НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2009 № 11АП-448/09

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

  www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

  апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

24 февраля 2009 г. Дело № А55-12755/2008

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена: 18 февраля 2009 г.

Постановление в полном объеме изготовлено: 24 февраля 2009 г.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Кузнецова В.В.,

судей Холодной С.Т., Марчик Н.Ю.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Суворовым Д.В.,

с участием:

от заявителя – Казарин И.В., доверенность от 12.12.2008 г.,

от налогового органа – Малыгина Н.Н., доверенность от 23.10.2008 г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале № 6 дело по апелляционной жалобе Межрайонной ИФНС России № 18 по Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 21 ноября 2008 г. по делу № А55-12755/2008 (судья Холодкова Ю.Е.),

принятое по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия «Самарский электромеханический завод», г. Самара

к Межрайонной ИФНС России № 18 по Самарской области

о признании незаконными действий

УСТАНОВИЛ:

Федеральное государственное унитарное предприятие «Самарский электромеханический завод» (далее заявитель) обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением (с учетом изменений требований, принятых судом в соответствии со ст. 49 АПК РФ) о признании незаконными действий Межрайонной ИФНС России № 18 по Самарской области (далее налоговый орган), выразившихся в отказе в проведении зачета согласно заявлению налогоплательщика от 04.07.2008 года сумм излишне взысканных пени по налогу на добавленную стоимость в размере 1 673 399, 55 руб. в счет погашения недоимки по данному налогу за сентябрь 2007 года в сумме 1 173 600 руб., и в счет уплаты текущих платежей по данному налогу за 2 квартал 2008 года в сумме 499 799,55 руб., в частичном зачете сумм излишне взысканных пени в сумме 1 384 346, 58 рублей по НДС «внутри КБК», то есть в счет погашения необоснованно начисленной налоговой инспекцией и документально не подтвержденной задолженности заявителя по пеням за несвоевременную уплату НДС. Также заявитель просил обязать налоговый орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия решения о зачете сумм излишне взысканных пени по налогу на добавленную стоимость в размере 1 673 399, 55 рублей в счет погашения недоимки по данному налогу за 2 квартал 2008 года.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 21 ноября 2008 г. по делу № А55-12755/2008 заявленные требования удовлетворены частично. Признаны незаконными действия Межрайонной ИФНС России № 18 по Самарской области, выразившиеся в отказе Межрайонной ИФНС России № 18 по Самарской области в проведении зачета, согласно заявлению налогоплательщика - Федерального государственного унитарного предприятия «Самарский электромеханический завод» от 04.07.2008 года, сумм излишне взысканных пени по налогу на добавленную стоимость в размере 1 673 399, 55 руб. в счет погашения недоимки по данному налогу за сентябрь 2007 года в сумме 1 173 600 руб., в счет текущих платежей по данному налогу за 2 квартал 2008 года в сумме 499 799, 55 руб. и об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия решения о зачете сумм, о частичном зачете сумм излишне взысканных пени в сумме 1 384 346, 58 руб. по НДС «внутри КБК», то есть в счет погашения необоснованно начисленной налоговой инспекцией и документально не подтвержденной задолженности заявителя по пеням за несвоевременную уплату налога на добавленную стоимость, в части отказа в зачете сумм излишне взысканных пени в сумме 1 384 346, 58 руб. по НДС. На Межрайонную ИФНС России № 18 по Самарской области возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Федерального государственного унитарного предприятия «Самарский электромеханический завод» путем принятия решения о зачете сумм излишне взысканных пени по НДС в размере 1 384 346, 58 руб. в счет погашения недоимки по данному налогу за 2 квартал 2008 года. В остальной части заявленных требований отказано.

Налоговый орган в апелляционной жалобе просит отменить решение арбитражного суда первой инстанции и отказать в удовлетворении заявления.

Заявитель считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным и просит оставить его без изменения.

Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 04 июля 2008 года заявитель обратился в налоговый орган с заявлением о возврате либо зачете излишне взысканных сумм пени в размере 2 576 983, 38 руб., в том числе излишне взысканных пени по НДС в размере 1 673 399, 55 руб. заявитель указал, что переплата в виде излишне взысканных сумм пени по НДС в размере 1 173 600 руб. подлежит зачету в счет погашения недоимки за сентябрь 2007 года, оставшаяся часть в сумме 499 799, 55 руб. подлежит зачету в счет текущих платежей по налоговому расчету (декларации) по налогу на добавленную стоимость за 2 квартал 2008 года.

Из материалов дела также следует, по требованию № 186 от 28.05.2007 года инкассовым поручением с расчетного счета заявителя были списаны пени по НДС в сумме 152 178, 34 руб. Впоследствии решением Арбитражного суда Самарской области от 16.10.2007 года по делу № А55-12213/2007 указанное требование признано недействительным в части возложения на ФГУП «СЭМЗ» обязанности по уплате пени в сумме 149 434, 55 руб. По требованию № 137 от 15.05.2007 года с расчетного счета заявителя списаны пени по НДС в размере 876 683, 55 руб. Решением Арбитражного суда от 21.12.2007 года по делу № А55-11999/2007 указанное требование признано недействительным в части возложения на заявителя обязанности по уплате пени в сумме 876 683, 55 руб. По требованию № 365 от 30.07.2007 года пени по НДС в размере 327 461, 39 руб. были оплачены платежными ордерами с расчетного счета заявителя в банке. Решением Арбитражного суда Самарской области от 29.11.2007 года по делу № А55-12381/2007 указанное требование было признано недействительным в части возложения на заявителя обязанности по уплате пени в сумме 358 228, 48 руб.

Таким образом, материалами дела подтверждается, что у заявителя на основании вступивших в законную силу судебных актов, а именно: Решений Арбитражного суда Самарской области от 16.10.2007 года по делу № А55-12213/2007, от 21.12.2007 года по делу № А55-11999/2007, от 29.11.2007 года по делу № А55-12381/2007 образовалась сумма излишне взысканных пени по НДС 1 384 346, 58 руб.

Вместе с тем, суд первой инстанции сделал правильный вывод в решении о необоснованности довода заявителя о допущенной излишней уплате сумм пени по НДС в размере 319 820, 06 рублей на основании следующих документов: по инкассовому поручению № 1193 от 18.04.2007 года, по требованию № 88 по состоянию на 19.03.2007 года, в сумме 29 135, 58 руб., выписка банка за 25.04.2007 года; по платежному ордеру № 1320 от 05.03.2007 года, по требованию № 193 по состоянию на 11.03.2006 года, в сумме 51 775, 1 руб., выписка банка за 05.03.2007 года; по платежному ордеру № 1320 от 14.03.2007 года, по требованию № 193 по состоянию на 11.03.2006 года, в сумме 82 117 руб., выписка банка за 14.03.2007 года; по платежному ордеру № 1320 от 30.03.2007 года, по требованию № 193 по состоянию на 11.03.2006 года, в сумме 1 360 руб., выписка банка за 30.03.2007 года; по платежному ордеру № 1320 от 02.04.2007 года, по требованию № 193 по состоянию на 11.03.2006 года, в сумме 19 603, 6 руб., выписка банка за 02.04.2007 года; по платежному ордеру № 1320 от 18.04.2007 года, по требованию № 193 по состоянию на 11.03.2006 года, в сумме 91 545, 24 руб., выписка банка за 18.04.2007 года; по платежному ордеру № 1320 от 19.04.2007 года, по требованию № 193 по состоянию на 11.03.2006 года, в сумме 43 588, 02 руб., выписка банка за 19.04.2007 года; по платежному ордеру № 1320 от 07.05.2007 года, по требованию № 193 по состоянию на 11.03.2006 года в сумме 1 357, 21 руб., выписка банка за 07.05.2007 года; по платежному ордеру № 1320 от 14.05.2007 года, по требованию № 193 по состоянию на 11.03.2006 года, в сумме 684 руб., выписка банка за 14.05.2007 года; по платежному ордеру № 1320 от 01.06.2007 года, по требованию № 193 по состоянию на 11.03.2006 года, в сумме 712, 61 руб., выписка банка за 01.06.2007 года; по платежному ордеру № 1320 от 04.06.2007 года, по требованию № 193 по состоянию на 11.03.2006 года, в сумме 451, 84 руб., выписка банка за 04.06.2007 года.

Доказательств того, что сумма 319 820, 06 руб., уплаченная заявителем по вышеуказанным требованиям, является переплатой сумм пени по налогу на добавленную стоимость, заявителем не представлено.

Из материалов дела следует, что требования налогового органа № 88 и № 193 заявителем в установленном законом порядке не оспаривались.

Доказательств того, что данные ненормативные правовые акты налогового органа признаны недействительными суду не представлено.

Право налогоплательщика на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней, штрафов закреплено подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 НК РФ.

В силу пункта 2 статьи 22 НК РФ право налогоплательщика на возврат или зачет излишне уплаченных налогов обеспечено соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов. Согласно пункту 1 статьи 32 НК РФ налоговые органы обязаны осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации.

В соответствии с Определением Конституционного Суда РФ от 27.12.2005 года № 503-О положения пункта 4 ст. 79 НК РФ в его конституционно- правовом истолкования предполагает обязанность налоговых органов осуществить возврат сумм налога, перечисленных налогоплательщиком в бюджет на основании признанного впоследствии незаконным (недействительным) требования об уплате налога, с начисленными на них процентами, то есть в том же порядке, что при принудительном взыскании недоимки налоговым органом.

В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 79 НК РФ возврат налогоплательщику суммы излишне взысканного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию, производится только после зачета этой суммы в счет погашения вышеуказанной недоимки (задолженности) по правилам статьи 78 НК РФ.

Пунктом 3 ст. 78 НК РФ установлено, что налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.

Пунктами 4 и 5 статьи 78 НК РФ установлен порядок проведения зачета. В пункте 5 статьи 78 НК РФ указано, что сумма излишне уплаченного налога может быть направлена по заявлению налогоплательщика и по решению налогового органа на исполнение обязанностей по уплате налогов или сборов, на уплату пеней, погашение недоимки, если эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога. Согласно пункту 4 статьи 78 НК РФ зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей осуществляется по решению налогового органа, принятому на основании письменного заявления налогоплательщика.

Таким образом, при наличии переплаты налогов налогоплательщик в случае подачи заявления в налоговый орган самостоятельно решает, куда следует направить имеющуюся у него переплату: на исполнение текущей обязанности по уплате налогов в тот же бюджет; на погашение недоимки по налогам или задолженности по пеням; в счет предстоящих платежей по налогам.

Налоговый орган вправе самостоятельно произвести зачет излишне уплаченных сумм налогов лишь в случае наличия у налогоплательщика недоимки по другим налогам, на что прямо указано в пункте 5 статьи 78 НК РФ; при этом налоговый орган обязан проинформировать налогоплательщика о вынесенном решении о зачете сумм излишне уплаченного налога.

Тем не менее, положение, предусмотренное п. 5 ст. 78 НК РФ не препятствует налогоплательщику представить в налоговый орган письменное заявление о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности по пеням, штрафам).

В пункте 23 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что согласно статьям 78 и 79 НК РФ налоговый орган при наличии соответствующего заявления налогоплательщика обязан вернуть ему излишне уплаченную или излишне взысканную сумму налогов и пеней за вычетом сумм, подлежащих зачету в установленном данными статьями порядке в счет имеющейся у налогоплательщика задолженности по налогам и пеням.

Таким образом, произведение налоговым органом зачета излишне уплаченных сумм налогов в счет задолженности по пеням зависит от волеизъявления налогоплательщика, выраженного в форме заявления. Самостоятельно производимый налоговыми органами зачет в силу абзаца 2 пункта 2 статьи 45 НК РФ представляет собой разновидность принудительного взыскания задолженности по обязательным платежам.

Следовательно, при наличии заявления налогоплательщика о порядке произведения зачета, у налогового органа отсутствуют основания для самостоятельного определения порядка зачета.

Налоговый орган не представила доказательств, осуществления зачета суммы излишне взысканных пени по налогу на добавленную стоимость в соответствии с заявлением налогоплательщика от 04.07.2008 года.

Из приведенных норм Налогового Кодекса следует, что зачет сумм излишне уплаченных (взысканных) налогов в счет погашения имеющейся у налогоплательщика недоимки оформляется налоговым органом в виде решения, которое доводится до сведения налогоплательщика.

Согласно п. 4 ст. 78 НК РФ решение о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика.

Налоговый орган не представил решение о проведении зачета и информацию о доведении такого решения до сведения заявителя, который был вправе обжаловать действия по зачету.

Арбитражный суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что действия налогового органа в части проведения зачета суммы излишне взысканных пени по налогу на добавленную стоимость в размере 1 384 346, 58 руб. в счет погашения задолженности по пеням по налогу на добавленную стоимость, числящейся на лицевом счете заявителя, противоречат положениям налогового законодательства и нарушают права заявителя.

Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 21 ноября 2008 г. по делу № А55-12755/2008 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий В.В. Кузнецов

Судьи С.Т. Холодная

Н.Ю. Марчик