НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2015 № 11АП-3912/2015

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 15 апреля 2015 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 22  апреля 2015 года.                                                                         

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Апаркина В.Н.,

судей Филипповой Е.Г., Драгоценновой И.С.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сурковой Г.В.,

с участием в судебном заседании:

от Межрайонной инспекции  Федеральной налоговой службы № 7 по Ульяновской области – ФИО1, доверенность от 14.04.2015, 03-07/06331, ФИО2, доверенность от 03.04.2015, № 03-07/05561, ФИО3, доверенность от 10.04.2015, № 03-07/06161, ФИО4, доверенность от 04.01.2015 № 03-07/00200,

от Общества с ограниченной ответственностью «ААР Рус» -  ФИО5, доверенность от 21.10.2014, № 01,

рассмотрев в открытом судебном заседании 15 апреля 2015 года                                                                            в зале № 6 апелляционную жалобу Межрайонной инспекции  Федеральной налоговой службы № 7 по Ульяновской области

на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 19 февраля 2015 года по делу                № А72-14903/2014 (судья Леонтьев Д.А.),

по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «ААР Рус» (ОГРН <***>, ИНН<***>),Ульяновская область, Чердаклинский район,

к Межрайонной инспекции  Федеральной налоговой службы № 7 по Ульяновской области (ОГРН <***>, ИНН <***>), г. Димитровград,

о признании недействительными решений налогового органа,

УСТАНОВИЛ:

             Общество с ограниченной ответственностью «ААР Рус» обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области  с заявлением (с учетом уточнений л.д.57 т.2) к  Межрайонной инспекции  Федеральной налоговой службы № 7 по Ульяновской области о признании недействительными решений от 23.07.2014 № 08-09/406 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части отказа  в возмещении суммы налога на добавленную стоимость за 1 квартал 2013 года в размере 213 520 руб., предложения внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета, № 08-09/630 об отказе в возмещении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, от 09.06.2014 г. № 08-09/386 об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в части уменьшения суммы налога, излишне заявленного к возмещению, в сумме 1 399 193 рубля и предложения внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета, № 08-09/626 об отказе в возмещении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению.

            Решением суда 1 инстанции от 19 февраля 2015 года  заявленные требования удовлетворены, оспариваемые решения Инспекции в указанной части признаны недействительными.

             С Инспекции в пользу Общества взысканы расходы по оплате государственной пошлины в размере 4 000 руб.

            В апелляционной жалобе Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 7 по Ульяновской области просит  решение суда 1 инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Общества в полном объеме.

            В апелляционной жалобе указывает,  что  имущественные права (товары и услуги), заявленные налогоплательщиком, не будут участвовать в операциях, облагаемых НДС, поскольку строящийся на территории ПСЭЗ комплекс не будет участвовать в деятельности подлежащей налогообложению НДС по ставкам 18% и 10%, товары, которые будут  завозиться и вывозиться на территорию ПОЭЗ, также подпадают под таможенную процедуру СТЗ (п.1 ст.11 Соглашения СЭЗ), и применяется ставка НДС 0%. Таким образом, комплектующие, которые будут использоваться для осуществления деятельности (производства) на территории ПСЭЗ, а также товар, произведенный на территории ПСЭЗ, подлежат налогообложению по ставке 0%. Расходы  налогоплательщика  связаны именно со строительством объектов, в дальнейшем предназначенных только для осуществления операций, не подлежащих налогообложению НДС. В соответствии с положениями пунктов 1,2,4 статьи 170 НК РФ, предъявленный ООО «ААР РУС» в составе платежей НДС по общехозяйственным расходам (аренде и уборке помещений, услугам связи, услугам банка, бухгалтерским услугам и т.д.), по кадастровым работам в целях формирования земельных участков в портовой ОЭЗ, по проектным работам по складскому терминалу на территории портовой особой  экономической зоны вычету не подлежит.

            Общество с ограниченной ответственностью «ААР Рус» в отзыве на апелляционную жалобу  просит решение суда 1 инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

             В судебном заседании представители Инспекции и Общества поддержали  доводы, изложенные в  апелляционной жалобе и отзыве, соответственно.

            Проверив материалы дела, выслушав  представителей сторон, оценив имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу – не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

            Как установлено материалами дела, 19.11.2013 г. ООО «ААР Рус» в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 7 по Ульяновской области была представлена  уточненная налоговая декларация (№ 2) по НДС  за 3 квартал 2013 г., в которой исчислен к возмещению из бюджета налог в сумме 1 399 193 руб.

             09.06.2014 г. по результатам камеральной налоговой проверки данной декларации Инспекцией были приняты решение  № 08-09/386  об отказе  в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения и уменьшении налога, излишне заявленного к возмещению, за 3 квартал 2013 г. в сумме 1 399 193 руб., а также решение № 08-09/626 об отказе в возмещении НДС в сумме 1 399 193 руб. (л.д.30-38 т.1).

            10.02.2014 г. ООО «ААР Рус» в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 7 по Ульяновской области была представлена  уточненная налоговая декларация (№ 5) по НДС  за 1 квартал 2013 г., в которой исчислен к возмещению из бюджета налог в сумме 213 520 руб.

            23.07.2014 г. по результатам камеральной налоговой проверки данной декларации Инспекцией были приняты решение  № 08-09/406  об отказе  в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения и уменьшении налога, излишне заявленного к возмещению за 1 квартал 2013 года, в сумме 213 520 руб., а также решение № 08-09/630 об отказе в возмещении НДС в сумме 213 520 руб. (л.д.38 - 45 т.2).

            Решением Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области  от 15.082014 г. № 07-06/08889 апелляционная жалоба ООО «ААР Рус» на решения Межрайонной ИФНС России № 7 по Ульяновской  области от 09.06.2014 г. № 08-09/386 об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения и  № 08-09/626 об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, оставлена  без удовлетворения (л.д.39-43 т.1).

            Решением  Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области  от 17.09.2014 г. № 07-06/10201 апелляционная жалоба ООО «ААР Рус» на решения Межрайонной ИФНС России № 7 по Ульяновской  области от 23.07.2014 г. № 08-09/406 об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения и  № 08-09/630 об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, оставлена  без удовлетворения (л.д. 46-50  т.2).

            В оспариваемых решениях инспекции отражено, что ООО «ААР Рус» в соответствии со свидетельством № 2012730435835 от 04.10.2012 является резидентом особой экономической зоны портового типа на территории муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области.

            В представленных налоговых декларациях налогоплательщиком были заявлены налоговые вычеты, связанные с  проектными и строительными работами склада с административно-бытовым блоком (складской терминал) на территории портовой особой экономической зоны (3 квартал 2013 г.), и  налоговые вычеты по общехозяйственным расходам (аренде и уборке помещений, услугам связи, услугам банка, бухгалтерским услугам и т.д.), по кадастровым работам в целях формирования земельных участков в ПОЭЗ, по проектным работам по складскому терминалу на территории ПОЭЗ (1 квартал 2013 г.).

            В обоснование отказа в применении налоговых вычетов и возмещении НДС Инспекция ссылается на то обстоятельство, что  все объекты, строительство которых осуществляет и планирует осуществлять ООО «ААР Рус» на территории портовой особой экономической зоны будут использоваться в  деятельности, не подлежащей налогообложению (освобожденной от налогообложения), так как объекты находятся на территории портовой экономической зоны, т.е. деятельность осуществляется непосредственно на территории портовой особой экономической зоне резидентом портовой  особой экономической зоны. В соответствии с пп.27 ч.3 ст.149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) на территории Российской Федерации операции по проведению работ (оказание услуг) резидентами портовой особой экономической зоны в портовой особой экономической зоне. В связи с этим и в нарушение ст.ст.149,172 НК РФ организацией были неправомерно заявлены в представленных налоговых декларациях налогооблагаемая база по НДС по ставке 18 % и указанные налоговые вычеты.

            Между тем данные выводы налогового органа  являются  ошибочными.

            Из материалов дела следует, что ООО «ААР Рус» зарегистрировано в качестве юридического лица 15.06.2012г. и является резидентом особой экономической зоны портового типа на территории муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области, что подтверждается свидетельством, удостоверяющим регистрацию лица в качестве резидента особой экономической зоны № 2012730435835 от 04.10.2012 г., и Соглашением об осуществлении деятельности в портовой особой экономической зоне, созданной на территории муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области от 04.10.2012 г. № С-473-ОС/Д25, заключенным с Министерством экономического развития Российской Федерации (л.д. 29,54-68 т.1).

            09.08.2013 Администрацией МО «Мирновское сельское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области Обществу было выдано разрешение № RU73521309-51 на строительство объекта капитального строительства «Складской терминал «ААР Рус» в ПОЭЗ «Ульяновск-Восточный» на территории портовой особой экономической зоны, примыкающей к международному аэропорту «Ульяновск-Восточный» (л.д.96 т.1).

            До настоящего времени строительство данного  объекта не завершено, в связи с чем срок действия разрешения на строительство продлен до 20.11.2015 г.

            Судом 1 инстанции установлено и Инспекцией в апелляционной жалобе не оспаривается, что территория указанной ПОЭЗ из-за отсутствия таможенной и инженерной инфраструктуры до настоящего времени как территория с особым  таможенным режимом не функционирует, деятельность, связанная с реализацией товаров, работ (услуг) в соответствии с указанным Соглашением, на её территории не ведется.

            Деятельность по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники, предусмотренная Соглашением с ООО «ААР Рус» для осуществления в ПОЭЗ, относится к лицензируемой в силу ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ, ст.9 Воздушного кодекса РФ от 19.03.1997 №60-ФЗ, Постановления Правительства РФ от 28.03.2012 №240 "О лицензировании разработки, производства, испытания и ремонта авиационной техники".

             До настоящего времени соответствующая лицензия, дающая право на осуществление указанной деятельности в ПОЭЗ, Обществом не получена в связи  неготовностью территории портовой ОЭЗ.

             В соответствии с пунктом 2.2 статьи 10 Федерального  от 22.07.2005  №116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» резидент портовой особой экономической зоны вправе осуществлять в данной особой экономической зоне предусмотренные соглашением об осуществлении деятельности в портовой особой экономической зоне портовую деятельность и (или) строительство, реконструкцию и эксплуатацию объектов инфраструктуры морского порта, речного порта или аэропорта.

            Для целей закона под портовой деятельностью понимаются следующие осуществляемые на территориях  морского порта, речного порта, аэропорта виды деятельности:

            -складирование, хранение товаров и другие обычно оказываемые в морском порту, речном порту, аэропорту услуги в соответствии с международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации;

            -снабжение и снаряжение судов, воздушных судов (в том числе судовыми припасами, бортовыми запасами), оснащение судов, воздушных судов;

            - производство, ремонт, техническое обслуживание, модернизация морских судов, речных судов, воздушных судов, авиационной техники, в том числе авиационных двигателей и других комплектующих изделий;

            -переработка водных биологических ресурсов;

            -операции по подготовке товаров к продаже и транспортировке (упаковка, сортировка, переупаковка, деление партии, маркировка и подобные операции);

            - простые сборочные и иные операции, осуществление которых существенно не изменяет состояние товаров, в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации;

            -биржевая торговля товарами;

            -оптовая торговля товарами;

            -обеспечение функционирования объектов инфраструктуры портовой особой экономической зоны;

            - производственная деятельность в соответствии с соглашением об осуществлении деятельности в портовой особой экономической зоне.

             В соответствии с  подпунктом 27 части 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории Российской Федерации  проведение работ (оказание услуг) резидентами портовой особой экономической зоны в портовой особой экономической зоне.

            При этом в силу п.6 ст.149 НК РФ перечисленные в настоящей статье  операции не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих эти операции, соответствующих лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством Российской Федерации.

            Между тем из материалов дела видно, что в проверяемый период Общество на территории указанной ПОЭЗ портовой деятельности не осуществляло, перечисленных выше работ и услуг не производило и не оказывало, соответствующей лицензии на осуществление в ПОЭЗ деятельность по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники не имеет.

            Иного налоговым органом не доказано.            

            По смыслу и содержанию подпункта 27 части 3 статьи 149 НК РФ от налогообложения НДС освобождаются работы и услуги, оказываемые резидентом ПОЭЗ иным организациям, а не работы, услуги, оказываемые сторонними организациями для резидента ПОЭЗ.

            Из журнала учета полученных Обществом счетов-фактур за периоды с 01.01.2013 г. по 31.03.2013 г. и с 01.07.2013 по 30.09.2013 г., книги покупок  следует, что указанные в представленных налоговых декларациях  вычеты заявлены Обществом по тем видам деятельности и операциям (кадастровые работы, проектные услуги, услуги связи, интернета, аренда нежилого помещения, услуги по уборке и охране помещений, приобретение канцтоваров и т.д.), которые не отнесены к портовой деятельности применительно к положениям ч.2.2 ст.10 Закона  «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» и были выполнены для него сторонними организациями, не являющимися резидентами ПОЭЗ (л.д. 40,51-52 т.2, 95 т.1).

            До момента получения соответствующей лицензии и фактического начала портовой деятельности, предусмотренной указанным Соглашением, Общество фактически осуществляет деятельность, связанную с операциями, признаваемыми объектами налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ,  а предусмотренное пп.27 ч.3 ст.149 НК РФ освобождение от НДС в отношении данного вида деятельности не применяется.

            В связи с этим довод налогового органа о том, что налогоплательщик не вправе был принимать указанные суммы НДС к вычету на основании пп.1 п.2 ст.170 НК РФ, является несостоятельным.  

            Из материалов дела видно, что в 1 и 3 кварталах 2013 г. Общество не осуществляло операций, не подлежащих налогообложению, а проводило подготовительные мероприятия (проектирование, изыскательские работы, общие управленческие функции), следовательно, применение налоговым органом положений пп. 1 п. 2 статьи 170 НК РФ (приобретение товаров, работ, услуг, используемых для операций, не подлежащих налогообложению) в указанных налоговых периодах является необоснованным.

            Согласно положениям статьи 170 Налогового кодекса РФ суммы налога, принятые ранее к вычету, подлежат восстановлению в случаях дальнейшего использования таких товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, и имущественных прав для осуществления операций, не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения).

            Таким образом, ООО «ААР Рус» вправе будет восстановить ранее принятые к вычету суммы НДС или заявить об отказе от использования предусмотренного пп. 27 п. 3 ст. 149 НК РФ освобождения от налогообложения НДС, в том налоговом периоде, в котором будет иметь место начало деятельности, связанной с реализацией работ или услуг на территории ПОЭЗ, то есть осуществлением операций, освобождаемых от НДС.

            В связи с этим и в соответствии с положениями п.2 ст.171, п.1 ст.172 НК РФ Общество правомерно в указанных дополнительных налоговых декларациях за 1 и 3 кварталы 2013 г. отразило налоговые вычеты в указанных размерах.

            На данные обстоятельства правомерно указано в обжалуемом решении суда 1 инстанции.              

            С учетом этого доводы, приведенные в апелляционной жалобе Инспекции, являются ошибочными и во внимание не принимаются.

            При таких обстоятельствах  суд 1инстанции  правомерно удовлетворил заявление Общества, признав оспариваемые решения Инспекции недействительными, оснований для отмены решения суда не имеется.

            На основании изложенного, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

         Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 19 февраля 2015 года по делу                № А72-14903/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

         Постановление  вступает в  законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                                В.Н. Апаркин

Судьи                                                                                                              Е.Г. Филиппова

И.С. Драгоценнова