НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2020 № А72-1355/20

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

14 июля 2020 годаДело № А72-1355/2020

г. Самара

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Поповой Е.Г.,

рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Димитровграде Ульяновской области (межрайонное)

на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 20 апреля 2020 года (резолютивная часть решения принята 13.04.2020 г.) по делу № А72-1355/2020 (судья Овсяникова Ю.А.), принятое в порядке упрощенного производства,

по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Димитровграде Ульяновской области (межрайонное) (ОГРН: 1177325006198, ИНН: 7329024216), г. Димитровград,

к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад «Колосок» р.п. Новая Майна Муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области (ОГРН: 1027300786094, ИНН: 7310008436), область Ульяновская, р.п. Новая Майна,

третье лицо: Хайбуллова Н.Н.,

о взыскании убытков,

УСТАНОВИЛ:

Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Димитровграде Ульяновской области (межрайонное) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад «Колосок» р.п. Новая Майна Муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области о взыскании убытков в сумме 18 863 руб. 30 коп.

Определением суда первой инстанции от 14.02.2020 заявление принято к производству в упрощенном порядке, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена получатель пенсии Хайбуллова Н.Н. (далее - третье лицо).

Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 20 апреля 2020 года (резолютивная часть решения принята 13.04.2020 г.) в удовлетворении заявленных требований было отказано.

В апелляционной жалобе пенсионный фонд просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Ульяновской области от 20 апреля 2020 года по делу № А72-1355/2020 и принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить.

В материалы дела поступил отзыв МДОУ «Детский сад «Колосок» р.п. Новая Майна Муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области на апелляционную жалобу, в котором ответчик просит суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения как необоснованную.

В соответствии с пунктом 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания и без вызова сторон.

Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, и исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта.

Как следует из материалов дела, Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Колосок» р.п. Новая Майна Муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области зарегистрировано в Пенсионном фонде РФ в качестве плательщика страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию.

В силу ст.6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон № 167-ФЗ) страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе: организации, индивидуальные предприниматели, физические лица.

В силу ст.14 Закона №167-ФЗ страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный Фонд; представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.

В соответствии с п.п. 2.2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Закон №27-ФЗ) страхователь ежемесячно не позднее 15 -го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) сведения, предусмотренные данным подпунктом.

В соответствии со ст. 15 Закона № 27-ФЗ страхователь обязан в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Федеральным законом.

Сведения представляются страхователем о каждом работающем застрахованном лице по форме СЗВ-М, утвержденной Постановлением Правления ПФР от 01.02.2016 № 83п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах".

В соответствии с частью 12 статьи 21 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ) выплата страховой пенсии на территории Российской Федерации производится пенсионеру органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в установленном размере без каких-либо ограничений, за исключением случаев, предусмотренных статьей 26.1 настоящего Федерального закона.

Федеральным законом от 29.12.2015 N 385-ФЗ "О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий" в Закон N 400-ФЗ внесены изменения, согласно которым (п.1 ст.26.1) пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии выплачиваются без учета индексации размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 Закона N 400-ФЗ, имеющей место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.

Пенсионерам, прекратившим осуществление работы, суммы страховой пенсии выплачиваются в соответствии с п. 3 ст. 26.1 Закона №400-ФЗ с учетом индексации и корректировки размера страховой пенсии, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.

Согласно части 4 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, производится без заявления пенсионера, прекратившего работать, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

На основании части 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".

Суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 настоящей статьи (часть 7 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ).

В соответствии с частью 8 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ в случае возобновления работы и (или) иной деятельности пенсионерами после осуществления индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 настоящего Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона страховая пенсия, фиксированная выплата к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются в сумме, причитавшейся на день, предшествующий дню возобновления работы и (или) иной деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона N 400-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Согласно части 2 данной статьи, в случае если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений повлекло за собой перерасход средств на выплату трудовых пенсий, виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Как указывает заявитель, работник ответчика Хайбуллова Назия Нургалиевна является получателем страховой пенсии по старости с 01.01.2010 г.

В соответствии с вышеперечисленными положениями законодательства, работающие пенсионеры не имеют права на индексацию и корректировку страховой пенсии, в связи с чем, до августа 2018 года Хайбулловой Н.Н. индексация и корректировка пенсии не проводилась.

За отчетный период Август 2018 года МДОУ "Детский сад "Колосок" р.п. Новая Майна муниципального образования "Мелекесский район" Ульяновской области" представило в Пенсионный фонд отчет по форме СЗВ-М по типу формы «Исходная» в установленный срок - 11.09.2018.

Однако 14.09.2018 ответчиком подан отчет СЗВ-М (тип формы - ОТМН) за отчетный период Август 2018 года, в том числе в отношении Хайбулловой Н.Н.

Только 22.08.2019 МДОУ "Детский сад "Колосок" р.п. Новая Майна муниципального образования "Мелекесский район" Ульяновской области" в отношении застрахованных лиц была представлена в Пенсионный фонд дополняющая форма СЗВ-М за Август 2018 года.

Как указывает заявитель, руководствуясь п.4 ст.26.1 Закона №400-ФЗ, поскольку сведения на Хайбуллову Н.Н., как о работающем пенсионере, отсутствовали, Управлением 20.10.2018 было вынесено решение об индексации и корректировке страховой пенсии Хайбулловой Н.Н. , как неработающему пенсионеру, с 01.08.2018 г.

После выявления ошибки выплата пенсии в завышенном размере Хайбулловой Н.Н. была прекращена с 1.10.2019.

Сумма переплаты Хайбулловой Н.Н. размера пенсии за период август 2018 -октябрь 2019 года составила 18 863 руб. 30 коп.

Согласно п. 10 ст. 26.1 Федерального закона «О страховых пенсиях» при выявлении обстоятельств, влекущих уменьшение сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, в связи с непредставлением страхователем в установленный срок либо представлением им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", решение органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, пересматривается без удержания излишне выплаченных сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).

Кроме того, в силу ст. 1109 ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения пенсия и иные денежные суммы, предоставленные гражданину и качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

Таким образом, как указывает заявитель, действующее законодательство устанавливает запрет на удержание в таких случаях излишне выплаченных сумм с самого получателя пенсии; между тем, переплата по пенсии образовалась по вине страхователя, поскольку он несвоевременно (22.08.2019) представил сведения по форме СЗВ-М за август 2018 года на Хайбуллову Н.Н., чем нарушил п. 2.2. ст. 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и п. 24 Инструкции о порядке веления индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 № 766н (обязывающей страхователей представлять отчетность по форме СЗВ-М в установленные сроки, в полном объеме и соответствующую первичным документам по учету труда).

Таким образом, по расчету Управления, общая сумма переплаты пенсии Хайбулловой Н.Н. составила 18 863 руб. 30 коп., которые Пенсионный фонд просит взыскать с ответчика в качестве убытков.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад "Колосок" р.п. Новая Майна муниципального образования "Мелекесский район" Ульяновской области" представило в материалы дела отзыв, согласно которому просит исковые требования оставить без удовлетворения, при этом сообщает, что, начиная со сведений за сентябрь 2018 г., сведения на застрахованного лица Хайбуллову Н.Н., являющуюся работником ответчика, представлялись, в связи с этим, заявитель располагал информацией о том, что Хайбуллова Н.Н. относится к категории лиц, получающих пенсию и продолжающих работать. Получение Управлением сведений о застрахованных лицах за сентябрь 2018 года в октябре 2018 года исключало назначение спорных выплат. Считает, Управлением не взято во внимание, что прекращение осуществления трудовой деятельности в августе 2018 одновременно 14 человек (указанных в отменяющей форме СЗВ-М) и возобновление трудовой деятельности этих же лиц в сентябре 2018 маловероятно. Управлением при принятии решения не приняты во внимание отчеты СЗВ-М ответчика за сентябрь 2018 и последующие месяцы.

Принимая обжалуемый судебный акт, арбитражный суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

В соответствии с п. 1 ст. 15 Гражданского кодекса РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы ею право не было нарушено (упущенная выгода).

Согласно пункту 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Позиция заявителя основана на том, что если работодатель отражает в отчетности по форме СЗВ-М сведения о застрахованном лице - пенсионере, следовательно, это подтверждает факт работы пенсионера, и отсутствие у него права на индексацию и корректировку пенсии. Если же в сведениях это лицо отсутствует, это подтверждает факт его увольнения и наличие в связи с этим права на индексацию и корректировку пенсии.

Поскольку за август 2018 была подана отменяющая форма СЗВ-М, и в установленные законодательством сроки отчетность на Хайбуллову Н.Н. за август 2018 года представлена не была, у Управления ПФР, как полагает заявитель, имелись основания для вывода о прекращении Хайбулловой Н.Н. работы и, соответственно, для вынесения решений об индексации и корректировки ему страховой пенсии, как неработающему пенсионеру.

Однако, учитывая представление полной и достоверной отчетности обществом за иные периоды в установленный законодательством срок, в которых содержалась информация о Хайбулловой Н.Н. как о работающем пенсионере, и корректировку неверных сведений, что подтверждается материалами дела, суд первой инстанции не согласился с доводами заявителя.

Согласно материалам дела, 08.10.2018 Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад "Колосок" р.п. Новая Майна муниципального образования "Мелекесский район" Ульяновской области" представило в Пенсионный фонд отчет по форме СЗВ-М за отчетный период Сентябрь 2018 года (с информацией, в том числе, в отношении Хайбулловой Н.Н.).

Таким образом, на момент принятия 20.10.2018 решения о выплате с 01.08.2018 застрахованному лицу сумм страховой пенсии с учетом индексации Пенсионным фондом уже были получены сведения по форме СЗВ-М за сентябрь 2018 года и в них указывалось, что Хайбуллова Н.Н. осуществляла работу, следовательно, Пенсионный фонд имел реальную возможность запросить у страхователя пояснения относительно осуществления Хайбулловой Н.Н. трудовой деятельности в августе 2018 года, между тем никакую дополнительную проверку не проводил, в основу принятого решения об индексации и последующей выплате положил исключительно факт непредставления сведений о застрахованном лице по форме СЗВ-М за август 2018 года.

При этом, начиная с сентября 2018, отчетность ответчиком представлялась в полном объеме и в установленный срок.

На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что в Управлении ПФ имелись достаточные сведения о том, что Хайбуллова Н.Н. работала в МДОУ "Детский сад "Колосок" р.п. Новая Майна муниципального образования "Мелекесский район" Ульяновской области" и в августе 2018 года.

Учитывая данные обстоятельства, а также то, что согласно п. 4 ст. 26.1 Федерального закона «О страховых пенсиях» №400-ФЗ уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы, в целях определения права на индексацию и корректировку пенсии, производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, ежемесячно, суд не усматривает прямой причинно-следственной связи между действиями работодателя и фактом выплаты пенсии работающему пенсионеру в повышенном размере.

За нарушение порядка и сроков представления отчетности законодательством установлены специальные меры ответственности: на основании абз.4 ст.17 Закона № 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.

В соответствии с п.4 ст.28 Закона №400-ФЗ, в случае обнаружения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, допущенной при установлении и (или) выплате страховой пенсии, установлении, перерасчете размера, индексации и (или) выплате фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), производится устранение данной ошибки в соответствии с законодательством Российской Федерации. Установление указанной пенсии или выплаты в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или прекращение выплаты указанной пенсии или выплаты в связи с отсутствием права на них производится с 1 -го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена соответствующая ошибка.

На основании п.36 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 № 766н контроль за достоверностью индивидуальных сведений, представляемых страхователями в Пенсионный фонд Российской Федерации, осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации.

Учитывая указанные положения законодательства, Управление имело возможность обнаружить в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, и предпринять меры, установленные Инструкцией, для их устранения, путем направления страхователю соответствующего уведомления (запроса).

Таким образом, основания для взыскания заявленной суммы убытков отсутствуют.

Аналогичные выводы содержатся в определениях Верховного суда РФ от 12.12.2019 №304-ЭС19-22400, от 20.12.2018 №301-КГ18-20903, от 26.12.2018 №303-ЭС18-21706, постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 8.08.2019 №А72-2620/2019.

Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.

Положенные в основу апелляционной жалобы доводы являлись предметом исследования арбитражным судом при рассмотрении спора по существу и им дана надлежащая оценка.

Основания для взыскания с ответчика заявленной истцом суммы убытков не подтверждены материалами дела.

Сведений, опровергающих установленные по делу обстоятельства и выводы суда первой инстанции, в апелляционной жалобе Фонда не приведено.

Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.

Оснований для отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь статьями 229, 268 - 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 20 апреля 2020 года (резолютивная часть решения от 13.04.2020 г.) по делу № А72-1355/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа в порядке, предусмотренном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

Судья Е.Г. Попова