НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2017 № А65-13613/17

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

23 октября 2017 года Дело № А65-13613/2017

г.Самара

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Филипповой Е.Г., рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Нижнекамском районе и г.Нижнекамске Республики Татарстан

на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 04 сентября 2017 года по делу №А65-13613/2017 (судья Гилялов И.Т.), принятое в порядке упрощенного производства по заявлению федерального казенного учреждения «Лечебное исправительное учреждение № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан» (ОГРН 1021602508245, ИНН 1651020048), Республика Татарстан, г.Нижнекамск,

к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Нижнекамском районе и г.Нижнекамске Республики Татарстан, (ОГРН 1021602498763, ИНН 1651028696), Республика Татарстан, г.Нижнекамск,

о признании недействительным решения от 06.04.2017 № 013S19170009176,

У С Т А Н О В И Л:

Федеральное казенное учреждение «Лечебное исправительное учреждение № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан» (далее - ФКУ ЛИУ-1 УФСИН России по Республике Татарстан, заявитель, учреждение, страхователь) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительным решения государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Нижнекамском районе и г.Нижнекамске Республики Татарстан (далее - Управление ПФР, заинтересованное лицо) от 06.04.2017 № 013S19170009176 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 04 сентября 2017 года, принятым в порядке упрощенного производства, заявление удовлетворено, решение Управления ПФР о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 06.04.2017 № 013S19170009176 признано недействительным. На Управление ПФР возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

В апелляционной жалобе Управление ПФР просит решение суда отменить полностью и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что суд не принял во внимание, что заявитель, будучи достаточно информированным, мог идолжен был заблаговременно позаботиться о передаче в фонд сведений в полном объеме. Решение о привлечении заявителя к ответственности основано на документально подтвержденном факте правонарушения. Управление ПФР, осуществляя публичные полномочия, действовало в соответствии с действующим законодательством. Целью предоставления отчетности является ежемесячное уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, что необходимо для определения статуса пенсионера, и последующей корректировки сумм пенсии, подлежащих выплате. При таких обстоятельствах исключительное значение имеет своевременное и правильное представление работодателем ежемесячной отчетности по форме СЗВ-М.

Дело рассмотрено без вызова сторон в соответствии с ч.1 ст.272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив материалы дела, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, в Управление ПФР 08.02.2017 учреждением представлены сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за май 2016 года. По результатам проведенной проверки представленной отчетности Управлением ПФР установлен факт нарушения учреждением срока представления сведений, предусмотренного пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Федеральный закон № 27-ФЗ), о чем составлен акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 27.02.2017 № 013S18170004663.

Решением от 06.04.2017 № 013S19170009176 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования учреждение привлечено к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона № 27-ФЗ, в виде штрафа в размере 10 500 руб.

Заявитель в обоснование своих требований указал, что первоначально сведения по форме СЗВ-М учреждением поданы 07.06.2016 и получены Управлением ПФР 10.06.2016, то есть сроки, установленные законодательством, не нарушены. Заявитель со ссылкой на п.39 приказа Минтруда России от 21.12.2016 № 766Н указывает, что им в течение 5 рабочих дней со дня получения от управления уведомления об устранении имеющихся расхождений представленные уточненные сведения, в связи с чем к нему финансовые санкции применяться не должны. Заявитель также указывает, что 21 застрахованное лицо являются осужденными и на них не распространяются нормы трудового законодательства, следовательно, подавать ни них сведения необязательно. Заявитель полагает также наличие оснований для снижения финансовых санкций.

Возражая относительно заявленных требований, Управление ПФР указывает, что 08.02.2017 сведения в отношении 21 застрахованных лица были представлены впервые, в исходной форме от 10.06.2016 сведения на данных застрахованных лиц отсутствовали.

Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона № 27-ФЗ установлено, что страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.

В соответствии с п.2 данной статьи сведения, предусмотренные п.2 ст.6 данного Закона, представляются в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с утверждаемыми им в установленном порядке формами документов и инструкциями. Указанные сведения могут представляться как в виде документов в письменной форме, так и в электронной форме (на магнитных носителях или по каналам связи) при наличии гарантий их достоверности и защиты от несанкционированного доступа и искажений.

Исходя из п.2.2 ст.11 Федерального закона № 27-ФЗ,страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

Форма данных сведений о застрахованных лицах (СЗВ-М) утверждена постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 № 83п «Об утверждении формы «Сведения о застрахованных лицах» (зарегистрировано в Минюсте России 18.02.2016 № 41142).

В силу части 3 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ в редакции, действовавшей до 01.01.2017, за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 данного Закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица. Взыскание санкций производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, аналогичном порядку, установленному статьями 19 и 20 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Федеральный закон № 212-ФЗ).

Для представления указанной ежемесячной отчетности постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 № 83п утверждена форма СЗВ-М «Сведения о застрахованных лицах». В поле «Тип формы» отчета по форме СЗВ-М предусмотрено проставление одного из нижеперечисленных кодов: «исхд», «доп» и «отмн»: код «исхд» (исходная форма) указывается при первичной подаче формы СЗВ-М за данный отчетный период; код «доп» (дополняющая форма) указывается, если страхователем направляется форма СЗВ-М в качестве дополнения ранее поданных в ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период; код «отмн» (отменяющая форма) указывается при подаче формы СЗВ-М, которой отменяются ранее неверно поданные сведения о застрахованных лицах за указанный отчетный период.

Согласно статье 15 Федерального закона № 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.

Судом установлено, что страхователем сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за май 2016 года направлены 10.06.2016 на 197 застрахованных лиц. Страхователем 15.06.2016 направлена дополнительная форма СЗВ-М на 1 застрахованное лицо. Однако по результатам сверки отчета по форме СЗВ-М, представленного страхователем за май 2016 года, и ежеквартального отчета РСВ-1 ПФР за 2 квартал 2016 года, Управлением ПФР выявлены расхождения в представленных сведениях, а именно: сведения СЗВ-М за май 2016 года представлены не на всех застрахованных лиц.

Страхователю Управлением ПФР 03.02.2017 по электронным каналам связи направлено извещение о представлении формы СЗВ-М на работников, сведения о которых в ранее направленном отчете за май 2016 года представлены не были. 08.02.2017 страхователем в Управление ПФР была направлена «дополняющая» форма к отчету СЗВ-М за июнь 2016 года на 21 застрахованное лицо, которые ранее не были представлены в исходной форме.

Суд первой инстанции посчитал ошибочным довод об отсутствии необходимости представления сведений в отношении осужденных.

Согласно статье 1 Федерального закона № 27-ФЗ для целей ведения персонифицированного учета к страхователям приравнены органы службы занятости населения в отношении безработных, а также организации, в которых лица, осужденные к лишению свободы, привлекаются к оплачиваемому труду. Осуществление трудовой деятельности осужденных к лишению свободы происходит на основании норм двух отраслей права - трудового и уголовно-исполнительного.

Исходя из положений части 2 статьи 227 Трудового кодекса Российской Федерации, помимо работников, исполняющих свои обязанности по трудовому договору, к лицам, участвующим в производственной деятельности работодателя, относятся лица, осужденные к лишению свободы и привлекаемые к труду.

В соответствии с частью 1 статьи 103 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ) каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений, исключения определены частью 2 статьи 103 УИК РФ. То обстоятельство, что осужденные к лишению свободы и привлекаемые к труду, не наделяются законом правом выбора работодателя, возможностью выбирать профессию и род деятельности (что имеет место при заключении трудового договора на основании принципа свободы труда в том смысле, который отражен в ст.2 ТК РФ), указывает на внедоговорный характер данной формы реализации права на труд.

В соответствии со статьей 105 УИК РФ осужденные имеют право на оплату труда, и ее размер не может быть меньше минимального размера оплаты труда. Оплата труда осужденных к лишению свободы осуществляется в соответствии с трудовым законодательством, с заработной платы осужденных производятся все необходимые отчисления, в том числе и взносы в системе обязательного пенсионного страхования. При этом осужденные выступают в качестве застрахованных лиц, а администрация учреждений, начисляющих им заработную плату, является страхователем. Время привлечения осужденных к труду засчитывается им в общий трудовой стаж (п.4 статьи 104 УИК РФ). Пенсионерам, осужденным к лишению свободы, продолжает выплачиваться пенсия (статья 98 УИК РФ).

В силу статьи 2 Федерального закона № 27-ФЗ под застрахованными лицами понимаются лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, включая лиц, занятых на рабочем месте с особыми (тяжелыми и вредными) условиями труда, за которых уплачиваются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации; под страхователями понимаются юридические лица, в частности, иностранные, и их обособленные подразделения; международные организации, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации и иные, осуществляющие прием на работу по трудовому договору, а также заключающие договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы. В целях данного Закона органы службы занятости в отношении безработных, а также организации, в которых лица, осужденные к лишению свободы, привлекаются к труду, приравнены к понятию «страхователь».

Тем самым, наряду с лицами, работающими в учреждении по трудовым договорам, осужденные к лишению свободы лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, являются застрахованными лицами, по отношении к которым учреждение является страхователем. Действующее законодательство не содержит исключений в части освобождения от предоставления отчетности по форме СЗВ-М за таких застрахованных лиц, как осужденные к лишению свободы, тем более что на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, представленных страхователями, территориальные органы ПФР принимают решения о выплате пенсий с учетом индексации или без учета индексации (согласно пункту 4 статьи 26.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-Ф3 «О страховых пенсиях»).

Суд первой инстанции в то же время принял довод заявителя о неприменении к нему финансовых санкций в связи с устранением имевшихся расхождений в течение пяти дней после направления ему соответствующего извещения.

Довод Управления ПФР, что страхователем представлены сведения на новых лиц, сведения на 21 застрахованное лицо были представлены впервые, с нарушением установленного срока, судом первой инстанции отклонен.

Пунктом 37 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 № 766н, (далее - Инструкция № 766н) установлено, что при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).

Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.

В соответствии с п.39 Инструкции № 766н в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений к такому страхователю финансовые санкции не применяются.

В рассматриваемом случае Управлением ПФР выявлено несоответствие сведений по форме СЗВ-М за май имеющимся у него сведениям согласно расчету по форме РСВ-1 ПФР за 2 квартал 2016 года, в связи с чем страхователю 03.02.2017 направлено соответствующее извещение, полученное последним 04.02.2017. Имеющиеся расхождения устранены страхователем путем представления 08.02.2017 дополняющей формы СЗВ-М за май 2016 года в пределах пятидневного срока, а именно, на третий рабочий день после получения указанного извещения. Данные обстоятельства Управлением ПФР не оспариваются.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что поскольку страхователем сведения в отношении 21 застрахованных лица были представлены 08.02.2017, то есть в течение пяти рабочих дней после направления извещения, к страхователю финансовые санкции применяться не должны.

С учетом изложенного суд первой инстанции сделал вывод о несоответствии оспоренного решения требованиям законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, нарушении им прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности, в связи с чем заявленные требования удовлетворил.

Доводы апелляционной жалобы о том, что заявитель, будучи достаточно информированным, мог идолжен был заблаговременно позаботиться о передаче в ПФР сведений в полном объеме, не могут быть приняты во внимание, поскольку указанные обстоятельства сами по себе не свидетельствуют об отсутствии оснований для освобождения учреждения от ответственности в связи с представлением уточненных сведений о застрахованных лицах в установленный законодательством срок.

Ссылка Управления ПФР на исключительное значение своевременного и правильного представления работодателем ежемесячной отчетности по форме СЗВ-М не принимается, поскольку возможность неприменения к страхователям мер ответственности в случае своевременного устранений допущенных ошибок и несоответствий в представленной отчетности предусмотрена законодательством, в частности, пунктом 37 Инструкции № 766н.

Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не являются основанием для отмены или изменения обжалуемого решения арбитражного суда в соответствии со статьёй 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

На основании изложенного решение суда от 04 сентября 2017 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления ПФР - без удовлетворения.

Поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 НК РФ государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины, госпошлина Управлением ПФР в федеральный бюджет не уплачивается.

Руководствуясь статьями 229, 269-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 04 сентября 2017 года по делу №А65-13613/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья Е.Г. Филиппова