НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2009 № 11АП-505/09

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

  апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

24 февраля 2009 года Дело № А55-15543/2008

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2009 года

Постановление в полном объеме изготовлено 24 февраля 2009 года

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Поповой Е.Г., судей Семушкина В.С., Юдкина А.А.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Копункиным В.А.,

с участием:

от заявителя – представителей Салиня С.Л. (доверенность от 10.11.2008), Сергеевой В.И. (доверенность от 10.11.2008),

от ответчика – представителя Савенок Г.А. (доверенность от 03.03.2008 № 12/152),

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России №2 по Самарской области, Самарская область, г. Тольятти,

на решение Арбитражного суда Самарской области от 15 декабря 2008 года по делу № А55-15543/2008 (судья Гордеева С.Д.), рассмотренному по заявлению муниципального унитарного предприятия «Спецкомбинат ритуальных услуг», Самарская область, г. Тольятти,

к Межрайонной ИФНС России № 2 по Самарской области, Самарская область, г. Тольятти,

о признании недействительным решения в части,

УСТАНОВИЛ:

Муниципальное унитарное предприятие «Спецкомбинат ритуальных услуг» городского округа Тольятти (далее – МУП «Спецкомбинат ритуальных услуг», предприятие, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, с учетом уточненных требований, о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Самарской области (далее – МИФНС РФ №2 по Самарской области, налоговый орган) от 25.07.2008 № 19-20/27 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части взыскания недоимки по налогу на прибыль за 2005 год в сумме 242588 руб., штрафа в сумме 48517 руб. за неполную уплату налога на прибыль организации в результате занижения налоговой базы, пени в сумме 1603 руб. по налогу на прибыль, исключения из налогооблагаемой базы затрат на содержание муниципальных кладбищ в сумме 1083378,20 руб. за 2005 год и 1056000,33 руб. за 2006 год и внесения необходимых исправлений в документы бухгалтерского и налогового учета в указанной части.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 15.12.2008 заявленные МУП «Спецкомбинат ритуальных услуг» требования удовлетворены полностью. Оспариваемое решение налогового органа в оспариваемой части признано недействительным, как несоответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации (далее – НК РФ).

МИФНС РФ №2 по Самарской области обратилась с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на необоснованность включения предприятием затрат по содержанию и благоустройству муниципальных кладбищ в состав расходов при исчислении налога на прибыль, просит отменить решение суда от 15.12.2008, отказать МУП «Спецкомбинат ритуальных услуг» в удовлетворении заявленных требований.

В судебном заседании представитель налогового органа поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.

Представитель заявителя в судебном заседании просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу налогового органа без удовлетворения.

Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Как усматривается из материалов дела, Межрайонной инспекция ФНС России № 2 по Самарской области была проведена выездная налоговая проверка МУП «Спецкомбинат ритуальных услуг» городского округа Тольятти, по результатам которой было вынесено решение от 25.07.200г. №19-20/27 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

По мнению налогового органа, Предприятие в нарушение пункта 1 статьи 252 Налогового Кодекса Российской Федерации, неправомерно включило в состав расходов, учитываемых в целях налогообложения прибыли, расходы по содержанию муниципальных кладбищ за счет собственного дохода в 2005 году в размере 1 083 378,20 руб., в 2006 году в размере 1 056 000,33 руб. При этом, ссылаясь на Решение Думы городского округа Тольятти от 15.02.2006г. №361 «О положении о порядке создания, управления, реорганизации и ликвидации муниципальных унитарных предприятий городского округа Тольятти», Инспекция сделала вывод, что содержание муниципального имущества осуществляет мэрия городского округа, следовательно затраты на содержание имущества, находящегося в муниципальной собственности, должны производиться только за счет средств, получаемых в виде целевого финансирования.

Заявитель, не согласившись с выводом налогового органа и считая, что решение в оспариваемой части не основано на законе и нарушает законные права и интересы МУП «Спецкомбинат ритуальных услуг» городского округа Тольятти, обратился в арбитражный суд с рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.

В соответствии с частью 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщик вправе уменьшить полученные доходы на сумму произведенных расходов. Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Налогового кодекса Российской Федерации, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

В соответствии с разделом II Устава МУП «Спецкомбинат ритуальных услуг» городского округа Тольятти целями создания предприятия являются организация похоронного дела в городском округе Тольятти, удовлетворение потребностей населения услугами, связанными с погребением, оказание иных услуг населению, организациям города и получение от этой деятельности прибыли.

Согласно Постановлению мэра г. Тольятти №3314-1/08-01 от 14.08.2001г. «Об утверждении типового устава муниципального унитарного предприятия г. Тольятти» и Устава Заявитель вправе самостоятельно планировать и осуществлять хозяйственную деятельность исходя из реального спроса и в пределах направлений деятельности, предусмотренных уставом.

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003г №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» похоронное дело включает в себя организацию ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Судом установлено, что МУП «Спецкомбинат ритуальных услуг» городского округа Тольятти свою деятельность в проверяемый период (2005-2006 гг.) вело по двум направлениям: исполнение муниципального заказа, согласно контрактов (договоров) на выполнение муниципального заказа по содержанию муниципальных кладбищ № Д-47 от 01.01.2005г. (т.2 л.д.18-20), № Д-82 от 01.01.2006г. (т.2 л.д.38-40), № Д-82от 05.04.2006г. (т.2 л.д.43-44), № Д-741/31 от 05.07.2006г. (т.2 л.д. 46-47), № Д-1278 от 06.07.2006г. (т.2 л.д. 51-52), финансирование которой осуществлялось из средств муниципального бюджета в соответствии и согласно сметам, а также осуществляло ведение разрешенной коммерческой деятельности на территории муниципальных кладбищ согласно Устава Предприятия.

Следовательно, заявителем осуществлялись расходы, связанные с содержанием муниципальных кладбищ в соответствии с муниципальными контрактами и расходы, связанные с ведением коммерческой деятельности, осуществляемой на муниципальных кладбищах.

Инспекцией не опровергается, что целевые поступления в 2005-2006гг. предприятием направлены на осуществление конкретных мероприятий по содержанию и благоустройству муниципальных кладбищ в рамках муниципального заказа (на стр. 7 Акта № 02-21/09 выездной налоговой проверки от 30.05.2008 г. налоговый орган указывает, что целевое использование выделенных денежных средств подтверждается первичными документами, представленными налогоплательщиком в ходе выездной налоговой проверки (т.1 л.д. 7). Инспекцией так же не опровергается осуществление Заявителем коммерческой деятельности на территории муниципальных кладбищ.

Коммерческая деятельность осуществлялась предприятием в 2005-2006гг., как пояснил представитель заявителя и подтверждается материалами дела, в виде оказания следующих услуг: рытье могил, захоронение в ограде, установка ограды, подбор места захоронения, захоронение в родственную могилу, создание благоустроенных участков под семейно (родовые) захоронения, сдача помещений в аренду.

Так, в 2005-2006гг. по договорам №22 от 12.03.2005г., №54 от 19.09.2005г., №б/н от 11.07.2005г., № 24 от 01.03.2006 г., №23 от 02.05.2006 г. производилось благоустройство в секторах 5, 9, 10б, а так же Центральной аллее муниципального кладбища по адресу: г. Тольятти, Поволжское шоссе,5. Данные работы связаны с созданием на них коммерческих участков по семейные (родовые) захоронения с возведением на них надгробных сооружений.

По договорам №54 от 19.09.2005г., № 12 от 15.03.2006г., №63 от 10.07.2006г., №25 от 10.05.2006г., производилось благоустройство территории кладбища по адресу: г. Тольятти, ул. Баныкина, 41, а именно: расчистка и благоустройство секторов 12А, 26/8, 26/6, распиловка деревьев, вынос и вывоз мусора, ремонт асфальтового покрытия дорог, ремонт ограждения кладбища, отсыпка щебнем подъездных путей к сектору 12А, отвод воды от дороги. На расчищенных и благоустроенных участках производилось создание коммерческих участков под семейные (родовые) захоронения, что подтверждается договорами на создание семейных (родовых) захоронений.

Ведение коммерческой деятельности предполагает осуществление расходов по созданию и благоустройству соответствующих территорий.

Судом апелляционной инстанции не принимается довод апелляционной жалобы налогового органа о том, что указанные расходы не соответствуют критерию экономической обоснованности, поскольку не связаны с деятельностью, направленной на получение прибыли ввиду убыточности деятельности предприятия в рассматриваемый период.

Представленные предприятием в материалы дела документы, подтверждают, что расходы по содержанию и благоустройству муниципальных кладбищ в 2005 году в сумме 1 083 378,20 руб. и в 2006 году в сумме 1 056 000,33 руб., отраженные в решении Инспекции, не связаны с муниципальном заказом. Судом первой инстанции сделан правомерный вывод о том, что данные расходы связаны с осуществлением коммерческой деятельности Предприятия на муниципальных кладбищах, отвечают уставной деятельности заявителя, экономически оправданы, так как направлены на получение прибыли и документально подтверждены. Ведение раздельного учета целевых поступлений и их расходов и доходов, полученных от коммерческой деятельности и связанных с коммерческой деятельностью расходов, подтверждается представленными в материалы дела документами, и не опровергалось налоговым органом в ходе судебного разбирательства.

Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.

Оснований для взыскания с МИФНС РФ №2 по Самарской области государственной пошлины не имеется, поскольку в соответствии со ст. 333.37 НК РФ (в редакции Федерального закона от 25.12.2008 №281-ФЗ) налоговые органы освобождены от ее уплаты.

Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 15 декабря 2008 года по делу № А55-15543/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.

Председательствующий Е.Г.Попова

Судьи В.С. Семушкин

А.А. Юдкин