.08.2014г. (уволен 19.12.2014г.), Ковалев Евгений Николаевич №222/16 от 24.02.2016г., Краморов Николай Юрьевич №05/14 от 25.07.2014г. и №14/14 от 18.08.2014г., Кувшинов Виктор Михайлович №04/14 от 25.07.2014г. и №13/14 от 18.08.2014г., Личко Дмитрий Владимирович №223/16 от 24.02.2016г., Мамыкин Игорь Анатольевич №31/14 от 01.09.2014г., Медведев Михаил Иванович №28/14 от 26.08.2014г.(уволен 22.06.2015г.), Новаев Владимир Николаевич №238/16 от 07.09.2016г., Осипян Владимир Андреевич №06/14 от 25.07.2014г. и №15/14 от 18.08.2014г.(уволен 22.06.2015г.), Сарбаев Василий Петрович №47/14 от 01.10.2014г.(уволен 20.03.2015г.),

2) электрогазосварщика: Ахмедов Андрей Юсуфович №93/15 от 18.06.2015г.. Дмитриенко Сергей Васильевич №58/14 от 16.10.2014г.(уволен 22.05.2015г.). Касаткин Игорь Валентинович №17/14 от 18.08.2014г.(уволен 29.05.2015г.) и №225/16 от 14.03.2016г., Митрофанов Игорь Евгеньевич №217/16 от 21.01.2016г.(уволен 20.05.2016г.), Сафин Марс Мирасович №96/15 от 16.07.2015г.(уволен 14.04.2016г.), Сидоров Александр Геннадиевич №90/15 от 21.05.2015г.(уволен 31.07.2015г.), Спотарь Вячеслав Иванович №79/15 от 16.03.2015г.(уволен 20.05.2015г.), Цыку Андрей Владимирович №97/15 от 16.07.2015г. (уволен 18.03.2016г.)

3) мастер строительно-монтажных работ: Ерофеев Валерий Поликарпович №03/14 от 25.07.2014г. и №12/14 от 18.08.2014г. Флора Никита Александрович №20/14 от 18.08.2014г.,

4) совмещение профессий: Жарков Владимир Витальевич приказ №146-к от 01.07.2015г. электрогазосварщик с 27.04.2015г. по 18.07.2015г.

Из материалов дела не усматривается, что за период с 2014 по 2016 гг. ООО «ЭСС-ТТ» были заключены договоры с заказчиками, в соответствии с которыми работники организации были бы заняты на вредных и опасных работах в течение полного дня или не менее 80 % рабочего времени.

За данный период на основании договоров подряда были выполнены работы, не содержащие вредных и опасных условий труда в соответствии со Списком № 2.

При проведении проверки данные договоры были представлены организацией Управлению (договоры 445/163/114 от 04.08.2014г., 14-20/1суб/07.15 от 15.07.2015г., №14-08суб/03.15 от 19.03.2015г., №ЮО- 028/16 от 29.01.2016г. и прочие).

Таким образом, указанные работники, работавшие на должностях: монтажник по монтажу стальных и железобетонных конструкций, мастер строительно-монтажных работ, электрогазосварщик, фактически выполняли работы другого характера, не связанные с тяжелыми условиями труда.

В ходе проведенной проверки Управлением данные доводы организации не исследовались и не оценивались.

В связи с этим сам по себе факт принятия указанных работников на вышеперечисленные должности о необходимости начисления спорных страховых взносов не свидетельствует.

При установлении возможности начисления дополнительных взносов необходимо исходить не просто из совпадения наименования должности с должностью, внесенной в Список N 2, а из характера выполняемой работником работы (работы в тяжелых, вредных или опасных условиях труда, дающие право на досрочную пенсию по старости).

Аналогичная правовая позиция отражена в постановлениях Арбитражного суда Поволжского округа от 06.07.2018 по делу № А55-16198/2017; от 20.01.2017 по делу № А55-5666/2016.

Таким образом, у Управления не имелось оснований для начисления страховых взносов на суммы указанных в оспариваемом решении выплат.

С учетом изложенного доводы, приведенные в апелляционной жалобе Управления, являются ошибочными и во внимание не принимаются.

При таких обстоятельствах суд 1 инстанции правомерно удовлетворил заявление Общества, оснований для отмены решения суда 1 инстанции не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 10 июля 2018 года по делу № А55-7099/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий В.Н. Апаркин

Судьи В.Е. Кувшинов

И.С. Драгоценнова