ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11 «А», тел. 273-36-45
www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru
апелляционной инстанции по проверке законности и
обоснованности решения арбитражного суда,
не вступившего в законную силу
25 марта 2019 года Дело А65-28398/2018
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 18 марта 2019 года
Постановление в полном объеме изготовлено 25 марта 2019 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Сергеевой Н.В., Драгоценновой И.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кожуховой С.В.,
без участия представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального казенного учреждения "Исполнительный комитет муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 03 декабря 2018 года по делу № А65-28398/2018 (судья Шайдуллин Ф.С.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Евронит" (ОГРН 1151674001511, ИНН 1639051089), Республика Татарстан, г. Елабуга,
к Муниципальному казенному учреждению "Исполнительный комитет муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан" (ОГРН 1051614258740, ИНН 1650135166), Республика Татарстан, г. Набережные Челны,
с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан; Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Набережные Челны Республики Татарстан,
о признании незаконным бездействия, об обязании,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственность "Евронит" (далее - заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Муниципальному казенному учреждению "Исполнительный комитет муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан" (далее - ответчик) о признании незаконным бездействия, выразившегося в невнесении в ФИАС сведений о присвоенном адресе объекту «Административно-бытовой корпус с гаражом» с кадастровым номером 16:52:090105:412, а также об обязании внести сведения в Федеральную информационную адресную систему (ФИАС) о присвоении объекту «Административно-бытовой корпус с гаражом» с кадастровым номером 16:52:090105:412 адреса: Российская Федерация, Республика Татарстан, город Набережные Челны, Индустриальный проезд, дом 47/1.
Определением суда от 18 октября 2018 года в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан; Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Набережные Челны Республики Татарстан (далее - третьи лица).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 03 декабря 2018 года заявление удовлетворено, признано незаконным бездействие Муниципального казенного учреждения "Исполнительный комитет муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан", выразившееся во невнесении в Федеральную информационную адресную систему сведений о присвоенном адресе объекту: «Административно-бытовой корпус с гаражом» с кадастровым номером 16:52:090105:412. МКУ "Исполнительный комитет муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан" вменено в обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Евронит" путем внесения не позднее 3 дней со дня опубликования на сайте настоящего решения сведений в ФИАС о присвоении объекту с кадастровым номером 16:52:090105:412 адреса.
В апелляционной жалобе МКУ "Исполнительный комитет муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан" просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 03 декабря 2018 года по делу № А65-28398/2018 и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, указывая на то, что согласно сведениям ФИАС информация о спорном здании № 47/1 внесена 16.10.2017, что указывает, что на момент принятия оспариваемого судебного акта не имело место незаконное бездействие заинтересованного лица.
В материалы дела поступил отзыв заявителя, в котором заявитель просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 03 декабря 2018 года по делу № А65-28398/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения как необоснованную.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2019 судебное разбирательство по делу было отложено на 18.03.2019, у участников спора запрошены сведения относительно действий ответчика по внесению 16.10.2017 года в ФИАС информации о спорном здании .
В материалы дела также поступил отзыв третьего лица на апелляционную жалобу, в котором третьим лицом даны пояснения по вопросам, обозначенным судом в определении от 18.02.2019, правовой позиции по апелляционной жалобе третьим лицом не выражено.
18.03.2019 в материалы дела поступили письменные пояснения ответчика по вопросам, обозначенным судом в определении от 18.02.2019, также ответчиком заявлено ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие уполномоченного представителя МКУ "Исполнительный комитет муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан".
Заявителем по делу пояснений во исполнение определения суда от 18.02.2019 года не представлено.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной полагает судебный акт арбитражного суда первой инстанции подлежащим отмене с принятием по делу нового судебного акта.
Как следует из материалов дела, постановлением Исполнительного комитета муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан № 6050 от 05.10.2017 зданию «Административно – бытовой корпус с гаражом, склад», расположенному на земельном участке с кадастровым номером 16:52:090105:183 в Республике Татарстан, г. Набережные Челны, вдоль автодороги XVII, Промкозона ОАО «КамАЗ», в районе производственной базы ЗАО «Автоцентр – Ока», присвоен адрес: Российская Федерация, Республика Татарстан, город Набережные Челны, Индустриальный проезд, дом 47/1 (пункт 1 Постановления).
Исполнительным комитетом муниципального образования город Набережные Челны 20.11.2017 обществу «Евронит» выдано разрешение № RU16302000-203-2017 на ввод объекта – «Административно – бытовой корпус с гаражом» в эксплуатацию.
Постановлением Исполнительного комитета муниципального образования город Набережные Челны № 7515 от 04.12.2017 внесены изменения в постановление Исполнительного комитета № 6050 от 05.10.2017 «О присвоении адреса», выразившиеся в исключении из пункта 1 слова «склад».
Между тем, как указывал заявитель, сведения о присвоенном вышеуказанному объекту адресе как в Единый государственный реестр недвижимости, так и в Федеральную информационную адресную систему не внесены.
В связи с отсутствием сведений об адресе общество «Евронит» 25.06.2018 обратилось в Исполнительный комитет муниципального образования город Набережные Челны с заявлением о внесении в государственный адресный реестр сведений об адресе здания «Административно – бытовой корпус с гаражом»: Российская Федерация, Республика Татарстан, город Набережные Челны, Индустриальный проезд, дом 47/1.
Указанное заявление получено ответчиком 25.06.2018, что подтверждается соответствующим штампом Исполнительного комитета г. Набережные Челны.
Не получив ответа по существу в установленный законодательством срок на указанное заявление, полагая незаконным бездействие ответчика, выраженное в невнесении сведений об адресе, заявитель обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Принимая обжалуемый судебный акт, арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Исполнительный комитет, присвоив объекту адрес, не внес указанные сведения в ФИАС, не представив надлежащих доводов, по которым до настоящего времени не внесены сведения о присвоенном объекту адресе. С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии незаконного бездействия со стороны ответчика и нарушению прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в силу чего заявленные требования Общества были удовлетворены.
Суд апелляционной инстанции полагает выводы суда первой инстанции ошибочными, решение суда подлежащим отмене, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частями 4 и 5 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, ненормативный акт, решение и действие (бездействие) органа, осуществляющего публичные полномочия, могут быть признаны недействительными (незаконными) при наличии одновременно двух условий: в случае, если данный ненормативный акт, действие (бездействие) не соответствует закону и нарушают права и охраняемые законом интересы заявителя.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации и государственные гарантии его осуществления устанавливает Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон № 131-ФЗ).
Согласно статье 1 Закона № 131-ФЗ под вопросами местного значения понимаются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона № 131-ФЗ по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Согласно подпункту 27 пункта 1 статьи 16 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится: присвоение наименований улицам, площадям и иным территориям проживания граждан в городском округе, установление нумерации домов, организация освещения улиц и установки указателей с наименованиями улиц и номерами домов.
Стандарт и порядок предоставления муниципальной услуги по присвоению, изменению и аннулированию адресов на территории муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан установлен Административным регламентом предоставления муниципальной услуги, утвержденный Постановлением Исполнительного комитета муниципального образования город Набережные Челны № 1964 от 21.04.2016 (далее по тексту – Административный регламент).
Постановлением Исполнительного комитета муниципального образования город Набережные Челны № 5126 от 04.09.2017 внесены изменения в Административный регламент предоставления муниципальной услуги по присвоению, изменению и аннулированию адресов, утвержденный постановлением Исполнительного комитета от 21.04.2016 № 1964.
Согласно пункту 1.3 Административного регламента муниципальная услуга предоставляется Исполнительным комитетом муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.11.2014 № 1221 "Об утверждении Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов" утверждены правила присвоения, изменения и аннулирования адресов (далее - Правила присвоения, изменения и аннулирования адресов).
Пунктом 6 Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов предусмотрено, что присвоение объекту адресации адреса, изменение и аннулирование такого адреса осуществляется органами местного самоуправления, органами государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения или органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения, уполномоченными законами указанных субъектов Российской Федерации на присвоение объектам адресации адресов (далее - уполномоченные органы), с использованием федеральной информационной адресной системы.
Согласно пункту 7 Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов присвоение объектам адресации адресов и аннулирование таких адресов осуществляется уполномоченными органами по собственной инициативе или на основании заявлений физических или юридических лиц.
В соответствии с пунктом 20 Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов присвоение объекту адресации адреса или аннулирование его адреса подтверждается решением уполномоченного органа о присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса.
Пунктом 25 Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов установлено, что решение о присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса подлежит обязательному внесению уполномоченным органом в государственный адресный реестр в течение 3 рабочих дней со дня принятия такого решения.
При этом из пункта 26 Правил присвоения адресов следует, что датой присвоения объекту адресации адреса, изменения или аннулирования его адреса признается дата внесения сведений об адресе объекта адресации в государственный адресный реестр.
Отношения, возникающие в связи с ведением государственного адресного реестра, осуществлением эксплуатации федеральной информационной адресной системы, а также отношения по использованию содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресах регулируются Федеральным законом от 28.12.2013 N 443-ФЗ "О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В соответствии со статьей 2 указанного Федерального закона для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
1) адрес - описание места нахождения объекта адресации, структурированное в соответствии с принципами организации местного самоуправления в Российской Федерации и включающее в себя в том числе наименование элемента планировочной структуры (при необходимости), элемента улично-дорожной сети, а также цифровое и (или) буквенно-цифровое обозначение объекта адресации, позволяющее его идентифицировать;
2) государственный адресный реестр - государственный информационный ресурс, содержащий сведения об адресах;
3) объект адресации - один или несколько объектов недвижимого имущества, в том числе земельные участки, либо в случае, предусмотренном установленными Правительством Российской Федерации правилами присвоения, изменения, аннулирования адресов, иной объект, которому присваивается адрес;
4) федеральная информационная адресная система - федеральная государственная информационная система, обеспечивающая формирование, ведение и использование государственного адресного реестра.
Согласно статьи 4 Федерального закона от 28.12.2013 N 443-ФЗ в государственный адресный реестр вносятся сведения об адресах и о реквизитах документов о присвоении, об изменении, аннулировании адресов ( часть 1 ). Ответственность за достоверность, полноту и актуальность содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресах несет орган местного самоуправления или орган государственной власти, разместившие такие сведения (часть 2 статьи 4 ).
Согласно статье 8 указанного Федерального закона от 28.12.2013 N 443-ФЗ содержащиеся в государственном адресном реестре сведения об адресах являются общедоступной информацией, размещаемой в том числе в форме открытых данных (часть 1 статьи 8) . Государственный адресный реестр размещается на официальном сайте оператора федеральной информационной адресной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и должен быть доступен для просмотра без подачи запросов и взимания платы ( часть 3 статьи 8).
Как следует из материалов дела, постановлением Исполнительного комитета муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан № 6050 от 05.10.2017 зданию «Административно – бытовой корпус с гаражом, склад», расположенному на земельном участке с кадастровым номером 16:52:090105:183 в Республике Татарстан, г. Набережные Челны, вдоль автодороги XVII, Промкозона ОАО «КамАЗ», в районе производственной базы ЗАО «Автоцентр – Ока», присвоен адрес: Российская Федерация, Республика Татарстан, город Набережные Челны, Индустриальный проезд, дом 47/1 (пункт 1 Постановления).
Как указывал заявитель, поскольку сведения о присвоенном вышеуказанному объекту адресе как в Единый государственный реестр недвижимости, так и в Федеральную информационную адресную систему не внесены, общество «Евронит» 25.06.2018 обратилось в Исполнительный комитет муниципального образования город Набережные Челны с заявлением о внесении в государственный адресный реестр сведений об адресе здания «Административно – бытовой корпус с гаражом»: Российская Федерация, Республика Татарстан, город Набережные Челны, Индустриальный проезд, дом 47/1. Не получив ответа по существу в установленный законодательством срок на указанное заявление, полагая незаконным бездействие ответчика, выраженное в невнесении сведений об адресе, заявитель обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Однако, как установлено судом апелляционной инстанции и следует из сведений Федеральной информационной адресной системы (ФИАС), информация о спорном объекте недвижимого имущества внесена 16.10.2017.
Выписка из ФИАС получена судом апелляционной инстанции на официальном сайте (https://fias.nalog.ru/) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и имеется в материалах дела.
Согласно указанной выписке, в ФИАС имеется запись о здании по адресу Республика Татарстан, город Набережные Челны, Индустриальный проезд, дом 47/1, уникальный номер адреса: 4a6b50ac-073c-4109-964b-0f24209beed6, уникальный номер реестровой записи 927300000000000046020029000000000. Запись в государственном адресном реестре сделана на основании Постановления от 05.10.2017 № 6050 "о присвоении адреса". Дата внесения записи в государственный адресный реестр 16.10.2017 года, дата последнего обновления записи 17.12.2017 года.
Исполнительным комитетом указано на наличие в государственном адресном реестре записи о спорном объекте недвижимого имущества с 16.10.2017.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что судом первой инстанции указанные обстоятельства не исследованы, наличие актуальной записи в государственном адресном реестре не проверена.
Заявитель по делу, несмотря на указание в апелляционной жалобе на наличие в ФИАС сведений о спорном объекте, дата записи 16.10.2017, в отзыве на апелляционную жалобу по существу доводы заинтересованного лица не опроверг, сведений об отсутствии записи на момент обращения в суд либо на момент принятия оспариваемого судебного акта не представил. Представить заявителя в судебные заседания апелляционного суда для дачи суду пояснений по существу спора не являлся.
Сведений об иной дате внесения в государственный адресный реестр записи о спорном объекте, нежели 16.10.2017 года, материалы дела не содержат.
В силу изложенного, с учетом установленных апелляционным судом по делу обстоятельств, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения заявленных по делу требований.
Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
На основании положений ст. 269 АПК РФ, решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 03 декабря 2018 года по делу № А65-28398/2018 подлежит отмене с принятием по делу нового судебного акта, которым в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
Руководствуясь ст. ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 03 декабря 2018 года по делу № А65-28398/2018 отменить, принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий Е.Г. Попова
Судьи Н.В. Сергеева
И.С. Драгоценнова