НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2015 № 11АП-14945/2015

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11 «А», тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

26 ноября 2015 года                                                                                   Дело А72-5366/2015

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена     23 ноября 2015 года

Постановление в полном объеме изготовлено      26 ноября 2015 года

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Корнилова А.Б., Юдкина А.А.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Лаврской Е.В.,

при участии:

от общества с ограниченной ответственностью «Чистая линия» - директора ФИО1 (приказ от 30.03.2007 № 1),

от Межрайонной ИФНС России № 7 по Ульяновской области – представителя ФИО2 (доверенность от 03.04.2015 №03-07/05561),

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Чистая линия»

на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 09 сентября 2015 года по делу № А72-5366/2015 (судья Каргина Е.Е.),

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Чистая линия» (ОГРН <***>, ИНН <***>), Ульяновская область, г. Димитровград,

к Межрайонной ИФНС России № 7 по Ульяновской области (ОГРН <***>, ИНН <***>), Ульяновская область, г. Димитровград,

об оспаривании акта ненормативного характера в части,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Чистая линия» (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением (с учетом уточнения от 05.05.2015, а также от 02.09.2015), в котором просит отменить решение Межрайонной ИФНС России № 7 по Ульяновской области  от 29 апреля 2014 года №12-13/12 в части доначисления суммы неуплаченных (излишне возмещённых) налогов с учётом состояния расчётов с бюджетом по НДС с 1 кв. 2010г. по 4 кв. 2012г. в сумме 729.111,53 рублей, как незаконное; отменить решение Межрайонной ИФНС России № 7 по Ульяновской области от 29 апреля 2014 года №12-13/12 о привлечении ООО «Чистая линия» к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной п.1 ст. 122 НК РФ, за неполную уплату налога на добавленную стоимость в сумме 145.822,30 рублей, как незаконное; отменить решение от 29 апреля 2014 года № 12-13/12 о привлечении ООО «Чистая линия» к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной п.1 ст.119 НК РФ, за не предоставление налоговых деклараций по НДС в период с 2 кв. 2011г. по 4 кв. 2012г. в размере 170.778,12 рублей, как незаконное; отменить решение от 29 апреля 2014 года № 12-13/12 в части начисления ООО «Чистая линия» пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога на 29 апреля 2014 года в части НДС в сумме 729.111,53 рублей, как незаконное, признать решение Межрайонной ИФНС России № 7 по Ульяновской области от 29 апреля 2014 года № 12-13/12 недействительным также в части начисления к уплате налога на прибыль организации и налога на имущество, соответствующих сумм пеней и штрафов по этим налогам.

Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 09 сентября 2015 года признано недействительным решение Межрайонной ИФНС России № 7 по Ульяновской области от 29.04.2014 № 12-13/12 в части начисления к уплате налоговых санкций по ст.ст. 119, 122 НК РФ в размере, превышающем 1 000 руб. В остальной части заявление оставлено судом первой инстанции без удовлетворения.

В апелляционной жалобе общество просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Ульяновской области от 09 сентября 2015 года по делу № А72-5366/2015 и принять по делу новый судебный акт, в котором отменить решение Межрайонной ИФНС России № 7 по Ульяновской области от 29 апреля 2014 года № 12-13/12 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления суммы неуплаченных (излишне возмещенных) налогов с учетом состояния расчетов с бюджетом в размере 959 911, 28 руб., отменить решение Межрайонной ИФНС России № 7 по Ульяновской области от 29 апреля 2014 года № 12-13/12 в части привлечения ООО "Чистая линия" к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ, п. 1 ст. 119 НК РФ, ст. 123 НК РФ в размере 437 841, 50 руб., отменить решение Межрайонной ИФНС России № 7 по Ульяновской области от 29 апреля 2014 года № 12-13/12 о привлечении к ответственности в части начисления пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога (сбора) на 29.04.2014 года в размере 181 846, 35 руб.   Податель жалобы указывает на отсутствие вины Общества в совершении налогового правонарушения, а также на то, что при неоднократном обращении в налоговые органы за консультацией о правильности выбора системы налогообложения, а также при проведении плановых камеральных проверок ему ни разу не было указано, что ООО «Чистая линия» использует неправильную систему налогообложения.

В материалы дела поступил отзыв налогового органа на апелляционную жалобу, в котором Инспекция просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Ульяновской области от 09 сентября 2015 года по делу № А72-5366/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В судебном заседании представитель общества апелляционную жалобу поддержал, просил ее удовлетворить.

Представитель налогового органа в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил суд апелляционной инстанции оставить без изменения судебный акт арбитражного суда первой инстанции.

Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Как усматривается из материалов дела, в отношении заявителя проведена выездная налоговая проверка за период деятельности с 01.01.2011 по 31.12.2013.

По результатам проверки инспекцией составлен акт от 14.03.2014 № 12-10/8дсп, на основании которого принято оспариваемое решение от 29.04.2014 № 12-13/12 о привлечении ООО «Чистая линия» к ответственности в виде налоговых санкций в размере 437841,50 руб., указанным решением доначислены налоги в общей сумме 959911,28 руб., начислены пени - 181846,35 руб.

Законность и обоснованность решения инспекции проверялись Управлением ФНС России по Ульяновской области. Решением № 07-06/00592 от 22.01.2015 решение инспекции вышестоящим налоговым органом оставлено без изменения.

Основанием к принятию указанного решения и доначисления спорных налогов послужил вывод инспекции о неправомерном применении обществом в проверяемом периоде системы налогообложения в виде единого налога на вмененный налог при осуществлении деятельности по ОКВЭД 93.01 - «стирка, химическая чистка и окрашивание текстильных и меховых изделий» для юридических лиц, в связи с чем, указанным решением налогового органа налогоплательщик переведен на общую систему налогообложения за 2010, 2011 и 2012 годы.

Выражая несогласие с оспариваемым решением, заявитель указывал на следующее.

В проверенном периоде ООО «Чистая линия» специализировалось на оказании прачечных услуг, применяло систему налогообложения в виде ЕНВД (Заявление о постановке на учет в качестве налогоплательщика ЕНВД от 30.03.2007г.). Заявитель оказывал бытовые услуги юридическим лицам по стирке и глажке белья, полагая, что применяет систему ЕНВД правильно, и в ведении налогового и бухгалтерского учета нарушений нет. При неоднократном обращении в налоговые органы за консультацией о правильности выбора системы налогообложения, а также при проведении плановых камеральных проверок, как утверждает заявитель, ему ни разу не было указано на то, что ООО «Чистая линия» использует неправильную систему налогообложения.

Налоговый орган не согласился с  доводами заявителя, отметив следующее.

В соответствии с положениями пунктов 1, 2 статьи 88 Кодекса камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).

При проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено настоящей статьей или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации (пункт 7 статьи 88 Кодекса).

В ходе проведения камеральных налоговых проверок, ошибок в налоговых декларациях, представленных ООО «Чистая линия», и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявленных несоответствий сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, установлено не было.

Все показатели налоговых деклараций по ЕНВД, представленных ООО «Чистая линия» с момента постановки на налоговый учет, соответствовали требованиям, установленным к порядку заполнения налоговых деклараций, утвержденных Приказом Минфина РФ от 08.12.2008 N 137н, Приказом ФНС РФ от 23.01.2012 N ММВ-7-3/13@. При этом в налоговой декларации не предусмотрен показатель «оказание услуг юридическим или физическим лицам».

Вид деятельности - «Оказание бытовых услуг» и код по ОКВЭД - 93.01 «Стирка, химическая чистка и окрашивание текстильных и меховых изделий», заявленные налогоплательщиком в налоговых декларациях, также соответствовали требованиям, установленным главой 26.3 НК РФ «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности».

Как утверждает налоговый орган, основания для направления ООО «Чистая линия» сообщения в порядке пункта 3 статьи 88 Кодекса, а также для истребования у налогоплательщика дополнительных документов, в ходе проведения камеральных налоговых проверок, у налогового органа отсутствовали.

В налоговый орган 17.06.2013 ООО «Чистая линия» представлены письменные пояснения, в которых налогоплательщик ссылается на разъяснения, данные Инспекцией в письме от 29.12.2012 № 09-13/28403 о возможности применения ООО «Чистая линия» в 2013 году системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.

Заявитель обращался в налоговый орган (письмо от 04.12.2012) с просьбой разъяснить, правомерно ли обществом применяется система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. В письме указан вид осуществляемой деятельности по ОКВЭД 93.01 - «стирка, химическая   чистка   и   окрашивание   текстильных   и   меховых   изделий», среднесписочная численность организации за 2012 год - 5 человек, и выручка за 9 месяцев 2012 в сумме 1 264 000 рублей. При этом в письме не нашло отражение, кому оказываются услуги: юридическим или физическим лицам.

Налоговым органом дан ответ письмом от 29.12.2012 № 09-13/28403, в котором указано, что налогоплательщики, поставленные на учет в качестве плательщиков единого налога на вмененный доход при выполнении всех требований, установленных главой 26.3 Кодекса, вправе применять данный режим налогообложения и в 2013 году.

Таким образом, по мнению налогового органа, доводы заявителя являются безосновательными.

При принятии судебного акта, арбитражный суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

ООО «Чистая линия» состоит на налоговом учёте в МРИ ФНС России № 7 по Ульяновской области с 30.03.2007. Согласно выписке из единого государственного реестра юридических лиц вид экономической деятельности соответствует коду ОКВЭДа 93.01 «Стирка, химическая чистка и окрашивание текстильных и меховых изделий». Юридическое лицо представляло налоговые декларации по ЕНВД с указанием вида деятельности - «оказание бытовых услуг», физического показателя - «количество работников, включая индивидуального предпринимателя».

Согласно пункту 1 статьи 346.26 Кодекса система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации, вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и применяется наряду с общей системой налогообложения (далее в настоящей главе - общий режим налогообложения) и иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности может применяться по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, в том числе в отношении оказания бытовых услуг, их групп, подгрупп, видов и (или) отдельных бытовых услуг, классифицируемых в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению (подпункт 1 пункта 2 статьи 346.26 Кодекса).

В соответствии с подпунктом 1 статьи 1 приложения к решению Городской Думы города Димитровграда от 17.11.2008 № 4/37 система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности применяется в отношении предпринимательской деятельности: оказание бытовых услуг, их групп, подгрупп, видов и (или) отдельных бытовых услуг, классифицируемых в соответствии с общероссийским классификатором услуг населению.

Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 № 163, к бытовым услугам отнесены услуги по подгруппе «Химическая чистка и крашение, услуги прачечных» по коду 015000.

Из определения понятия «бытовые услуги» для целей ЕНВД, приведенного в статье 346.27 Кодекса, усматривается, что названные услуги оказываются физическим лицам на платной основе.

В то же время в случае, когда заказчиками выступают юридические лица или индивидуальные предприниматели, и они производят оплату услуг, такие услуги не могут относиться к бытовым услугам, оказываемым населению.

В отношении ООО «Чистая линия» проведена выездная налоговая проверка по вопросам полноты и правильности исчисления налогов за период с 01.01.2010 по 31.12.2012, в ходе которой установлено, что ООО «Чистая линия» неправомерно применяло систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.

Ввиду непредставления заявителем уведомления о переходе на упрощенную систему налогообложения ООО «Чистая линия» по результатам выездной налоговой проверки налогов произведены доначисления по общеустановленной системе налогообложения (налога на добавленную стоимость, налога на прибыль, налога на имущество).

В ходе проверки налогоплательщиком представлены по требованию от 03.12.2013 № 12-11/27369 первичные документы, договоры, карточки счетов 10,20,50,51,60,62,90, проведены контрольные мероприятия по истребованию документов у контрагентов, что послужило основанием для определения доходов и расходов налогоплательщика.

Выездной налоговой проверкой проведен анализ налоговой отчётности, представленной ООО «Чистая Линия» в инспекцию за 2010-2012 гг. (бухгалтерских балансов, Форма №2 «Отчет о прибылях и убытках» за период 2010-2012г.г.), счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», счета 90 «Выручка», выписок о движении денежных средств по расчетному счету за период с 01.01.2010 по 31.12.2012, а также документов, полученных по результатам проведенных контрольных мероприятий по истребованию документов у контрагентов.

На основании представленных документов установлено, что основными заказчиками услуг по стирке белья являлись юридические лица, а именно: ООО «Гиппократ», ООО «Сосновый бор», НП «СП Березка», Государственное казенное образовательное учреждение начального профессионального образования «Специальное профессиональное училище-интернат в г.Димитровграде», «Дантист» ПК, ООО «Поликлиника «Лекон», ООО «Армада», другие медицинские учреждения и организации.

Проверкой полноты и своевременности представления налоговой отчетности установлено, что ООО «Чистая Линия» не представляло налоговые декларации за оспариваемый период по налогу на прибыль, НДС, налогу на имущество.

Доводы заявителя правомерно отклонены судом первой инстанции.

Применение заявителем в 2010, 2011 и 2012 годах специального налогового режима в виде уплаты ЕНВД в части доходов, полученных от оказания бытовых услуг, с учетом обстоятельств, установленных выездной налоговой проверкой, а также приведенных правовых норм безосновательно, выводы налогового органа о налогообложении таких доходов в общеустановленном порядке правомерны.

Аналогичный вывод содержится в определении ВАС РФ от 05.12.2013 № ВАС-17545/12 об отказе в передаче дела в президиум ВАС РФ.

Вместе с тем, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлениях от 12.05.1998 N 14-П, от 30.07.2001 N 13-П, меры взыскания должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств деяния.

Согласно пункту 3 статьи 114 НК РФ при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей законодательства о налогах и сборах.

Налоговым законодательством предусмотрен лишь верхний предел размера налоговых санкций, подлежащих взысканию с налогоплательщика при наличии смягчающих обстоятельств.

В соответствии с пунктом 4 статьи 112 НК РФ обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются при применении налоговых санкций.

Предусмотренный пунктом 1 статьи 112 НК РФ перечень обстоятельств, смягчающих ответственность, является открытым и любое обстоятельство с учетом характера правонарушения может быть признано смягчающим ответственность.

Суд первой инстанции, руководствуясь требованиями справедливости, соразмерности и иными конституционными и общими принципами права, посчитал возможным уменьшить размер налоговых санкций, обоснованно примененных инспекцией. При этом суд правомерно руководствовался положениями статей 112, 114 Налогового кодекса Российской Федерации, а также установленными фактическими обстоятельствами дела (налогоплательщик находится в тяжелом финансовом положении, налоговое правонарушение совершено вследствие заблуждения).

Положения пункта 8 статьи 75, подпункта 3 пункта 1 статьи 111, пункта 1
статьи 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации в рассматриваемом
случае применению не подлежат, поскольку письменного разъяснения
компетентного     органа, подтверждающего позицию  заявителя о правомерности применения им ЕНВД в 2010, 2011 и 2012 гг., материалы дела не содержат.

Оценивая обстоятельства дела, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого решения Межрайонной ИФНС России № 7 по Ульяновской области  в обжалуемой части незаконным и удовлетворения требований заявителя.

Доводы, приведенные в апелляционной  жалобе Общества, были предметом рассмотрения и надлежащей правовой оценки в суде первой инстанции.

Судебный акт по делу принят при полном и всестороннем исследовании всех обстоятельств и материалов дела и правильном применении норм материального и процессуального права.

С учетом вышеизложенного, судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

В силу того, что обществом при обращении в суд апелляционной инстанции уплачена государственная пошлина в размере 3 000 рублей, при том, что в соответствии с п.п. 3, 12 ч. 1 ст. 333.21 НК РФ государственная пошлина по рассматриваемым требованиям составляет 1 500 рублей, излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1 500 рублей подлежит возвращению налогоплательщику из средств федерального бюджета на основании ст. 333.40 НК РФ.

Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 09 сентября 2015 года по делу № А72-5366/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Чистая линия» (ОГРН <***>, ИНН <***>), Ульяновская область, г. Димитровград, из федерального бюджета уплаченную по чек-ордеру от 02.10.2015 государственную пошлину в размере 1 500 (Одна тысяча пятьсот) рублей 00 копеек.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.

Председательствующий                                                                           Е.Г. Попова

Судьи                                                                                                          А.Б. Корнилов

                                                                                                                       А.А. Юдкин