НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.11.2013 № 11АП-17811/13

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru  , e-mail: info@11aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

13 ноября 2013 года Дело № А55-13679/2013

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 12 ноября 2013 г.

Постановление в полном объеме изготовлено 13 ноября 2013 г.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Буртасовой О.И.,

судей Деминой Е.Г., Шадриной О.Е.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Боярской Д.И.,

от истца - Четвергова Т.С., доверенность от 08.08.2013 г.,

от ответчика - Рыжков А.Н., доверенность от 06.08.2013 г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 12 ноября 2013 года в зале № 2 апелляционную жалобу Государственного казенного учреждения Самарской области «Центр занятости населения г.о. Самара», г. Самара,

на решение Арбитражного суда Самарской области от 27 августа 2013 года по делу № А55-13679/2013 (судья Корнилов А.Б.),

по иску Государственного казенного учреждения Самарской области «Центр занятости населения г.о. Самара», г. Самара,

к Индивидуальному предпринимателю Рябченко Сергею Николаевичу, г. Самара,

о взыскании 1 352 400 руб. 00 коп.

УСТАНОВИЛ:

Государственное казенное учреждение Самарской области «Центр занятости населения г.о. Самара» (далее - истец), обратилось в суд с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Рябченко Сергею Николаевичу (далее - ответчик), о взыскании 1 352 400 руб. 00 коп.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 27 августа 2013 года в удовлетворении исковых требований отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.

В качестве доводов апелляционной жалобы ее заявитель ссылается на неправильное применение норм материального и процессуального права.

В судебном заседании представитель истца доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме по основаниям, в ней изложенным и настаивал на отмене обжалуемого решения.

Представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве на нее, и просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.

Изучив материалы дела, рассмотрев представленные документы и оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными обстоятельствами по делу, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд считает решение Арбитражного суда Самарской области от 27 августа 2013 года по делу № А55-13679/2013 не подлежащим отмене по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 15.11.2011 года Рябченко С.Н. зарегистрирован инспекцией ФНС по Кировскому району города Самары в качестве индивидуального предпринимателя (Т.1, л.д. 11-12).

14.12 2011 года между Государственным учреждением Центр занятости населения городского округа Самара (Центром), и Рябченко С.Н. (предпринимателем), в соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 19.02.2010 № 58 «Об утверждении порядков предоставления в 2010 и 2011 годах из областного бюджета социальных выплат на содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан» заключен договор № 12-14- 4/07 о предоставлении социальной выплаты на стимулирование создания индивидуальными предпринимателями из числа бывших безработных граждан, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан, по условиям которого центр предоставляет в 201 г. из областного бюджета предпринимателю социальную выплату на каждое дополнительно созданное рабочее место в части приобретения основных средств и осуществления текущих расходов, предусмотренных бизнес-планом.

В соответствии с п. 2.2.1 и 3.1. в редакции дополнительного соглашения №1 к вышеуказанному договору, Центр предоставляет предпринимателю социальную выплату в размере 1 352 400 (Один миллион триста пятьдесят две тысячи четыреста) рублей на создание 23-х дополнительных рабочих мест (Т.1, л.д. 8-10).

В соответствии с п. 12 Порядка предоставления в 2010 и 2011 годах из областного бюджета социальных выплат на содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан о предоставлении социальной выплаты (далее - Порядок) индивидуальный предприниматель должен ежеквартально в течение 12 месяцев со дня перечисления социальной выплаты и за 10 дней до истечения срока действия договора предоставлять в Центр копию штатного расписания и индивидуальные сведения на сотрудников, представляемые в Пенсионный Фонд Российской Федерации, с отметкой о получении данных сведений.

Ссылаясь на то, что ответчик не представил в Центр индивидуальные сведения на сотрудников, предоставляемые в Пенсионный Фонд РФ, за 4-й квартал 2011 года и 1-й квартал 2012 года, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском о возврате социальной выплаты в размере 1 352 400 руб.

Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения Российской Федерации» (в редакции от 11.07.2011) Правительство Российской Федерации вправе разрабатывать и реализовывать дополнительные мероприятия в сфере занятости населения, направленные, в частности, на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации.

В развитие указанного закона, постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2009 № 1011 «О предоставлении в 2011 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации» (в редакции постановлений Правительства от 27.12.2010 № 1143, от 29.06.2011 № 516), утверждены Правила предоставления таких субсидий из федерального бюджета.

Согласно пункту 2 Правил субсидии предоставляются на софинансирование региональных программ, утвержденных в установленном порядке и предусматривающих дополнительные мероприятия, в том числе по содействию самозанятости безработных граждан и стимулированию создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан.
  Региональной программой по данному вопросу в соответствии со статьей 13 Закона Самарской области от 27.11.2008 года № 131 -ГД «Об областном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» является Постановление Правительства Самарской области от 19.02.2010 года № 58 «Об утверждении порядков предоставления в 2010 и 2011 годах из областного бюджета социальных выплат на содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан », которым был утвержден Порядок предоставления в 2010 и 2011 годах из областного бюджета социальных выплат в целях стимулирования создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан.
  Согласно пункту 2 Порядка социальные выплаты предоставляются подведомственными департаменту труда и занятости населения Самарской области (далее - департамент) распорядителями средств областного бюджета государственными учреждениями центрами занятости населения городских округов и муниципальных районов Самарской области (далее - ГУ ЦЗН) за счет средств областного бюджета, формируемых в том числе за счет поступающих в областной бюджет средств федерального бюджета.

Условием предоставления социальной выплаты в 2011 года являлось обеспечение гражданином, открывшим собственное дело в 2011 году, трудоустройство безработных граждан (п.3 Порядка). Социальные выплаты предоставлялись получателям единовременно на каждое дополнительно созданное рабочее место в части приобретения основных средств и осуществления текущих расходов, предусмотренных бизнес-планом (п.4 Порядка).

Пункт 12 Порядка предусматривал осуществление контроля для подтверждения целевого и своевременного использования социальной выплаты.

Согласно пункту 15 Порядка в случае нарушения условий, предусмотренных пунктом 12 Порядка, получатель обязан в течение 14 рабочих дней со дня получения письменного требования центра занятости либо устранить обстоятельства, являющиеся основанием для возврата социальной выплаты, либо возвратить предоставленную социальную выплату в областной бюджет.

В соответствии со ст. 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
  Согласно пункту 1 статьи 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевое использование бюджетных средств выражается в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
  В письме Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 18.08.2010 № 23-3/10/2-7153 разъяснено, что средства субсидии из федерального бюджета, предоставленные безработным гражданам на открытие собственного дела в соответствии с Постановлениями Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 № 1089 «О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации» и от 14.12.2009 № 1011 «О предоставлении в 2010 и 2011 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации», имеют целевое назначение и должны быть направлены на организацию и ведение предпринимательской деятельности, порядок и условия предоставления указанных средств определяются нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, также отмечено, что решение о направлениях расходования указанных средств на осуществление предпринимательской деятельности (на аренду помещений, приобретение основных средств) безработные граждане, получившие субсидию на открытие собственного дела, принимают самостоятельно. При этом расходование средств на цели, не связанные с организацией предпринимательской деятельности, недопустимо.

Таким образом, целевыми считаются расходы на организацию и осуществление предпринимательской деятельности в соответствии с направлениями, предусмотренными в одобренном бизнес-плане.

Обязанность возвратить полученную социальную выплату в случае непредоставления предпринимателем в центр занятости документов о расходовании социальной выплаты в срок и по форме, установленные договором о предоставлении социальной выплаты, не была предусмотрена Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2009 № 1011 «О предоставлении в 2011 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации» (в редакции Постановлений Правительства РФ от
  27.12.2010 № 1143, от 29.06.2011 № 516), а также утвержденными им Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации.
  Включение такого условия о возврате социальной выплаты в Постановление Правительства Самарской области от 19.02.2010 года № 58 и в Договор № 12-14-4/07 от 14.12.2011г., противоречит Бюджетному кодексу Российской Федерации и Постановлению Правительства Российской Федерации от 14.12.2009 № 1011, обладающими большей юридической силой, что, в силу статей 72, 76 Конституции Российской Федерации, статей 2, 3, 168, 421, 422 Гражданского кодекса Российской Федерации, исключает применение данного условия во взаимоотношениях Истца и Ответчика.
  Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2009 № 1011 предусмотрено единственное условие взыскания предоставленной субсидии в федеральный бюджет в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации - нецелевое использование субсидии (пункт 16).

Данный вывод подтверждается сложившейся судебной практикой, в частности по делам № А55-6705/2011: № А55-5911/2012; № А55-7373/2012, № А55-25911/2012.

В соответствии с пунктом 2.2.5. Договора для подтверждения целевого и своевременного использования социальной выплаты ИП Рябченко С.Н. должен был представить истцу:

в течение 3 месяцев со дня перечисления социальной выплаты документы, подтверждающие использование в соответствии с бизнес-планом перечисленной ему суммы (квитанции, товарно-транспортные накладные, чеки, закупочные акты, копию штатного расписания и другие документы);

ежемесячно, но не более 12 месяцев, со дня перечисления социальной выплаты на счет ИП Рябченко С.Н. документы, подтверждающие целевое использование перечисленной ему суммы на выплату заработной платы (копии платежных ведомостей о выплаченной заработной плате);

ежеквартально в течение 12 месяцев со дня перечисления социальной выплаты на счет ИП Рябченко С.Н. и за 10 дней до истечения срока действия договора копию штатного расписания и индивидуальные сведения на сотрудников, представляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации, с отметкой о получении данных сведений;
  за 10 дней до истечения 12 месяцев со дня перечисления социальной выплаты на счет ИП Рябченко С.Н. выписку из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, выданную не позднее 15 дней до момента представления.

В течение 3-х месяцев ИП Рябченко С.Н. представил истцу все документы, подтверждающие целевое расходование социальной выплаты в соответствии с Бизнес-планом.

Копии этих документов имеются в материалах дела.

Установив, что истцом не доказано, что полученная ответчиком социальная выплата была использована на иные цели, не предусмотренные бизнес-планом, доводы, приведенные предпринимателем о целевом использовании социальной выплаты, соответствующие расчеты в их обоснование, истцом не опровергнуты, а обоснованность взыскания социальной выплаты в заявленном истцом размере документально не подтверждена, а также учитывая, что законность, правомерность и обоснованность получения ответчиком социальной выплаты в размере 1 352 400,0 рублей истцом не отрицается и не оспаривается, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.

Ответчиком заявлено требование о взыскании судебных расходов на оплату услуг представителя.

Согласно ст. 106 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся расходы на оплату услуг адвокатов.

В соответствии со статьей 110 (часть 2) Кодекса расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.

В обоснование заявленного требования истцом в материалы дела представлены договор на оказание юридических услуг от 05 августа 2013г., акт выполненных работ, платежные документы, подтверждающие оплату.

В пункте 3 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.12.2007 N 121 "Обзор судебной практики по вопросам, связанным с распределением между сторонами судебных расходов на оплату услуг адвокатов и иных лиц, выступающих в качестве представителей в арбитражных судах" разъяснено, что лицо, требующее возмещения расходов на оплату услуг представителя, должно доказать их размер и факт выплаты, а другая сторона вправе доказывать их чрезмерность.

Аналогичная правовая позиция приведена в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.05.2008 N 18118/08, от 09.04.2009 N 6284/07 и от 25.05.2010 N 100/10.

Исходя из правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 15.03.2012 N 16067/11, освобождение проигравшей стороны от необходимости доказывания своей позиции по вопросу о судебных расходах и представлению доказательств чрезмерности взыскиваемых с нее расходов, недопустимо, поскольку нарушает принцип состязательности сторон, закрепленный в статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и может повлечь произвольное уменьшение судом размера заявленных к взысканию сумм расходов.

Ответчик о необходимости уменьшения размера судебных расходов при рассмотрении дела судом первой инстанции, не заявлял, доказательств их чрезмерности, равно как и расчет суммы, возмещение которой является, по его мнению, разумным и соразмерным не представил.

В апелляционной жалобе не приведены доводы, опровергающие выводы суда первой инстанции, который всесторонне исследовав материалы и обстоятельства дела, дал им надлежащую правовую оценку.

Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, сделанные в нем выводы – установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 27 августа 2013 года по делу № А55-13679/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.

Председательствующий О.И. Буртасова

Судьи Е.Г. Демина

О.Е. Шадрина