ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru
апелляционной инстанции по проверке законности и
обоснованности решения арбитражного суда,
не вступившего в законную силу
01 августа 2019 года Дело № А49-12662/2018
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июля 2019 года
Постановление в полном объеме изготовлено 01 августа 2019 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лихоманенко О.А.,
судей Бажана П.В., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Филлиповской С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда апелляционные жалобы Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Пензенской области и Управления Федеральной налоговой службы по Пензенской области на решение Арбитражного суда Пензенской области от 02.04.2019 по делу № А49-12662/2018 (судья Колдомасова Л.А.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Объединенные пензенские водочные заводы" (ИНН <***>, ОГРН <***>) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Пензенской области (ИНН <***>, ОГРН <***>) и Управлению Федеральной налоговой службы по Пензенской области (ИНН <***>, ОГРН <***>) об оспаривании решений
с участием в судебном заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Объединенные пензенские водочные заводы" – представителя ФИО1 (доверенность от 05.10.2018),
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Пензенской области - представителя ФИО2 (доверенность от 12.12.2018),
от Управления Федеральной налоговой службы по Пензенской области – представителя ФИО2 (доверенность от 05.03.2019),
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Объединенные пензенские водочные заводы" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением об оспаривании решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Пензенской области (далее - налоговый орган) от 10.08.2018 № 39299 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", решения Управления Федеральной налоговой службы по Пензенской области (далее - УФНС России по Пензенской области) от 05.10.18 № 06-10/150.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 02.04.2019 по делу № А49-12662/2018 производство в части требований к УФНС России по Пензенской области прекращено. Признано недействительным решение налогового органа от 10.08.2018 № 39299 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения".
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, налоговый орган и УФНС России по Пензенской области обратились в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда первой инстанции отменить в части удовлетворения заявленных требований, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению налогового органа и УФНС России по Пензенской области, обжалованное судебное решение является незаконным и необоснованным.
Апелляционные жалобы мотивированы неправильным применением судом первой инстанции норм материального права. Указано, что суд первой инстанции неправильно применил абз. 9, 10 и 11 п. 12.1 ст. 204 Налогового кодекса Российской Федерации. Заявители отмечают, что порядок исчисления и уплаты авансового платежа прямо закреплен в Налоговом кодексе Российской Федерации (пп.2 п.13 ст.204 Налогового кодекса Российской Федерации).
Общество в письменных пояснениях отклонило апелляционные жалобы.
УФНС России по Пензенской области и налоговый орган представили дополнения к апелляционным жалобам.
Рассмотрение дела было отложено с 19.06.2019 на 22.07.2019; с 22.07.2019 на 26.07.2019.
В связи с нахождением судьи Засыпкиной Т.С. в отпуске в составе суда в судебном заседании, назначенном на 26.07.2019, определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2017 произведена замена судьи Засыпкиной Т.С. на судью Бажана П.В.
В соответствии с частью 2 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) после замены судьи рассмотрение дела произведено с самого начала.
В судебном заседании представители УФНС России по Пензенской области и налогового органа поддержали апелляционные жалобы по указанным в них основаниям.
Представитель общества в судебном заседании просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционных жалобах, заслушав представителей сторон в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционных жалоб.
Как следует из материалов дела, 12.10.2017 общество представило в налоговый орган налоговую декларацию по акцизам на этиловый спирт, алкогольную и подакцизную спиртосодержащую (далее - налоговая декларация по акцизам) за июнь 2017 года (номер корректировки 4), по которой исчислено к уплате в бюджет 194761288 руб.
По результатам камеральной налоговой проверки представленной декларации составлен акт от 30.03.2018 № 26366, в котором отражено, что общество в нарушение подпункта 2 пункта 13 статьи 204 Налогового кодекса Российской Федерации не уплатило в бюджет авансовый платеж акциза в сумме 17171985 руб. в связи с утратой права на освобождение от уплаты авансового платежа акциза.
Рассмотрев акт проверки, представленные обществом возражения на акт, а также материалы дополнительных мероприятий налогового контроля налоговый орган принял решение от 10.08.2018 № 39299 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", в соответствии с которым обществу доначислены пени по налогу в сумме 502807 руб. 08 коп.
Апелляционная жалоба общества оставлена решением УФНС России по Пензенской области от 05.10.18 № 06-10/150 без удовлетворения.
С учетом положений части 2 статьи 201 АПК РФ суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявление общества.
В силу положений подпункта 1 и 3 пункта 1 статьи 181 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действующей в период спорных правоотношений (далее - НК РФ), подакцизными товарами признаются: этиловый спирт, произведенный из пищевого или непищевого сырья, в том числе денатурированный этиловый спирт, спирт-сырец, дистилляты винный, виноградный, плодовый, коньячный, кальвадосный, висковый (далее - этиловый спирт) и алкогольная продукция (водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, сидр, пуаре, медовуха, пиво, напитки, изготавливаемые на основе пива, иные напитки с объемной долей этилового спирта более 0,5 процента, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 182 НК РФ объектом налогообложения являются операции по реализации на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров, в том числе реализация предметов залога и передача подакцизных товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации.
При этом передача прав собственности на подакцизные товары одним лицом другому лицу на возмездной и (или) безвозмездной основе, а также использование их при натуральной оплате признаются реализацией подакцизных товаров.
Исходя из пункта 1 статьи 187 НК РФ налоговая база по акцизам определяется отдельно по каждому виду подакцизного товара.
В силу пункта 8 статьи 194 НК РФ организации, осуществляющие на территории Российской Федерации производство алкогольной продукции (за исключением вин, фруктовых вин, игристых вин (шампанских), сидра, пуаре, медовухи, пива и напитков, изготавливаемых на основе пива, винных напитков, изготавливаемых без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и (или) винного дистиллята, и (или) фруктового дистиллята) и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции, обязаны уплачивать в бюджет авансовый платеж акциза по алкогольной и (или) спиртосодержащей продукции (далее - авансовый платеж акциза), если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В случае использования производителями алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции этилового спирта-сырца (в том числе ввозимого в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Таможенного союза, являющегося товаром Таможенного союза) для дальнейшего производства в структуре одной организации ректификованного этилового спирта, в дальнейшем используемого этой же организацией для производства алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции, авансовый платеж акциза уплачивается до закупки (ввоза в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Таможенного союза) этилового спирта-сырца и (или) до совершения с этиловым спиртом-сырцом операции, предусмотренной подпунктом 22 пункта 1 статьи 182 НК РФ.
В целях настоящей главы под авансовым платежом акциза понимается предварительная уплата акциза по алкогольной и (или) спиртосодержащей продукции до приобретения (закупки) этилового спирта (в том числе этилового спирта, ввозимого в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Таможенного союза, являющегося товаром Таможенного союза) или до совершения операции, предусмотренной подпунктом 22 пункта 1 статьи 182 НК РФ. При этом в целях настоящей статьи дата приобретения (закупки) этилового спирта, произведенного на территории Российской Федерации, определяется как дата отгрузки этого спирта поставщиком. Дата ввоза этилового спирта в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Таможенного союза определяется как дата оприходования этилового спирта покупателем -производителем алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции.
Размер авансового платежа акциза определяется исходя из общего объема закупаемого (передаваемого в структуре одной организации для дальнейшего производства алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции) и (или) ввозимого в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Таможенного союза спирта этилового, в том числе спирта-сырца (в литрах безводного спирта), и соответствующей ставки акциза, установленной пунктом 1 статьи 193 НК РФ в отношении алкогольной и (или) спиртосодержащей продукции. При этом размер авансового платежа акциза определяется в целом за налоговый период исходя из общего объема этилового спирта, закупаемого у каждого продавца, и (или) при совершении операций, предусмотренных подпунктом 22 пункта 1 статьи 182 НК РФ.
Срок уплаты авансового платежа акциза установлен пунктом 6 статьи 204 НК РФ: не позднее 15-го числа текущего налогового периода исходя из общего объема этилового спирта, закупка (передача), ввоз в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Таможенного союза которого производителями алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции будет осуществляться в налоговом периоде, следующем за текущим налоговым периодом, в размере, предусмотренном пунктом 8 статьи 194 НК РФ, если иное не предусмотрено данной статьей.
Исходя из пункта 11 статьи 204 НК РФ налогоплательщики - производители алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции освобождаются от уплаты авансового платежа акциза при условии представления банковской гарантии в налоговый орган по месту учета одновременно с извещением об освобождении от уплаты авансового платежа акциза.
Банковская гарантия предоставляется производителю алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции в целях освобождения от уплаты авансового платежа акциза.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 13 статьи 204 НК РФ в целях исполнения обязательств, обеспечиваемых банковской гарантией, предусмотренной пунктом 11 данной статьи, осуществляются следующие действия: если общая сумма, определенная путем сложения сумм акциза, указанных в абзацах четвертом и пятом пункта 12.1 данной статьи, меньше, чем сумма авансового платежа акциза, от уплаты которой налогоплательщик был освобожден на основании банковской гарантии, предусмотренной пунктом 11 данной статьи, такой налогоплательщик утрачивает право на освобождение от уплаты авансового платежа акциза в размере, соответствующем разнице между указанными суммами акциза и авансового платежа акциза. Налогоплательщик обязан уплатить в бюджет авансовый платеж акциза в размере указанной разницы не позднее 25-го числа месяца, следующего за месяцем, на который приходится 100-й календарный день с начала первого налогового периода расчетного срока.
Из приведенных норм законодательства следует, что этиловый спирт является подакцизным товаром. При приобретении этилового спирта в целях производства алкогольной продукции применительно к каждому продавцу подлежит уплате в бюджет авансовый платеж акциза по алкогольной и (или) спиртосодержащей продукции исходя из общего объема закупаемого этилового спирта (в литрах безводного спирта) и соответствующей ставки акциза, установленной в отношении алкогольной и (или) спиртосодержащей продукции. Уплата авансового платежа акциза производится до совершения операций с этиловым спиртом в срок - не позднее 15-го числа текущего налогового периода с представлением документов налоговому органу. При предоставлении банковской гарантии на период ее действия налогоплательщик освобождается от уплаты авансового платежа акциза. Налогоплательщик утрачивает право освобождения от уплаты авансового платежа по банковской гарантии в случае, если общая сумма фактического исполнения обязательств, обеспеченных банковской гарантией, определенная в порядке абзацев 4 и 5 пункта 12.1 статьи 204 НК РФ, меньше суммы авансового платежа, от уплаты которой налогоплательщик освобожден на основании банковской гарантии.
Суд первой инстанции установил, что общество освобождено от уплаты авансовых платежей акциза в отношении закупленного в марте 2017 года этилового спирта в объеме 346755,3 л в связи с представлением 11-ти извещений об освобождении от уплаты авансового платежа и 11-ти банковских гарантий (т.3 л.д.1-28), перечисленных на странице 2 оспариваемого решения налогового органа. Сумма авансового платежа акциза, от уплаты которой освобождено общество по данным документам, составила 181353022 руб.
Согласно налоговой декларации по акцизам за июнь 2017 года (т.2 л.д.37-93) общий объем реализованной в налоговом периоде подакцизной продукции, изготовленной из закупленного под извещение спирта, составил 406226,41 л, в том числе 372348,81 л (382260,663 л - 10191,853 л) + 280 л) - общий объем реализованной на территории Российской Федерации подакцизных товаров, 30481,6 л - общий объем реализованных подакцизных товаров на экспорт и 3396 л - реализованных подакцизных товаров на территорию государств - членов Евразийского экономического союза (далее - государства-члены ЕАЭС). Общий объем подакцизных товаров, изготовленных из закупленного под извещение этилового спирта и отгруженных в отчетном периоде на экспорт, а также в государства-члены ЕАЭС составил 33877,6 л.
Подтверждающий пакет документов по отгрузке продукции на экспорт и в государства - члены ЕАЭС представлен обществом с налоговыми декларациями за июль 2017 года (21565,6 л), за август 2017 года (8916 л.) и за сентябрь 2017 года (3396 л). Камеральная проверка в отношении деклараций за июль 2017 года налоговым органом завершена 14.12.2017, за август 2017 года - 09.01.2018 и за сентябрь 2017 года - 25.04.2018.
Поскольку отгрузка алкогольной продукции на экспорт не была подтверждена результатами камеральных налоговых проверок в течение 100-дневного расчетного срока, налоговый орган сделал вывод о том, что общество в соответствии с пунктом 13 статьи 204 НК РФ утратило право на освобождение от уплаты авансового платежа акциза на этиловый спирт, из которого была произведена поставленная на экспорт и в государства-члены ЕАЭС подакцизная продукция.
Порядок определения общей суммы фактического исполнения обязательств, обеспеченных банковской гарантией, установлен абзацами 4 и пять пункта 12.1 статьи 204 НК РФ, согласно которым общая сумма фактического исполнения обязательств, обеспеченных банковской гарантией, рассчитывается путем сложения следующих величин:
сумм акциза, уплаченных за налоговые периоды расчетного срока по реализованной на территории Российской Федерации, а также вывезенной за пределы территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой экспорта и (или) вывезенной с территории Российской Федерации на территории государств - членов Евразийского экономического союза алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции, произведенной из этилового спирта, при закупке (передаче в соответствии с подпунктом 22 пункта 1 статьи 181 НК РФ), ввозе на территорию Российской Федерации с территорий государств - членов Евразийского экономического союза (с учетом фактических потерь в процессе его перевозки, хранения, перемещения в структуре одной организации и последующей технологической обработки в пределах норм естественной убыли, утвержденных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти) которого налогоплательщику предоставлено освобождение от уплаты авансового платежа акциза в связи с представлением указанной банковской гарантии;
сумм акциза, обоснованность освобождения от уплаты которых за налоговые периоды расчетного срока подтверждена по результатам камеральной налоговой проверки по вывезенной за пределы территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой экспорта, а также вывезенной с территории Российской Федерации на территории государств - членов Евразийского экономического союза алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции, произведенной из этилового спирта, при закупке (передаче в соответствии с подпунктом 22 пункта 1 статьи 182 НК РФ), ввозе на территорию Российской Федерации с территорий государств - членов Евразийского экономического союза (с учетом фактических потерь в процессе его перевозки, хранения, перемещения в структуре одной организации и последующей технологической обработки в пределах норм естественной убыли, утвержденных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти) которого налогоплательщику предоставлено освобождение от уплаты авансового платежа акциза в связи с представлением указанной банковской гарантии.
При этом абзац 5-й пункта 12.1 статьи 204 НК РФ устанавливает, что обоснованность освобождения от уплаты сумм акциза за налоговые периоды расчетного срока должна быть подтверждена по результатам камеральной налоговой проверки по вывезенной за пределы территории Российской Федерации подакцизной продукции, а не по результатам камеральной налоговой проверки декларации за налоговый период расчетного срока. НК РФ не предусматривает, что результаты камеральных проверок в отношении вывезенной за пределы Российской Федерации подакцизной продукции должны быть на момент окончания налогового периода расчетного срока.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что в рассматриваемом случае общество в установленный НК РФ расчетный срок полностью использовало этиловый спирт, в отношении которого было предоставлено освобождение от уплаты авансового платежа при закупке этилового спирта, из которого была произведена реализованная на территории Российской Федерации, а также на экспорт и в страны - члены ЕАЭС подакцизная продукция.
Обоснованность освобождения от уплаты акциза за налоговые периоды расчетного срока по вывезенной на экспорт и в страны - члены ЕАСЗ подакцизной продукции, изготовленной из этилового спирта, при закупке которого было предоставлено освобождение от уплаты авансового платежа, подтверждена по результатам камеральных проверок: 14.12.17, 09.01.18 и 25.04.18 (т.3 л.д.95-102).
Поскольку обоснованность освобождения от уплаты сумм акциза по вывезенной в пределах расчетного срока за пределы Российской Федерации подакцизной продукции, произведенной из этилового спирта, при приобретении которого предоставлено освобождение от уплаты авансового платежа, подтверждена по результатам камеральных проверок, постольку у налогового органа отсутствовали основания для вывода о том, что общество утратило право на освобождение от уплаты авансового платежа акциза.
По результатам проведенной камеральной проверки у общества не возникло обязанности по уплате авансового платежа акциза, в связи с чем начисление пеней, являющихся в силу положений статьи 72 НК РФ, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога (сбора), является неправомерным.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Выводы, сделанные судом первой инстанции, согласуются с правоприменительной практикой (постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2019 по делу № А49-12667/2018).
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права.
Доводы УФНС России по Пензенской области и налогового органа, изложенные в апелляционных жалобах, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного решения в соответствии с частями 3 и 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пензенской области от 02 апреля 2019 года по делу № А49-12662/2018 оставить без изменения, а апелляционные жалобы без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий | О.А. Лихоманенко |
Судьи | П.В. Бажан Е.Г. Филиппова |