НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2007 № 11АП-1962/2006

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения  арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена  24 января 2007 г.

Постановление  в полном объеме изготовлено 25 января 2007 г.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Филипповой Е.Г., судей   Семушкина В.С., Захаровой Е.И.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания  Голяковой Е.С. , с участием:

от заявителя –  представители ФИО1, дов. от 23 января 2007 г., ФИО2, дов. от 11 сентября 2006 г.,

от налогового органа - Межрайонной инспекции ФНС России № 2 по Самарской области -  представитель ФИО3, дов. от 31 января 2006 г. № 12,

рассмотрев в открытом судебном заседании  24 января 2007 г. апелляционную  жалобу Муниципального учреждения культуры и искусства «Тольяттинская филармония», Самарская область, г.Тольятти,      

 на решение  Арбитражного суда Самарской области от  27 ноября 2006г. по делу  №А55-6846/2006, судья  Асадуллина С.П., 

по заявлению Муниципального учреждения культуры и искусства «Тольяттинская филармония», Самарская область, г.Тольятти,   к Межрайонной инспекции ФНС России № 2 по Самарской области, Самарская область, г.Тольятти, 

о признании недействительным решения от  28.12.2006г. № 19-28/165,

УСТАНОВИЛ:

Муниципальное учреждение культуры и искусства «Тольяттинская филармония» (далее - Тольяттинская филармония) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением  о признании недействительным решения Межрайонной Инспекции ФНС России № 2 по Самарской области (далее – налоговый орган) от  28 декабря 2006г. № 19-28/165 о привлечении к налоговой ответственности и требования № 5 от 10 января 2006 г. об уплате налога.

Решением суда от 27 ноября  2006 г. в удовлетворении заявления отказано.

В апелляционной жалобе Тольяттинская филармония просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.

Законность решения суда от 27 ноября 2006 г. проверена в апелляционном порядке.

В судебном заседании представители Тольяттинской филармонии просили решение суда отменить, удовлетворить заявленные требования, признав недействительными оспариваемые ненормативные правовые акты налогового органа.

Представитель  налогового органа просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Исследовав доводы  апелляционной жалобы в совокупности с материалами дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле,  апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена выездная налоговая проверка по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налога на добавленную стоимость (далее – НДС, налог), налога с продаж, транспортного налога за период с 01 января 2002 г. по 31 декабря 2004 г. В ходе проверочных мероприятий налоговым органом выявлены неуплата НДС в результате занижения налоговой  базы в сумме 1340791 руб., налога с продаж в размере 90545руб., транспортного налога в сумме 4980 руб., что отражено в акте выездной налоговой проверки от 07 декабря 2005г. №19-29/163 (том 1,  л.д.31-87).

По результатам проверки налоговым органом 28 декабря 2005 г. вынесено решение №19-28/165 от 28.12.2005 г. о  привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения (том 2,  л.д.1-45). Данным решением Тольяттинская филармония привлечена к налоговой ответственности, предусмотренной п.1 ст.122 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ)  за неуплату НДС, налога с продаж, транспортного налога за период 2002-2004 г.г.  в результате занижения налоговой базы, неправильного исчисления налога, в виде штрафа в размере 95 145 руб., в том числе по НДС - в сумме 87867 руб., налогу с продаж - в сумме 6282 руб., транспортному налогу - в сумме 996 руб., а также ответственности, установленной  п.2 ст.119 НК РФ, за непредставление налогоплательщиком налоговой декларации по транспортному налогу более 180 дней за 2003 г. в виде штрафа в размере 7 208 руб.

Этим же решением Тольяттинской филармонии  предложено уплатить НДС  в размере 1245266 руб., налог с продаж в размере 90545 руб., транспортный налог в сумме 4980 руб., пени за несвоевременную уплату налогов в сумме 566 308 руб.

В соответствии с под.20 п.2 ст.149 НК РФ не подлежит налогообложению НДС реализация услуг, оказываемых учреждениями культуры и искусства в сфере культуры и искусства. К таким услугам относятся услуги по предоставлению напрокат аудио, видеоносителей из фондов указанных учреждений, звукотехнического оборудования, музыкальных инструментов, сценических постановочных средств, костюмов, обуви, театрального реквизита, бутафории, постижерских принадлежностей, культинвентаря, животных, экспонатов и книг; услуги по изготовлению копий в учебных целях и учебных пособий, фотокопированию, репродуцированию, ксерокопированию, микрокопированию с печатной продукции, музейных экспонатов и документов из фондов указанных учреждений; услуги по звукозаписи театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, по изготовлению копий звукозаписей из фонотек указанных учреждений; услуги по доставке читателям и приему у читателей печатной продукции из фондов библиотек; услуги по составлению списков, справок и каталогов экспонатов, материалов и других предметов и коллекций, составляющих фонд указанных учреждений; услуги по предоставлению в аренду сценических и концертных площадок другим бюджетным учреждениям культуры и искусства, а также услуги по распространению билетов, а именно реализация входных билетов и абонементов посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрели развлекательных мероприятий, аттракционов в зоопарках и парках культуры и отдыха, экскурсионных билетов и экскурсионных путевок, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности; реализация программ на спектакли и концерты, каталогов и буклетов.

К учреждениям культуры и искусства в целях применения главы 21 НК РФ относятся театры, кинотеатры, концертные организации и коллективы, театральные  концертные кассы, цирки, библиотеки, музеи, выставки, дома и дворцы культуры, клубы, дома (в частности, кино, литератора, композитора), планетарии, парки культуры и отдыха, лектории и народные университеты, экскурсионные бюро (за исключением туристических экскурсионных бюро), заповедники, ботанические сады и зоопарки, национальные парки, природные парки и ландшафтные парки.

Из данных норм следует, что необходимыми условиями для применения предусмотренной в них льготы являются: оказание организацией услуг, перечисленных в закрытом перечне второго абзаца под.20 п.2 ст.149 НК РФ; налогоплательщик должен являться одним из учреждений культуры, перечисленных в абзаце 5 данного подпункта.

Тольяттинская филармония  является  государственным некоммерческим учреждением культуры и искусства. Согласно Уставу данного учреждения основной деятельностью филармонии является создание концертных программ, проведение музыкально-зрелищных мероприятий, формирование творческих составов собственных концертных коллективов и исполнителей (т.1, л.д.15-17).

В проверяемом периоде Тольяттинская филармония осуществляла следующие виды деятельности: организация и проведение фестивалей, конкурсов, эстрадных концертов, проведение мероприятий городского и регионального уровня, концертов симфонического и джазового оркестра, деятельность которых финансировалась из бюджета города в соответствии с утвержденной учредителем (Мэрией г.Тольятти) сметой расходов; реализация входных билетов и абонементов на проводимые концерны, музыкальные лектории; организация проведения вечеров отдыха, рекламные услуги.

Согласно ст.143 НК РФ Тольяттинская филармония являлась плательщиком НДС в проверяемом периоде.

В силу п.1 ст.146 НК РФ объектом налогообложения по НДС являются операции по реализации (работ, услуг). Объектом налогообложения в проверяемом периоде являлись оказываемые Тольяттинской филармонией  услуги по организации и проведению культурно-массовых мероприятий, услуги по изготовлению рекламы, услуги по распространению и реализации входных билетов и абонементов на посещение концертов, музыкальных лекторий и т.д.

Согласно п.2 ст. 153 НК РФ при определении налоговой базы выручка от реализации работ (услуг) определяется из всех полученных налогоплательщиком доходов. При определении налоговой базы бюджетные средства, полученные организацией на финансирование целевых программ, не учитываются.

В проверяемом периоде Тольяттинская филармония, ссылаясь на под.20 п.2 ст.149 НК РФ, пользовалась освобождением от налогообложения по НДС при реализации услуг в сфере культуры и искусства, в том числе и при реализации и распространении входных билетов на проводимые ею мероприятия.

Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что Тольяттинская филармония не подтвердила операции по реализации и распространению входных билетов и абонементов на посещение культурно-развлекательных мероприятий первичными документами - корешками билетов и абонементов, в связи с чем не представляется возможным провести соответствие сумм указанных в корешках реализованных билетов (абонементов), суммам выручки от их реализации, отраженных в приходно-кассовых ордерах.

В соответствии с Федеральным законом  от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее - Федеральный закон № 54-ФЗ) денежные расчеты с населением должны производиться через контрольно-кассовую технику (ККТ), в ином случае, согласно п.2 ст. 2 Федерального закона № 54-ФЗ, денежные расчеты с населением осуществляются без ККТ при условии выдачи соответствующих бланков строгой отчетности. Порядок утверждения формы бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения и уничтожения устанавливается Правительством Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Тольяттинская филармония при осуществлении наличных денежных расчетов использовала билеты, форма которых, а также порядок выдачи  и реализации установлены Инструкцией по ведению билетного хозяйства. 

Положением об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов   с   использованием   платежных   карт   без   применения   контрольно-кассовой техники, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2005г. № 171, установлен порядок осуществления организациями и индивидуальными предпринимателями наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок утверждения, учета, хранения и уничтожения бланков.

При заполнении бланка должно обеспечиваться одновременное оформление не менее чем 1 копии либо бланк должен иметь отрывные части.

Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25 февраля 2000 г. №   20н в качестве бланка строгой отчетности утвержден образец билета и абонемента для театрально-концертных, культурно-просветительных организаций и учреждений и посещения спортивно-массовых мероприятий.

В пункте 18 Методических рекомендаций по применению главы 21 НК РФ «Налог на добавленную стоимость», утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 20 декабря 2000 г. № БГ-3-03/447, разъяснено, что формы входных билетов и абонементов на проводимые учреждениями культуры и искусства театрально-зрелищные, культурно-просветительные и зрелищно-развлекательные мероприятия приравниваются в целях главы 21 НК РФ к формам, утвержденным приказом № 20н.

Бланк строгой отчетности «билет», «абонемент» должен иметь две части: корешок остающийся у организации и являющийся первичным бухгалтерским документом для учета и контроля  и основную часть с полем «контроль», которая передается зрителю и является пропуском на посещение культурного мероприятия.

Согласно пункту 2.16 Положения о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденного Министерством финансов СССР от 29 июля 1983 г. № 105, и пункту 1.4 Методических указаний о порядке учета, хранения и уничтожения бланков строгой отчетности организациями и учреждениями Министерства культуры Российской Федерации (письмо Минкультуры России от 13 апреля 2000 г. № 01-67/16-21) билеты, путевки, абонементы и квитанции печатаются типографским способом с обозначением серии и порядкового номера или изготавливаются самостоятельно с помощью имеющихся в наличии технических средств (персональных компьютеров и пр.) с соблюдением нумерации, наносимой с помощью нумератора, и применением специальной программы автонумерации, исключающей возможность повтора в использовании номера.

Федеральным законом от 21 ноября 1996 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее – Федеральный закон № 129-ФЗ) предусмотрено, что бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. Все хозяйственные операции и результаты инвентаризации подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета без каких-либо пропусков и изъятий.

Исходя из положений ст.9 Федерального закона  № 129-ФЗ  все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами, которые служат первичными учетными документами  на их основании ведется бухгалтерский учет.

В ходе проверочных мероприятий налоговый орган направлял Тольяттинской филармонии два требования о предоставлении первичных документов,  которые были вручены директору ФИО4 02 сентября 2005г. и 15 сентября 2005г. Данным требованием Тольяттинской филармонии было предложено представить следующие документы: книги учета билетов и абонементов корешки от проданных билетов,  акты штамповки билетов с указанием их серий и номеров (том 2,  л.д.54,55).  Однако истребуемые для налоговой проверки документы в налоговый орган не были представлены.

Налоговым органом установлено занижение Тольяттинской филармонией  налоговой базы на доходы, полученные от оказания услуг по реализации и распространению входных билетов и абонементов на посещение культурно-развлекательных мероприятий: в 2002 г. - на 605169 руб. (НДС – 121034 руб.), в 2003 г. – на 596780 руб. (НДС – 119356 руб.), в 2004 г. – на 435420 руб. (НДС – 78375 руб.); от услуг по реализации и распространению входных билетов и абонементов на культурно-массовые мероприятия: в 2002 г. – на 246091 руб. (НДС – 49218 руб.), в 2003 г. – на 347590 руб. (НДС – 69518 руб.), в 2004 г. – 294708 руб. (НДС – 53047 руб.).

По результатам проверки, проведенной по представленным документам, налоговым органом выявлено занижение Тольяттинской филармонией  налоговой базы на доходы, полученные от оказания услуг, указанных в под.20 п.2 ст.149 НК РФ, в результате чего не был уплачен НДС: в 2002 г.- на сумму 429427 руб.; в 2003 г. -  471595 руб.; в 2004 г. – 344244 руб. В целом неуплата налога составила 1245266 руб.

Определениями от 23 мая 2006г., 20 июня 2006г. суда  первой инстанции (том 2,  л.д.53, 89) у Тольяттинской филармонии  затребованы документы в обоснование заявленных требований. Тольяттинская филармония представила договоры на проведение концертных программ, акты выполненных работ, отчеты. Однако корешки входных билетов и абонементов не были представлены.

В суд первой инстанции представлен приказ от 30 июля 2004 г. №46-п, изданный директором ДК «Юбилейный», правопреемником которого является Тольяттинская филармония об уничтожении бухгалтерских документов, кроме документов по личному составу учреждения, влияющих на расчет пенсий (том 3,  л.д.25).

Кроме того, судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что Тольяттинской филармонией не подтверждено наличие раздельного учета операций, подлежащих налогообложению, и операций, не подлежащих налогообложению, в связи с чем использование льготы по НДС в таком случае было неправомерным.

В результате анализа представленных документов суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Тольяттинская филармония не доказала наличие у неё права на применение льготы по НДС, предусмотренной под.20 п. 2 ст.149 НК РФ.

Согласно ст. 349 НК РФ объектом обложения налогом с продаж признаются операции по реализации физическим лицам товаров (работ, услуг) на территории субъекта Российской Федерации. Операции по реализации товаров (работ, услуг) признаются объектом налогообложения в том случае, если такая реализация осуществляется за наличный расчет, а также с использованием расчетных или кредитных банковских карт.

В соответствии с п.1 ст.350 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) операции по реализации физическим лицам услуг в сфере культуры и искусства, оказываемых учреждениями и организациями культуры и искусства (театрами, кинотеатрами, концертными организациями и коллективами, клубными учреждениями, в том числе сельскими, библиотеками, цирками, лекториями, планетариями, парками культуры и отдыха, ботаническими садами, зоопарками) при проведении ими театрально-зрелищных, культурно-просветительных мероприятий,  в том числе операции по реализации входных билетов и абонементов.

Из приведенной нормы следует, что применение налогоплательщиком указанной налоговой льготы поставлено в зависимость от оказания им операций по реализации физическим лицам услуг в сфере культуры и искусства.

В нарушение п.1 ст.350 НК РФ заявителем не подтверждены операции по реализации и распространению входных билетов и абонементов на посещение культурно-развлекательных мероприятий корешками билетов, абонементов, суммам выручки от реализации, отраженным в приходно-кассовых ордерах.

В нарушение п.1 ст. 350, ст. ст.349, 351 НК РФ Тольяттинской филармонией занижена налоговая база по налогу с продаж на сумму доходов, полученных от реализации и распространения билетов и абонементов, в результате чего занижена выручка от реализации работ, услуг на сумму 789728руб., не исчислен и не уплачен налог в размере 90545 руб.

Исходя из п.1 ст.30 НК РФ налоговые органы контролируют соблюдение законодательства о налогах и сборах, правильность исчисления налогов и сборов, своевременность внесения в бюджет иных обязательных платежей.

Налогоплательщик в силу п.3 ст.21 НК РФ имеет право использовать налоговые льготы при наличии у него в соответствии с порядком, установленным законодательством о налогах и сборах.

Главой 28 НК РФ «Транспортный налог» (абз.3 ст.356) предусмотрены налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком  при установлении налога законами  субъектов  РФ.  Льготы по транспортному налогу установлены Законом Самарской области от 06 ноября 2002 г. № 86-ГД «О транспортном налоге на территории Самарской области». В силу под. «з» п.2 ст.4 данного областного закона от уплаты транспортного налога освобождаются бюджетные  учреждения, соответствующие требованиям ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Бюджетное учреждение должно финансироваться из соответствующего бюджета. В смете доходов и расходов должны быть определены все доходы бюджетного учреждения, получаемые как из бюджета, так и от осуществления предпринимательской деятельности, в том числе доходы от оказания платных услуг, другие доходы, получаемые от пользования государственной или иной собственности. Бюджетное учреждение должно использовать бюджетные средства в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов.

Плательщикам, освобожденным от уплаты налога, необходимо при заполнении налоговой декларации указать код налоговой льготы, в соответствии с которой  налогоплательщик пользуется правом на представление льготы.

При этом филармония не заявляла права на использование льготы ни в заявлении в налоговый орган, ни в налоговой декларации. Обязательным условием на использование льготы, предусмотренной НК РФ, является заявление лица, претендующего на использование.

В силу требований статьи 87 НК РФ налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, непосредственно предшествующие году проведения проверки. Абзацем 2 ст.87 НК РФ запрещено проведение повторных выездных проверок по одним и тем же налогам, подлежащим уплате за уже проверенный налоговый период.

Как следует из акта выездной налоговой проверки,  данная налоговая проверка начата 02 сентября 2005 г. и правомерно охватывает три предыдущих года: 2002, 2003, 2004 годы (том 1, л.д.32). Налоговым органом  правильно применены нормы о запрете привлечения к налоговой ответственности, предусмотренные ст.113 НК РФ.

Повторные выездные проверки по указанным налоговым периодам инспекцией не проводилось.

На основании оспариваемого решения налоговым органом выставлено требование № 5 об уплате налогов об уплате задолженности по НДС по состоянию на 10 января 2006 г., налогу с продаж, транспортному налогу в размере 1340791руб. и пени в размере 566380руб. (том 2,  л.д.57-58) и принято решение о взыскании налога, сбора, пени за счет денежных средств налогоплательщика от 20 марта 2006 г. № 272 (том 2,  л.д.59)

Согласно п.4 ст.69 НК РФ требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком

Ст. 70 НК РФ установлено, что требование об уплате задолженности должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога и пени либо в десятидневный срок после вынесения решения по результатам налоговой проверки

Требование может быть признано недействительным в том случае, если оно не соответствует действительной обязанности налогоплательщика по уплате налога либо составлено с существенными нарушениями данной нормы права.

Требование № 5 вынесено с соблюдением требований ст.ст.69,70 НК РФ. Задолженность по налогам и пени, указанная в оспариваемом требовании соответствует вынесенному по результатам проверки решению.

Выездная налоговая проверка Тольяттинской филармонии начата 02 сентября 2005 г. окончена 25 октября 2005г., что подтверждается справкой о проведенной проверке.

Дата вручения оспариваемого решения Тольяттинской филармонии не может повлиять на правомерность вынесенного требования.

Согласно п. 3 ст. 46 НК РФ, если налогоплательщик добровольно не уплатил сумму задолженности по налогу и пени, налоговый орган принимает решение о взыскании недоимки и пени, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

На дату вынесения решения о взыскании налога обязанность по уплате налогов и пени Тольяттинская филармония не исполнила, указанная задолженность соответствует обязанности по уплате налога и пени, нарушений порядка вынесения акта не установлено, доказательств нарушений прав и интересов Тольяттинской филармонией не представлено, в связи с чем суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для признания решения от 20 марта 2006г. №272  недействительным.

В соответствии с п.5 ст.200 АПК РФ налоговый орган доказал законность принятых им ненормативных правовых актов и обстоятельств, послуживших основанием для их принятия.

Вопреки требованиям п.1 ст.65 АПК РФ Тольяттинская филармония не доказала обстоятельства, на которые ссылается в апелляционной жалобе.

При таких обстоятельствах апелляционный суд выводы суда первой инстанции признает законными и обоснованными.

На основании изложенного решение суда от 27 ноября  2006г. следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Самарской области от  27 ноября 2006г. по делу  №А55-6846/2006 оставить без изменения, апелляционную жалобу  Муниципального учреждения культуры и искусства «Тольяттинская филармония» – без удовлетворения.               

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.

Председательствующий                                                                     Е.Г.Филиппова

Судьи                                                                                                    В.С.Семушкин

                                                                                                               Е.И.Захарова