НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2016 № 11АП-4330/2016

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11 «А», тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

22 апреля 2016 года                                                                             Дело № А55-24099/2015

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена     18 апреля 2016 года

Постановление в полном объеме изготовлено      22 апреля 2016 года

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Корнилова А.Б.,

судей Рогалевой Е.М., Холодной С.Т.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Филипповской С.А.,

с участием:

от истца – Спекторова И.А.(доверенность от 16.112015г.),

Логинова Л.А.(доверенность от 12.01.2016г.),

от ответчиков:

- ИФНС России по Красноглинскому району г. Самары

Горяинова Е.А.(доверенность от 21.12.2015г.), Исаев И.М.(доверенность от 17.09.2015г.),

- УФНС России по Самарской области – Исаев И.М.(доверенность от 06.11.2015г.),

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ИФНС России по Красноглинскому району г. Самары  на решение Арбитражного суда Самарской области от 10.02.2016 года  по делу №А55-24099/2015 (судья Харламов А.Ю.)

по заявлению Самарской областной общественной организации инвалидов «Социальная инициатива»,

к ИФНС России по Красноглинскому району г. Самары,

к УФНС России по Самарской области,

о признании недействительными решений

УСТАНОВИЛ:

СОООИ «Социальная инициатива» обратилось в арбитражный суд с заявлением, в котором, с учетом уточнения предмета заявленных требований, просила суд:

- признать недействительным решение от 31 марта 2015 года № 15702 «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения», принятое ИФНС России по Красноглинскому району г. Самары;

- признать недействительным Решение от 19 июня 2015 года № 03-15/15387 «По апелляционной жалобе Самарской областной общественной организации инвалидов «Социальная инициатива» на решение ИФНС России по Красноглинскому району г. Самары от 31 марта 2015 года № 15702 «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения», принятое УФНС России по Самарской области;

Решением Арбитражного суда Самарской области от 10.02.2016 года заявленные требования удовлетворены.

В апелляционной жалобе ИФНС России по Красноглинскому району г. Самары просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Самарской области от 10.02.2016 года по делу № А55-24099/2015 отменить и принять по делу новый судебный акт.

В материалы дела поступил отзыв Самарской областной общественной организации инвалидов «Социальная инициатива» на апелляционную жалобу, в котором она просит апелляционный суд оставить решение Арбитражного суда Самарской области от 10.02.2016 года без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В материалы дела поступил отзыв УФНС России по Самарской области на апелляционную жалобу, в котором оно просит апелляционный суд решение Арбитражного суда Самарской области от 10.02.2016 года отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.

В судебном заседании представители подателя жалобы и УФНС России по Самарской области доводы жалобы поддержали, просили апелляционную жалобу удовлетворить.

Представители Самарской областной общественной организации инвалидов «Социальная инициатива» напротив, считая решение суда верным, просили в удовлетворении жалобы отказать и оставить решение суда без изменения.

Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, СОООИ «Социальная инициатива» в установленном Федеральным законом от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» была зарегистрирована Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Самарской области в качестве юридического лица, как общественная организация инвалидов – 26 января 2011, что подтверждается имеющимся в деле Свидетельством от 09 апреля 2013 года (учетный номер 6312012357) «О государственной регистрации некоммерческой организации».

В соответствии с пункта 1.1 статьи 1 Устава СОООИ «Социальная инициатива» - общественное объединение, основанное на членстве граждан Российской Федерации – инвалидов и их законных представителей (одного из родителей, усыновителей, опекуна или попечителя) и созданное для защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, решения задач общественной интеграции инвалидов, цели, задачи, предмет деятельности, права и обязанности которой, указаны в разделе 2 данного Устава.

На основании представленной 18 декабря 2014 года СОООИ «Социальная инициатива» Налоговой декларации по НДС за 2 квартал 2014 года регистрационный номер – 9657095 ИФНС России по Красноглинскому району г. Самара в период с 18 декабря 2014 года по 18 февраля 2015 года была проведена камеральная налоговая проверка, результаты которой были оформлены Актом от 09 февраля 2015 года № 15631 «Камеральной налоговой декларации».

На данный Акт от 09 февраля 2015 года № 15631 «Камеральной налоговой декларации» СОООИ «Социальная инициатива» были представлены в налоговый орган письменные Возражения.

31 марта 2015 года ИФНС России по Красноглинскому району г. Самары в отношении СОООИ «Социальная инициатива» было принято Решение от № 15702 «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения», согласно резолютивной части которого:

- СОООИ «Социальная инициатива» был доначислен к уплате НДС по внутреннему рынку в общем размере 7 956 876 руб. 00 коп.;

- СОООИ «Социальная инициатива» по состоянию на 31 марта 2015 года были начислены пени на недоимку по НДС в общей сумме 330 376 руб. 19 коп.;

- СОООИ «Социальная инициатива» было привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, за неуплату или неполную уплату НДС в результате занижения налоговой базы, иного не правильного исчисления налога, в виде штрафа в размере 1 591 375 руб. 00 коп.

Решение инспекции было оспорено СОООИ «Социальная инициатива» в порядке, предусмотренном статьей 138 Налогового кодекса Российской Федерации посредством подачи апелляционной жалобы в УФНС России по Самарской области, по результатам рассмотрения которой, вышестоящим налоговым органом было принято решение от 19 июня 2015 года № 03-15/15387 «По апелляционной жалобе СОООИ «Социальная инициатива» на решение ИФНС России по Красноглинскому району г. Самары от 31 марта 2015 года № 15702 «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения», согласно которому, вышестоящий налоговый орган решил:

- Апелляционную жалобу СОООИ «Социальная инициатива» оставить без удовлетворения, а решение ИФНС России по Красноглинскому району г. Самары от 31 марта 2015 года № 15702 «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» - без изменения.

Данное обстоятельство послужило основанием для обращения СОООИ «Социальная инициатива» в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

При принятии судебного акта, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.

Согласно пункту 3 статьи 50, пункту 1 статьи 117 Гражданского кодекса Российской Федерации общественные организации являются некоммерческими организациями и вправе осуществлять предпринимательскую деятельность для достижения целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.

В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» общественные объединения могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению уставных целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям. Перераспределение доходов от предпринимательской деятельности общественных объединений между членами или участниками этих объединений запрещено. Данные доходы должны использоваться только для достижения уставных целей.

Названный Закон не запрещает общественным объединениям (в том числе, общественным организациям инвалидов) заключать договоры гражданско-правового характера для осуществления предпринимательской деятельности, направленной на достижение уставных целей, ради которых они созданы, и соответствующей этим целям.

Запрет на осуществление общественными организациями предпринимательской деятельности в законодательстве отсутствует.

Данный вывод подтверждается позицией Арбитражного суда Поволжского округа, изложенной в постановлении от 19 июня 2008 года по делу № А55-12850/2007.

Согласно пункту 1.1. Устава СОООИ «Социальная  инициатива» - общественное объединение, основанное на членстве граждан РФ – инвалидов и их законных представителей и созданное для защиты прав и законных интересов инвалидов,  обеспечение  им равных с другими  гражданами  возможностей, решения задач интеграции общественной интеграции  инвалидов.

Согласно пункту 1.6 статьи 1 Устава СОООИ «Социальная инициатива» «Организация может осуществлять предпринимательскую деятельностью лишь постольку, поскольку это служит достижению ее уставных целей, ради которых она создана и соответствующим этим целям.

В соответствии со статьей 3 Раздела 2 Устава СОООИ «Социальная  инициатива» создается в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей, решение задач общественной интеграции инвалидов.

Статьей 4 Раздела 2 Устава СОООИ «Социальная инициатива» определены основные задачи организации.

Пунктом 4.3 статьи 4 Устава СОООИ «Социальная инициатива» предусмотрена разработка, финансирование и реализация целевых программ, направленных на достижение уставных  целей.

Пунктом 4.10 статьи 4 Устава СОООИ «Социальная инициатива» предусмотрено участие в создании и финансировании, строительстве, реконструкции, ремонте и благоустройстве реабилитационных и консультативных центров, поликлиник, больниц, содействие оснащению их современным медицинским оборудованием, препаратами и изделиями медицинского назначения.

Пунктом 4.11 статьи 4 Устава СОООИ «Социальная инициатива»   предусмотрено участие в благоустройстве территории с целью создания безбарьерной среды и обеспечения как вновь возводимых, так и существующих объектов техническими приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов, способствует медицинской реабилитации, оздоровлению инвалидов и повышению уровня их жизни (4.12 статьи 4 Устава).

В соответствии с Уставом СОООИ «Социальная инициатива» в качестве уставной задачи должна осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению уставных целей, ради которых создана Организация, и соответствующую этим целям  (пункт 4.16 статьи 4 Устава).

Согласно пункту 6.6 статьи 6 Устава СОООИ «Социальная инициатива» самостоятельно разрабатывает и утверждает планы и программы своей деятельности, определяет  направления  и размеры расходования денежных средств  и имущества.

В содержании оспариваемого решения от 31 марта 2015 года № 15702 «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» ИФНС России по Красноглинскому району г. Самары подробно указаны ссылки на нормы Гражданского кодекса Российской Федерации и не оспаривается соответствие учредительных документов СОООИ «Социальная  инициатива» данным правовым нормам.

В материалы настоящего дела заявителем представлена «Программа деятельности СОООИ «Социальная инициатива», утвержденная Протоколом годового общего собрания членов данной общественной организации инвалидов от 20 июня 2011 года.

Из данной «Программы деятельности СОООИ «Социальная инициатива» следует, что задачей организации является участие в создании и финансировании, строительстве, реконструкции, ремонте и благоустройстве реабилитационных и консультативных центров, поликлиник, больниц, содействие оснащению их современным медицинским оборудованием, препаратами и изделиями медицинского назначения (подпункт 2.9 пункта 2 Программы), участие в строительной деятельности и благоустройстве территорий с целью создания безбарьерной среды и обеспечения как вновь возводимых, так и существующих объектов техническими приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов (подпункт 2.10 пункта 2 Программы). Также организация способствует медицинской реабилитации, оздоровлению инвалидов и повышению уровня их жизни (подпункт 2.12 пункта 2 Программы).

Способы реализации поставленных задач «Программа  деятельности СОООИ «Социальная инициатива» определяет как: «Создание механизма финансирования разработанных целевых программ, направленных на достижение уставных целей (подпункт 2.4 пункта 2 Программы), формирование штатного аппарата организации, необходимого для обеспечения деятельности организации (подпункт 2.5 пункта 2 Программы), создание Internetсайта по проблемам инвалидов и их реабилитации (подпункт 2.6 пункт 2 Программы), участие в создании реабилитационных центров для инвалидов (подпункт 2.10 пункта 2 Программы), определение видов предпринимательской деятельности (подпункт 2.16 пункта 2 Программы).

В качестве источников финансирования в пункте 4 «Программа деятельности СОООИ «Социальная инициатива» определяет - поступления от хозяйственной деятельности юридических лиц, созданных или приобретенных организацией и доходы от предпринимательской деятельности организации.

Заявителем в материалы дела представлено Соглашение «Об объединении усилий по созданию реабилитационного центра для инвалидов» от 08 ноября 2011 года, которое подписано между, соответственно, СОООИ «Социальная инициатива», СГООИ «СИЛК», СГООИ «СИЛКо», КФХ «Алексеевский кирпич» и ООО «Соли-Капитал», предметом которого является деятельность сторон по взаимному сотрудничеству для осуществления реализации  социального проекта по созданию реабилитационного центра для инвалидов с возможностью включения в процесс реабилитации  водолечения и иппотерапии.

Ссылка на данные документы содержится в РешенииИФНС России по Красноглинскому району г. Самары от 31 марта 2015 года № 15702 «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения», а их содержание не оспаривалось заинтересованными лицами в ходе судебного разбирательства суда первой инстанции.

Кроме того, из содержания указанного ненормативного правового акта и Отзывов заинтересованных лиц следует, что ими не опровергается, что деятельность СОООИ «Социальная инициатива» в проверяемый налоговый период была направлена на строительство физкультурно-оздоровительного комплекса для инвалидов на территории  с. Алексеевка Кинельского района Самарской области, а также что у заявителя имеются необходимые документы, подтверждающие возможность использования залежей воды, подтвержденных заключением о результатах геофизических исследований по эксплуатационной скважине, проведенной министерством природных ресурсов Российской Федерации и экологии ОАО «Волгогеология» Куйбышевской гидротехнической экспедиции.

В оспариваемом Решенииот 31 марта 2015 года № 15702 «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» ИФНС России по Красноглинскому району г. Самары подтверждает, что членами СОООИ «Социальная инициатива» в проверяемый налоговый период являлись граждане - инвалиды, что было подтверждено заявителем в ходе проведенной заинтересованным лицом камеральной налоговой проверки посредством представлений в налоговый орган всех необходимых документов.

Заявителем в материалы дела были представлены, соответственно:

- Протокол годового общего собрания членов СОООИ «Социальная  инициатива» от 20 июня 2011 года;

- Протокол внеочередного общего собрания членов СОООИ «Социальная  инициатива» от 27 февраля 2013 года;

- Протокол годового общего собрания членов СОООИ «Социальная инициатива» от 24 июня 2013 года;

- Протокол общего  собрания членов СОООИ «Социальная инициатива» от 19 июня 2014 года, с Отчетом об уставной деятельности за 2013 год;

- нотариально заверенные Заявления членов СОООИ «Социальная инициатива»  от 2014 года, направленные данными физическими лицами в адрес ИФНС России по Красноглинскому району г. Самары;

- нотариально заверенные Заявлений членов СОООИ «Социальная инициатива» от 2012 года, направленные в  адрес ИФНС России по Красноглинскому району г. Самары, которые в совокупности опровергают довод заинтересованных лиц о том, что члены СОООИ «Социальная инициатива» не принимали участие в работе данной организации, как с момента ее создания, так и в проверяемый налоговый период, а также не  принимали решения по вопросам повестки дня проводимых СОООИ «Социальная инициатива» общих собраний ее членов.

Так, из содержания Протокола общего годового собрания членов СОООИ «Социальная инициатива» от 19 июня 2014 года (проверяемый налоговый период) подтверждает личное присутствие членов данной организации на собрании, свидетельством чего, служат личные подписи указанных физических лиц в Протоколе. При этом Протокол общего годового собрания членов СОООИ «Социальная инициатива» от 19 июня 2014 года содержит указание на перечень обсуждаемых (разрешаемых) на собрании вопросов членами данной организации, в том числе, об утверждении  приоритетных направлений ее деятельности на 2014 год, утверждение сметы организации  на реализацию мероприятий, направленных на достижение ее уставных целей на 2014 год.

Из материалов по настоящему делу следует, что в рамках проведенной камеральной налоговой проверки в качестве приложений к письменным Возражениям на Акт от 09 февраля 2015 года № 15631 «Камеральной налоговой декларации» СОООИ «Социальная инициатива» представило в ИФНС России по Красноглинскому району г. Самары нотариально заверенные Заявления, соответственно: от июня 2012 года и от октября 2014 года ее членов, в том числе: Шулим А.А., Вельмесевой Л.П., Донсковой Е.А., Вершининой Н.Н., Павловой  Н.В., Коротеевой Л.Н., Тягуниной Т.П., Зуевой Л.А., Толстовой  Н.С., Трошина В.М., с сообщением об  участии каждого из них в работе данной организации, что также подтверждается пунктом № 40 Графы – «Приложения» письменных Возражений на Акт.

Кроме того, как в рамках камеральной налоговой проверки, так и при рассмотрении судом первой инстанции настоящего дела, заявителем были представлены Приказы (Распоряжения) СОООИ «Социальная инициатива» «Об оказании материальной помощи членам СОООИ «Социальная инициатива», «О приобретении (вручении) ценных подарков для членов СОООИ «Социальная инициатива», в связи с приближающимися праздниками – «День защитника отечества» и «8 Марта - Международный женский день», О приобретении (вручении) ценных подарков для членов СОООИ «Социальная инициатива», в связи с празднованием 1 мая и 9 мая – «День Победы», «Об оказании материальной помощи членам СОООИ «Социальная инициатива», О приобретении ценного подарка, в связи с празднованием «Дня пожилого человека», «Об оказании материальной помощи членам СОООИ «Социальная инициатива», в связи с празднованием «Дня пожилого человека» и так далее.

Довод заинтересованных лиц о том, что в проверяемый налоговый период СОООИ «Социальная инициатива» осуществляло предпринимательскую деятельность, не соответствующую достижению ее уставных целей, ради которых создана организация, в том числе, в связи с тем, что представленные СОООИ «Социальная инициатива» в УправлениеМинистерство юстиции Российской Федерации по Самарской области отчеты не соответствуют требованиям Закона, а также по причине не обнаружения сотрудниками ИФНС России по Красноглинскому району г. Самары соответствующего Internet сайта СОООИ «Социальная инициатива», суд первой инстанции обоснованно посчитал несостоятельным, по следующим основаниям.

Так, ИФНС России по Красноглинскому району г. Самары на странице 2  оспариваемого Решения ссылается на то обстоятельство, что о  проверяемой  организации - СОООИ «Социальная инициатива» была получена информация от УправленияМинистерства юстиции Российской Федерации по Самарской области, которой подтверждено, что СОООИ «Социальная инициатива» представлялись предусмотренные Законом  сведения о деятельности юридического лица (Сообщение от 07 мая 2015 года исходящий номер 03-26-4509/15-0-1).

Из данного Сообщения УправленияМинистерства юстиции Российской Федерации по Самарской области прямо следует, что информацию, предусмотренную статьей 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», СОООИ «Социальная инициатива» представила на портал – http://unro.minjust.ru – 18 февраля 2015 года и 13 марта 2015 года, тем самым исполнив законную данную обязанность в полном объеме, в связи с чем, у последней не имеется задолженности перед Управлением по представлению отчетности.

Как в рамках проведенной камеральной налоговой проверки в качестве приложений к письменным Возражениям на Акт от 09 февраля 2015 года № 15631 «Камеральной налоговой декларации», так и при рассмотрении судом первой инстанции настоящего дела, СОООИ «Социальная инициатива» были представлены, соответственно:

- Акт  приема-передачи Internet – портала  СОООИ «Социальная  инициатива»  от 25 июня 2012 года;

- фото (скриншот) страницы Internet сайта СОООИ «Социальная инициатива»;

- Приказ от 23 октября 2013 года № 6/1 руководителя СОООИ «Социальная  инициатива» «О назначении ответственного за подготовку информации и ее своевременного размещения на Internet сайте»;

- Счет ООО «Регистратора доменных имен РЕГ.ру»;

- доказательство оплаты СОООИ «Социальная инициатива» за пользование доменным именем;

- фото (скриншот) страницы Internet сайта Министерства юстиции Российской Федерации, на которой представлена информация СОООИ «Социальная инициатива» о продолжении деятельности.

Данное обстоятельство при рассмотрении судом настоящего дела не было опровергнуто заинтересованными лицами посредством представления в материалы дела надлежащих доказательств.

В исполнение пункта 3.2 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 07 октября 2010 года № 252 был утвержден «Порядок размещения в сети Internet отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций».

В соответствии с абзацем 2 пункта 2, пунктами 3, 4 и 6 данного Порядка «Некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от международных или иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, ежегодно, не позднее 15го апреля года, следующего за отчетным, размещают в сети Internet сообщения о продолжении своей деятельности.

Отчеты и сообщения размещаются на официальных сайтах территориальных органов Министерства юстиции Российской Федерации в сети Internet. Отчеты и сообщения дополнительно могут быть размещены в сети Internet на сайте некоммерческой организации и на иных сайтах в сети Internet.

Направление отчета или сообщения для размещения на информационных ресурсах Министерства юстиции Российской Федерации в сети Internet производится путем заполнения содержащейся на сайте формы отчета или сообщения либо посредством прикрепления файла, содержащего заполненный отчет или сообщение.

Датой размещения отчетов и сообщений на информационных ресурсах Министерства юстиции Российской Федерации в сети Internet является дата предоставления открытого доступа к ним».

Материалами по делу подтверждается, что СОООИ «Социальная инициатива» в рамках камеральной налоговой проверки и до принятия Решения от 31 марта 2015 года № 15702 «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» были представлены в ИФНС России по Красноглинскому району г. Самары Сообщение, адресованное в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Самарской области от 12 мая 2014 года «О продолжении деятельности организации в проверяемый период».

По рассматриваемому эпизоду суд первой инстанции обоснованно посчитал, что поскольку камеральная налоговая проверка была проведена заинтересованным лицом за период – 2 квартал 2014 года, а действующим законодательством Российской федерации не предусмотрена обязанность по оформлению и представлению общественной организацией поквартальной отчетности в Министерство юстиции Российской Федерации, следовательно, в проверяемый налоговый период со стороны заявителя не было допущено каких-либо нарушений как положений Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", так и «Порядка размещения в сети Internet отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций», утвержденного Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 07 октября 2010 года № 252.

При рассмотрении судом первой инстанции данного дела не нашел своего подтверждения и, более того, был опровергнут заявителем посредством представления в материалы дела надлежащих доказательств, довод заинтересованного лица о том, что при анализе счета СОООИ «Социальная инициатива» за 2013 год было установлено, что поступления денежных средств в течение года составили более 3 000 000 руб., на что указано на странице № 2 оспариваемого Решения от 31 марта 2015 года № 15702 «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения».

Материалами по делу подтверждается, что за 2013 год СОООИ «Социальная инициатива» не имело поступлений денежных средств и имущества более 3 000 000 руб. от указанных в Решении от 31 марта 2015 года № 15702 «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» источников, доказательством чего, служит имеющаяся в деле Карточка счета 86 «Целевое финансирование».

Как пояснили суду первой инстанции представители СОООИ «Социальная инициатива» при проведении камеральной налоговой проверки заявителем распоряжение ИФНС России по Красноглинскому району г. Самары была представлена копия нулевого Отчета, направленная данной общественной организацией в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Самарской области, об объеме полученных общественной организации денежных средств от «международных и иностранных организаций …» за 2013 год.

Кроме того, на странице № 11 Решения от 31 марта 2015 года № 15702 «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» ИФНС России по Красноглинскому району г. Самары указано на то, что «СОООИ «Социальная инициатива» за проверяемый период не получало никаких пожертвований и иных доходов, кроме как от предпринимательской деятельности». 

Отсутствие поступления в СОООИ «Социальная инициатива» имущества и денежных средств в рамках целевого финансирования от организаций и физических лиц подтверждается Карточкой счетов 86 «Целевое финансирование», соответственно: за 2013 и за 2014 годы.

Более того, Сообщение УправленияМинистерства юстиции Российской Федерации по Самарской области от 07 мая 2015 года исходящий номер 03-26-4509/15-0-1 является доказательством отсутствия со стороны Министерства юстиции Российской Федерации по Самарской области каких-либо претензий к представленной СОООИ «Социальная инициатива» отчетности, в том числе, относительно Отчета об объеме полученных общественной организации денежных средств от «международных и иностранных организаций …» за 2013 год.

Согласно статье 149 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежит налогообложению налогом на добавленную стоимость реализация товаров (работ, услуг), производимых и реализуемых общественными организациями инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 %.

В соответствии со статьей 154 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено данной статьей, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 40 Налогового кодекса Российской Федерации, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.

Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческой является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

В статье 8 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» указано, что общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижений уставных целей объединившихся граждан.

Статьей 6 указанного нормативного правового акта предусмотрено, что членами общественного объединения, в том числе, общественной организации, являются физические и юридические лица - общественные объединения, чья заинтересованность в совместном решении задач данного объединения в соответствии с нормами его устава оформляется соответствующими индивидуальными заявлениями или документами, позволяющими учитывать количество членов общественного объединения, в целях обеспечения их равноправия как членов данного объединения. При этом члены общественного объединения имеют право и несут обязанности в соответствии с требованиями норм устава общественного объединения и в случае несоблюдения указанных требований могут быть исключены из общественного объединениям порядке, указанном в уставе.

Согласно статье 33 Федерального закона 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» общественными организациями инвалидов признаются организации, созданные инвалидами и лицами, представляющими их интересы, в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, решения задач общественной интеграции инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители (один из родителей, усыновителей, опекун или попечитель) составляют не менее 80 %, а также союзы (ассоциации) указанных организаций.

В ходе судебного разбирательства суда первой инстанции представители ИФНС России по Красноглинскому району г. Самары подтвердили, что у заинтересованного лица, относительно проверяемого налогового периода, к правильности ведения СОООИ «Социальная инициатива» бухгалтерского учета вопросов не имеется.

В соответствии с пунктом 1 Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденного Приказом Министерства финансов  Российской Федерации от 06 октября 2008 года № 106н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 27 октября 2008 года № 12522) юридическое лицо  самостоятельно устанавливает правила формирования и раскрытия учетной политики  организации.

Согласно пункту 4 ПБУ 1/2008 учетная политика организации формируется главным бухгалтером или иным лицом, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации возложено ведение бухгалтерского учета организации, на основе настоящего Положения и утверждается руководителем организации.

При этом утверждаются рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности и так далее.

Пунктом 8 ПБУ 1/2008 установлено, что принятая организацией учетная политика подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями и тому подобное) организации.

В ходе судебного разбирательства суда первой инстанции заявителем был представлен документ -  «Учетная политика СОООИ «Социальная  инициатива» на 2014 год», которая определена Приказом руководителя СОООИ «Социальная  инициатива» от 30 декабря 2013 года «Об  учетной политике на 2014 год», с соответствующими Приложениями к нему.

Приказом от 09 января 2014 года № 7/8, изданным Председателем правления СОООИ «Социальная инициатива», была создана рабочая группа для исполнения уставных целей и задач данной общественной организации, определен состав специалистов для их исполнения и утверждено штатное расписание организации.

В Решении от 31 марта 2015 года № 15702 «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» ИФНС России по Красноглинскому району г. Самары изложило вывод о том, что работы, выполненные СОООИ «Социальная инициатива» во 2 квартале 2014 года по ремонту нежилых помещений не являются уставной деятельностью данной общественной организации и не могут быть учтены, как подлежащие льготному налогообложению.

В свою очередь, по результатам изучения Приложением № 1 к Приказу руководителя СОООИ «Социальная инициатива» от 30 декабря 2013 года «Об учетной политике на 2014 год» суд первой инстанции правомерно отклонил в качестве несостоятельного указанный вывод заинтересованного лица поскольку, в данном Приложении определен план счетов СОООИ «Социальная инициатива».

Так, на странице 4 Приказа от 30 декабря 2013 года закреплено – «Расходы по уставной деятельности, направленной на социальную реабилитацию инвалидов, учитывается на счете 22 «расходы по уставной деятельности», а на счете 76 «Расчеты с дебиторами и кредиторами», а на счете 08.11 подлежат отражению затраты на строительство основных средств (уставную деятельность).

При этом заявителем был представлен в ИФНС России по Красноглинскому району г. Самары Отчет об уставной деятельности СОООИ «Социальная инициатива» за 2 квартал 2014 года, Журнал проводок по счетам 22.76 анализ счета 22 и первичные документы, являющиеся основанием для внесения в Журнал проводок, а также карточка счета 08.11 СОООИ «Социальная инициатива» за 2 квартал 2014 года, с подтверждающими документами.

В Решении от 31 марта 2015 года № 15702 «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» ИФНС России по Красноглинскому району г. Самары изложило вывод об отсутствии у заявителя в проверяемый налоговый период права на применение льготы, с чем суд первой инстанции обоснованно не согласился, по следующим основаниям.

Критерием правомерности применения налоговой льготы в соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации является сравнительные данные по среднесписочной численности работающих к занятым в уставной деятельности, в том числе, работающих инвалидов, что также подтверждается правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 14 сентября 2010 года № 1812/2010.

Между тем, при принятии оспариваемых ненормативных правовых актов заинтересованные лица не учли среднесписочную численность сотрудников СОООИ «Социальная инициатива», занятых в целях осуществления именно уставной деятельности данной общественной организации.

В письменных Возражениях на Акт от 09 февраля 2015 года № 15631 «Камеральной налоговой декларации», а также в Апелляционной жалобе направленной в УФНС России по Самарской области на Решение ИФНС России по Красноглинскому району г. Самары от 31 марта 2015 года № 15702 «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения»  заявитель указывал на то, что из общей численности работников СОООИ «Социальная инициатива» во 2 квартале  2014 года - 138 человек, 50 человек были заняты в уставной деятельности данной общественной организации, что составляет 36 %.

Ссылка заинтересованных лиц на Форму РСВ-1 ПФР за 6 месяцев 2014 года, в которой отражена среднесписочная численность работающих в СОООИ «Социальная инициатива» лиц за полугодие 2014 года в количестве 135 человек, судом первой инстанции обоснованно отклонена, поскольку в данной форме не предусмотрено деление численности работников по видам деятельности. Кроме того, в данном документе заявителем были лишь отражены среднесписочная численность работающих в организации лиц, при этом нарастающим итогом с начала года.

По результатам изучения представленных заявителем документов (доказательств), в том числе, Справок, соответственно, «По расчету льготы по НДС за 2 квартал 2014 года СОООИ «Социальная инициатива», «По удельному весу численности и фонда оплаты труда, с начислениями работников СОООИ «Социальная инициатива», занятых в установленной деятельности», Штатного расписания СОООИ «Социальная инициатива» на период – с 01 января 2014 года, суд первой инстанции правомерно согласился с доводами представителей заявителя о том, что необходимо сравнивать данные по фонду оплаты труда работников, занятых в уставной  деятельности СОООИ «Социальная инициатива» (в том числе, инвалидов) к общему фонду заработной платы общественной организации.

Материалами по делу подтверждается, что удельный вес фонда оплаты труда (с начислениями) работников, занятых в уставной деятельности, в общем фонде оплаты труда работников СОООИ «Социальная инициатива» составляет – 41 %, что подтверждается первичными документами, представленными заявителем в ходе камеральной налоговой проверки и Справкой «По удельному весу численности и фонда оплаты труда, с начислениями работников СОООИ «Социальная инициатива», занятых в установленной деятельности».

В ходе судебного разбирательства суда первой инстанции представители заявителя со ссылкой на представленные в материалы дела Анализ счета 70 «Расчеты по оплате труда» (том 5 л.д. 92), пояснили суду, что расходы по страховым начислениям СОООИ «Социальная инициатива» за 2 квартал 2014 года подтверждены Анализом счета 69.1 «Социальное страхование», Анализом счета 69.2 «Пенсионное обеспечение» и Анализом счета 69.3 «Медицинское страхование», а фонд оплаты труда работников за 2 квартал 2014 года составил - 8 660 924 руб. 00 коп.

Судом первой инстанции установлено, что фонд оплаты труда работников СОООИ «Социальная инициатива» со всеми начислениями за 2 квартал 2014 года составил - 11 000,021 тыс. руб. (счет 70 + счет 69.1 + счет 69.2 + счет 69.3).

Данная сумма отражена СОООИ «Социальная инициатива» в расчете в Справке «По удельному весу численности и фонда оплаты труда с начислениями работников СОООИ «Социальная инициатива», занятых в уставной деятельности».

Данные документы в рамках рассмотрения судом первой инстанции настоящего дела не были оспорены заинтересованными лицами.

Соотношение удельного веса суммы расходов, направляемых на уставные цели в соответствии с пунктом 38 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации, которые относились на расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль, к общей сумме выручки, полученной от предпринимательской деятельности.

Заявителем в подтверждение того, что уставная деятельность СОООИ «Социальная инициатива» соответствует требованиям действующего законодательства Российской Федерации по признакам обоснованности расходов, с точки зрения рациональности эффективности и деловой разумности, в материалы дела представлена обобщающая Справка по расчету льгот за 2 квартал 2014 года.

Согласно Налоговой декларации СОООИ «Социальная  инициатива» по НДС за 2 квартал 2014 года стоимость реализованных товаров (работ, услуг), без НДС, составила 69 267 150 руб. (графа 2, строки  010 раздела 7 Налоговой декларации).

НДС в размере 18 % с реализации товаров (работ, услуг) составляет - 12 468 087 руб.

Сумма НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), не подлежащая вычету, составляет - 4 511 211 руб. (графа 4 строки 010 раздела 7 Налоговой декларации).

Льгота по НДС за 2 квартал 2014 года СОООИ «Социальная  инициатива»   составляет  - 7 956 876 руб.

Соотношение расходов по уставной деятельности СОООИ «Социальная  инициатива» в сумме к выручке составляет - 9,2 %.

Приложением №3 к Приказу СОООИ «Социальная  инициатива» от 30 декабря 2013 года «Об учетной политике на 2014 год» определен порядок расчета  коэффициента отнесения общехозяйственных затрат на уставную деятельность в размере не ниже - 10 % .

Таким образом, на основании изложенного, суд первой инстанции обоснованно поддержал в качестве правомерной позицию заявителя о том, что в проверяемый налоговый период уставная деятельность налогоплательщика соответствовала требованиям Закона по признакам обоснованности расходов, с точки зрения рациональности эффективности, деловой разумности.

Данный вывод подтверждается позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 04 июня 2007 года № 320-О-П.

Суд, правомерно посчитал, что заявитель надлежащим образом доказал, что работы, выполненные СОООИ «Социальная инициатива» во 2 квартале 2014 года по ремонту нежилых помещений правильно им учтены, как подлежащие льготному налогообложению.

Из материалов по делу следует, что 01 апреля 2012 года между ООО «Солли-Капитал» - «арендодатель» и СОООИ «Социальная инициатива» - «арендатор» был заключен Договор «Аренды нежилых помещений с правом выкупа».

По условиям указанного гражданско-правового договора арендодателем в аренду с правом последующего выкупа были переданы арендатору - СОООИ «Социальная  инициатива» следующие объекты недвижимого имущества помещения:

- в нежилом здании электроцеха, расположенном по адресу: Самарская область, г. Кинель, пос. Алексеевка, кадастровый (или условный номер) – 63-63-03/007/2007-472, а именно: 1 этаж, помещения, соответственно номер: 1-21, общей площадью – 522,4 м2, 2 этаж, помещения, соответственно номер: 1-6, общей площадью – 98,5 м2;

- в нежилом здании гаража для легковых автомобилей, расположенном по адресу: Самарская область, г. Кинель, пос. Алексеевка, кадастровый (или условный) номер – 63-63-03/007/2007, а именно – 1 этаж, помещения, соответственно номер: 1-6, общей площадью – 173,0 м2.

В соответствии с подпунктом 3.3 пункта 3 данного Договора арендатор - СОООИ «Социальная инициатива» имеет право с письменного разрешения арендодателя производить капитальный ремонт помещений и (или) реконструкцию. Все необходимые согласования проектно-сметной документации на капитальный ремонт, реконструкцию, перепланировку и (или) переоборудование помещений в соответствующих надзорных органах производятся силами и за счет арендатора.

Площадь передаваемых арендодателем в рамках указанного гражданско-правового договора в аренду арендатору помещений подтверждается Техническим паспортом и инвентарным делом.

17 марта  2014 года между ЗАО «Алексеевский кирпич» - «арендодатель» и СОООИ «Социальная инициатива» - «арендатор» был заключен  Договор «Аренды  помещений».

В подпункте 1.1 пункта данного Договора его сторонами определен предмет – арендодатель сдает, а арендатор принимает во временное пользование и владение (аренду) за плату помещения в здании инженерного корпуса с общежитием, расположенном по адресу: Самарская область, г. Кинель, пос. Алексеевка, кадастровый (или условный) номер – 63:03:0000000:0000//2:0000205:А//0430:00:0000:000:0:0, а именно:

- 1 этаж, помещения, соответственно номер: 1-21, общей площадью – 321,8 м2;

- 3 этаж, помещения, соответственно номер: 1-28, общей площадью – 325,7 м2.

В подпункте 1.1 пункта 1 Договора его стороны прямо предусмотрели цель использования арендатором объекта аренды – для оказания услуг, в сфере реабилитации инвалидов.

Площадь передаваемых арендодателем в рамках указанного гражданско-правового договора в аренду арендатору помещений подтверждается Техническим паспортом.

Из материалов по настоящему делу следует, что на момент принятия ИФНС России по Красноглинскому району г. Самары Решения от 31 марта 2015 года № 15702 «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения», между ЗАО «Алексеевский кирпич» - «продавец» и СОООИ «Социальная инициатива» - «покупатель» уже был заключен Договор от 16 декабря 2014 года «Купли-продажи» нежилого помещения - 3 этажного нежилого здания инженерного  корпуса с общежитием общей площадью - 1 866,90 м2, Литера А, расположенного по адресу: Самарская область, г. Кинель, пос. Алексеевка.

В установленном Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» порядке данный гражданско-правовой договор прошел государственную регистрацию.

Заявитель в рамках проведенной камеральной налоговой проверки и при рассмотрении судом первой инстанции настоящего дела в исполнение требований части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представил, в том числе, следующие документы:

- Рабочий проект перепланировки нежилого помещения, расположенного по адресу: Самарская область, пос. Алексеевка, ул. Силикатная дом 7;

- Архитектурное решение по перепланировке внутренних конструкций здания «Инженерный корпус с общежитием»;

- Акт экспертного исследования ООО «АНО Центр Экспертиз» от  сентября 2014 года из которого следует, что фактически выполненные работы по перепланировке  внутренних конструкций, соответственно: 1, 2 и 3 этажей здания инженерного корпуса, расположенного адресу: Самарская область, пос. Алексеевка, ул. Силикатная дом 7, не повлекли увеличение площади здания, его высоты, объема и не относятся к работам по реконструкции здания в целом.

В соответствии с Решением Думы городского округа Кинель Самарской области от 31 мая 2012 года № 211 «Правила землепользования и застройки городского округа Кинель Самарской области» и схеме функционального зонирования городского округа Кинель Самарской области реконструируемое СОООИ «Социальная инициатива»  нежилое здание расположено в зоне предприятий и складов 5 класса вредности (ПК-5), с санитарно-защитной зоной в 50 м2, с разрешенным использованием - под административные  здания, офисы, конторы  различных фирм, компаний.

Указанными «Правилами землепользования и застройки городского округа Кинель Самарской области», утвержденными Решением Думы городского округа Кинель Самарской области от 31 мая 2012 года № 211, также установлено, что вспомогательным видом использования земельного участка, на котором расположено ремонтируемое СОООИ  здание является разрешенное использование - для размещения предприятия общественного питания (столовые, кафе), спортклубы.

Письмом Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области»  от 12 декабря 2014 года исходящий номер 05/4276  по запросу  СОООИ «Социальная инициатива» было сообщено, что в соответствии с пунктом 5.3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в границах санитарно-защитной зоны возможна застройка, в том числе, вышеуказанными объектами.

Из Протоколов от 19 декабря 2014 года «Исследования воздуха населенных мест», оформленных филиалом «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Самарской области ФБУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Приволжскому федеральному округу», следует, что пробы воздуха в районе электроцеха не имеют предельно допустимых показателей.

Постановлениями Администрации городского округа Кинель Самарской области, соответственно: от 08 июня 2015 года № 1860 и от 22 июля 2015 года № 2276, СОООИ «Социальная инициатива» была разрешена перепланировка нежилого здания  площадью – 1 866,9 м2, расположенного по адресу: Самарская область, г. Кинель, пос. Алексеевка, а ООО «Солли-Капитал» - разрешена перепланировка здания электроцеха площадью - 856,3 м2.

Постановление Администрации городского округа Кинель Самарской области от 15 мая 2015 года № 1639 СОООИ «Социальная инициатива» был утвержден и выдан  Градостроительный план земельного участка для реконструкции нежилого здания – «инженерного корпуса с общежитием». 

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что работы, выполненные по указанным объектам недвижимого имущества, проводятся СОООИ «Социальная инициатива» в установленном Законом порядке, а их результат правильно отражен в документах налогового и бухгалтерского учета, а также правильно были учтены при оформлении и представлении ИФНС России по Красноглинскому району г. Самары Налоговой декларации по НДС за 2 квартал 2014 года.

С учетом изложенного, требования заявителя были обоснованно судом первой инстанции удовлетворены.

Положенные в основу апелляционной жалобы доводы являлись предметом исследования арбитражным судом при рассмотрении спора по существу и им дана надлежащая оценка.

Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.

Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.

Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение  Арбитражного суда Самарской области от 10.02.2016 года  по делу     №А55-24099/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                                       А.Б. Корнилов

Судьи                                                                                                                     Е.М. Рогалева

                                                                                                                                С.Т. Холодная