ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11 «А», тел. 273-36-45
www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru
апелляционной инстанции по проверке законности и
обоснованности решения арбитражного суда,
не вступившего в законную силу
21 августа 2015 года Дело А55-2634/2015
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 17 августа 2015 года
Постановление в полном объеме изготовлено 21 августа 2015 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Семушкина В.С., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кислицыной А.В.,
при участии:
от Муниципального казенного учреждения "Управление сельского хозяйства и продовольствия администрации муниципального района Исаклинский Самарской области" – представителя Запольской А.Ю. (доверенность № 4 от 06.04.2015),
от Сельскохозяйственного производственного кооператива "Новая Жизнь" – представителя Кучеренко Д.С. (доверенность от 31.03.2015),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального казенного учреждения "Управление сельского хозяйства и продовольствия администрации муниципального района Исаклинский Самарской области"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 22 мая 2015 года по делу № А55-2634/2015 (судья Коршикова Е.В.),
по иску Муниципального казенного учреждения "Управление сельского хозяйства и продовольствия администрации муниципального района Исаклинский Самарской области", Самарская область, с. Исаклы,
к Сельскохозяйственному производственному кооперативу "Новая Жизнь", Самарская область, Исаклинский район, с. Сухарь Матак,
о взыскании субсидии,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное казенное учреждение "Управление сельского хозяйства и продовольствия администрации муниципального района Исаклинский Самарской области" (далее - заявитель, Управление) обратилось в арбитражный суд с иском к Сельскохозяйственному производственному кооперативу "Новая Жизнь" (далее - ответчик, кооператив) о взыскании в доход местного бюджета 1 143 997 рублей субсидии.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 22 мая 2015 года в удовлетворении заявленных требований было отказано.
В апелляционной жалобе Управление, ссылаясь на ошибочность выводов суда первой инстанции об отсутствии оснований для взыскания субсидии, просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Самарской области от 22 мая 2015 года по делу № А55-2634/2015, принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить.
В материалы дела поступил отзыв кооператива на апелляционную жалобу, в котором он просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Самарской области от 22 мая 2015 года по делу № А55-2634/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Управления апелляционную жалобу поддержал, просил ее удовлетворить.
Представитель кооператива в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил суд апелляционной инстанции оставить без изменения решение арбитражного суда первой инстанции.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, постановлением Правительства Самарской области от 12.12.2014 года № 742 утвержден Порядок предоставлении из областного бюджета субсидий местным бюджетам для софинансирования расходных обязательств по вопросам местного значения, предоставляемых с учетом выполнения показателей социально - экономического развития».
Администрацией муниципального района Исаклинский Самарской области принято Постановление № 1256 от 21.12.2012 года «Об утверждении порядка предоставления в 2013 году субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям, организациям агропромышленного комплекса и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим свою деятельность на территории муниципального района Исаклинский Самарской области, в целях возмещения части затрат в связи с производством сельскохозяйственной продукции в части расходов на производство продукции животноводства, в том числе с учётом результативности».
Сельскохозяйственный производственный кооператив «Новая Жизнь» представил необходимые документы в соответствии с пунктом 8 указанного Порядка, а именно:
заявление о предоставлении субсидии;
расчет доли дохода за календарный год от реализации сельскохозяйственной продукции, включенной в перечень сельскохозяйственной продукции, производство, первичную и последующую (промышленную) переработку которой осуществляют сельскохозяйственные товаропроизводители, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2008 № 446, подписанный руководителем сельскохозяйственного товаропроизводителя и заверенный печатью сельскохозяйственного предприятия;
справку-счет для предоставления субсидии;
копию сведений о состоянии животноводства за 2012 год по форме федерального государственного статистического наблюдения № 24-СХ, утвержденной приказом Федеральной службы государственной статистики от 17.09.2010 № 319 (если производитель является юридическим лицом (за исключением субъекта малого предпринимательства) и осуществляет производство молока, мяса крупного рогатого скота, свинины и (или) баранины (за исключением производителя, начавшего осуществлять указанные виды деятельности после 01 января 2013 года), заверенная производителем;
копию сведений о производстве и отгрузке сельскохозяйственной продукции за отчетный квартал по форме федерального государственного статистического наблюдения № П-1(СХ), утвержденной в соответствии с действующим законодательством Федеральной службой государственной статистики на соответствующий период (если производитель является юридическим лицом (за исключением субъекта малого предпринимательства), заверенная производителем;
копию сведений о производстве продукции животноводства и поголовье скота за отчетный квартал по форме федерального государственного статистического наблюдения № 3-фермер, утвержденной Федеральной службой государственной статистики на соответствующий период (если производитель является юридическим лицом - субъектом малого предпринимательства, индивидуальным предпринимателем или главой крестьянского (фермерского) хозяйства), заверенная производителем;
копию товарной накладной унифицированной формы № ТОРГ-12, утверждённой постановлением ' Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 25.12.98 К» 132, подтверждающей реализацию молока, а также мяса молодняка крупного рогатого скота и (или) свиней покупателю, заверенная производителем;
справку о численности и заработной плате работников организации, подписанная руководителем сельскохозяйственного товаропроизводителя и заверенная печатью сельскохозяйственного производителя за предыдущий финансовый год;
справку об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций на дату не позднее чем за 30 дней до даты подачи производителем заявления о предоставлении субсидии;
выписку из Единого государственного реестра юридических лиц (если производитель является юридическим лицом), выданная не позднее чем за 30 дней до даты подачи производителем заявления о предоставлении субсидии;
СПК «Новая Жизнь» предоставлена субсидия за 4 квартал 2012 года и 1,2 кварталы 2013 года в размере 1 143997 рублей.
Предоставление субсидии осуществлялось путем перечисления суммы субсидии на расчетный счет № 40702810513120000002, открытый в Самарском РФ ОАО «Россельхозбанк» г. Самара платежными поручениями:
№ 65 от 16.04.2013 г. (586 200 рублей за 4 квартал 2012);
№ 134 от 30.05.2013 г. (273 300 рублей за 1 квартал 2013);
№ 275 от 16.10.2013 г. (284 497 рублей за 2 квартал 2013 г.).
В соответствии с пунктом 6 Порядка, субсидии предоставляются получателям при соблюдении, в том числе, условия об обеспечении получателем субсидии по итогам года, в котором была получена субсидия, увеличения величины среднемесячной начисленной заработной платы не менее, чем на 5,5 % по отношению к величине среднемесячной начисленной заработной платы в году, предшествующему году получения субсидии (в случае если в году, предшествующему году получения субсидии, величина среднемесячной начисленной заработной платы была выше величины прожиточного минимума в Самарской области за IV квартал соответствующего года для трудоспособного населения, за исключением получателя, образованного в году, в котором была получена субсидия).
Истец указывает, что СПК «Новая Жизнь» после получения субсидии нарушил абзац 8 пункта 6 Порядка, а именно: не обеспечил по итогам года, в котором была получена субсидия, увеличения величины среднемесячной начисленной заработной платы не менее, чем на 5,5 % по отношению к величине среднемесячной начисленной заработной платы в году, предшествующему году получения субсидии (в случае если в году, предшествующему году получения субсидии, величина среднемесячной начисленной заработной платы была выше величины прожиточного минимума в Самарской области за IV квартал соответствующего года для трудоспособного населения, за исключением получателя, образованного в году, в котором была получена субсидия).
В связи с изложенным, Управление сочло, что в соответствии с пунктом 10 Порядка, утвержденного постановлением администрации муниципального района Исаклинский от 21.12.2012 № 1256, СПК «Новая Жизнь» обязан вернуть субсидию в размере 1 143 997 рублей в доход местного бюджета муниципального района Исаклинский.
Судом установлено, что у Управления отсутствуют претензии к ответчику к целевому использованию субсидии, что подтверждается также материалами дела.
Судом установлено, что ответчик не уклонялся от исполнения обязанности по предоставлению отчетов и сведений, предусмотренных пунктом 6 Порядка, утвержденного постановлением администрации муниципального района Исаклинский от 21.12.2012 № 1256.
Для получения субсидии кооператив представил все предусмотренные указанным Порядком сведения и документы, что также подтверждено представителем заявителя в судебном заседании.
Повышение заработной платы является условием, подлежащим исполнению после получения субсидии. В силу подпункта 3 части 3 статьи 78 БК РФ в нормативном акте указывается порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении. Данное положение не может быть применено для произвольного установления уполномоченным органом условий возврата предоставленной субсидии по формальным основаниям. В соответствии с Соглашением по субсидиям и компенсационным мерам (ВТО, Уругвайский раунд многосторонних торговых переговоров, 15 апреля 1994 г.), являющемся неотъемлемой частью Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 г. (ГАТТ-1994), которое имеет обязательную силу для всех членов ВТО, в том числе и для России, субсидирующие органы устанавливают объективные критерии или условия, определяющие право на получение и размер субсидий. По смыслу статьи 78 БК РФ, возврат субсидии возможен при выдаче субсидии лицу, не имеющему по субъективным либо объективным критериям права на ее получение (нарушение условий предоставления субсидии). Возврат субсидии также возможен при использовании средств нецелевым образом как меры бюджетного принуждения (статья 306.4 БК РФ).
Из буквального толкования пункта 6 Порядка, утвержденного постановлением администрации муниципального района Исаклинский от 21.12.2012 № 1256 следует, что условие об обеспечении получателем субсидии по итогам года, в котором была получена субсидия, увеличения величины среднемесячной начисленной заработной платы не менее, чем на 5,5% по отношению к величине среднемесячной начисленной заработной платы в году, предшествующему году получения субсидии, условие о предоставлении отчетности не являются условиями, установленными для предоставления субсидии, эти условия непосредственно связаны с контролем за использованием уже предоставленных денежных средств. Возложение на получателя субсидии каких-либо обязанностей преследует цель контроля за использованием предоставленных денежных средств, неисполнение которых в установленный срок является основанием для проведения контрольных мероприятий, а также может явиться основанием для взыскания санкции (штрафа) за ненадлежащее исполнение соглашения, если такие санкции предусмотрены, но не для возврата всего полученного в порядке предоставления субсидии.
Истцом в рамках настоящего дела также не опровергнуты доводы ответчика о выполнении им условия об увеличении величины среднемесячной начисленной заработной платы не менее, чем на 5,5%, основанные на документах, представленных в материалы настоящего дела и в отчетах истцу.
Исковые требования удовлетворению не подлежат.
Выводы суда первой инстанции согласуются с позицией, изложенной в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 22.01.2015 № 308-ЭС14-7323, Постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 05.05.2014 по делу № А55-17841/2013 и др.
Судебный акт по делу принят при полном и всестороннем исследовании всех обстоятельств и материалов дела и правильном применении норм материального и процессуального права.
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 22 мая 2015 года по делу № А55-2634/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий Е.Г. Попова
Судьи В.С. Семушкин
Е.Г. Филиппова