НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2018 № А65-24506/17

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

17 января 2018 года Дело № А65-24506/2017

г.Самара

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Филипповой Е.Г., рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе г.Казани Республики Татарстан

на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 13 ноября 2017 года по делу №А65-24506/2017 (судья Минапов А.Р.), принятое в порядке упрощенного производства по заявлению акционерного коммерческого банка «Ак Барс» (публичное акционерное общество) (ОГРН 1021600000124, ИНН 1653001805), Республика Татарстан, г.Казань,

к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе г.Казани Республики Татарстан (ОГРН 1021603061644, ИНН 1656022553), Республика Татарстан, г.Казань,

о признании незаконным решения № 013S19170035821 от 26.07.2017,

У С Т А Н О В И Л:

Акционерный коммерческий банк «Ак Барс» (публичное акционерное общество) (далее - ПАО «Ак Барс» Банк, заявитель) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным решения государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе г.Казани Республики Татарстан (далее - Управление ПФР, заинтересованное лицо) от 26.07.2017 № 013S19170035821.

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 13 ноября 2017 года, принятым в порядке упрощенного производства, заявление удовлетворено, решение Управления ПФР от 26.07.2017 № 013S19170035821 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах признано недействительным. На Управление ПФР возложена обязанность устранить допущенное нарушение прав и законных интересов ПАО «Ак Барс» Банк. С Управления ПФР в пользу ПАО «Ак Барс» Банк взыскано 3000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.

В апелляционной жалобе Управление ПФР просит решение суда отменить полностью и принять новый судебный акт о взыскании с ПАО «Ак Барс» Банк штрафа в размере 11 500 руб., ссылаясь на то, что заявитель представил впервые сведения на 23 застрахованных лица за май 2016 года только 25.04.2017, то есть после установленного законом срока - 10.06.2016. По мнению Управления ПФР, страхователь не подлежит привлечению к ответственности в случае, если уточнения представлены им в отношении застрахованных лиц, сведения за которых представлялись в исходной форме СЗВ-М, а в случае представления страхователем дополняющих сведений по форме СЗВ-М на застрахованных лиц, на которых отчетность ранее не была представлена, к такому страхователю применяются финансовые санкции.

В отзыве на апелляционную жалобу банк просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.

Дело рассмотрено без вызова сторон в соответствии с ч. 1 ст. 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив материалы дела, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, 02.06.2016 заявитель представил в адрес Управления ПФР сведения о застрахованных лицах (форма СЗВ-М) за май 2016 года. Указанный отчет был принят Управлением ПФР 02.06.2016 в 22:30:01 с результатом положительный протокол с замечаниями.

Между тем 12.04.2017 за №376 Управлением ПФР вынесено извещение о предоставлении ежемесячной отчетности в ПФР по форме СЗВ-М за май 2016 года. Указанное извещение было направлено в адрес заявителя и получено последним 17 апреля 2017 года вх. №ПФ 170, о чем имеется соответствующий штемпель на извещении.

Заявителем 25 апреля 2017 года в 16:20:26 направлены дополнительные сведения в адрес Управления ПФР, которые были получены заинтересованным лицом 25 апреля 2017 года в 16:54:04. По результатам проверки представленной отчетности Управлением ПФР ошибочно был установлен факт нарушения представления сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Федеральный закон № 27-ФЗ), о чем составлен акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 16.06.2017 № 013S18170033578. Указанным актом установлено нарушение срока представления отчетности по форме СЗВ-М за май 2016 года, дополняющая отчетность была представлена заявителем 25.04.2017.

Решением от 26.07.2017 № 013S19170035821 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования заявитель привлечен к ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ, в виде штрафа в размере 11 500 руб.

Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона № 27-ФЗ установлено, что страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.

В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Федерального закона № 27-ФЗ сведения, предусмотренные пунктом 2 статьи 6 настоящего Федерального закона, представляются в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с утверждаемыми им в установленном порядке формами документов и инструкциями.

Указанные сведения могут представляться как в виде документов в письменной форме, так и в электронной форме (на магнитных носителях или по каналам связи) при наличии гарантий их достоверности и защиты от несанкционированного доступа и искажений.

В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

Согласно статье 16 Федерального закона № 27-ФЗ органы Пенсионного фонда обязаны осуществлять контроль за правильностью представления сведений, определенных названным Федеральным законом.

В соответствии с частью 2 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ страхователи, уклоняющиеся от предоставления предусмотренных законом достоверных и в полном объеме сведений, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу абзаца 4 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.

Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, аналогичном порядку, установленному статьями 19 и 20 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Федеральный закон № 212-ФЗ).

Как следует из материалов дела, заявителем предоставлены сведения по телекоммуникационным каналам связи за май 2016 года по форме «СЗВ-М» «исходная» в установленный законом срок (02.06.2016 и был принят Управлением ПФР с положительным результатом с замечаниями), однако 25 апреля 2017 года заявителем была представлена «дополняющая» форма отчетности.

Как следует из содержания оспариваемого решения от 26.07.2017 № 013S19170035821, заявитель привлечен к указанной ответственности в связи с неполнотой и недостоверностью представленных сведений за май 2016 года.

Статья 15 Федерального закона № 27-ФЗ предоставляет страхователю право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.

В соответствии со ст.17 Федерального закона № 27-ФЗ и п.37 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 21 декабря 2016 года № 766н (далее – Инструкция № 766н) при обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, уведомление об устранении имеющихся расхождений вручается страхователю в течение пяти рабочих дней лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).

Согласно п.37 Инструкции № 766н страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.

Управлением ПФР 12 апреля 2017 года было направлено в адрес заявителя извещение о представлении ежемесячной отчетности в ПФР по форме СЗВ-М за май месяц 2016 года. Данное извещение получено заявителем 17.04.2017 вх.№ПФ-170, что подтверждает штемпель на уведомлении.

Заявителем 25 апреля 2017 года в 16:20:26 направлены дополнительные сведения в адрес Управления ПФР, которые получены Управлением ПФР 25 апреля 2017 года в 16:54:04. Следовательно, после направления Управлением ПФР извещения о представлении соответствующих исправлений заявителем в течение шести рабочих дней устранены допущенные недочеты.

Суд первой инстанции посчитал, что один рабочий день пропуска срока для устранения допущенных нарушений является несущественным. Более того, заявитель привлечен к ответственности не за пропуск срока для представления уточненных сведений, устранения допущенных недочетов.

Применив вышеуказанную норму права, суд первой инстанции отклонил довод Управления ПФР о наличии в действиях заявителя нарушения части 3 статьи 17 Федерального закона №27-ФЗ и обоснованном привлечении страхователя к ответственности.

Аналогичная правовая позиция получила свое отражение в постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2017 по делу №А65-9070/2017, в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 14.07.2017 по делу №А65-11043/2017. При этом суд первой инстанции исходил из того, что, по общему правилу, формальный подход к наложению штрафа недопустим; любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что основания для привлечения заявителя к ответственности и взыскания штрафа в размере 11 500 руб. по решению о применении финансовых санкций к страхователю за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования 013S19170035821 от 26.07.2017 отсутствуют.

Довод апелляционной жалобы о том, что заявитель представил впервые сведения на 23 застрахованных лица за май 2016 года только 25.04.2017, то есть после установленного законом срока - 10.06.2016, отклоняется, так как представление заявителем указанных сведений в апреле 2017 года не свидетельствует о нарушении установленных сроков представления отчетности, учитывая, что первоначально отчетность СЗВ-М за май 2016 года была направлена в установленные сроки. Заявитель представил в Управление ПФР 25.04.2017 дополняющую отчетность.

Довод Управления ПФР о том, что страхователь не подлежит привлечению к ответственности в случае, если уточнения представлены им в отношении застрахованных лиц, сведения за которых представлялись в исходной форме СЗВ-М, а в случае представления страхователем дополняющих сведений по форме СЗВ-М на застрахованных лиц, на которых отчетность ранее не была представлена, к такому страхователю применяются финансовые санкции, не может быть принят. Право плательщиков страховых взносов в ПФР на корректировку ранее представленной отчетности предусмотрено законодательством. В частности, руководствуясь п.37 Инструкции № 766н, заявитель в течение шести рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представил в Управление ПФР уточненные индивидуальные сведения.

Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не являются основанием для отмены или изменения обжалуемого решения арбитражного суда в соответствии со статьёй 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

На основании изложенного решение суда от 13 ноября 2017 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления ПФР - без удовлетворения.

Поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 НК РФ государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины, госпошлина Управлением ПФР в федеральный бюджет не уплачивается.

Руководствуясь статьями 229, 269-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда Арбитражного суда Республики Татарстан от 13 ноября 2017 года по делу №А65-24506/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья Е.Г. Филиппова