ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11 «А», тел. 273-36-45
www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aac.arbitr.ru
апелляционной инстанции по проверке законности и
обоснованности решения арбитражного суда,
не вступившего в законную силу
04 марта 2015 года Дело № А55-23112/2014
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 25 февраля 2015 года
Постановление в полном объеме изготовлено 04 марта 2015 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кувшинова В.Е., судей Корнилова А.Б., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Прокофьевым В.Н.,
с участием в судебном заседании:
представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области – Старковой Ю.К. (доверенность от 29.12.2014 № 12-9292),
представителя Министерства имущественных отношений Самарской области - Зубовой Е.В. (доверенность от 30.12.2014 № 431),
представителя ГБУ Самарской области «Отрадненский пансионат для ветеранов войны и труда (дом-интернат для престарелых и инвалидов)» - Ермаковой Н.Ю., (доверенность от 23.01.2015),
представитель Главы городского округа Отрадный – не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 25 февраля 2015 года в помещении суда апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 20 ноября 2014 года по делу №А55-23112/2014 (судья Медведев А.А.),
по заявлению Министерства имущественных отношений Самарской области, г.Самара,
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г.Самара,
третьих лица:
Государственное бюджетное учреждение Самарской области «Отрадненский пансионат для ветеранов войны и труда (дом-интернат для престарелых и инвалидов)», г.Отрадный,
Глава городского округа Отрадный, г.Отрадный,
о признании недействительными отказов в государственной регистрации права,
УСТАНОВИЛ:
Министерство имущественных отношений Самарской области (далее - министерство) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительными отказы Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - Управление Росреестра по Самарской области, Росреестр) от 02.07.2014 №06/501/2014-039, №06/501/2014-036, №06/501/2014-037, №06/501/2014-038 в государственной регистрации права собственности Самарской области на объекты недвижимого имущества, расположенные по адресу: Самарская область, г.Отрадный, ул.Нефтянников, 65:
-беседка, общей площадью 20,7 кв.м. с кадастровым номером 63:0660306003:724;
-беседка общей площадью 30,7 кв.м. с кадастровым номером 63:06:0306003:725;
-асфальтированная площадка общей площадью 2505, 70 кв.м. с кадастровым номером 63:06:0306003:723;
-ограждение протяженностью 274 м. с кадастровым номером 63:0660306003:726 (т.1 л.д.3-11).
Суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Государственное бюджетное учреждение Самарской области «Отрадненский пансионат для ветеранов войны и труда (дом-интернат для престарелых и инвалидов)», Главу городского округа Отрадный Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 20.11.2014 по делу №А55-23112/2014 заявленные требования удовлетворены. Суд признал недействительными отказы Управления Росреестра по Самарской области от 02.07.2014 исх. № 06/501/2014-039, 06/501/2014-036, 06/501/2014-037, 06/501/2014-038 в государственной регистрации права собственности Самарской области на объекты недвижимого имущества, расположенные по адресу: Самарская область, г.Отрадный, ул.Нефтянников, д. 65:
- беседка, общей площадью 20,7 кв.м., с кадастровым номером 63:06:0306003:724,
- беседка общей площадью 20,7 кв.м., с кадастровым номером 63:06:0306003:725,
- асфальтированная площадка общей площадью 2505,70 кв.м., с кадастровым номером 63:06:0306003:723,
- ограждение протяженностью 274 м, с кадастровым номером 63:06:0306003:726.
Суд обязал Управление Росреестра по Самарской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя (т.2 л.д. 63-70).
В апелляционной жалобе Управление Росреестра по Самарской области просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт (т.2 л.д.73-76).
Министерство имущественных отношений Самарской области апелляционную жалобу отклонило по основаниям, изложенным в возражениях на нее (т.2 л.д.97-101).
Государственное бюджетное учреждение Самарской области «Отрадненский пансионат для ветеранов войны и труда (дом-интернат для престарелых и инвалидов)»апелляционную жалобу отклонило по основаниям, изложенным в отзыве на нее (т.2 л.д.92-94).
Глава городского округа Отрадный Самарской области отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2015 судебное разбирательство отложено на 25.02.2015 (т.2 л.д.114).
На основании статей 156 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу по имеющимся в деле материалам и в отсутствие представителя Главы городского округа Отрадный Самарской области, надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель Управления Росреестра по Самарской области поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней основаниям.
Представитель Министерства имущественных отношений Самарской области отклонил апелляционную жалобу по основаниям, приведенным в отзыве на нее.
Представитель Государственное бюджетное учреждение Самарской области «Отрадненский пансионат для ветеранов войны и труда (дом-интернат для престарелых и инвалидов)» отклонил апелляционную жалобу по основаниям, приведенным в отзыве на нее.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, отзывах на нее и в выступлении представителей сторон, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, постановлением Главы администрации г.Отрадного Самарской области от 20.01.1997 №45 «О приеме в муниципальную собственность объекта социального назначения производственного кооператива «Строительные материалы» принят безвозмездно в муниципальную собственность от производственного кооператива «Строительные материалы» объект социального назначения – Дом ветеранов.
В соответствии с приказом Главы администрации г.Отрадного Самарской области от 01.12.1997 №1723 «О безвозмездной передаче муниципального имущества на баланс Главного управления социальной защиты населения Самарской области» передан безвозмездно на баланс Главного управления социальной защиты населения Самарской области незавершенный строительством объект-здание административно-бытового корпуса со столовой на 50 мест и неустановленным столовым оборудованием по ул.Нефтяников в г.Отрадном согласно приложения.
Согласно акту приема - передачи от 17.12.1997 следует, что объект - муниципальное учреждение «Отрадненский Дом ветеранов» с балансовой стоимостью основных средств 455006 тыс. руб. передан Главному управлению социальной защиты населения Самарской области по состоянию на 02.12.1997.
Из приказа Главного управления социальной защиты населения Самарской области от 18.12.1997 №90а «О создании пансионата для ветеранов труда» следует, что принят на баланс Главного управления социальной защиты населения Самарской области здание муниципального учреждения – Дом ветеранов, расположенное в г.Отрадном Самарской области и здание административно-бытового корпуса (со столовой на 50 мест и не установленным столовым оборудованием), расположенное в г.Отрадном ул.Нефтяников.
Министерство имущественных отношений Самарской области обратилось в Управление Росреестра по Самарской области с заявлением о регистрации права собственности Самарской области на объекты недвижимого имущества: беседка площадью 20,7 кв.м., беседка площадью 20,7 кв.м., асфальтированная площадка площадью 2505,70 кв.м., ограждение протяженностью 274 м., расположенные по адресу: Самарская область, г.Отрадный, ул.Нефтянников, д. 65.
Представлены на регистрацию заявление о государственной регистрации права собственности Самарской области, доверенность, Выписка из реестра имущества Самарской области, постановление Администрации г.Отрадный Самарской области от 09.02.1998 №155 «О разрешении на проектирование», договор от 03.03.1998 № 139 на создание (передачу) научно-технической продукции, паспорт земельного участка от 20.02.1998, задание на проектирование от 16.03.1998, акт приемки законченного строительством объекта от 29.12.1999, утвержденный постановлением Главы г.Отрадный Самарской области от 08.05.2001 № 541.
Сообщениями от 02.07.2014 № 06/501/2014-039, 06/501/2014-036, 06/501/2014-037, 06/501/2014-038 Управление Росреестра по Самарской области отказало в регистрации права собственности Самарской области на вышеуказанные объекты недвижимости.
В качестве основания, послужившего отказом в регистрации права собственности Самарской области на вышеуказанные объекты, явилось то, что не представлены документы, подтверждающие возникновение права собственности Самарской области, на заявленные к регистрации объекты.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения министерства в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, удовлетворив заявленные требования, неполно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела и неправильно применил нормы материального права.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 и частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 17 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон о регистрации) основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в частности, являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, а также договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.
В соответствии со статьей 25 Закона о регистрации право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания.
Согласно статьи 2 Закона о государственной регистрации, отказ в государственной регистрации прав может быть обжалован заинтересованным лицом в суд, арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из следующего.
Строительство объектов недвижимого имущества: сооружение, назначение: сооружения культуры и отдыха, общая площадь 2 505,7 кв.м. (кадастровый номер - 63:06:0306003:723); сооружение, назначение: сооружения культуры и отдыха, общая площадь 20,7 кв.м. (кадастровый номер - 63:06:0306003:724); сооружение, назначение: сооружения культуры и отдыха, общая площадь 20,7 кв.м. (кадастровый номер - 63:06:0306003:725); сооружение, назначение: сооружения культуры и отдыха, протяженность 274 м. (кадастровый номер - 63:06:0306003:7260, расположенных по адресу: Самарская область, г.Отрадный, ул. Нефтяников, д. 65, велось в период действия Федерального закона от 17.11.1995 № 169-ФЗ «Об основах градостроительства в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 169-ФЗ).
В соответствии со статьей 2 Федерального закона № 169-ФЗ архитектурно-планировочное задание - комплекс требований к назначению, основным параметрам и размещению архитектурного объекта на конкретном земельном участке, а также обязательные экологические, технические, организационные и иные условия его проектирования и строительства, предусмотренные законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Статьей 3 Федерального закона № 169-ФЗ определено, что заказчик (застройщик) - гражданин или юридическое лицо, имеющие намерение осуществить строительство, реконструкцию (далее - строительство) архитектурного объекта, для строительства которого требуется разрешение на строительство, - обязан иметь архитектурный проект, выполненный в соответствии с архитектурно-планировочным заданием.
В соответствии с пунктом 3 указанной нормы архитектурно-планировочное задание выдается по заявке заказчика (застройщика) органом, ведающим вопросами архитектуры и градостроительства (далее - орган архитектуры и градостроительства), в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 2 Федерального закона № 169-ФЗ предусмотрено, что разрешение на строительство - основание для реализации архитектурного проекта, выдаваемое заказчику (застройщику) органами местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в целях контроля за выполнением градостроительных нормативов, требований утвержденной градостроительной документации, а также в целях предотвращения причинения вреда окружающей среде.
Пунктом 2 статьи 21 Федерального закона № 169-ФЗ предусмотрено, что изменения архитектурных объектов, строительство которых требует разрешения на строительство, осуществляются в порядке, установленном статьей 3 настоящего Федерального закона.
Из указанных норм права, регулирующих градостроительную деятельность, действующих на момент осуществления строительства объектов, следовало, что основными документами на строительство и реконструкцию объектов недвижимости являлись разрешение на строительство и архитектурно-планировочное задание.
Так, в соответствии с вышеуказанными нормами Отрадненский пансионат для ветеранов войны и труда Самарской области 22.01.1998 обратился к Главе администрации г. Отрадный с письмом № 2 с просьбой выдать разрешение на реконструкцию существующего административно-бытового корпуса на пансионат на 60 мест, расположенного по адресу: г.Отрадный, ул.Нефтянников, с приложением задания на проектирование, в пункте 13 которого содержались требования к благоустройству площадки и малым архитектурным формам (автомобильные подъезды, автостоянка, ограждение территории, малые архитектурные формы).
Постановлением Главы Администрации г.Отрадный от 09.02.1998 № 155, Отрадненскому пансионату для ветеранов войны и труда разрешено проектирование реконструкции существующего административно-бытового корпуса под пансионат для ветеранов войны и труда, а также заказчику-застройщику необходимо получить в отделе архитектуры архитектурно-планировочное задание на проектирование объекта.
Согласно пункту 14 архитектурно-планировочного задания, содержащегося в паспорте земельного участка, выданном 20.02.1998 Главным архитектором города Отрадный, в частности, проектом благоустройства предусмотрено асфальтировать подъезд к главному входу, площадку для грузового транспорта перед служебным входом, пешеходные связи по всей площади отведенной территории, приспособленные для инвалидных колясок. Запроектировать декоративное ограждение и наружное освещение по периметру территории. Разработать проект уголка отдыха, используя малые архитектурные формы: скамьи-цветочницы, беседка, урны, скамьи и стол для настольных игр. Предусмотреть озеленение прилегающей территории, используя декоративные кустарник, цветники, газоны.
На основании указанных документов между Пансионатом ветеранов войны и труда (Заказчик) и Хозрасчетным проектно-производственным архитектурно- планировочным бюро (Исполнитель), заключен договор на создание (передачу) научно-технической продукции от 03.03.1998, предметом которого являлось выполнение работ по реконструкции административно-бытового корпуса.
Согласно пункту 8 Постановления Совета Министров СССР от 23.01.1981 № 105 «О приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов» приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов государственными приемочными комиссиями оформляется актами.
Датой ввода объекта в эксплуатацию считается дата подписания акта государственной приемочной комиссией.
Реконструированный по договору от 03.03.1998 объект принят по акту приемки законченного строительством объекта от 29.12.1999, который постановлением Главы города Отрадный Самарской области от 08.05.2001 № 541 зарегистрирован под номером 2 в установленном порядке, являющийся официальным актом ввода в эксплуатацию.
Таким образом, постановление Главы Администрации г. Отрадный от 09.02.1998 № 155 и постановление Главы города Отрадный Самарской области от 08.05.2001 № 541 являются документами, подтверждающими возникновение права собственности Самарской области на заявленные к регистрации объекты.
Суд первой инстанции указывает, что заявленные на регистрацию объекты недвижимого имущества сформированы как объекты права, прошли государственный кадастровый учет, им присвоены самостоятельные кадастровые номера, что позволяло регистратору идентифицировать их как объекты, права на который заявлены на регистрацию.
Названные объекты введены в эксплуатацию государственной приемочной комиссией в составе законченного строительством объекта «Реконструкция бывшего АБК ЗЖБИ под пансионат для ветеранов войны и труда в г.Отрадном расположенный по адресу: Самарская обл., г. Отрадный».
Суд первой инстанции сделал вывод, что представленные в регистрирующий орган документы позволяли удостовериться в том, что строительство объектов осуществлено на земельном участке, предоставленном Отрадненскому пансионату для ветеранов войны и труда для целей реконструкции административно-бытового корпуса, отсутствуют препятствия для государственной регистрации права собственности Самарской области на новую вещь, созданную с соблюдением закона и иных правовых актов, и что обжалуемые отказы противоречат требованиям статей 18, 20 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и нарушают права и законные интересы заявителя, который согласно Положению о министерстве имущественных отношений Самарской области, утвержденному постановлением Правительства Самарской области от 20.06.2007 № 79, представляет Самарскую область в процессе государственной регистрации права собственности Самарской области на недвижимое имущество, в том числе на земельные участки.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции не принял во внимание следующее.
В силу пункта 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации понятие объекта недвижимости является правовой категорией, определяется совокупностью признаков и позволяющей считать имущество объектом гражданских прав.
По смыслу положений гражданского законодательства право собственности (право хозяйственного ведения и оперативного управления) может быть зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним лишь в отношении тех вещей, которые, обладая признаками недвижимости, способны выступать в гражданском обороте в качестве отдельных объектов гражданских прав.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.09.2013 № 1160/13 отмечено, термин «объект капитального строительства» является специальным понятием градостроительного законодательства, поэтому он не может подменять собой правовую категорию «объект недвижимого имущества».
Как отметил Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в вышеуказанном Постановлении Президиума, требования о государственной регистрации прав установлены только в отношении недвижимости как категории гражданского права, если объект является вспомогательным и не имеет самостоятельного назначения, такие объекты не могут рассматриваться в качестве отдельных гражданских прав.
Ограждение не имеет самостоятельного хозяйственного назначения, не является отдельным объектом гражданского оборота, выполняя лишь обслуживающую функцию по отношению к соответствующему земельному участку и находящимся на нем зданиям.
В связи с отсутствием у ограждения качеств самостоятельного объекта недвижимости право собственности на него не подлежит регистрации независимо от его физических характеристик и наличия отдельных элементов, обеспечивающих прочную связь этого сооружения с соответствующим земельным участком.
Из правовой позиции, сформулированной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.01.2012 № 4777/08 следует, что асфальтовое покрытие как объект - сооружение не имеет самостоятельного функционального назначения, создано исключительно в целях улучшения качества земель и обслуживает только земельный участок, на котором расположено, поэтому является его неотъемлемой частью и не может в силу статей 128, 130 Гражданского кодекса Российской Федерации относиться к недвижимому имуществу, в силу чего асфальтовое замощение не может являться самостоятельным объектом гражданских прав, право на который подлежит государственной регистрации, поскольку данное асфальтовое замощение является обычным благоустройством земельного участка, то есть составной частью данного земельного участка.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции считает, что Росреестр правомерно отказал Министерству имущественных отношений Самарской области в регистрации права собственности Самарской области на следующие объекты:
- асфальтированная площадка общей площадью 2505,70 кв.м., с кадастровым номером 63:06:0306003:723,
- ограждение протяженностью 274 м., с кадастровым номером 63:06:0306003:726 (т.1 л.д.33-36, 110).
Из акта приема - передачи объекта от 17.12.1997, задания на проектирование от 16.03.1998 и акта приема - передачи законченного строительством объекта от 29.12.1999 не следует, что объекты беседка площадью 20,7 кв.м. и беседка площадью 20,7 кв.м., переданы министерству из муниципальной собственности.
Заявителем не представлено в суд доказательств когда и кем возведены вышеуказанные сооружения культуры и отдыха.
В архитектурно - планировочном задании указано, что в состав площадки для отдыха входят беседки (т.2 л.д.26).
В локальной смете не указано возведение беседок (т.2 л.д.15-17), а указано наименование работ - навес в количестве двух единиц.
Не представлено доказательств, что указанные сооружения являются вспомогательными объектами по отношению к зданию пансионата (т.2 л.д.94), на которое зарегистрировано право собственности Самарской области.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 06.06.2014 по делу №А55-13511/2013.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции считает, что Росреестр правомерно отказал Министерству имущественных отношений Самарской области в регистрации права собственности Самарской области на следующие объекты:
- беседка, общей площадью 20,7 кв.м., с кадастровым номером 63:06:0306003:724,
- беседка общей площадью 20,7 кв.м., с кадастровым номером 63:06:0306003:725 (т.1 137-140).
Суд апелляционной инстанции считает, что оспариваемые отказы Управления Росреестра по Самарской области от 02.07.2014 исх. № 06/501/2014-039, 06/501/2014-036, 06/501/2014-037, 06/501/2014-038 в государственной регистрации права собственности Самарской области на объекты недвижимого имущества, расположенные по адресу: Самарская область, г.Отрадный, ул.Нефтянников, д. 65, соответствуют закону и не нарушают права и законные интересы Министерства имущественных отношений Самарской области.
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции следует отменить, а Министерству имущественных отношений Самарской области в удовлетворении заявленных требований отказать.
Поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины, госпошлина в федеральный бюджет не уплачивается.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 20 ноября 2014 года по делу №А55-23112/2014 отменить.
Принять новый судебный акт.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий В.Е. Кувшинов
Судьи А.Б. Корнилов
С.Т. Холодная