ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
443070, г. Самара, ул. Аэродромная 11 «А», тел. 273-36-45
www.11aas.arbitr.ru, info@11aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
апелляционной инстанции по проверке законности и
обоснованности решения арбитражного суда,
не вступившего в законную силу
22 июля 2008 г. Дело № А65-30278/2007
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июля 2008 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 июля 2008 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Юдкина А.А.,
судей Кувшинова В.Е., Семушкина В.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Анисимовой О.Ю.,
с участием:
от заявителя – представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от ответчика – представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от третьего лица - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «КБЭР «Банк Казани», г. Казань, на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 04 мая 2008 г. по делу №А65-30278/2007 (судья Р.М.Воробьев),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «КБЭР «Банк Казани», г. Казань,
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань,
при участии в деле в качестве третьего лица Правительства Российской Федерации, г. Москва,
об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении от 27 ноября 2007 г. №А285/05,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «КБЭР «Банк Казани» (далее – Общество, ООО «КБЭР «Банк Казани») обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением об оспаривании постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее – антимонопольный орган, УФАС по Республике Татарстан, Управление) о наложении штрафа по делу об административном правонарушении №А285/05 от 27.11.2007 года по части 1 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в размере 350 000 рублей.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Правительство Российской Федерации, г. Москва.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 04 мая 2008 года заявление удовлетворено частично. Постановление УФАС по Республике Татарстанот 27.11.2007 года изменено - снижен размер штрафа до 100 000 руб. В остальной части в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с принятым решением суда, ООО «КБЭР «Банк Казани» обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права.
В отзыве на апелляционную жалобу УФАС по Республике Татарстан просит решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 04 мая 2008 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание апелляционной инстанции стороны не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем апелляционная жалоба в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрена в их отсутствие по имеющимся материалам.
Рассмотрев представленные материалы дела и оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами по делу, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены судебного акта по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 28.09.2007г.при осуществлении государственного контроля за соблюдением требований антимонопольного законодательства в соответствии со статьями 11, 18, 35 и на основании статей 23, 25 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», УФАС по Республике Татарстан было выявлено соглашение о сотрудничестве от 30.11.2006 года, заключенное между ООО КБЭР «Банк Казани» и открытым акционерным обществом «Военно-страховая компания» (далее – ОАО «ВСК»). Предметом данного соглашения является организация взаимодействие сторон при разработке и реализации совместных программ обслуживания клиентов, при страховании имущественных интересов Банка, персонала Банка, инвестирование средств страховых резервов компании.
УФАС по Республике Татарстан в ходе проведенной проверки установлено, что уведомление о достигнутом 30.11.2006 года соглашении в Управление в установленный 15-дневный законом срок ООО КБЭР «Банк Казани» представлено не было.
Непредставление ООО КБЭР «Банк Казани» уведомление о достигнутом соглашении от 30.11.2006 года в антимонопольный орган явилось основанием для возбуждения дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, по результатам которого составлен протокол об административном правонарушении от 20.11.2007г. № А285/05,на основании которого было вынесено постановление от 27.11.2007г. о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № А285/05 о привлечении ООО КБЭР «Банк Казани» к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде взыскания штрафа в сумме 350 000 руб.
Считая указанное постановление УФАС по Республике Татарстан незаконным, ООО КБЭР «Банк Казани» обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Принимая решение о частичном удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой инстанции исходил из доказанности события и вины ООО КБЭР «Банк Казани» во вменяемом ему составе административного правонарушения и соблюдения административным органом процедуры привлечения к административной ответственности. Вместе с тем суд первой инстанции счел возможным снизить размер штрафа до 100 000 рублей.
Арбитражный апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
В соответствии с частью 1 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным (в редакции, действовавшей на момент совершения правонарушения) непредставление ходатайств и уведомлений (заявлений) в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган или органы регулирования естественных монополий, если представление таких ходатайств и уведомлений (заявлений) является обязательным в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о естественных монополиях, представление ходатайств и уведомлений (заявлений), содержащих заведомо недостоверные сведения, а равно нарушение установленных антимонопольным законодательством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о естественных монополиях порядка и сроков подачи ходатайств и уведомлений (заявлений) влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от одной тысячи до пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда.
Как следует из содержания оспариваемого постановления, в качестве противоправного деяния, в вину ООО КБЭР «Банк Казани» вменяется непредставление в антимонопольный орган уведомления о заключении соглашения от 30.11.2006г. о сотрудничестве, заключенного между ООО КБЭР «Банк Казани» и ОАО «ВСК», целью которого является взаимовыгодное сотрудничество сторон по разработке и распространению совместных банковско-страховых финансовых продуктов для расширения качества и перечня услуг, разработка схемы финансового взаимодействия сторон и порядка инвестирования средств страховых резервов, страхование имущества физических и юридических лиц, заложенного в качестве обеспечения исполнения обязательств перед банком, разработка и реализации программы комплексного страхования.
В соответствии с пунктами 9, 12 статьи 35 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» финансовые организации обязаны направлять в федеральный антимонопольный орган уведомления обо всех соглашениях, достигнутых в любой форме между ними или с органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, а также с любыми организациями в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, за исключением: соглашений между финансовыми организациями, имеющими в совокупности долю на товарном рынке менее норматива, установленного Правительством Российской Федерации; соглашений, являющихся договорами о предоставлении финансовых услуг; соглашений, являющихся договорами, заключаемыми финансовой организацией в процессе обычной хозяйственной деятельности.
Обязанность уведомить федеральный антимонопольный орган о достижении соглашения в письменной форме исполняется лицом, достигшим соглашения, в течение пятнадцати дней с даты его достижения.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ООО КБЭР «Банк Казани» в нарушение вышеуказанных требований уведомление о заключении соглашения о сотрудничестве от 30.11.2006г. в установленный законом срок в антимонопольный орган представлено не было.
Проанализировав условия соглашения от 30.11.2006г., суд первой инстанции пришел к выводу о том, что данное соглашение к соглашениям между финансовыми организациями, имеющими в совокупности долю на товарном рынке менее норматива, установленного Правительством Российской Федерации, соглашениям, являющимися договорами о предоставлении финансовых услуг, соглашениям, являющимися договорами, заключаемыми финансовой организацией в процессе обычной хозяйственной деятельности, не относится.
При этом суд первой инстанции признал необоснованным довод Общества о том, что на момент заключения рассматриваемого соглашения действовало Постановление Правительства Российской Федерации от 07.03.2000 № 194 «Об условиях антимонопольного контроля на рынке финансовых услуг об утверждении методики определения оборота и границ рынка финансовых услуг финансовых организаций», которым был установлен норматив доли финансовых организаций, при котором они обязаны направлять уведомление в федеральный антимонопольный орган обо всех заключенных в любой форме соглашениях. Общество исходило из того, что доли ООО КБЭР «Банк Казани» и ОАО «ВСК» не превышали норматив, установленный Постановлением, в связи с чем в предоставлении уведомления о заключении соглашения необходимости не имелось.
Однако, как следует из пункта 1 названного Постановления, которым утверждена методика определения оборота и границ рынка финансовых услуг финансовых организаций, данная методика разработана для финансовых организаций, осуществляющих деятельность на рынке ценных бумаг, лизинговую деятельность, а также оказывающих услуги по страхованию и негосударственному пенсионному обеспечению. Оборот банковских услуг определяется по методике, утвержденной Приказом Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства от 02.10.2000 №730, который был принят во исполнение пункта 5 Правительства Российской Федерации от 07.03.2000 № 194 «Об условиях антимонопольного контроля на рынке финансовых услуг об утверждении методики определения оборота и границ рынка финансовых услуг финансовых организаций».
Кроме того, Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2007 №334 «Об установлении величин активов финансовых организаций (за исключением кредитных организаций) и совокупной доли финансовых организаций (за исключением кредитных организаций) на товарном рынке в целях осуществления антимонопольного контроля» и Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2007 №335 «Об установлении величин активов кредитных организаций и совокупной доли кредитных организации на товарном рынке в целях осуществления антимонопольного контроля» установлены нормативы совокупной доли финансовых и кредитных организаций на товарном рынке, при превышении которого требуется уведомление антимонопольного органа.
Из указанных постановлений следует, что подразумевается заключение соглашений непосредственно только между кредитными или только между финансовыми организациями, то есть совокупная доля финансовых или кредитных организаций, осуществляющих один и тот же вид деятельности.
Согласно части 2 статьи 53 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» со дня вступления в силу данного закона и до приведения в соответствие с данным Федеральным законом других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения, связанные с защитой конкуренции в Российской Федерации, предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, указанные законы и иные нормативные правовые акты применяются в части, не противоречащей Закону «О защите конкуренции».
Таким образом, ООО КБЭР «Банк Казани» должен был в первую очередь руководствоваться Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», Постановление Правительства Российской Федерации от 07.03.2000г. №194 в данном случае является целесообразным только в той части, которая не противоречит нормам вышеназванного закона.
Исходя из оценки и анализа заключенного ООО КБЭР «Банк Казани» соглашения о сотрудничестве, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что данное соглашение отвечает критериям соглашения, в отношении которого пунктом 9 статьи 35 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» установлена обязанность нотификации антимонопольного органа.
Неисполнение указанной обязанности свидетельствует о совершении ООО КБЭР «Банк Казани» административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Вина ООО КБЭР «Банк Казани» в его совершении обоснованно признана судом первой инстанции установленной и доказанной материалами дела.
Нарушений УФАС по Республике Татарстан требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, при производстве по делу об административном правонарушении, являющихся основанием для признания незаконным оспариваемого постановления о привлечении к административной ответственности, не выявлено.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на несоразмерность штрафной санкции совершенному административному правонарушению не может быть принята во внимание, поскольку арбитражный суд первой инстанции изменил постановление о наказании ООО КБЭР «Банк Казани» за данное административное правонарушение в части административного наказания, административный штраф наложен в минимальном размере, установленном частью 1 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод заявителя апелляционной жалобы о необходимости применения части 4 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которая, по мнению Общества, является смягчающей административную ответственность за состав правонарушения, инкриминируемый заявителю, апелляционный суд считает ошибочным в силу следующего.
Административное правонарушение совершено ООО КБЭР «Банк Казани» на 15 день с даты заключения соглашения от 30.11.2006г., то есть до вступления в законную силу Федерального закона от 09.04.2007 №45-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». Указанный закон опубликован в официальном печатном издании «Российская газета» 12.04.2007 №76 и вступил в законную силу 13.05.2007.
В соответствии с частью 1 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
На момент совершения административного правонарушения административная ответственность за непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган уведомлений, предусмотрена частью 1 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по которой и были правомерно квалифицированы действия (бездействия) ООО КБЭР «Банк Казани».
Согласно части 4 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, введенной Федеральным законом от 09.04.2007 №45-ФЗ и вступившим в силу с 13.05.2007, непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган уведомлений, предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, представление уведомлений, содержащих заведомо недостоверные сведения, а равно нарушение установленных антимонопольным законодательством Российской Федерации порядка и сроков подачи уведомлений влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.
ООО КБЭР «Банк Казани» привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде взыскания штрафа в сумме 100 000 рублей. В связи с чем, оснований для применения пункта 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях апелляционный суд не находит.
Иные доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта, поскольку не опровергают правильности выводов суда первой инстанции.
На основании изложенного апелляционный суд считает, что вывод суда первой инстанции о правомерности привлечения ООО КБЭР «Банк Казани» к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, основан на всестороннем исследовании фактических обстоятельств дела и представленных доказательств, правильном применении норм материального права.
При таких обстоятельствах апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 04 мая 2008 г. по делу №А65-30278/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий А.А. Юдкин
Судьи В.С. Семушкин
В.Е.Кувшинов