НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2008 № 11АП-7090/08

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail:info@11aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

20 ноября 2008 года дело № А55-11385/2008

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 19 ноября 2008 года

Постановление в полном объеме изготовлено 20 ноября 2008 года

председательствующего судьи Захаровой Е.И., судей Кувшинова В.Е., Филипповой Е.Г.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Финогентовой А.С., с участием:

от заявителя – представитель ФИО1 по доверенности от 3.10.2008г.,

от ответчика – представитель ФИО2 по доверенности от 3.09.2008г., ФИО3 по доверенности от 3.09.2008г.,

после перерыва:

от заявителя – представитель ФИО1 по доверенности от 3.10.2008г.,

от ответчика – представитель ФИО2 по доверенности от 3.09.2008г., ФИО3 по доверенности от 3.09.2008г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 13-19 ноября 2008 года, в помещении суда, в зале № 1, апелляционную жалобу Департамента лесного хозяйства Самарской области

на решение Арбитражного суда Самарской области от 10 сентября 2008 года по делу А55-11385/2008 (судья Холодкова Ю.Е.), принятое по заявлению ЗАО «Балашейские пески», Самарская область, Сызранский район, п.г.т. Балашейка, к Департаменту лесного хозяйства Самарской области, г. Самара,

о признании незаконным и отмене постановления от 24.07.2008г. № 10 по делу об административном правонарушении,

УСТАНОВИЛ:

ЗАО «Балашейские пески» (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Департамента лесного хозяйства Самарской области (далее - административный орган, Департамент) от 24.07.2008г. № 10 о привлечении ЗАО «Балашейские пески» к административной ответственности по статье 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 30 000 рублей.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 10.09.2008г. заявление удовлетворено. Постановление Департамента лесного хозяйства Самарской области от 24.07.2008г. № 10 признано незаконным и отменено

Департамент лесного хозяйства Самарской области, не согласившись с решением суда от 10.09.2008 года, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.

Представители Департамента лесного хозяйства Самарской области в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы, просили решение суда от 10.09.2008 г. отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.

Представитель ЗАО «Балашейские пески» в судебном заседании просила решение суда от 10.09.2008 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании суда апелляционной инстанции объявлялся перерыв с 13 ноября 2008 года до 10 час. 15 мин. 19 ноября 2008года. Информация об объявлении перерыва размещена на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда согласно Информационному письму Высшего Арбитражного Суда РФ от 19.09.2006г. №113 «О применении статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации». Судебное заседание было продолжено 19 ноября 2008 года в 10 часов 15 минут с участием тех же представителей сторон.

Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с требованиями статей 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Рассмотрев апелляционную жалобу, оценив материалы дела, доводы представителей сторон,  суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что решение суда от 10.09.2008 года подлежит отмене, в связи с неправильным применением судом первой инстанции норм материального права и несоответствием выводов, изложенных в решении суда обстоятельствам дела, что в соответствии с ч.1 ст.270 АПК РФ является основанием для изменения или отмены решения арбитражного суда. В удовлетворении требований ЗАО «Балашейские пески» о признании незаконным и отмене постановления Департамента лесного хозяйства Самарской области от 24.07.2008г. № 10 следует отказать.

При этом суд апелляционной инстанции исходит из следующих обстоятельств.

Как усматривается из материалов дела, в адрес Генерального директора ЗАО «Балашейские пески» 10 июля 2008 года Департаментом направлено извещение с просьбой направить 11 июля 2008 года к 10.00 представителя Общества для разбирательства по факту совершения нарушения лесного законодательства на территории лесного фонда Рачейского лесничества Балашейского участкового лесничества.

11 июля 2008 года в присутствии представителя Общества ФИО4 по доверенности от 10.07.2008г. № 106 в отношении заявителя был составлен протокол об административном правонарушении. Данный протокол составлен по факту незаконной рубки деревьев в количестве 71 м3 в июле 2008 года в квартале 69 на площади 1,4 га, защитные леса, правонарушение обнаружено 11 июля 2008 года.

Указанным протоколом определена дата рассмотрения дела об административном правонарушении - 23 июля 2008 года.

По результатам рассмотрения протокола 24 июля 2008 года в присутствии представителя ФИО1 Департаментом лесного хозяйства Самарской области вынесено постановление № 10 от 24.07.2008 года, в соответствии с которым заявитель привлечен к ответственности по ст.8.28 КоАП РФ и подвергнут административному штрафу в размере 30000 рублей.

Заявитель, не согласившись с вынесенным Департаментом постановлением, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.

Суд первой инстанции при рассмотрении дела пришёл к выводу, что в нарушение требований ст. 26.2 КоАП РФ административный орган не представил суду доказательств, свидетельствующих о факте незаконной рубки, повреждения лесных насаждений или самовольного выкапывания деревьев, кустарников, лиан, так и осуществление данных действий именно заявителем и именно на территории лесных земель.

При проверке оспариваемого Постановления на предмет соблюдения заинтересованным лицом порядка привлечения к административной ответственности суд первой инстанции пришёл к выводу, что заявитель не был извещен о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, а также не был извещен о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.

Апелляционный суд считает указанные выводы суда первой инстанции ошибочными, не соответствующими обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам.

Установлено, что протокол об административном правонарушении был составлен 11.07.2008 года в присутствии представителя Общества ФИО4 по доверенности от 10.07.2008г. № 106.

Суд первой инстанции делает вывод о том, что материалы дела свидетельствуют о неизвещении законного представителя заявителя о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, указывая на то, что законный представитель ЗАО «Балашейские пески» не принимал участия при составлении протокола об административном правонарушении, не был извещен о данной процедуре, а участвующий представитель ФИО4 действовал на основании общей доверенности от 10.07.2008 № 106 (л.д. 61), который законным представителем Общества не являлся.

Действительно, при составлении протокола принимал участие ФИО4, действовавший на основании общей доверенности от 10.07.2008г. Однако, при этом суд первой инстанции не принял во внимание то обстоятельство, что в материалах дела имеется доказательство надлежащего извещения Общества о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, а именно: извещение о необходимости прибытия представителя с доверенностью для разбирательства по факту совершения нарушения лесного законодательства на территории лесного фонда Рачейского лесничества Балашейского участкового лесничества, зарегистрированное Обществом 10.07.2008г. за № 1840 (л.д.63). Факт получения данного извещения представитель Общества подтвердил в судебном заседании.

Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 24 Постановления от 02.06.2004г. № 10 ( с изменениями от 26.07.2007) « О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при рассмотрении дел об оспаривании решений ( постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьёй 28.2 КоАП Российской Федерации.

Таким образом, материалы дела свидетельствуют, что административным органом были приняты необходимые и достаточные меры для извещения Общества о составлении протокола, которое не было лишено возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьёй 28.2 КоАП РФ.

В суд апелляционной инстанции административным органом были представлены доказательства направления в адрес Общества протокола об административном правонарушении от 11.07.2008г. – конверт, штемпель почтового отделения на котором свидетельствует об отправке его в адрес Общества 15.07.2008г. и уведомление о получении его Обществом 18.07.2008г., их копии были приобщены судом к материалам дела.

Таким образом, Общество своевременно было извещено о времени и месте рассмотрения материалов дела о привлечении его к административной ответственности, назначенного на 23.07.2008г.

Как пояснили представители административного органа в судебном заседании суда апелляционной инстанции сообщение о переносе рассмотрения материалов дела на 24.07.2008года было передано Обществу по телефону. Представитель Общества в судебном заседании не опровергала данного факта, доказательством надлежащего извещения Общества о рассмотрении материалов дела 24.07.2008г. является и тот факт, что оспариваемое постановление административного органа было принято в присутствии представителя Общества ФИО1, о чём свидетельствует её подпись на постановлении и данный факт в судебном заседании ей не оспаривался.

Таким образом, административным органом был соблюдён установленный порядок применения административного взыскания, а лицо, привлекаемое к административной ответственности, не было лишено предоставленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях гарантий защиты, предусмотренных ст.ст. 28.2,25.1 КоАП РФ.

В соответствии с ч.1 ст. 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей ( в редакции статьи в период производства по делу).

В силу статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Таким образом, административный орган, принимая решение о привлечении к административной ответственности по ст. 8.28 КоАП РФ должен доказать наличие одновременно как факта незаконной рубки, повреждения лесных насаждений или самовольного выкапывания деревьев, кустарников, лиан, так и осуществление данных действий в лесах.

Как усматривается из протокола об административном правонарушении от 11.07.2008г., ЗАО «Балашейские пески» 10.07.2008г. в кв.69 выд. 10,11,12 на площади 1,4 га Балашейского участкового лесничества была допущена незаконная рубка леса в объёме 71 м 3, размер причинённого ущерба составил 431990, 00 руб., ответственность за данное правонарушение предусмотрена ст. 8.28 КоАП РФ.

Постановлением № 10 от 24.07.2008г. ЗАО «Балашейские пески» привлечено к ответственности в соответствии со ст. 8.28 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30 000 руб.

Из материалов дела видно, что в соответствии с договором аренды земельного участка № 685- 20002/13 от 13.09.2002г. и дополнительным соглашением к нему №1 от 25.12.2006г. Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом Самарской области (Арендодатель) передал ЗАО «Балашейские пески» ( Арендатор) на условиях аренды земельный участок площадью 1330800,00 кв.м сроком с 01.01.2002г. по 26.10.2013 г. (л.д.13-18,22-23).

Акт приёма- передачи земельного участка к указанному договору от 13.09.2002г. свидетельствует, что указанный земельный участок кадастровый номер 63:33:010401:0001 был передан Арендодателем, а Арендатор принял его в аренду для производственных целей на указанный срок (л.д.20).

ЗАО «Балашейские пески» выдано свидетельство о государственной регистрации права аренды земельного участка от 15.01.2003г. сроком с 01.01.2002г. до 26.10.2013 г. (л.д.26).

Как усматривается из материалов дела, ранее указанные земли принадлежали Балашейскому горнообогатительному комбинату, (правопреемником которого является заявитель), на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Указанные земли были выделены Балашейскому горно-обогатительному комбинату для разработки карьера по добыче формовочного песка из земель Гослесфонда Рачейского леспромхоза в квартале 69 Балашейского лесничества на площади 39,3 га в соответствии с Распоряжением Куйбышевского Исполкома Областного Совета народных депутатов № 578-Р от 28.10.86г. ( л.д.36-37).

22.12.2004г. в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество сделок с ним внесена запись за № 63-01/08-45/2004-12 о регистрации права собственности Российской Федерации на участок лесного фонда общей площадью 99280000 кв.м, назначение- лесные земли, адрес объекта: Самарская область, Сызранский район, Рачейский лесхоз, Балашейское лесничество (л.д.68).

Таким образом, земельный участок лесного фонда Рачейского леспромхоза является федеральной собственностью.

В соответствии со статьями 7 и 8 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года лесной Фонд образует все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях городских и сельских поселений, а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью; в состав земель лесного фонда входят лесные земли и нелесные земли, предназначенные для нужд лесного хозяйства (земли, занятые просеками, дорогами и сельскохозяйственными угодьями и другие земли).

Согласно ст. 101 Земельного кодекса Российской Федерации 2001 года к землям лесного фонда относятся лесные земли и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли. Границы земель лесного фонда определяются путём ограничения земель лесного фонда от земель иных категорий в соответствии с материалами лесоустройства. Данные о границах земель лесного фонда заносятся в государственный земельный кадастр.

Как следует из картографических материалов, приобщённых административным органом к материалам дела и таксационных описаний Балашейского лесничества Рачейского лесхоза 1995-1996г.г., в состав указанных земель входят леса, расположенные в 69 квартале Рачейского лесхоза Балашейского лесничества.

Заявитель ссылается на то, что земельный участок площадью 1330800,00 кв.м не относится к лесному фонду, поскольку данный земельный участок расположен на землях поселений.

Однако, существует установленный порядок перевода лесных земель в нелесные земли. Данный порядок перевода был предусмотрен Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.09.1997г. № 1200 и определял, что перевод лесных земель в нелесные земли и изъятие земель лесного фонда для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом осуществляется с согласия территориальных органов Федеральной службы лесного хозяйства России, Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды ( на основании заключения государственной экологической экспертизы) и других заинтересованных органов.

03.09.2004г. Постановлением Правительства Российской Федерации № 455 утверждено Положение о переводе лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом. Пункт 3 данного Положения предусматривает, что перевод допускается только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы и осуществляется в соответствии с материалами лесоустройства, в лесах первой группы – на основании решения Правительства Российской Федерации по представлению органа государственной власти субъекта Российской Федерации, согласованному Федеральным агентством лесного хозяйства, в лесах второй и третьей групп – на основании решения органа государственной власти субъекта Российской Федерации по представлению территориального органа Федерального агентства лесного хозяйства в этом субъекте Российской Федерации.

В материалах дела не имеется каких-либо доказательств, свидетельствующих о соблюдении данного порядка перевод указанных земель из земель лесного фонда в нелесные земли, напротив, административный орган указывает на то, что данный порядок перевода земель соблюдён не был, что не опровергнуто заявителем, в связи с чем нахождение арендованного заявителем земельного участка в составе земель поселений не освобождает заявителя от обязанности соблюдать установленные нормами Лесного кодекса правила.

Пункт 8 ст. 29 Лесного кодекса РФ от 04.12.2006г. предусматривает, что юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договора аренды лесных участков или на основании договора купли-продажи лесных насаждений.

Таким образом, содержание указанной нормы регламентирует порядок осуществления рубки лесных насаждений, который предусматривает наличие заключённого договора аренды лесного участка для осуществления деятельности связанной с рубкой лесных насаждений (заготовкой древесины).

Договор аренды земельного участка № 685-20002/13 от 13.09.2002г. и дополнительным соглашением к нему №1 от 25.12.2006г. (л.д.13-18,22-23) не предоставляет заявителю право рубки лесных насаждений.

Протокол об административном правонарушении от 11.07.2008г. и приложение к нему (чертёж) устанавливают, что ЗАО «Балашейские пески» было допущено правонарушение, выразившееся в самовольной рубке деревьев – защитных лесов в количестве 71 м3 в квартале 69, выдел 10,11,12 на площади 1,4 га. Приложение к протоколу (чертёж) позволяет установить, что правонарушение имело место на земельном участке, находящемся в аренде у ЗАО «Балашейские пески».

Ответственность за данное правонарушение предусмотрена ст.8.28 КоАП РФ.

В соответствии с оспариваемым постановлением ЗАО «Балашейские пески» привлечено к ответственности по ст. 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за незаконную рубку, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан.

Как видно из протокола об административном правонарушении, представитель лица, привлекаемого к административной ответственности, отказался от каких-либо пояснений по факту данного правонарушения.

При рассмотрении материалов дела об административном правонарушении, представителем лица, привлекаемого к административной ответственности, не было представлено каких-либо доказательств, свидетельствующих об отсутствии его вины в совершении данного правонарушения или о наличии смягчающих вину обстоятельств.

Суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что материалами дела подтверждён состав вменяемого ЗАО «Балашейские пески» административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.28 КоАП РФ.

Штраф наложен в пределах санкции установленной для юридических лиц за данное правонарушение ст. 8.28 КоАП РФ.

Таким образом, суд считает, что требования заявителя о признании незаконным и отмене оспариваемого Постановления удовлетворению, не подлежат.

На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда от 10.09.2008г. следует отменить, в удовлетворении заявленных требований ЗАО «Балашейские пески» отказать.

Исходя из положений ч. 4 ст. 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплата госпошлины за рассмотрение заявлений об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности и обжалование решений по данной категории дел не предусмотрена.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 10 сентября 2008 года по делу № А55-11385/2008 отменить.

В удовлетворении требований ЗАО «Балашейские пески», Самарская область, Сызранский район, п. Балашейка о признании незаконным и отмене постановления Департамента лесного хозяйства Самарской области № 10 от 24.07.2008 отказать.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.

Председательствующий Е.И. Захарова

Судьи В.Е. Кувшинов

Е.Г. Филиппова