ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru.
апелляционной инстанции по проверке законности и
обоснованности решения арбитражного суда,
не вступившего в законную силу
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 октября 2020 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бажана П.В.,
судей Филипповой Е.Г., Николаевой С.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Самсоненко Н.В.,
с участием:
от заявителя - ФИО1, доверенность от 03 февраля 2020 года,
от ответчика - не явился, извещен,
от третьих лиц:
Министерства строительства Самарской области - не явился, извещен,
Департамента градостроительства г.о. Самара - не явился, извещен,
Закрытого акционерного общества «Гагаринец» - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Товарищества собственников жилья «Волжские Зори» на решение Арбитражного суда Самарской области от 17 августа 2020 года по делу № А55-9878/2020 ,
по заявлению Товарищества собственников жилья «Волжские Зори» (ОГРН <***> ИНН <***>), город Самара,
к Администрации Октябрьского внутригородского района г.о. Самара, город Самара,
с участием третьих лиц:
Министерства строительства Самарской области, город Самара,
Департамента градостроительства г.о. Самара, город Самара,
Закрытого акционерного общества «Гагаринец» (ОГРН <***> ИНН <***>), город Самара,
о признании постановления недействительным,
УСТАНОВИЛ:
Товарищество собственников жилья «Волжские Зори» (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суда Самарской области с заявлением к Администрации Октябрьского внутригородского района г.о. Самара (далее - администрация, ответчик), с привлечением в качестве третьих лиц Министерства строительства Самарской области, Департамента градостроительства г.о. Самара и Закрытого акционерного общества «Гагаринец», о признании незаконным постановление № 61 от 12 марта 2020 года, и обязать администрацию изменить адрес <...>, присвоенный объекту незавершенного строительства.
Решением суда от 17.08.2020 г. в удовлетворении заявления отказано.
Заявитель, не согласившись с решением суда, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, о чем в судебном заседании просил и представитель заявителя.
На основании ст. 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей администрации и третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Проверив материалы дела, выслушав представителя заявителя, оценив в совокупности, имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 10.04.2002 г. было учреждено ТСЖ «Волжские Зори» на основании протокола № 1 учредительного собрания ТСЖ «Волжские Зори».
Постановлением № 6 от 10.02.1999 г. ЗАО «Гагаринец» (застройщику) был предоставлен земельный участок пл. 1,1 га. для строительства 10 этажного многоквартирного дома на 4 секции (с 1 по 6 подъезды) котельной, трансформаторной подстанции и подземного гаража-стоянки.
Распоряжением Администрации Октябрьского района г. Самары «О присвоении адреса жилому дому» от 24.10.2001 г. № 284 жилому дому был присвоен адрес: <...>, а постановлением Главы города Самары № 1613 от 29.12.2001 г. была введена в эксплуатацию секция 1, 2 жилого дома по адресу ул. Советской Армии, д. 240 Б.
01.11.2005 г. на основании акта приема-передачи ЗАО «Гагаринец» передали на баланс ТСЖ «Волжские Зори» котельную и пристрой к дому № 240Б по ул. Советской Армии.
Постановлением Главы города Самара № 4500 от 15.11.2004 г. «Об утверждении акта Государственной приемочной комиссии» был утвержден акт Государственной приемочной комиссии от 29.04.2004 г., принявшей от ЗАО «Гагаринец» жилой дом секции 3 и 4, офисные помещения в цокольном и первых этажах секции 1, 2, 3, 4 по улице Советской Армии, 240 Б, и распределительный пункт совмещенный с трансформаторной подстанцией № РП-5 в Октябрьском районе в объеме проекта, а также было разрешено ввести в эксплуатацию жилой дом секции 3 и 4, офисные помещения в цокольном и первых этажах секции 1, 2, 3, 4 по улице Советской Армии, 240 Б, и распределительный пункт совмещенный с трансформаторной подстанцией № РП-5 в Октябрьском районе с постановкой на баланс товариществу собственников жилья «Волжские Зори».
На баланс ТСЖ «Волжские Зори» приняты: 1, 2, 3, 4, 5 и половина 6 подъезды дома по улице Советской Армии, 240 Б.
24.06.2019 г. состоялось совещание в Департаменте градостроительства г.о. Самара по вопросу завершения строительства и ввода в эксплуатацию объекта, расположенного по адресу: ул. Советской Армии, д. 240 Б (2 очередь: 1/2 6 - 10 подъезды), 240, где было рекомендовано организовать инициативной группе жилищно-строительный кооператив.
15.11.2019 г. было проведено выездное совещание по вопросам завершения строительства и ввода в эксплуатацию жилых домов, расположенных по адресу ул. Советской Армии д. 240 и 240Б, где в ходе совещания были решено выбрать временную управляющую компанию на 5, 6, 7 секции это с 7 - 10 подъезды.
13.02.2020 г. ТСЖ обратилось в Администрацию внутригородского района г.о. Самара с заявлением об изменении адреса объекта незавершенного строительства 2 очередь в настоящее время дома № 240Б по ул. Совесткой Армии.
12.03.2020 г. постановлением Администрации внутригородского района г.о. Самара № 61 (далее - постановление) было отказано ТСЖ «Волжские Зори», в изменении адреса объекту незавершенного строительства, что и послужило основанием для обращения заявителя в суд с настоящими требованиями.
Исследовав материалы дела, оценив доводы и возражения лиц, участвующих в деле в соответствии со ст. 71 АПК РФ в совокупности с имеющимися в деле доказательствами, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 198, ст. ст. 200 и 201 АПК РФ, а также разъяснений, содержащихся в п. 6 совместного постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.1996 г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением ч. 1 ГК РФ» для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В силу ст. 65 АПК РФ обязанность доказать факт нарушения оспариваемым решением, действием (бездействием) прав и законных интересов субъекта предпринимательской и иной экономической деятельности возлагается на заявителя.
В соответствии с ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 443-ФЗ «О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (далее - Закон об адресной системе) органы местного самоуправления, органы государственной власти субъектов РФ - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, уполномоченные на присвоение адресов объектам адресации, если их законами не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, осуществляют следующие полномочия: 1) присваивают адреса объектам адресации, изменяют адреса объектов адресации, аннулируют их в соответствии с установленными Правительством РФ правилами присвоения, изменения, аннулирования адресов; 2) размещают, изменяют, аннулируют содержащиеся в государственном адресном реестре сведения об адресах в соответствии с порядком ведения государственного адресного реестра.
Согласно ч. 1 ст. 6 Закона об адресной системе для размещения сведений в государственном адресном реестре оператор федеральной информационной адресной системы обеспечивает органам местного самоуправления, органам государственной власти субъектов РФ - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, уполномоченным на присвоение адресов объектам адресации, возможность внесения соответствующих сведений с использованием информационных технологий и технических средств федеральной информационной адресной системы в порядке, установленном порядком межведомственного информационного взаимодействия при ведении государственного адресного реестра.
В силу ч. 2 ст. 6 Закона об адресной системе уполномоченный на создание и ведение Государственного каталога географических названий федеральный орган исполнительной власти или действующее на основании решения данного органа подведомственное ему федеральное государственное учреждение в порядке, установленном порядком межведомственного информационного взаимодействия при ведении государственного адресного реестра, в срок не позднее чем три рабочих дня со дня внесения в Государственный каталог географических названий используемых при присвоении адресов объектам адресации сведений о присвоении наименований географическим объектам или об их переименовании направляет оператору федеральной информационной адресной системы такие сведения. В течение одного рабочего дня со дня поступления таких сведений оператор федеральной информационной адресной системы размещает их в государственном адресном реестре.
Пунктом 5.1.21 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утв. постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 г. № 457, выполнение работ по созданию Государственного каталога географических названий и его ведение отнесено к полномочиям Росреестра.
Согласно ч. 2 ст. 8 Закона об адресной системе содержащиеся в государственном адресном реестре сведения об адресах обязательны для использования органами государственной власти, органами местного самоуправления, в том числе при предоставлении государственных услуг и муниципальных услуг, а также для использования при оказании услуг почтовой связи.
В соответствии с п. 1, 2 ч. 1 ст. 5 Закона об адресной системе Правительство РФ определяет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий нормативно-правовое регулирование в области отношений, возникающих в связи с ведением государственного адресного реестра, эксплуатацией федеральной информационной адресной системы, а также использованием содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресах, а также оператора федеральной информационной адресной системы.
Постановлением Правительства РФ от 29.04.2014 г. № 384 в качестве федерального органа исполнительной власти определено Министерство финансов РФ, а в качестве оператора федеральной информационной адресной системы - Федеральная налоговая служба.
Пунктом 3 ч. 2 ст. 5 Закона об адресной системе предусмотрено, что названный федеральный орган исполнительной власти устанавливает порядок ведения государственного адресного реестра.
Приказом Минфина России от 21.04.2015 г. № 68н утверждены порядок и способы предоставления сведений, содержащихся в государственном адресном реестре, органам государственной власти, органам местного самоуправления, физическим и юридическим лицам, в том числе посредством обеспечения доступа к федеральной информационной адресной системе, а также Положение о порядке и способах предоставления сведений, содержащихся в государственном адресном реестре, органам государственной власти, органам местного самоуправления, физическим и юридическим лицам, в том числе посредством обеспечения доступа к федеральной информационной адресной системе.
Согласно п. 1 названное Положение определяет порядок и способы предоставления сведений, содержащихся в государственном адресном реестре, органам государственной власти, органам местного самоуправления, физическим и юридическим лицам, в том числе посредством обеспечения доступа к федеральной информационной адресной системе.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 5 Закона об адресной системе Правительство РФ устанавливает правила присвоения, изменения, аннулирования адресов, включая требования к структуре адреса.
В силу п. 6 Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов, утв. постановлением Правительства РФ от 19.11.2014 г. № 1221 (далее - Правила), присвоение объекту адресации адреса, изменение и аннулирование такого адреса осуществляется органами местного самоуправления, органами государственной власти субъектов РФ - городов федерального значения или органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения, уполномоченными законами указанных субъектов РФ на присвоение объектам адресации адресов (далее - уполномоченные органы), с использованием федеральной информационной адресной системы.
Согласно п. 7 Правил изменение адресов объектов адресации осуществляется уполномоченными органами на основании принятых решений о присвоении адресообразующим элементам наименований, об изменении и аннулировании их наименований.
Пунктом 13 Правил предусмотрено, что изменение адреса объекта адресации в случае изменения наименований и границ субъектов РФ, муниципальных образований и населенных пунктов осуществляется на основании информации Государственного каталога географических названий и государственного реестра муниципальных образований РФ, предоставляемой оператору федеральной информационной адресной системы в установленном Правительством РФ порядке межведомственного информационного взаимодействия при ведении государственного адресного реестра.
В силу п. 26 Правил датой присвоения объекту адресации адреса, изменения или аннулирования его адреса признается дата внесения сведений об адресе объекта адресации в государственный адресный реестр.
В соответствии с п. 3.52 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Присвоение, изменение, аннулирование и регистрация адресов объектов недвижимости», утв. постановлением Администрации Октябрьского внутригородского района г.о. Самара от 18.02.2016 г. № 12, основанием для начала административной процедуры в части изменения адресов многоквартирных жилых домов является получение из ФНС России, управления Росреестра, структурных подразделений органа местного самоуправления сведений, являющихся основанием для изменения адреса.
Согласно п. 3.55 Административного регламента Решение об изменении адреса объекта адресации содержит: присвоенный объекту адресации адрес; реквизиты и наименования документов, на основании которых принято решение об изменении адреса; описание местоположения объекта адресации; кадастровые номера, адреса и сведения об объектах недвижимости, из которых образуется объект адресации; и аннулируемый адрес объекта адресации и уникальный номер аннулируемого адреса объекта адресации в государственном адресном реестре (в случае присвоения нового адреса объекту адресации).
Согласно п. 3.58. Административного регламента результатом исполнения административной процедуры является решение об отказе в изменении объекту адресации адреса, подготовленное согласно приложению № 4 к настоящему Регламенту, или принятие решения об изменении адреса.
На основании вышеуказанных правовых норм суд пришел к правильному выводу, что изменению адреса объекта недвижимости должно предшествовать присвоение такому объекту адресации адреса на основании решения компетентного органа местного самоуправления.
Как установлено судом, на основании заявления директора ЗАО «Гагаринец» ФИО2 о присвоении адреса жилому дому, постановления Главы города Самары № 6 от 10.02.1999 г. «О предоставлении закрытому акционерному обществу «Гагаринец» земельного участка и разрешении строительства 10 этажного жилого дома по улице Советской Армии в Октябрьском районе» Распоряжением Администрации Октябрьского района г.Самары «О присвоении адреса жилому дому» от 24.10.2001 г. № 284 адрес: <...>, был присвоен жилому дому, расположенному по ул. Советской Армии, и данное распоряжение принято в отношении жилого дома без указания на какие-либо секции или подъезды.
Заявитель просил администрацию изменить адрес <...>, присвоенный объекту незавершенного строительства.
Однако как следует из материалов дела, решение о присвоении именно 7 - 10 подъездам адреса: <...>, Администрация Октябрьского района г. Самары или Администрация Октябрьского внутригородского района г.о. Самара не принимали, а доказательства обратного заявителем ни суду первой инстанции, ни апелляционному суду не представлены.
Основания для изменения адреса жилого дома, расположенному по ул. Советской Армии, присвоенного Распоряжением Администрации Октябрьского района г. Самары «О присвоении адреса жилому дому» от 24.10.2001 г. № 284, судом не установлены.
С учетом вышеизложенного, и принимая во внимание установленные обстоятельства дела, и вышеприведенные нормы закона, суд в силу положений ч. 1 ст. 198 и ч. 4 ст. 200 АПК РФ, а также разъяснений Пленума ВАС РФ и ВС РФ, данных в постановлении от 01.07.1996 г. № 6/8, пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции, повторно проанализировав предоставленные в материалы дела доказательства, в соответствии с правилами, определенными ст. 71 АПК РФ, приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции считает, что при рассмотрении дела по существу суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, а поэтому у суда апелляционной инстанции нет оснований для изменения или отмены судебного акта.
Ссылка заявителя на судебный акт по другому делу не принимается во внимание апелляционным судом, поскольку он был принят в отношении иной совокупности фактических обстоятельств, которая не может рассматриваться как разъясняющая вопросы применения той или иной нормы права применительно к данному делу.
Иных доводов, которые могли послужить основанием для отмены обжалуемого решения в соответствии со ст. 270 АПК РФ, из апелляционной жалобы не усматривается.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения ни норм материального права, ни норм процессуального права.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 17 августа 2020 года по делу №А55-9878/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий П.В. Бажан
Судьи Е.Г. Филиппова
С.Ю. Николаева