НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2009 № 11АП-2165/09

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

  апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

20 апреля 2009 г. Дело № А72-8645/2008

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена: 20 апреля 2009 г.

Постановление в полном объеме изготовлено: 20 апреля 2009 г.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Кузнецова В.В.,

судей Драгоценновой И.С., Холодной С.Т.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Ивановой Л.В.,

с участием:

от заявителя – Жаров Е.В., доверенность от 27.01.2009 г.,

от налогового органа – Тарасова Е.А., доверенность от 10.01.2009 г., Кузнецова О.А., доверенность от 12.02.2009 г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале № 6 дело по апелляционной жалобе ИФНС России по Железнодорожному району г. Ульяновска на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 18 февраля 2009 г. по делу № А72-8645/2008 (судья Бабенко Н.А.),

принятое по заявлению Ульяновского муниципального унитарного предприятия «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Железнодорожного района «Южное», г. Ульяновск,

к ИФНС России по Железнодорожному району г. Ульяновска

о признании частично недействительными решений налогового органа,

УСТАНОВИЛ:

Ульяновское муниципальное унитарное предприятие «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Железнодорожного района «Южное» (далее заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании недействительными: пункта 2.1. резолютивной части решения ИФНС России по Железнодорожному району г. Ульяновска (далее налоговый орган) № 3005 от 07.10.2008 г. «Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» в части предложения уменьшить излишне предъявленный к возмещению из бюджета НДС в сумме 2 848 218 руб.; пункта 2 резолютивной части решения ИФНС России по Железнодорожному району г. Ульяновска № 146 от 07.10.2008 «О возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению» в части отказа в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 2 848 218 руб.

Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 18 февраля 2009 г. по делу № А72-8645/2008 заявленные требования удовлетворены. Признан недействительным пункт 2.1 резолютивной части решения ИФНС Росии по Железнодорожному району г. Ульяновска № 3005 от 07.10.2008 г. «Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» в части предложения уменьшить излишне предъявленный к возмещению из бюджета НДС в сумме 2 848 218 руб. Признан недействительным пункт 2 резолютивной части решения ИФНС России по Железнодорожному району г. Ульяновска № 146 от 07.10.2008 г. «О возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению» в части отказа в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 2 848 218 руб.

Налоговый орган в апелляционной жалобе просит отменить решение суда первой инстанции и отказать заявителю в удовлетворении заявленных требований.

Заявитель считает решение суда законным и обоснованным и просит оставить его без изменения.

Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по НДС за 1-й квартал 2008 г., представленной заявителем, о чем налоговым органом составлен акт № 1216 от 16.07.2008 г.

По результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки налоговым органом приняты решения: № 3005 от 07.10.2008 г. «Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» и № 146 от 07.10.2008 г. «О возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению».

Налоговый орган установил, что заявитель не восстановил НДС в сумме 2 848 218 руб. в соответствии с п. 3 ст. 170 НК РФ, которым предусмотрено, что суммы налога, принятые к вычету налогоплательщиком по услугам, подлежат восстановлению налогоплательщиком в случае дальнейшего использования таких услуг для осуществления операций по оказанию услуг, не подлежащих налогообложению, восстановлению подлежат суммы налога в размере, ранее принятом к вычету.

Заявитель считает данные выводы налогового органа в части необходимости восстановления НДС основаны на неправильном толковании и применении налоговым оранном норм налогового законодательства, не считает финансовой помощью компенсацию расходов, понесенных в связи с оказанием коммунальных услуг льготным категориям потребителей, полученную от уполномоченного государственного органа, в связи с чем, не включает сумму компенсаций в налоговую базу по НДС, считает, что нормы п. 3 ст. 170 НК РФ неприменимы к бюджетным отношениям.

В соответствии со ст. 143 НК РФ заявитель является плательщиком налога на добавленную стоимость.

Порядок определения базы, облагаемой налогом на добавленную стоимость, установлен статьями 153-162 НК РФ.

Согласно п. 1 ст. 154 НК РФ налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено настоящей статьей, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 40 НК РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.

В соответствии с п. 13 ст. 40 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы)

В силу п. 2 ст. 154 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субвенций (субсидий), предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.

В соответствии с абз. 3 п. 2 ст. 154 НК РФ суммы субвенций (субсидий), предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются.

Арбитражный суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что налоговая база в данном случае должна определяться по ценам, установленным и фактически применяемым населением без учета субсидий.

Обязанность налогоплательщика включать полученные из бюджета денежные средства на покрытие убытка в связи с предоставлением льгот отдельным категориям граждан в налогооблагаемую базу по НДС не вытекает из смысла положений п.п. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ, на который ссылается налоговый орган.

Данные средства нельзя расценивать как полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи на пополнение фондов специального назначения в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), поскольку средства бюджета выделялись налогоплательщику не в качестве финансовой помощи, а в качестве компенсации убытков, в том числе в связи с предоставлением услуг по льготным ценам, и получение субсидий напрямую не связано с реализацией услуг.

Налоговый орган считает, что заявитель необоснованно не включил в налоговую базу по НДС суммы, поступившие от Управления Департамента социальной защиты населения Ульяновской области по Железнодорожному району г. Ульяновка в качестве компенсации льгот, предоставленных отдельным категориям покупателей в соответствии с законодательством (выпадающие доходы),в связи с чем заявителем не был исчислен и уплачен в бюджет НДС с суммы компенсации в размере 18 671 654, 34 руб. Поскольку НДС, полученный от поставщиков, полностью включен заявителем в состав налоговых вычетов, то НДС в сумме 2 848 218 руб., полученный от Управления Департамента социальной защиты населения Ульяновской области по Железнодорожному району г. Ульяновка, исчисленный от суммы субсидии на покрытие убытка по федеральным и региональным льготникам, подлежит восстановлению в бюджет согласно п. 3 ст. 170 НК РФ и должен отражаться по строке 190 налоговой декларации по НДС за 1 квартал 2008 года.

Доводы налогового органа являются необоснованными и отклоняются в связи со следующим.

Предоставление субсидий на покрытие убытков, возникших в связи с реализацией жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям населения по льготным ценам, осуществляется соответствующими распорядителями бюджетных средств в рамках социальной поддержки отдельных категорий населения (в частности, ветеранов, в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», инвалидов, в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 № 181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и др.).

Предоставляемые налогоплательщику субсидии на покрытие убытков, возникших в связи с реализацией услуг по льготным ценам, не связаны с оплатой жилищно-коммунальных услуг налогоплательщику потребителем - соответствующий распорядитель бюджетных средств не выступает стороной по договору оказания жилищно-коммунальных услуг, между ним и налогоплательщиком не возникает взаимных договорных обязательств, в силу которых распорядитель бюджетных средств должен перечислить денежные средства в оплату услуг, налогоплательщик не оказывает распорядителю денежных средств какие-либо услуги, а последний их не потребляет.

Такое обязательство по оплате услуг возникает только у соответствующего потребителя, являющегося стороной (заказчиком) по договору, на основании общих положений п. 1 ст. 781 ГК РФ, в соответствии с которым заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в срок и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.

Распорядитель бюджетных средств в порядке ст. ст. 6, 69, 78, 159, 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации, выделяя субсидии, лишь исполняет бюджетное обязательство в целях эффективной реализации соответствующей публично-правовой функции государства.

Налоговый орган, ссылаясь на положения ст. 162 НК РФ, не учитывает положения п. 2 ст. 154 и п. 13 ст. 40 НК РФ.

Заявитель правомерно формировал налоговую базу по НДС в строгом соответствии с п. 2 ст. 154 НК РФ, исходя из фактических цен реализации жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям населения и не учитывал при определении налоговой базы суммы субсидий, предоставляемых федеральным и областным бюджетами в связи с применением льгот, предоставляемых отдельным потребителям, а также на основании п. 13 ст. 40 НК РФ, в соответствии с которым при реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством РФ, для целей налогообложения принимаются указанные тарифы.

Установление тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения (кроме тарифов на электроэнергию и газ) в спорных периодах осуществлялось органами местного самоуправления на основании ст. 424 ГК РФ, ст. ст. 2, 5 Федерального закона от 14.04.1995 г. № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации», ст. 15 Закона РФ от 24.12.1992 г. № 4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики», а также Постановлениями Правительства Российской Федерации: от 07.03.1995 г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», от 02.08.1999 г. № 887 «О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения», п. 2.4 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.1994 г. № 1099, п.п. «в» п. 7 «Правил оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 392 от 30.07.2004 г.

Сумма перечисленных заявителем льгот поставщикам услуг составила 18 671 654, 34 руб.

Вид деятельности заявителя - управление эксплуатацией жилищного фонда код ОКВЭД 70.32.1. В соответствии с указанным кодом деятельности заявитель заключает договоры на оказание услуг, в том числе горячего водоснабжения ГВС, отопления, холодного водоснабжения ХВС, водоотведения, содержание и ремонт жилья, в том числе содержание и обслуживание лифта, вывоз бытовых отходов, электроэнергия мест общего пользования, услуги аварийно-диспетчерской службы.

Денежные средства покупателей жилищно-коммунальных услуг по агентскому договору № 2 от 01.09.2005 г. собираются ООО «Региональный информационный центр» г. Ульяновска.

Представленные на камеральную налоговую проверку счета-фактуры соответствуют требованиям статьи 169 НК РФ.

Таким образом, доводы налогового органа о том, что НДС, полученный от Управления департамента социальной защиты населения Ульяновской области по Железнодорожному району г. Ульяновска подлежит восстановлению в бюджет и ссылка на п. 3 ст. 170 НК РФ являются неправомерными и необоснованными.

Так как в силу п. 3 ст. 170 НК РФ суммы налога, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам подлежат восстановлению налогоплательщиком в случаях: передачи имущества, нематериальных активов и имущественных прав в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или паевых взносов в паевые фонды кооперативов или дальнейшего использования таких товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, и имущественных прав для осуществления операций, указанных в пункте 2 настоящей статьи.

К таким операциям относятся:

1) приобретение (ввоз) товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, используемых для операций по производству и (или) реализации (а также передаче, выполнению, оказанию для собственных нужд) товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения);

2) приобретение (ввоз) товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, используемых для операций по производству и (или) реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория Российской Федерации;

3) приобретение (ввоз) товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, лицами, не являющимися налогоплательщиками налога на добавленную стоимость либо освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика по исчислению и уплате налога;

4) приобретение (ввоз) товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, имущественных прав, для производства и (или) реализации (передачи) товаров (работ, услуг), операции по реализации (передаче) которых не признаются реализацией товаров (работ, услуг) в соответствии с пунктом 2 статьи 146 настоящего Кодекса, если иное не установлено настоящей главой.

Ни один из случаев, указанных в данной статье, не относится к заявителю, а именно: отсутствует факт передачи имущества, нематериальны активов и имущественных прав в качестве вклада в уставный (складочный) капитал, услуга приобретается с НДС, место реализации - территория Российской Федерации, продавец и покупатель являются плательщиками НДС, операция по реализации признается реализацией услуг налогоплательщику.

В соответствии со ст. 149 НК РФ определен перечень операций, неподлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения). При этом в соответствии со ст. 149 НК РФ в случае, если налогоплательщиком осуществляются операции, подлежащие налогообложению, и операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) в соответствии с положениями ст. 149 НК РФ, налогоплательщик обязан вести раздельный учет таких операций. Согласно п. 4 ст. 170 НК РФ для налогоплательщиков, осуществляющих облагаемые и необлагаемые НДС операции, суммы налога: учитываются в стоимости приобретенных товаров (работ, услуг), используемых для осуществления операций, не облагаемых НДС, по п. 2 ст. 170 НК РФ; принимаются к вычету по операциям, облагаемым НДС, по ст. 172 НК РФ; принимаются к вычету либо учитываются в стоимости в той пропорции, в которой они используются для производства и реализации товаров (работ, услуг), облагаемых и не облагаемых НДС.

Таким образом, применение вычета по НДС налогоплательщиком осуществляется на основании ст. ст. 171, 172 НК РФ.

Судом первой инстанции установлено, и не оспаривается налоговым органом , что при реализации жилищно-коммунальных услуг заявитель применял государственные регулируемые цены и получал из бюджета средства для компенсации убытков, полученных в результате применения установленных федеральным законодательством льгот для отдельных категорий граждан.

Назначение денежных средств подтверждено сведениями Управления Департамента социальной защиты населения Ульяновской области по Железнодорожному району г. Ульяновска, платежными поручениями, счетами-фактурами, актами сверки расчетов.

В этом случае вышеуказанные средства не включаются в налоговую базу в целях исчисления налога на добавленную стоимость, так как их получение не связано с расчетами по оплате реализованных товаров (работ, услуг). Определение заявителем налоговой базы исходя из фактических цен реализации соответствующих услуг, то есть из цен, установленных с учетом предусмотренных законодательством льгот, произведено правомерно, на основании п. 2 ст. 154 НК РФ.

Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

  ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 18 февраля 2009 г. по делу № А72-8645/2008 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий В.В.Кузнецов

Судьи И.С.Драгоценнова

С.Т.Холодная