НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2020 № 11АП-6766/20

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

13 июля 2020 года                                                                         Дело № А72-1299/2020

г. Самара

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Сергеевой Н.В., рассмотрев единолично без проведения судебного заседания и без извещения сторон по имеющимся в деле доказательствам апелляционную жалобу Управления Пенсионного   фонда   Российской Федерации в г. Димитровграде Ульяновской области (межрайонное)

на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 20 апреля 2020 года по делу № А72-1299/2020, принятое в порядке упрощенного производства

по заявлению Государственного   учреждения   -   Управления   Пенсионного   фонда   Российской Федерации в г. Димитровграде Ульяновской области (межрайонное) (ОГРН 1177325006198, ИНН 7329024216)

к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению "Детский сад "Колосок" р.п. Новая Майна муниципального образования "Мелекесский район" Ульяновской области" (ОГРН 1027300786094, ИНН 7310008436)

о взыскании убытков в связи с излишней выплатой пенсии застрахованному лицу (Бектовой А. А.) в размере 22488,96 руб. (делу присвоен №А72-1299/2020),

о взыскании убытков в связи с излишней выплатой пенсии застрахованному лицу (Маяновой В.А.) в размере 15358,8 руб. (делу присвоен №А72-1300/2020),

о взыскании убытков в связи с излишней выплатой пенсии застрахованному лицу (Абрамовой Н.П.) в размере 18008,54 руб. (делу присвоен №А72-1367/2020),

УСТАНОВИЛ:

Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Димитровграде Ульяновской области (межрайонное) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению "Детский сад "Колосок" р.п. Новая Майна муниципального образования "Мелекесский район" Ульяновской области"

о взыскании убытков в связи с излишней выплатой пенсии застрахованному лицу (Бектовой А. А.) в размере 22488,96 руб. (делу присвоен №А72-1299/2020),

о взыскании убытков в связи с излишней выплатой пенсии застрахованному лицу (Маяновой В.А.) в размере 15358,8 руб. (делу присвоен №А72-1300/2020),

о взыскании убытков в связи с излишней выплатой пенсии застрахованному лицу (Абрамовой Н.П.) в размере 18008,54 руб. (делу присвоен №А72-1367/2020).

Определением от 14.02.2020 указанные исковые заявления объединены в одно производство для совместного рассмотрения, объединенному делу присвоен №А72-1299/2020.

Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам, предусмотренным главой 29 АПК РФ.

Решение об отказе в удовлетворении заявленных требований было принято 13.04.2020 путем подписания резолютивной части решения, которая приобщена к делу в порядке статьи 229 АПК РФ и размещена в картотеке арбитражных дел в сети «Интернет».

15.04.2020 Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Димитровграде Ульяновской области (межрайонное) обратилось с заявлением о составлении мотивированного решения по делу.

Мотивированное решение Арбитражного суда Ульяновской области изготовлено 20 апреля 2020.

В апелляционной жалобе Управление Пенсионного   фонда   Российской Федерации в г. Димитровграде Ульяновской области (межрайонное) просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что судом первой инстанции не были приняты во внимание цели принятия Федерального закона №385-ФЗ от 29.12.2015, которым приостановлена индексация пенсий работающим пенсионерам. Считает, что воля законодателя была направлена на то, чтобы в связи с отсутствием достаточного финансового обеспечения не допустить перерасхода государственных средств на выплату пенсий. В жалобе указывает, что основная причина и цель введения законодателем ежемесячной отчетности по ф. СЗВ-М – использование представленных сведений для определения размера пенсий работающим пенсионерам без учета индексации. Считает, что суд первой инстанции не дал никакой оценки тому обстоятельству, что выплата пенсии с учетом индексации производится не сразу после представления страхователями отчетности, а по истечении времени, необходимого органам ПФР для совершения процедурных действий по обработке полученной от страхователя информации и ее отражению в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также для вынесения в рамках пенсионного процесса решения о выплате сумм пенсии. Указанное решение процессуально оформляется в том случает, когда по итогам ежемесячного уточнения меняется статус пенсионера и, следовательно, корректируются суммы пенсии, подлежащие выплате. Управление полагает, что судом первой инстанции не был принят во внимание смысл внесения описанных изменений пенсионного законодательства. Считает, что с учетом соблюдения Управлением ПФР процедурных сроков обработки отчетности статус пенсионера как неработающего на дату вынесения решения об индексации был определен правомерно. То обстоятельство, что на указанную дату страхователь уже представил дополнительные сведения, не может иметь правового значения, поскольку статус пенсионера на эту дату уже был определен и не мог быть изменен, поскольку срок обработки указанных сведений на дату вынесения решения не истек.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад "Колосок" р.п. Новая Майна муниципального образования "Мелекесский район" Ульяновской области" представило письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

На основании части 1 статьи 272.1 АПК РФ, пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи по имеющимся в деле доказательствам.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад "Колосок" р.п. Новая Майна муниципального образования "Мелекесский район" Ульяновской области" является плательщиком страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию.

Бектова Анна Алексеевна является получателем трудовой пенсии по старости с 01.01.2010, Маянова Вера Анатольевна является получателем трудовой пенсии по старости с 01.01.2010, Абрамова Наталья Петровна является получателем трудовой пенсии по старости с 29.09.2009, указанные лица работают в МДОУ "Детский сад "Колосок" р.п. Новая Майна муниципального образования "Мелекесский район" Ульяновской области".

11.09.2018 МДОУ "Детский сад "Колосок" р.п. Новая Майна муниципального образования "Мелекесский район" Ульяновской области" представило в Пенсионный фонд отчет по форме СЗВ-М за отчетный период Август 2018 года по типу формы «Исходная».

14.09.2018 сведения о застрахованных лицах, в том числе в отношении Бектовой А.А., Маяновой В.А., Абрамовой Н.П., были отменены страхователем за отчетный период Август 2018 года.

22.08.2019 МДОУ "Детский сад "Колосок" р.п. Новая Майна муниципального образования "Мелекесский район" Ульяновской области" в отношении указанных лиц была представлена в Пенсионный фонд дополняющая форма СЗВ-М за Август 2018 года.

08.10.2018 Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад "Колосок" р.п. Новая Майна муниципального образования "Мелекесский район" Ульяновской области" представило в Пенсионный фонд отчет по форме СЗВ-М за отчетный период Сентябрь 2018 года (с информацией, в том числе, в отношении Бектовой А.А., Маяновой В.А., Абрамовой Н.П.).

20.10.2018 Пенсионным фондом в отношении Бектовой А.А., Маяновой В.А., Абрамовой Н.П. приняло решение об индексации и корректировке страховой пенсии как неработающего пенсионера с 01.08.2018.

Отчеты по форме СЗВ-М за Сентябрь 2018 года, Октябрь 2018 года, Ноябрь 2018 года, Декабрь 2018 года, Январь 2019 года, Февраль 2019 года, Март 2019 года, Июнь 2019 года, Июль 2019 года, Август 2019 года и Сентябрь 2019 года, в которых содержалась информация о Бектовой А.А., Маяновой В.А., Абрамовой Н.П. как о работающих пенсионерах, представлены МДОУ "Детский сад "Колосок" р.п. Новая Майна муниципального образования "Мелекесский район" Ульяновской области" в Пенсионный фонд в установленный срок.

Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Димитровграде Ульяновской области (межрайонное) просит взыскать с МДОУ "Детский сад "Колосок" р.п. Новая Майна муниципального образования "Мелекесский район" Ульяновской области" излишне выплаченную сумму пенсии за период с Августа 2018 года по Сентябрь 2019 года в отношении застрахованных лиц - Бектовой А.А. в размере 22488,96 руб., Маяновой В.А. в размере 15358,8 руб., Абрамовой Н.П. в размере 18008,54 руб.

Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.

В силу ст.6 Федерального закона от 15.12.2001 Ш67-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон №167-ФЗ) страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе: организации, индивидуальные предприниматели, физические лица.

Согласно ст.14 Закона №167-ФЗ страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный Фонд; представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.

В соответствии с п.п. 2.2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Закон №27-ФЗ) страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) сведения, предусмотренные данным подпунктом.

В соответствии со ст. 15 Закона № 27-ФЗ страхователь обязан в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Федеральным законом.

Сведения представляются страхователем о каждом работающем застрахованном лице по форме СЗВ-М, утвержденной Постановлением Правления ПФР от 01.02.2016 № 83п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах".

В соответствии с частью 12 статьи 21 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ) выплата страховой пенсии на территории Российской Федерации производится пенсионеру органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в установленном размере без каких-либо ограничений, за исключением случаев, предусмотренных статьей 26.1 настоящего Федерального закона.

Федеральным законом от 29.12.2015 N 385-ФЗ "О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий" в Закон N 400-ФЗ внесены изменения, согласно которым (п.1 ст.26.1) пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии выплачиваются без учета индексации размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 Закона N 400-ФЗ, имеющей место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.

Пенсионерам, прекратившим осуществление работы, суммы страховой пенсии выплачиваются в соответствии с п. 3 ст. 26.1 Закона №400-ФЗ с учетом индексации и корректировки размера страховой пенсии, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.

Согласно части 4 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, производится без заявления пенсионера, прекратившего работать, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

На основании части 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".

Суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 настоящей статьи (часть 7 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ).

В соответствии с частью 8 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ в случае возобновления работы и (или) иной деятельности пенсионерами после осуществления индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 настоящего Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона страховая пенсия, фиксированная выплата к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются в сумме, причитавшейся на день, предшествующий дню возобновления работы и (или) иной деятельности.

Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.11.2014 N 885н утверждены "Правила выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии" (далее - Правила).

Согласно пункту 84 Правил выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) пенсионерам, осуществляющим (прекратившим) работу и (или) иную деятельность, в период выполнения которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" производится в порядке, предусмотренном статьей 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ.

Из пункта 85 Правил следует, что определение размера сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате пенсионерам, указанным в статье 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ, производится на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица.

В пункте 86 Правил предусмотрено, что выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) пенсионерам, указанным в статье 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ, осуществляется на основании решения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).

Согласно пункту 88 Правил в случаях, предусмотренных частями 9 и 10 статьи 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ, а также в случае учета на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 указанного закона сведений о факте осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) с учетом сроков, определенных частью 6 статьи 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ.

При этом в случае, предусмотренном частью 10 статьи 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ, выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 статьи 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ, производится с 1 -го числа месяца, следующего за месяцем, в котором выносится решение, предусмотренное пунктом 88 Правил, без удержания за прошлое время (пункт 90 Правил).

В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона N 400-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Согласно части 2 данной статьи, в случае если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений повлекло за собой перерасход средств на выплату трудовых пенсий, виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Ответственность за ущерб, причиненный Пенсионному фонду Российской Федерации, наступает, если представлены недостоверные сведения и эти сведения повлекли за собой перерасход средств на выплату трудовых пенсий, а также имеется вина в действиях (бездействии) лиц, представивших соответствующие сведения.

Под достоверностью сведений понимается соответствие указанных сведений действительности, без искажения информации, то есть соответствие информации, содержащейся в представленных органам Пенсионного фонда Российской Федерации документах (справках, выписках, приказах и пр.), фактическим данным и обстоятельствам.

В соответствии с п. 1 ст. 15 Гражданского кодекса РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы ею право не было нарушено (упущенная выгода).

Согласно пункту 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Из материалов дела следует, что ответчиком в нарушение требований подпункта 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ сведения по форме СЗВ-М за Август 2018 года в отношении Бектовой А.А., Маяновой В.А., Абрамовой Н.П. представлены только 22.08.2019, тогда как срок их представления 15.09.2018.

Не получив от страхователя в установленный срок сведения по форме СЗВ-М за Август 2018 года, содержащие информацию о застрахованных лицах, истцом произведен Бектовой А.А., Маяновой В.А., Абрамовой Н.П., работающим у ответчика, как пенсионерам прекратившим работу, перерасчет пенсии с 01.08.2018 в сторону увеличения с учетом коэффициентов индексации размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки, которая не могла быть установлена работающему пенсионеру. Размер излишне выплаченной пенсии в отношении Бектовой А.А. составил 22488,96 руб., в отношении Маяновой В.А. - 15358,8 руб., в отношении Абрамовой Н.П. - 18008,54 руб.

Между тем материалами дела подтверждается, что МДОУ "Детский сад "Колосок" р.п. Новая Майна муниципального образования "Мелекесский район" Ульяновской области" своевременно представило в Пенсионный фонд отчеты по форме СЗВ-М за Сентябрь 2018 года, Октябрь 2018 года, Ноябрь 2018 года, Декабрь 2018 года, Январь 2019 года, Февраль 2019 года, Март 2019 года, Июнь 2019 года, Июль 2019 года, Август 2019 года и Сентябрь 2019 года, в которых содержалась информация о Бектовой А.А., Маяновой В.А., Абрамовой Н.П., как о работающих пенсионерах.

Таким образом, на момент принятия пенсионным фондом в 20.10.2018 решения об индексации и корректировке страховой пенсии как неработающих пенсионеров с 01.08.2018 (с учетом повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии) истец располагал сведениями о том, что Бектова А.А., Маянова В.А., Абрамова Н.П. являются работником МДОУ "Детский сад "Колосок" р.п. Новая Майна муниципального образования "Мелекесский район" Ульяновской области" (отчет за Сентябрь 2018 года был получен Пенсионным фондом 08.10.2018), между тем предусмотренные частью 4 статьи 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ действия не выполнил, указанными сведениями не воспользовался, никакую дополнительную проверку не проводил. В основу принятого решения об индексации и последующей выплате положил исключительно факт непредставления сведений о застрахованном лице по форме СЗВ-М за Август 2018 года.

С учетом вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что причинно-следственная связь между действиями ответчика по представлению сведений за Август 2018 года по форме СЗВ-М и возникновением у пенсионного фонда убытков отсутствует.

Кроме того, за нарушение порядка и сроков представления отчетности законодательством установлены специальные меры ответственности.

В соответствии с п.4 ст.28 Закона №400-ФЗ, в случае обнаружения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, допущенной при установлении и (или) выплате страховой пенсии, установлении, перерасчете размера, индексации и (или) выплате фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), производится устранение данной ошибки в соответствии с законодательством Российской Федерации. Установление указанной пенсии или выплаты в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или прекращение выплаты указанной пенсии или выплаты в связи с отсутствием права на них производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена соответствующая ошибка.

На основании п.36 Инструкции о порядке веления индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 № 766н контроль за достоверностью индивидуальных сведений, представляемых страхователями в Пенсионный фонд Российской Федерации, осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации.

Учитывая указанные положения законодательства, суд первой инстанции верно указал, что Управление имело возможность обнаружить в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, и предпринять меры, установленные Инструкцией, для их устранения, путем направления страхователю соответствующего уведомления. Пенсионным фондом указанные действия не произведены. Доказательства, подтверждающее обратное суду не представлены.

Аналогичные выводы содержатся в определениях Верховного суда РФ от 12.12.2019 № 304-ЭС19-22400, от 20.12.2018 №301-КГ18-20903, от 26.12.2018 №303-ЭС18-21706.

При таких обстоятельствах дела, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что основания для взыскания заявленной суммы убытков отсутствуют.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судом апелляционной инстанции не принимаются во внимание по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 3 статьи 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 настоящего Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.

В силу пункта 4 вышеназванного закона уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», в целях реализации положений частей 1-3 настоящей статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Сведения индивидуального (персонифицированного) учета (отчет СЗВ-М) МДОУ в Управление ПФ предоставляются ежемесячно в срок до 15 числа по типу формы «Исходная».

Из материалов дела усматривается, что сведения индивидуального (персонифицированного) учета на застрахованных лиц Бектову А.А, Маянову В.А., Абрамову Н.П. в сентябре 2018 года (за август 2018 года) действительно представлены не были.

Начиная со сведений за сентябрь 2018г., сведения на застрахованных лиц Бектову А.А, Маянову В.А., Абрамову Н.П., являющихся работниками Учреждения, представлялись.

Таким образом, к моменту принятия решения о выплатах, начиная с октября 2018 года (за сентябрь 2018 года) Управление ПФ располагало информацией о том, что Бектова А.А, Маянова В.А., Абрамова Н.П. относятся к категории лиц, получающих пенсию и продолжающих работать. Получение Пенсионным фондом указанных сведений в октябре 2018 года (отчет за сентябрь 2018 года), исключало назначение и выплату спорных выплат с сентября 2018 года.

В сентябре 2018 года Бектова А.А, Маянова В.А., Абрамова Н.П. определялись как лица, прекратившее осуществление трудовой деятельности, а в октябре 2018г. - как лица, возобновившее трудовую деятельность, индексация фиксированной части страховой пенсии не должна была производиться.

Непредставление сведений о застрахованных лицах (представление недостоверных сведений), за август 2018 года, находится в причинно-следственной связи с получением выплаты также за август 2018 года, поскольку именно в этом периоде получения пенсии граждане признаются прекратившими осуществление трудовой деятельности и имеющим право на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии. За август 2018 года Бектова А.А, Маянова В.А., Абрамова Н.П. спорную выплату не получали, с сентября 2018 года Учреждение представляло сведения о них как о работающих лицах. Однако, несмотря на получение таких сведений, Управление ПФ производило спорные выплаты вопреки имеющейся информации о занятости Бектовой А.А, Маяновой В.А., Абрамовой Н.П.

Управлением ПФ не принято во внимание, что прекращения осуществление трудовой деятельности в августе 2018 одновременно 14 человек, а в сентябре 2018 года возобновление трудовой деятельность этих лиц (в том же составе) маловероятно.

Таким образом, в силу части 4 статьи 26.1 Закона N400-ФЗ уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, по каждому отдельному периоду - месяцу на основании сведений страхователя по форме СЗВ-М за этот отчетный период.

Между тем, Управлением ПФ не взяты во внимание отчеты СЗВ-М за сентябрь 2018 года и последующие месяцы. К тому же регулярно (ежеквартально) сдается отчет в Налоговую инспекцию по начислениям в Пенсионный Фонд, Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) и Фонд социального страхования (ФСС). Отчисления производятся на работающих сотрудников.

Помимо этого, на момент принятия пенсионным фондом решений о выплатах в индексированном размере, у него имелись сведения об осуществлении пенсионером оплачиваемой трудовой деятельности, содержание отчетности страхователя объективно свидетельствовало об отсутствии перерыва в трудовой деятельности работника (Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 02.07.2019 N Ф04-2313/2019 по делу N А27-17394/2018).

Также согласно определению Верховного Суда РФ от 20.12.2018 N 301-КГ18-20903 по делу N А82-18736/2017 «О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о взыскании убытков» в передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано, поскольку суды пришли к выводу о том, что Пенсионный Фонд не доказал совокупность обстоятельств, влекущих применение ответственности в виде взыскания ущерба, а именно наличия причинно-следственной связи между действиями ответчика по непредставлению сведений и возникновением у истца убытков.

В апелляционной жалобе не приведено доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции.

Обстоятельства дела судом первой инстанции исследованы полно, объективно и всесторонне, им дана надлежащая правовая оценка.

Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.

С учетом вышеизложенного суд апелляционной инстанции считает решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Руководствуясь ст. ст. 266 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 20 апреля 2020 года по делу № А72-1299/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции, только по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 288 АПК РФ.

         Судья                                                                                                              Н.В.Сергеева