ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45
www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
апелляционной инстанции по проверке законности и
обоснованности решения арбитражного суда,
не вступившего в законную силу
25 мая 2018 года дело № А72-185/2018
г. Самара
Судья Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда Демина Е.Г., рассмотрев без вызова сторон, апелляционную жалобу муниципального образования "город Ульяновск" в лице Управления муниципальной собственностью администрации города Ульяновска на решение (резолютивная часть) Арбитражного суда Ульяновской области от 07.03.2018 по делу № А72-185/2018 (судья Чернышова И.В.) принятое в порядке упрощенного производства,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания ЦЭТ" (ОГРН 1117325006435, ИНН 7325107278) к муниципальному образованию "город Ульяновск" в лице Управления муниципальной собственностью администрации города Ульяновска (ОГРН 1027301162822, ИНН 7303006082) к муниципальному образованию "город Ульяновск" в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска (ОГРН 1027301160886, ИНН 7325037133), третье лицо Фонд модернизации жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области, о взыскании
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания ЦЭТ" (далее - истец, ООО "УК ЦЭТ") обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с иском к Муниципальному образованию "город Ульяновск" в лице Управления муниципальной собственностью администрации города Ульяновска (далее - первый ответчик), Муниципальному образованию "город Ульяновск" в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска (далее - второй ответчик) о взыскании 44 886,80 руб. неосновательного обогащения в виде неуплаченных взносов на капитальный ремонт общего имущества собственниками жилых помещений в многоквартирных жилых домах по адресу: г.Ульяновск, улица Радищева, д. 126, квартиры 2, 64, 97, 108, 115, 134, 142 за период с 01.12.2014 по 31.10.2017.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области в виде резолютивной части от 07.03.2018 исковые требования удовлетворены.
С муниципального образования "город Ульяновск" в лице Управления муниципальной собственностью администрации города Ульяновска за счет казны муниципального образования "город Ульяновск" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания ЦЭТ" взыскано 44 886,80 руб. неосновательного обогащения, 2000 руб. расходов по уплате государственной пошлины В остальной части исковые требования оставлены без удовлетворения.
Муниципальное образование "город Ульяновск" в лице Управления муниципальной собственностью администрации города Ульяновска не согласилось с принятым судебным актом и обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит отменить решение как незаконное и необоснованное, в связи с неправильным применением норм материального права, принять по делу новый судебный акт, которым исковые требования оставить без удовлетворения.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал, что ответчик является бюджетным учреждением, финансируемым из средств бюджета муниципального образования "город "Ульяновск" и осуществляет свою деятельность в рамках выделенных бюджетных ассигнований. Бюджет на 2018 и плановый период 2019 и 2020 годы не предусматривает Управление муниципальной собственностью получателем бюджетных средств на оплату взносов на капительный ремонт общего имущества в многоквартирных домах за площади помещений, находящихся в муниципальной собственности.
Кроме того, Управление муниципальной собственностью является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку согласно ведомственной структуре расходов бюджета муниципального образования "город Ульяновск" на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годы, утвержденный решением Ульяновской городской Думы от 29.11.2017 № 130 получателем бюджетных средств на оплату взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах за площади помещений, находящихся в муниципальной собственности, является Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска. Доводы заявителя подробно изложены в апелляционной жалобе и дополнительных письменных пояснениях к жалобе.
Дело рассмотрено без вызова сторон в соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее- АПК РФ)
Истец представил отзыв, в котором отклонил доводы жалобы как необоснованные.
Проверив материалы дела, ознакомившись с отзывом истца, оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с представленными доказательствами, суд апелляционной инстанции установил.
ООО "Управляющая компания ЦЭТ" осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Ульяновск, ул.Радищева, дом 126 на основании договора управления многоквартирным домом. Согласно данному договору Управляющая организация оказывает жилищно-коммунальные услуги, а собственник оплачивает поставленные услуги не позднее 25 числа каждого месяца.
Протоколом общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Ульяновск, ул. Радищева, д. 126 от 25.01.2017 принято решение о выборе владельца специального счета ООО "УК ЦЭТ".
Муниципальное образование "город Ульяновск" является собственником жилых помещений, расположенных по адресу: г. Ульяновск, ул. Радищева, дом 126, квартиры 2, 64, 97, 108, 115, 134, 142.
Постановлением Правительства Ульяновской области «Об \ гверждении минимального взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ульяновской области» №168-П от 20.04.2016г. установлены тарифы по капитальному ремонту.
В соответствии с ч.1 ст. 167 ЖК РФ, Законом Ульяновской области от 05.07.2013 года №108-30 «О регулировании некоторых вопросов в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ульяновской области» установлен минимальный взнос на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов.
Согласно Постановлению Правительства Ульяновской области от 18.07.2013 года № 304-П установлен минимальный взнос на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах в Ульяновской области на период с 01.12.2014 г. по 31.05.2016 i. в размере 5.20 руб. за 1 кв.м.
Согласно Постановлению Правительства Ульяновской области от 20.04.2016 года № 168-П установлен минимальный взнос на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах в Ульяновской области на период с 01.06.2016 г. по 31.10.2017 г. в размере 5.50 руб. за 1 кв.м. за квадратный метр площади помещения в многоквартирных домах от пяти этажей включительно до девяти этажей включительно.
Минимальный размер взноса на капитальный ремонт установлен постановлениями Правительства Ульяновской области от 18.07.2013 №304-П и за период с 01.12.2014 по 31.05.2016 составлял 5,20 руб. за 1 кв.м.; от 20.04.2016 № 168-П минимальный взнос на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах в Ульяновской области на период с 01.06.2016 составляет 5, 50 руб. за 1 кв.м. за квадратный метр площади помещения в многоквартирных домах от пяти этажей включительно до девяти этажей включительно.
Муниципальное образование "город Ульяновск", являясь собственником жилых помещений по вышеуказанному адресу, уплату взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома, исходя из утвержденных ставок, не производит, что явилось основанием для обращения истца в суд с вышеуказанным иском.
По расчету истца, за период с 01.12.2014 по 31.10.2017 задолженность ответчика составляет 44 886,80 руб.
Судом первой инстанции исковые требования обоснованно удовлетворены в отношении первого ответчика.
В соответствии с положениями статей 210, 249, 290 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее- ГК РФ), 36, 153, 154, 155, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее- Правила №491) согласно которым собственник нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества независимо от наличия у него расходов на содержание собственного помещения, находящегося в индивидуальной собственности, и расходов на коммунальные услуги. Содержание собственного помещения, оплата потребляемых в нем коммунальных услуг, а также содержание земельного участка, предоставленного в индивидуальное пользование и не входящего в состав общего имущества многоквартирного дома, не освобождают собственника помещений от бремени расходов на содержание общего имущества многоквартирного дома, включая земельный участок, на котором расположен дом.
Учитывая, что в силу характера правоотношений по содержанию общего имущества размер расходов управляющей организации и размер платы одного из собственников помещений не совпадают, управляющая компания не должна доказывать размер фактических расходов, возникших у нее в связи с содержанием общего имущества, выделяя их по отношению к одному из собственников помещений.
В соответствии с частью 1 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя, в том числе, плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее также - коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме). Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда.
В силу части 3 статьи 158 ЖК РФ обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме. При переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в том числе не исполненная предыдущим собственником обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт, за исключением такой обязанности, не исполненной Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием, являющимися предыдущим собственником помещения в многоквартирном доме.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, частью 8 статьи 170 и частью 5 статьи 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере (часть 1 статьи 169 ЖК РФ).
Согласно статье 175 ЖК РФ владельцем специального счета может быть, в том числе, управляющая организация, осуществляющая управление многоквартирным домом на основании договора управления.
Из буквального содержания приведенных выше норм Жилищного кодекса РФ следует, что обязанность по внесению взносов на капитальный ремонт имущества многоквартирного дома лежит на собственнике помещений в таком доме.
Согласно статье 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии со статьей 36 Устава Муниципального образования "город Ульяновск", утвержденного решением Ульяновской городской Думы от 23.09.2014 №119, администрация города Ульяновска является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования "город Ульяновск". В структуру администрации города входят отраслевые (функциональные) и территориальные органы, подразделения.
Решением Ульяновской городской Думы от 24.05.2006 №90 "Об учреждении отраслевых (функциональных) органов администрации города Ульяновска" утверждено Положение об Управлении муниципальной собственностью администрации города Ульяновска.
В силу пункта 1.1 Положения об Управлении муниципальной собственностью администрации города Ульяновска, утвержденным Решением Ульяновской городской Думы от 24.05.2006 N 90 "Об учреждении отраслевых (функциональных) органов администрации города Ульяновска" (далее - Положение №90), Управление муниципальной собственностью администрации города Ульяновска является отраслевым (функциональным) органом администрации города Ульяновска, осуществляющим в пределах своей компетенции функции по обеспечению решения вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных в установленном порядке органам местного самоуправления, в области управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности муниципального образования "город Ульяновск".
Согласно пункту 4.1.1 Положения об Управлении муниципальной собственностью администрации города Ульяновска, утвержденного решением Ульяновской Городской Думы от 24.05.2006 №90, управление в рамках возложенных на него задач Осуществляет в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, порядком и условиями, установленными решениями Ульяновской Городской Думы, полномочия собственника в отношении движимого и недвижимого имущества, составляющего казну муниципального образования "город Ульяновск", имущества муниципальных унитарных предприятий, муниципальных учреждений, за исключением полномочий, отнесенных в порядке, установленном Ульяновской Городской Думой, к компетенции Главы администрации города Ульяновска, акций (долей акций), долей в уставных капиталах хозяйственных обществ, находящихся в собственности муниципального образования "город Ульяновск", земельных участков, отнесенных к муниципальной собственности (далее - земельные участки).
В соответствии с пунктом 4.9 Положения №90, Управление осуществляет бюджетные полномочия главного распорядителя, главного администратора и получателя средств местного бюджета в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, в том числе бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, являющихся бюджетными ассигнованиями дорожного фонда муниципального образования "город Ульяновск", предусмотренных на осуществление расходов, связанных с выкупом земельных участков, паспортизацией автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах муниципального образования "город Ульяновск", проведением землеустроительных и кадастровых работ, в том числе связанных с оформлением права собственности муниципального образования "город Ульяновск" на земельные участки под автомобильными дорогами общего пользования местного значения в границах муниципального образования "город Ульяновск", и получателя средств местного бюджета с закреплением за ним соответствующих расходов, в том числе межбюджетных трансфертов.
В силу пункта 2 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", при удовлетворении исков к публично-правовым образованиям в резолютивной части решения суда должно указываться о взыскании денежных средств за счет казны соответствующего публично-правового образования, а не с государственного или муниципального органа. При этом недопустимо ограничение источников взыскания путем указания на взыскание только за счет средств бюджета, поскольку такое ограничение противоречит статьям 126, 214, 215 ГК РФ. В данном случае действует общее правило об ответственности публично-правового образования всем принадлежащим ему на праве собственности имуществом, составляющим казну.
Поскольку расчет задолженности не оспорен, доказательства оплаты задолженности не представлены, исковые требования судом первой инстанции правомерно признаны обоснованными и подлежащими удовлетворению в отношении Муниципального образования "город Ульяновск" в лице Управления муниципальной собственностью администрации города Ульяновска за счет казны Муниципального образования "город Ульяновск".
Оснований для отмены обжалуемого решения суд апелляционной инстанции не усматривает.
От уплаты государственной пошлины ответчик освобожден на основании части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации
Приложенные к жалобе и письменным дополнительным пояснениям соглашение № 75 о перечислении взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории муниципального образования "город Ульяновск" от 20.07.2015,выписка из ЕГРН об объекте недвижимости являются дополнительными доказательствами, в связи с чем в силу пункта 2 статьи 272.1 АПК РФ не принимаются и возвращаются заявителю.
Руководствуясь статьями 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение (резолютивная часть) Арбитражного суда Ульяновской области от 07.03.2018 по делу № А72-185/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального образования "город Ульяновск" в лице Управления муниципальной собственностью администрации города Ульяновска без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья Е.Г. Демина