НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2019 № 11АП-11941/19

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11 «А», тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

21 августа 2019 года                                                                                Дело № А65-3191/2019

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена                19 августа 2019 года

Постановление в полном объеме изготовлено                 21 августа 2019 года

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Корнилова А.Б.,

судей Засыпкиной Т.С., Филипповой Е.Г.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Филипповской С.А.,

с участием:

от ответчика – Кожевникова Е.В., доверенность от 28.12.2018, Смолко А.А., доверенность от 17.12.2018, Мифтахов Л.Н., доверенность от 16.08.2019г.,

другие представители не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Татарстан на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 05 июня 2019 года по делу №А65-3191/2019 (судья Бредихина Н.Ю.)

по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Татарстан,

к публичному акционерному обществу "КазаньОргсинтез",

при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – общества с ограниченной ответственностью «Поволжская экологическая компания»,

о взыскании задолженности в размере 3 951 534, 61 руб., пеней в размере 538 446,85 руб.,

УСТАНОВИЛ:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Татарстан обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с исковым заявлением к публичному акционерному обществу "КазаньОргсинтез", в котором с учетом уточнения просит взыскать с ответчика задолженности по оплате за негативное воздействие на окружающую среду (плата за размещение отходов производства) в размере 3 951 534, 61 руб. и пеней в  размере  538 446 руб. 85  коп. в  доход  бюджета  в соответствии с  бюджетным   законодательством.

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 05 июня 2019 года заявленные требования удовлетворены частично. Суд первой инстанции взыскал с ответчика задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 395.153,46  руб., а также пени в размере 53.813,32 руб. В удовлетворении остальной части заявленных требований было отказано

В апелляционной жалобе Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Татарстан просит суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.

В материалы дела поступил отзыв публичного акционерного общества "КазаньОргсинтез" на апелляционную жалобу, в котором оно просит апелляционный суд оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В судебном заседании представители публичного акционерного общества "КазаньОргсинтез", считая решение суда верным, просили в удовлетворении жалобы отказать и оставить решение суда без изменения.

Другие лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом.  Представители в судебное заседание не явились.

Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, ответчиком была представлена  декларация  о плате за негативное  воздействие на окружающую среду за 2017 г.

Управлением  в  рамках  проведения  мероприятий по  контролю была  проведена   сверка  полноты и   правильности  исчисления  платы   за негативное  воздействие  на  окружающую среду  за период  2016-2017 г.г., в ходе  которой  был исследован  ряд материалов, проведена сверка представленных сведений в  расчетах платы с  отчетностью об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов 
(за  исключением  статистической  отчетности) для субъектов  малого и  среднего предпринимательства предприятия, с формами государственной статистической отчетности, а также с представленными  накладными на  передачу  отходов  сторонним  организациям с  целью их   дальнейшего  использования, обезвреживания и  размещения и  иными  представленными  сведениями и  материалами.

При проведении анализа достоверности   представленных  данных  в  декларации  по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 г. выявлено следующее: в результате  в  декларации  по плате  за негативное воздействие на   окружающую среду  за 2017 г. по разделу 3 «за размещение отходов производства и  потребления» не  произведен  расчет по следующим  видам  отходов:

Мусор и смет от уборки складских помещений малоопасный (код ФККО 73322001724) в количестве – 38,15;

Мусор и смет производственных помещений малоопасный (код ФККО – 73321001724)  в количестве  - 2,91;

Смет с территории предприятия малоопасный (код ФККО 73339001714) в  количестве -  1081,277;

Растительные отходы  при уходе за газонами, цветниками (код ФККО  73130001205) в  количестве –  0,49;

Растительные отходы при уходе за древесно-кустарниковыми посадками (код ФККО 73130002205) в количестве  0,98;

Отходы  кухонь и организаций общественного  питания  несортированные  прочие (код ФККО 73610002724) в  количестве – 69,32.

Расчет платы за размещение отходов производства и потребления за 2017 г. не  произведен  в соответствии с требованиями ст. 16.4  Федерального закона  от 10.01.2002 г. №  7-ФЗ «Об охране  окружающей  среды», Правил исчисления  и  взимания платы  за  негативное  воздействие на   окружающую среду, утв. Постановлением правительства  РФ  №  255  от 098.03.2017 г., а именно:  не  произведен  расчет  за размещение отходов, не  относящихся к твердым коммунальным отходам. С учетом изменения объекта  размещения отходов с 01.01.2017 г. при расчете платы за размещение отходов    применяется  коэффициент 5. Сумма  доначисления по расчету истца составила:

- плата за размещение отходов по КБК 04811201040016000120 в размере 3  951 661,77  руб.

- пени за несвоевременное  и  неполное  внесение платы  за  размещение отходов   производства и потребления за 2017 г. по  КБК  04811201040012100120 – 199 666,78 руб.

Указанные обстоятельства нашли отражение в акте проверки от 29.06.2018 г. №  192.

20.12.2018 г. в адрес ответчика было выставлено требование № 08-9907 от 20.12.2018 г.  о доначислении и довнесении в  бюджеты  бюджетной системы  Российской  Федерации платы за негативное воздействие на окружающую среду в размере  3 951 661,77 руб. и пени в  размере  538 446,85  руб.

Поскольку ответчик в добровольном  порядке  плату за негативное воздействие на  окружающую среду за  2017 и  соответствующие  пени не  оплатил, истец обратился с  уточненным требованием по состоянию на 29.05.2019 и просил суд взыскать с ответчика задолженность по оплате за негативное воздействие на окружающую среду (плата за размещение отходов производства) в размере 3 951 534, 61 руб. и пени 538 446,85  руб.

Ответчик, возражая  против  исковых требований, указывает на то, что расчет доначислений  истцом  произведен неправомерно, так,  растительные  отходы  при  уходе  за газонами, цветниками и растительные отходы при уходе  за  древесно-кустарниковыми  посадками относятся к твердым  коммунальным отходам.

До 24.06.2017 г. действовал ФККО, утв. Приказом Росприроднадзора  от 18.07.2014 г. №  445, согласно которому отходы, входящие в группу отходы коммунальные  твердые (73100000000) и отходы потребления  на производстве, подобные  коммунальным  (код 73300000000)  относились  к  твердым коммунальным  отходам.

С 24.06.2017 г. вступил в силу  ФККО, увт. Приказом  от 22.05.2017 г. №  242, согласно которому растительные отходы при уходе за газонами, цветниками (73130001205), растительные  отходы  при уходе за  древесно-кустарниковыми  посадками (73130002205) входят в  группу  подобные  коммунальным, соответственно  плата  по  ним  с  01.01.2016 г. по 31.12.2107 г. не  начисляется, с  учетом  положений  пп.б п. 4 ст. 9  Закона  № 503-ФЗ,  ч. 1 ст. 16.1 Закона  №  7-ФЗ, а также позиции Росприроднадзора, изложенной в письме от 21.02.2017 г. № АС-06-02-36/3591.

Помимо  этого, ответчик  указывает  на то, что с  вступившим в  силу  с 24.06.2017 г. ФККО отходы по коду 73322001724, 73321001714 отнесены к категории «отходы  потребления  на  производстве, подобные коммунальным», до этого момента  они  были  отнесены к твердым коммунальным отходам, соответственно, начисление должно  осуществляться  с  24.06.2017 г.

В  феврале  2018 г. ответчиком   была  подана  декларация  о плате  за негативное воздействие на  окружающую среду за 2017 г.

26.02.2019 г. ответчиком была подана уточненная декларация о плате  за  негативное  воздействие на  окружающую среду  (далее – НВОС) за  2017 г., согласно  которой   плата за  размещение  отходов  производства и потребления  составила  409 914,09 руб.,  из которых 14 796,63  руб. были отражены в  первичной  декларации.

Таким  образом, ответчик  не  отрицает факт доначисления за  НВОС  за  2017 г. в размере  395 153,46   руб.

 По мнению ответчика, истцом не доказан факт изменения объекта размещения  отходов  (с 01.01.2017 г.)

Согласно документов об утверждении нормативов образования отходов  и  лимитов  на  их размещение  ответчику  утверждены  лимиты и  полигон  для размещения  отходов на  период с  2016 г. по 2021 г.

При наличии действующих разрешений, документов об утверждении нормативов   образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение, к  ответчику не может применяться пятикратный коэффициент к ставке платы за  размещение, предусмотренный постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 г. №  255.

При принятии судебного акта, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.

Согласно статье 1 Закона N 7-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду - это воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

В силу статьи 16 Закона N 7-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами, а порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 3 Закона N 7-ФЗ субъектами внесения соответствующей платы являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду.

Согласно частям 2 - 3 статьи 19 Закона N 7-ФЗ нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, иных нормативов в области охраны окружающей среды, а также федеральных норм и правил и нормативных документов в области охраны окружающей среды. Нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255 утвержден порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, а также осуществления контроля за правильностью ее исчисления, полнотой и своевременностью ее внесения.

Плату обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, IV категории.

Согласно части 3 статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ с 01.01.2016 плата, исчисленная по итогам отчетного периода, вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный год.

Согласно приказу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 09.01.2017 N 3 декларация представляется не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным.

Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ, Закон об отходах) определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

Согласно статье 1 Федерального закона N 89-ФЗ отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.

Согласно пункту 1 статьи 16.2 Закона об охране окружающей среды базой для исчисления платы за НВОС является объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов производства и потребления. Отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год (пункт 2 статьи 16.4 Закона об охране окружающей среды).

Следовательно, объектом платы являются размещенные в отчетном периоде отходы и для правильного расчета платы за НВОС необходимо установить объем (массу), период возникновения отхода и превышение срока его временного складирования по состоянию на отчетную дату в соответствии с материалами учета.

В силу частей 4, 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на Департамент. При рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.

Из материалов дела следует, что истец обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми исковыми требованиями, ссылаясь на неполное внесение ответчиком платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 год по уточненному требованию в размере 3 951 534 руб. 61 коп. При этом доначисление платы обосновывается отсутствием нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, оформленного в установленном порядке.

Между тем представленными в материалах дела доказательствами подтверждается, что рассчитанная обществом сумма платы за негативное воздействие на окружающую среду соответствует объему фактически поступивших и размещенных на полигонах отходов. Доказательств обратного Управлением не представлено (ст. 65 АПК РФ).

Материалами дела подтверждается, согласно документам об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение ответчику утверждены лимиты и полигоны для размещения отходов на период с 2016 г. по 2021 г.

Так, ответчику были утверждены нормативы образования отходов и лимитов на их
размещение вх.№3004 от 10.02.2016 и вх.11543 от 07.08.2018 на полигоне ТБО г. Казань, (юридическим лицом, эксплуатирующий объект размещения  отходов  является ООО «ПЖКХ») сроком на 5 (пять) лет, на период с 2016 г. по 2021 г., на полигоне ТКО «Восточный» (юридическим лицом, эксплуатирующий объект размещения отходов  является ООО «УК «ПЖКХ») сроком на 5 (пять) лет, на период с 2016 г. по 2021 г.

Между ПАО «Казаньоргсинтез» и ООО «Поволжская экологическая компания» (далее - ООО «ПЭК») заключен договор на оказание услуг по сбору твердых бытовых отходов с целью их передачи на размещение (захоронение) №ТБ 14-01-0045/35-15103/13 от 01.01.2014 г.

Дополнительным соглашением от 08.12.2016г. продлен срок действия договора №ТБ14-01-0045 от 01.01.2014г. по 31.12.2017 г. Дополнительным соглашением №3 от 08.12.2016г. внесены изменения в приложение №1 к договору №ТБ 14-01-0045 от 01.01.2014г.  Дополнительным соглашением №5 от 25.12.2017 г. продлен срок действия договора №ТБ 14-01-0045 от 01.01.2014г. по 31.12.2018 г.

Таким образом, договорные отношения в период с 01.01.2014 г. по 31.12.2018 г. на услуги по сбору твердых бытовых отходов с целью их передачи на размещение (захоронение) ответчику оказывало ООО «ПЭК». Данный факт подтверждается актами оказания услуг (выполненных работ): №04010118228 от 31.01.2017 г. на сумму 3 960,00 руб.;  №04010118229 от 31.01.2017 г. на сумму 5 940,00 руб.; №04010118279 от 31.01.2017 г. на сумму 161 808,00руб.; №04010118401 от 28.02.2017 г. на сумму 4 224,00 руб.; №04010118444 от 28.02.2017 г. на сумму 5 760,00 руб.№04010118402 от 28.02.2017 г. на сумму 212 712,00 руб.; №04010119132 от 31.03.2017 г. на сумму 244 416,24 руб.; №04010119131 от 31.03.2017 г. на сумму 9 888,00 руб.№04010119023 от 31.03.2017 г. на сумму 4 752,00 руб.; №04010119617 от 30.04.2017 г. на сумму 4 752,00 руб.;  №04010119628 от 30.04.2017 г. на сумму 7 452,00 руб.; №04010119619 от 30.04.2017 г. на сумму 217 200,00 руб.; №04010120043 от 31.05.2017 г. на сумму 207 264,00 руб.; №04010120041 от 31.05.2017 г. на сумму 4 752,00 руб.; №04010120045 от 31.05.2017 г. на сумму 8 820,00 руб.; №04010120557 от 30.06.2017 г. на сумму 4 752,00 руб.; №04010120558 от 30.06.2017 г. на сумму 19 596,00 руб.; №04010120560 от 30.06.2017 г. на сумму 210 144,00 руб.; №04010121016 от 31.07.2017 г. на сумму 190 848,00 руб.; №04010121014 от 31.07.2017 г. на сумму 4 224,00 руб.; №04010121015 от 31.07.2017 г. на сумму 25 440,00 руб.; №04010121273 от 31.08.2017 г. на сумму 30 876,00 руб.; №04010121160от31.08.2017г.на сумму 4752,00руб.; №04010121268 от 31.08.2017 г. на сумму 194 400,00 руб.; №04010121911 от 30.09.2017 г. на сумму 14 952,00 руб.; №04010121910 от 30.09.2017 г. на сумму8 448,00 руб.; №04010121913 от 30.09.2017 г. на сумму 185 112,00 руб.; №04010122213 от 31.10.2017 г. на сумму 209 208,00 руб.; №04010122212 от 31.10.2017 г. на сумму 12 144,00 руб.; №04010122220 от 31.10.2017г. на сумму 12 168,00руб.; №04010122643 от 30.11.2017 г. на сумму 10 932,00 руб.; №04010122642 от 30.11.2017 г. на сумму 4 224,00 руб.; №04010122644 от 30.11.2017 г. на сумму 201 768,00 руб.; №04010123257 от 31.12.2017 г. на сумму 251 712,00руб.; №04010123032 от 31.12.2017 г. на сумму 9 096,00 руб.; №04010123033 от 31.12.2017 г. на сумму 4 752,00 руб.

Из материалов дела установлено, что в 2017 году ООО «ПЭК» передавало отходы (принятые от собственников отходов) ООО «ПЖКХ» по договору №125 от 01.07.2013 на оказание услуг по приемке отходов. Указанные взаимоотношения прекратились 31.03.2017.

Лимиты размещения на полигоне ТБО г. Казань ответчиком были переоформлены на Лимиты размещения на полигоне ТКО «Восточный» от 07.08.2018 №11543.

20.04.2017 ООО «ПЭК» был заключен договор №78 на оказание услуг по  обращению с отходами  4-5 классов опасности с ООО «УК «ПЖКХ». Указанный договор прекращен.

22.06.2017 между ООО «ПЭК» и ООО «УК «ПЖКХ» заключен договор на оказание  услуг по обращению с отходами 4-5 классов опасности в новой редакции, который утратил свою силу 31.12.2018.

ООО «ПЭК» выполняло работы по сбору и вывозу всех видов отходов производства  и потребления ответчика, подлежащих (разрешенных)  размещению на полигоне ТБО.

Конечным местом размещения транспортируемых отходов – ООО «УК «ПЖКХ», которое принимало отходы (ТБО) 4 класса опасности в количестве по актам  - 1978,41018 тн.

В указанном объеме (1978,41018 тн.) вывезенном для размещения на полигоне ТБО входят  отходы, указанные в исковом заявлении истца, а именно:

Мусор и смет от уборки складских помещений малоопасный (код ФККО 73322001724) в количестве – 38,15;

Мусор и смет производственных помещений малоопасный (код ФККО – 73321001724)  в количестве  - 2,91;

Смет с территории предприятия малоопасный (код ФККО 73339001714) в  количестве -  1081,277;

Отходы   кухонь и организаций   общественного  питания  несортированные  прочие (код ФККО 73610002724) в  количестве – 69,32.

Между тем, довод истца о том, что объект размещения отходов – полигон ТКО «Восточный», эксплуатирующей организацией - ООО «УК «ПЖКХ» включен в государственный реестр объектов размещения отходов на основании Приказа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования  №255 лишь 24.05.2017, а отходы ответчика размещались на указанном полигоне до 24.05.2017, который не был указан в документе об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение от 10.02.2016 №3004, судом первой инстанции обоснованно отклонен на основании следующего.

Согласно пункту 6 статьи 12 Закона N 89-ФЗ объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов (ГРОРО) осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с п. 7 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - ФЗ об отходах производства и потребления) запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

ООО «УК ПЖКХ» зарегистрировано в качестве юридического лица с 24.06.2016 г., лицензия №16-00440 на сбор отходов IV класса опасности, транспортирование IV класса опасности, обработка отходов IV класса опасности, утилизация IV класса опасности, размещение отходов IV класса опасности была зарегистрирована 30.12.2016 г.

Согласно лицензии 16-00440 от 30 декабря 2016 г. ООО «УК «ПЖКХ» осуществляет деятельность по обработке отходов: мусор и смет от уборки складских помещений малоопасный (73322001724); мусор и смет производственных помещений малоопасный (73321001724); смет с территории предприятия малоопасный (73339001714); отходы кухонь и организаций общественного питания несортированные прочие (73610002724) по адресу: РТ, г. Казань, ул. Васильченко, д.6 и РТ, г. Казань, ул. Родины, д.6а.

Обработка отходов - это предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку (ст. 1, Федеральный закон от 24.06.1998 И89-ФЗ).

При этом, ни деятельность по обработка отходов, ни деятельность по переработке, ни деятельность по сортировке не являются деятельностью по размещению, т.е. тем видом негативного воздействия, с которым закон связывает наступление обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду.

В данном случае ООО «УК ПЖКХ» осуществляет производственную деятельность путем сортировки их на специальном оборудовании, в результате которого происходит извлечение вторичного сырья, которое ООО «УК ПЖКХ» реализовывает как продукт, пригодный для дальнейшего применения, извлекая с этого прибыль, а измельченные отходы - непригодные для дальнейшего применения, брикетируются и размещают на полигоне ТКО.

В связи с этим, указанные измельченные окончательные отходы являются отходами, образованными в результате деятельности ООО «УК ПЖКХ», следовательно, в соответствии с законодательством данная организация обязана  вносить соответствующие платежи.

Между собственником отходов – ответчиком  и ООО «ПЭК» заключен договор на оказание услуг по сбору твердых бытовых отходов с целью их передачи на размещение (захоронение).

Деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и ведется в специально оборудованных местах.

Материалами дела подтверждается, что ответчик не осуществлял размещение отходов (хранение и захоронение), поскольку только сортировал отходы и мусор, а после передавал отходы обществу «ПЭК» для транспортировки и захоронения (утилизации).

На момент заключения договора о размещении отходов  Обществу «ПЭК» ответчик не мог обладать информацией о том, что полигон ТКО «Восточный» по адресу: РТ, г. Казань, ул. Васильченко, д.6 будет признан несанкционированным, поскольку в соответствии с лицензией 16-00440 от 30 декабря 2016 г. ООО «УК «ПЖКХ» осуществляет деятельность по обработке отходов по адресам: РТ, г. Казань, ул. Васильченко, д.6; РТ, г. Казань, ул. Родины, д.6а.

Согласно пункту 5 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденного приказом Минприроды России от 25.02.2010 N 50 (далее - Порядок N 50) нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются территориальными органами Росприроднадзора на основании комплекта обосновывающих расчетов, материалов и документов - проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разрабатываемого индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Согласно абз.1 подпункта б пункта 14 Порядка № 50 документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение подлежит переоформлению в случаях: изменения данных об объектах размещения отходов - самостоятельно эксплуатируемых (собственных) объектах размещения отходов и/или об объектах размещения отходов, эксплуатируемых другими хозяйствующими субъектами, и на которые отходы индивидуальных предпринимателей и юридических лиц передаются для размещения.

Согласно абз.2 подпункта б пункта 14 Порядка № 50 переоформление документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение допускается при условии неизменности утвержденных нормативов образования и лимитов на их размещение в конкретных объектах размещения отходов и только в период действия утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Срок действия переоформленного документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение не должен превышать срок действия утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

При наличии действующих разрешений, документов об утверждении нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение к ответчику не может применятся пятикратный коэффициент к ставке платы за размещение, предусмотренный Постановления Правительства РФ от 03.03.2017 N 255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду».

В феврале 2018 года ответчиком подана декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 год.

26.02.2019 г. ответчик подал уточненную декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 год.

Согласно уточненной декларации о плате за размещение отходов производства и потребления составила 409 914,09 рублей. Из которых 14 760,63 рубля были отражены в первичной декларации за 2017 г.

Таким образом, ответчик не отрицает факт доначисления за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 год в размере 395 153,46 руб.

На основании изложенного суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что требования истца о взыскании с ответчика задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду подлежат частичному удовлетворению в размере 395 153 руб. 46 коп.

Также Управлением заявлено требование о взыскании пени в размере 538 446 руб. 85 коп. за несвоевременное или неполное внесение платы за размещение отходов производства и потребления.

Пунктом 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.

В силу части 4 статьи 16.4 Федерального закона N 7-ФЗ несвоевременное или неполное внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду лицами, обязанными вносить плату, влечет за собой уплату пеней в размере одной трехсотой ключевой ставки Банка России, действующей на день уплаты пеней, но не более чем в размере двух десятых процента за каждый день просрочки; пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду начиная со следующего дня после дня окончания соответствующего срока, определенного пунктом 3 настоящей статьи.

Таким образом, в отношении платы за негативное воздействие на окружающую среду пени начисляются, начиная с 2 марта года, следующего за отчетным годом (Письмо Минприроды России от 25.03.2016 N 06-09-44/5872 "О разъяснениях по плате"), и начисляются за каждый календарный день просрочки платежа, в том числе за выходные и нерабочие праздничные дни.

По смыслу Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2016), утвержденного Президиумом ВС РФ 19.10.2016, должна применяться действующая на дату вынесения решения ставка, в случае, когда одновременно с взысканием пени заявлено требование о взыскании задолженности (поскольку отсутствует дата фактической оплаты задолженности).

Проверив правильность и обоснованность расчета пеней, суд первой инстанции обоснованно посчитал его неверным и произвел перерасчет пеней с учетом уточнений, частичного удовлетворения уточненных исковых требований:

с 02.03.2018 по 25.03.2018 (24 дня по ставке 7.5%) в сумме 2 370 руб. 92 коп. (395153.46 руб. х 7.5% х 1/300 х 24 дн.);

с 26.03.2018 по 31.03.2018 (6 дней по ставке 7.25%) в сумме 572 руб. 97 коп. (395153.46 руб. х 7.25% х 1/300 х 6 дн.);

с 01.04.2018 по 16.09.2018 (169 дней по ставке 7.25%) в сумме 32 277 руб. 45 коп. (395153.46 руб. х 7.25% х 1/150 х 169 дн.);

с 17.09.2018 по 16.12.2018 (91 день по ставке 7.5%) в сумме 17 979 руб. 48 коп. (395153.46 руб. х 7.5% х 1/150 х 91 дн.);

с 17.12.2018 по 19.12.2018 (3 дня по ставке 7.75%) в сумме 612 руб. 49 коп. (395153.46 руб. х 7.75% х 1/150 х 3 дн.).

Исходя из частичной удовлетворенной суммы задолженности, а также периодов просрочки, процентных ставок, размер пеней составляет 53 813 руб. 32 коп.

На основании изложенного, с учетом произведенного перерасчета, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что требования истца о взыскании пени подлежит частичному удовлетворению в сумме 53 813 руб. 32 коп.

При таких обстоятельствах, требования заявителя судом первой инстанции были правомерно удовлетворены частично.

Положенные в основу апелляционной жалобы доводы являлись предметом исследования арбитражным судом при рассмотрении спора по существу и им дана надлежащая оценка.

Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.

Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.

Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 05 июня 2019 года по делу №А65-3191/2019  оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                                      А.Б. Корнилов

Судьи                                                                                                                    Т.С. Засыпкина

                                                                                                                               Е.Г. Филиппова