ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru
апелляционной инстанции по проверке законности и
обоснованности решения арбитражного суда,
не вступившего в законную силу
июня 2015 года Дело №А55-24506/2014
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июня 2015 года
В полном объеме постановление изготовлено 26 июня 2015 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семушкина В.С., судей Филипповой Е.Г., Юдкина А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Новожиловой С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 24.06.2015 в помещении суда апелляционную жалобу Мэрии городского округа Тольятти на решение Арбитражного суда Самарской области от 08.04.2015 по делу №А55-24506/2014 (судья Матюхина Т.М.), принятое по исковому заявлению Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области, г.Самара, к Мэрии городского округа Тольятти, г.Тольятти Самарской области, с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства управления финансами по Самарской области, г.Самара, о взыскании субвенций, использованных не по целевому назначению,
в судебном заседании приняли участие:
от Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области – Коровкин Ю.Е. (доверенность от 10.02.2014 №11),
от Мэрии городского округа Тольятти – Якунина А.А. (доверенность от 31.12.2014 №11634/1),
представитель Министерства управления финансами по Самарской области не явился, извещено надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области (далее – Министерство) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением о взыскании с Мэрии городского округа Тольятти (далее – Мэрия) в областной бюджет субвенций в сумме 1689700 руб., использованных не по целевому назначению.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено Министерство управления финансами по Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 08.04.2015 по делу №А55-24506/2014 иск удовлетворен.
В апелляционной жалобе Мэрия просила отменить указанное судебное решение и принять по делу новый судебный акт об отказе в иске. По мнению Мэрии, обжалованное судебное решение является незаконным и необоснованным.
Министерство в отзыве просило оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей Министерства управления финансами по Самарской области, которое было надлежащим образом извещено о времени и месте проведения судебного заседания.
В судебном заседании представитель Мэрии поддержала апелляционную жалобу по указанным в ней основаниям.
Представитель Министерства апелляционную жалобу отклонил по основаниям, приведенным в отзыве.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, отзыве, выступлениях представителей сторон в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В соответствии с Законом Самарской области от 05.03.2005 № 77-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию населения» (далее - Закон № 77-ГД), городской округ Тольятти наделен отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке населения и по осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении совершеннолетних граждан.
Финансовое обеспечение указанных государственных полномочий осуществляется за счет предоставления городскому округу Тольятти субвенций, предусмотренных в Законе Самарской области об областном бюджете на очередной финансовый год.
Постановлением мэра городского округа Тольятти от 10.06.2008 № 1320-1/п «Об осуществлении переданных отдельных государственных полномочий» (далее - Постановление № 1320-1/п) приняты расходные обязательства по переданным отдельным государственным полномочиям, в том числе по социальной поддержке и социальному обслуживанию населения
В соответствии с пунктом 2 Постановления № 1320-1/п данные расходные обязательства исполняются за счет и в пределах предоставляемых субвенций из областного бюджета, а также в пределах дополнительно предусмотренных и утвержденных средств в бюджете городского округа Тольятти.
Законом Самарской области от 05.12.2011 № 127-ГД «Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» (с учетом внесенных изменений) установлено распределение на 2012 год субвенций, формируемых за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита областного бюджета, по городским округам, муниципальным районам и видам субвенций, в соответствии с которым городскому округу Тольятти предусмотрены субвенции в размере 116746,0 тыс. рублей на исполнение государственных полномочий.
Согласно статье 7 Закона № 77-ГД при осуществлении государственного контроля за реализацией органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий Министерство, в частности: контролирует соблюдение порядка и условий предоставления мер социальной поддержки и социального обслуживания, осуществляемых в соответствии с Законом № 77-ГД, законность решений органов местного самоуправления, принимаемых для реализации переданных государственных полномочий; производит проверки деятельности органов местного самоуправления по осуществлению переданных им государственных полномочий и использованию выделенных для этих целей материальных и финансовых средств.
Пунктом 4.1 Постановления Правительства Самарской области от 23.12.2009 № 687 «О порядке осуществления финансового контроля органами исполнительной власти Самарской области», действовавшего в период возникновения спорных правоотношений, предусмотрено, что главные распорядители в рамках финансового контроля осуществляют контроль за использованием субсидий, субвенций их получателями в соответствии с условиями и целями, определенными при предоставлении указанных средств из областного бюджета, в том числе посредством проведения ревизий (проверок), а также иные полномочия по финансовому контролю в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 13.02.2013 №38 «Об определении органов исполнительной власти Самарской области, уполномоченных представлять в судах интересы Самарской области» органы исполнительной власти Самарской области, являющиеся главными распорядителями средств областного бюджета (главными администраторами доходов областного бюджета), выступают в судах от имени Самарской области (казны Самарской области) в качестве истца, ответчика, заинтересованного лица.
Согласно пункту 5 статьи 5 Закона № 77-ГД финансовые средства, направляемые из областного бюджета на реализацию органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий, носят строго целевое назначение и не могут быть использованы на цели, не предусмотренные указанным законом.
По результатам внеплановой проверки использования субвенции, предоставленной Мэрии из областного бюджета для осуществления переданных государственных полномочий Самарской области по социальной поддержке населения и по осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении совершеннолетних граждан за период с 01.01.2012 по 31.12.2012, Министерством было выявлено нецелевое использование бюджетных средств в сумме 1689,7 тыс. руб., о чем составлен акт от 21.03.2013.
Постановлением Правительства Самарской области от 11.06.2008 № 182 утвержден Порядок расходования субвенций, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита областного бюджета, предоставляемых бюджетам городских округов и муниципальных районов из областного бюджета в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении переданных государственных полномочий в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения (далее - Порядок расходования субвенций).
Пунктом 7.1 Порядка расходования субвенций (в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений) установлено, что субвенции расходуются на выполнение переданных государственных полномочий в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения по перечню затрат, исходя из которых рассчитывается объем субвенций в соответствии с методикой, утвержденной Законом № 77-ГД.
В соответствии с Методикой расчета общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета для осуществления переданных полномочий по социальной поддержке населения, утвержденной Законом № 77-ГД (далее – Методика расчета), в расчет общего объема субвенции включены расходы на оплату труда и материальные затраты, к которым, согласно расшифровке материальных затрат, относятся расходы на услуги связи, транспортные услуги, коммунальные услуги, услуги по содержанию имущества, командировочные расходы и расходы, связанные с повышением квалификации специалистов, расходы на обслуживание сети Интернет, программное обеспечение и подписку на периодические издания, расходы на обязательное страхование владельцев транспортных средств и на уплату налогов и различного рода платежей, приобретение канцтоваров и расходных материалов для оргтехники, расходы на моющие средства и хозяйственный инвентарь, горюче-смазочные материалы.
Таким образом, расходы на увеличение стоимости основных средств в расчете субвенции не предусмотрены.
По мнению Мэрии, Методика расчета, содержащая перечень материальных затрат с использованием формулировки «в том числе» предполагает расширенное толкование перечня видов расходов, относящихся к этим затратам.
Однако по смыслу и содержанию Методики расчета установление подобным образом расходов, относящихся к перечню материальных затрат, не свидетельствует о возможности включения в указанный перечень иных затрат.
Подтверждением того, что данный перечень затрат, приведенный в Методике расчета, является закрытым, являются изменения, внесенные в Методику расчета Законом Самарской области от 16.12.2013 № 110-ГД «О внесении изменений в Закон Самарской области «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию населения» (далее – Закон №110-ГД), которым перечень затрат был расширен путем добавления в него затрат на приобретение материальных запасов и основных средств стоимостью не более 3000 рублей за единицу, необходимых для исполнения переданных полномочий.
Выводы суда первой инстанции правомерно основаны из положениях нормативных правовых актов, действовавших в период с 01.01.2012 по 31.12.2012.
Положения Закона № 110-ГД не являлись основанием для принятия обжалованного судебного решения, а приведены судом первой инстанции лишь для подтверждения сделанных им выводов.
Пунктом 7.1 Порядка расходования субвенций установлена императивная норма о том, что субвенции расходуются на выполнение переданных государственных полномочий в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения по перечню затрат, исходя из которых рассчитывается объем субвенций в соответствии с Методикой расчета, в связи с чем осуществление Мэрией затрат, не указанных в перечне, является нецелевым использованием бюджетных средств.
Ссылка Мэрии на форму приложения № 16 к Порядку расходования субвенций, которая содержит строку 310 «Увеличение стоимости основных средств», что якобы косвенно подтверждает возможность проведения расходов по данной статье, не может быть принята во внимание.
Действующей редакцией Методики расчета предусмотрена возможность осуществления расходов на приобретение материальных запасов и основных средств стоимостью не более 3000 рублей за единицу, то есть необходимость в строке 310 существует.
Кроме того, приложение № 16 к Порядку расходования субвенций не менялось с момента введения отчета по расходованию субвенций на исполнение отдельных государственных полномочий Самарской области. Данное приложение было структурировано еще до принятия Методики расчета, когда финансовое обеспечение переданных государственных полномочий производилось исходя из заявленной потребности и, следовательно, допускало возможность использования данной статьи.
Таким образом, наличие строки 310 в приложении № 16 к Порядку расходования субвенций ни в коей мере не является доказательством правомерности произведенных ответчиком затрат.
Ссылки в апелляционной жалобе на статьи 223 и 224 Трудового кодекса Российской Федерации, которыми предусмотрена обязанность работодателя обеспечить бытовые нужды работников, связанные с исполнением ими трудовых обязанностей, в связи с чем Мэрией приобретены электрические чайники, бутилированная вода и пр., суд апелляционной инстанции отклоняет.
Согласно решению Думы городского округа Тольятти от 04.04.2012 № 837, которым утверждена структура Мэрии, Департамент социальной поддержки населения городского округа Тольятти (далее – Департамент) является структурным подразделением Мэрии без образования юридического лица.
Работодателем в отношении работников Департамента является мэр города Тольятти, в связи с чем Мэрия должна обеспечивать бытовые нужды работников Департамента за счет средств бюджета городского округа Тольятти, а никак не за счет средств областного бюджета.
Ссылка Мэрии в апелляционной жалобе на практику рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов является ошибочной, поскольку по настоящему делу заявлен иск о взыскании субвенций, использованных не по целевому назначению.
Также является необоснованной ссылка Мэрии в апелляционной жалобе на вступившее в законную силу определение Арбитражного суда Самарской области от 31.12.2013 о прекращении производства по делу № А55-17072/2013, возбужденному по заявлению Мэрии к Министерству о признании недействительными изложенных в акте результатов проверки в части допущения в 2012 году Департаментом нарушения, выразившегося в нецелевом использовании средств областного бюджета в сумме 1689700 руб.
Производство по делу № А55-17072/2013 было прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с неподведомственностью указанного спора арбитражному суду и, таким образом, спорные правоотношения по существу не рассматривались.
Следовательно, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Суд первой инстанции исследовал все обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, и правильно оценил их. Нарушений норм процессуального права судом первой инстанции не допущено.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не основаны на законе, не опровергают обстоятельства, установленные судом первой инстанции, и в этой связи не могут быть приняты во внимание.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 08 апреля 2015 года по делу №А55-24506/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий В.С. Семушкин
Судьи Е.Г. Филиппова
А.А. Юдкин