ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
апелляционной инстанции по проверке законности и
обоснованности решения арбитражного суда,
не вступившего в законную силу
02 июля 2019 года Дело № А72-17559/2018
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена: 26 июня 2019 года
Постановление в полном объеме изготовлено: 02 июля 2019 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,
судей Поповой Е.Г., Кувшинова В.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сурайкиной А.В.,
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале № 3, дело по апелляционной жалобе Муниципального учреждения Финансовое Управление администрации муниципального образования «Сурский район» Ульяновской области
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 03 апреля 2019 года по делу № А72-17559/2018 (судья Семенова М.А.),
по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №4 по Ульяновской области (ИНН <***>, ОГРН <***>), р.п.Майна Майнского района Ульяновской области, к Муниципальному учреждению Финансовое Управление администрации муниципального образования «Сурский район» Ульяновской области (ИНН <***>, ОГРН <***>), р.п.Сурское Сурского района Ульяновской области, с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Муниципального казенного учреждения «Центр бухгалтерского обслуживания и материально-технической поддержки учреждений культуры» муниципального образования «Сурский район» Ульяновской области (ИНН <***>, ОГРН <***>), р.п.Сурское Сурского района Ульяновской области, о признании незаконным бездействия, об обязании устранить допущенное нарушение прав,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №4 по Ульяновской области (далее – заявитель) обратилась в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Муниципальному учреждению Финансовое Управление администрации муниципального образования «Сурский район» Ульяновской области (далее - ответчик), с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Муниципального казенного учреждения «Центр бухгалтерского обслуживания и материально-технической поддержки учреждений культуры» муниципального образования «Сурский район» Ульяновской области (далее – третье лицо), о признании незаконным бездействия, об обязании устранить допущенное нарушение прав.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 03 апреля 2019 года заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным бездействие Муниципального учреждения Финансовое Управление администрации муниципального образования «Сурский район» Ульяновской области (ИНН <***>, ОГРН <***>) по неприостановлению осуществления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника - Муниципального казенного учреждения «Центр бухгалтерского обслуживания и материально-технической поддержки учреждений культуры» муниципального образования «Сурский район» Ульяновской области (ИНН <***>, ОГРН <***>), включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в финансовом органе.
На Муниципальное учреждение Финансовое Управление администрации муниципального образования «Сурский район» Ульяновской области (ИНН <***>, ОГРН <***>) возложена обязанность приостановить операции по расходованию средств на всех лицевых счетах должника - Муниципального казенного учреждения «Центр бухгалтерского обслуживания и материально-технической поддержки учреждений культуры» муниципального образования «Сурский район» Ульяновской области (ИНН <***>, ОГРН <***>), включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в финансовом органе, до полного исполнения решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №4 по Ульяновской области от 18.05.201 8 №1206 «О взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств, отраженных на лицевых счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента)», за исключением операций по исполнению исполнительных документов и решения налогового органа, а также платежных документов, предусматривающих перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), перечисление удержанных налогов и уплату начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование в связи с указанными расчетами, с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
Не согласившись с выводами суда, Муниципальное учреждение Финансовое Управление администрации муниципального образования «Сурский район» Ульяновской области подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в полном объеме, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований Межрайонной ИФНС России №4 по Ульяновской области.
В обоснование доводов жалобы ссылается на неполное исследование судом обстоятельств дела, неправильное применение норм материального права.
В жалобе указывает на то, что судом не учтено исполнение ответчиком каждой предписанной законодательством меры, направленной на исполнение решения.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №4 по Ульяновской области апелляционную жалобу отклонила по мотивам, изложенным в отзыве на нее, ссылается на непредставление ответчиком доказательств фактического приостановления операций по лицевым счетам должника.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем, апелляционная жалоба в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ рассмотрена в их отсутствие.
Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Ульяновской области рассмотрена в порядке, установленном ст.ст.266-268 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционной жалобы, отзыва, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, должник-Муниципальное казенное учреждение «Центр бухгалтерского обслуживания и материально-технической поддержки учреждений культуры» муниципального образования «Сурский район» Ульяновской области состоит на налоговом учете в Инспекции в качестве юридического лица.
Поскольку суммы подлежащие уплате по данным налоговой декларации в сроки, установленные ст. 383 НК РФ налогоплательщиком оплачены не были, Инспекцией в адрес должника направлено требование №4126 от 11.04.2018 с предложением уплатить имеющуюся задолженность в срок до 03.05.2018.
На основании абз. 4 п. 4 ст. 69 НК РФ, требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 8 дней, с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
В данном случае Должник является муниципальным казенным учреждением.
В связи с отсутствием оплаты образовавшейся задолженности Инспекцией в рамках п.3.1 ст. 46 НК РФ решение от 18.05.2018 №1206 «О взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств, отраженных на лицевых счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента)» направлено в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Исполнение решений о взыскании денежных средств, отраженных на лицевых счетах налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), осуществляется в соответствии с порядком и сроками, предусмотренными статьей 242.6 Бюджетного кодекса Российской федерации.
В силу части 1 статьи 242.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации решение налогового органа о взыскании налога, сбора, страхового взноса, пеней и штрафов, предусматривающее обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (далее - решение налогового органа), направляется налоговым органом в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов казенного учреждения (далее - должник), по месту открытия должнику как получателю средств соответствующего бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов соответствующего бюджета.
При отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов для полного исполнения решения налогового органа должник направляет органу государственной власти (государственному органу), органу местного самоуправления, осуществляющему бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств соответствующего бюджета, в ведении которого он находится, запрос-требование о необходимости выделения ему дополнительных лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения решения налогового органа с указанием даты его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов.
Орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств соответствующего бюджета, в трехмесячный срок со дня поступления решения налогового органа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов, обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием.
Должник обязан представить в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов, платежный документ на перечисление в установленном порядке средств для полного либо частичного исполнения решения налогового органа не позднее следующего рабочего дня после дня получения в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации в соответствии с абзацем первым пункта 3 настоящей статьи.
При неисполнении должником требований, установленных настоящим пунктом, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе (за исключением операций по исполнению исполнительных документов и решения налогового органа), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
При неисполнении должником решения налогового органа в течение трех месяцев со дня его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов, данный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе (за исключением операций по исполнению исполнительных документов, решения налогового органа, а также платежных документов, предусматривающих перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), перечисление удержанных налогов и уплату начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование в связи с указанными расчетами), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений (в ред. Федерального закона от 04.06.2018 N 142-ФЗ).
При неисполнении должником решения налогового органа в течение трех месяцев со дня его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов, данный орган в течение 10 рабочих дней информирует об этом налоговый орган (части 4, 5, 6 и 7 статьи 242.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
С учетом изложенного, законодатель возлагает на финансовый орган особую публичную функцию обеспечения исполнения судебных решений, предусматривающих обращение взыскания на средства муниципального бюджета по денежным обязательствам муниципальных бюджетных учреждений.
Приостановление осуществления операций по расходованию средств на лицевых счетах должника является не правом, а обязанностью финансового органа.
Такие обстоятельства, как недостаток бюджетного финансирования, так и иные, в том числе ранее предъявленные должнику исполнительные листы, решения налогового органа не установлены законодателем в качестве оснований для неприменения положений Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в Определении от 22.10.2009 №ВАС-13746/09 указал, что факт неисполнения должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа является достаточным основанием для приостановления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника и не требует выяснения причин такого неисполнения.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Управление является органом, осуществляющим открытие и ведение лицевого счета должника, в связи с чем несет обязанность по совершению предусмотренных статьей 242.5 БК РФ действий по исполнению требований исполнительного документа.
Фактическое получение Управлением предъявленного Инспекцией к исполнению Решения подтверждено материалами дела и не оспаривается заинтересованным лицом.
Исходя из вышеизложенного, Управление, установив неисполнение должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа, должно было, в соответствии с положениями статьи 242.6 БК РФ, приостановить до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, открытых в Управлении, с уведомлением должника.
Однако, вопреки положениям названной статьи, Управлением не представлено доказательств соблюдения комплекса мер, предусмотренных Бюджетным законодательством, по исполнению решения налогового органа.
Доказательств фактического приостановления операций по лицевым счетам должника Управлением не представлено.
Принимая во внимание изложенное, суд правомерно признал незаконным бездействие Управления по неприостановлению осуществления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в финансовом органе, и, в силу п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ, в резолютивной части решения указал на возложение на ответчика обязанности приостановить операции по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в финансовом органе до полного исполнения решения налогового органа о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств, за исключением операций по исполнению исполнительных документов и решения налогового органа, а также платежных документов, предусматривающих перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), перечисление удержанных налогов и уплату начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование в связи с указанными расчетами, с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся фактически к повторению утверждений исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права.
Суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 03 апреля 2019 года по делу №А72-17559/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий И.С.Драгоценнова
Судьи Е.Г.Попова
В.Е.Кувшинов