НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2018 № А72-15426/2017

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

17 апреля 2018 года Дело № А72-15426/2017

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2018 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 17 апреля 2018 года.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Апаркина В.Н.,

судей Семушкина В.С., Юдкина А.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сурковой Г.В.,

с участием в судебном заседании:

от Министерства искусства и культурной политики Ульяновской области - не явился, извещено,

от Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Ульяновска Ульяновской области (межрайонное) - не явился, извещено,

от ИФНС России по Ленинскому району г. Ульяновска – не явился, извещена,

рассмотрев в открытом судебном заседании 11 апреля 2018 года в зале № 6 апелляционную жалобу Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Ульяновска Ульяновской области

на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 25 декабря 2017 года по делу № А72-15426/2017 (судья Коннова О.В.),

по заявлению Министерства искусства и культурной политики Ульяновской области (ОГРН <***>, ИНН <***>), г. Ульяновск,

к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Ульяновска Ульяновской области (межрайонное) (ОГРН <***>, ИНН <***>), г. Ульяновск,

к ИФНС России по Ленинскому району г. Ульяновска, г. Ульяновск,

о признании незаконным решения № 083V12170000094 от 21.08.2017 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, о признании недействительным требования № 434137 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа по состоянию на 05.10.2017,

УСТАНОВИЛ:

Министерство искусства и культурной политики Ульяновской области обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Ульяновска Ульяновской области (межрайонное), к ИФНС России по Ленинскому району г. Ульяновска о признании незаконным и отмене решения управления № 083V12170000094 от 21.08.2017о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности засовершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах и о признании недействительным требования Инспекции № 434137 об уплате налога,сбора, страховых взносов, пени, штрафа по состоянию на 05.10.2017.

Решением суда 1 инстанции от 25 декабря 2017 года заявленные требования удовлетворены частично.

Решение Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Ульяновска Ульяновской области (межрайонное) № 083V12170000094 от 21.08.2017 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах признано недействительным.

Суд обязал Управление устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Министерства искусства и культурной политики Ульяновской области.

В части требования о признании недействительным требования ИФНС России по Ленинскому району г. Ульяновска № 434137 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа по состоянию на 05.10.2017 заявление оставлено без рассмотрения.

В апелляционной жалобе Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Ульяновска Ульяновской области просит решение суда 1 инстанции отменить, в удовлетворении требований Министерства искусства и культурной политики Ульяновской области отказать.

При этом в апелляционной жалобе указывает, что законами Ульяновской области могут устанавливаться широкие стимулирующие выплаты, но это не должно подвергать расширительному толкованию закрытый перечень выплат, не облагаемых страховыми взносами в соответствии со ст.9 Федерального закона № 212-ФЗ. Согласно п.11 ч.1 ст.9 Федерального закона № 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, не превышающие 4 000 рублей на одного работника за расчетный период (календарный год). Министерство выплатило сумму материальной помощи в августе 2014 сотруднице ФИО1 в размере 4000 руб., включив в суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами. Однако за расчетный период в феврале 2014 г. ФИО1 уже была произведена выплата. Следовательно, база для начисления страховых взносов согласно ст.8 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ занижена в августе 2014 г. на 4 000 руб. Судом при вынесении решения данный факт как нарушение не исследован, обоснований для признания недействительным решения управления в этой части не приводится.

Министерство в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда 1 инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения и рассмотреть дело в отсутствие представителя Министерства.

ИФНС России по Ленинскому району г. Ульяновска в отзыве на апелляционную жалоб указывает, что оставляет рассмотрение апелляционной жалобы Управления на усмотрение суда и просит рассмотреть апелляционную жалобу без участия представителя Инспекции.

В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

В соответствии с п. 3 ст. 156, 266 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассмотрел дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.

Проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено материалами дела, ГУ – Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Ульяновска Ульяновской области (межрайонное) была проведена плановая выездная проверка Министерства искусства и культурной политики Ульяновской области правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиком страховых взносов за период с 01.01.2014 по 31.12.2016, по результатам которой составлен акт проверки от 20.07.2017 № 083V10170000231 (л.д.11-21 т.1).

21.08.2017 на основании акта проверки Управлением было вынесено решение № 083V12170000094 о привлечении Министерства искусства и культурной политики Ульяновской области к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах по п.1 ст.47 Федерального закона от 24.07.2009 ФЗ-212 "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" в виде штрафа в размере 4 309,82 руб.(л.д.23-27 т.1).

Решением установлена недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ в сумме 17 493,74 руб., а также недоимка по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в сумме 4055,37 руб. за период с 01.01.2014 по 31.12.2016 в результате занижения базы для начисления страховых взносов на сумму 79 517 руб.,

Данным решением Министерству предложено уплатить страховые взносы в сумме 21 549,11 руб., а также начислены пени в сумме 3 746,62 руб.

Решением установлены следующие нарушения.

1) Занижение базы для начисления страховых взносов в результате неправомерного включения суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами, выплаты единовременной материальной помощи, не поименованной в ст.9 Федерального закона № 212-ФЗ.

Министерство выплатило сумму материальной помощи в феврале 2014 г. сотруднице ФИО1 в размере 10 234,00 руб. в связи со смертью сестры супруга; в феврале сотруднику ФИО2 в размере 31 371руб. в связи со смертью сестры. При этом всю выплату включило в сумму, не подлежащую обложению страховыми взносами. Согласно п.11 ст.9 № 212-ФЗ от 24.07.2009 не подлежат обложению страховыми взносами суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, не превышающие 4 000 руб. на одного работника за расчетный период, поэтому указанные выплаты работникам подлежат обложению страховыми взносами в соответствии со ст.7 Закона на общих основаниях. База для начисления страховых взносов согласно ст.8 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ занижена в феврале 2014 в размере 33 605,00 руб.

2) Занижение базы для начисления страховых взносов в результате неправомерного включения в суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами, выплат материальной помощи, произведенных свыше установленных законодательством РФ.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона № 212-ФЗ установлен закрытый перечень выплат, не облагаемых страховыми взносами. В частности, согласно п. 11 ч. 1 ст. 9 Федерального закона N 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, не превышающие 4000 рублей на одного работника за расчетный период.

Министерство выплатило сумму материальной помощи в августе 2014 г. сотруднице ФИО1 в размере 4 000 руб., включив выплату в суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами. Однако за расчетный период, в феврале 2014 ФИО1 уже была произведена выплата. База для начисления страховых взносов согласно ст.8 Федерального закона от 24 июля 2009 № 212-ФЗ занижена в августе 2014 г. на 4 000 рублей.

3) Занижение базы для начисления страховых взносов в результате неправомерного включения в суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами, компенсационных выплат при увольнении государственных гражданских служащих, произведенных свыше установленных законодательством РФ.

Подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 9 Федерального закона N 212-ФЗ (в редакции Федерального закона от 28.06.2014 N 188-ФЗ) определено, что не подлежат обложению страховыми взносами для организаций все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с увольнением работников, за исключением, в частности, суммы выплат в виде выходного пособия и среднего месячного заработка на период трудоустройства в части, превышающей трехкратный размер среднего месячного заработка или шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Исходя из положений части 3.1 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 79-ФЗ) в случае расторжения контракта по основаниям, предусмотренным, в частности, пунктом 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона N 79-ФЗ (сокращение должностей гражданской службы), гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом выходное пособие не выплачивается. Учитывая изложенное, компенсационные выплаты при увольнении государственных гражданских служащих, начисляемые в соответствии с частью 3.1 статьи 37 Федерального закона N 79-ФЗ, не подлежат обложению страховыми взносами в части, не превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка. Суммы компенсации при увольнении, превышающие трехкратный размер среднего месячного заработка, подлежат обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке. Министерство, расторгнув служебный контракт с ФИО2 в связи с сокращением должности, выплатило компенсацию в размере четырехкратного денежного содержания в сумме 167 648,00 руб., включив в суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами, т.е. завысило в июне 2016г. на 41 912,00 рублей.

ИФНС России по Ленинскому району г. Ульяновска по состоянию на 05.10.2017 в адрес Министерства было выставлено требование № 434137 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (л.д.28 т.1).

Не согласившись с указанными решением и требованием, Министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования частично и признавая оспариваемое решение Управления недействительным, суд 1 инстанции исходил из того, что спорные выплаты носят характер социальной поддержки и по своей природе не относятся ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде. Доказательств, свидетельствующих о том, что такие выплаты являются оплатой труда работников, Управлением не представлено. Произведенные Министерством выплаты государственным служащим, как иные выплаты, относящиеся к мерам социальной поддержки, не подлежат обложению страховыми взносами, что исключает начисление недоимки по страховым взносам, пени и штрафа на основании Закона № 212-ФЗ. Кроме того, суд сделал вывод о том, что в силу указания в законе на отсутствие выплаты выходного пособия государственному гражданскому служащему, выплаченную

компенсацию нельзя считать выходным пособием, следовательно, действующие ограничения необлагаемой страховыми взносами суммы выплат в виде выходного

пособия и среднего месячного заработка на период трудоустройства в части, превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка, к данной компенсации не применимы, поскольку это отдельный вид компенсаций, установленный законодательством.

Данные выводы суда 1 инстанции являются обоснованными.

Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 ФЗ-212 "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" N 212-ФЗ (действовал в период возникновения спорных правоотношений) объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона).

В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 данного Закона.

При этом в соответствии с ч.1 ст. 9 Закона не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе в связи с переездом на работу в другую местность (пп."и" п.2), суммы единовременной материальной помощи, оказываемой плательщиками страховых взносов работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи (пп "б" п. 3); суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, не превышающие 4 000 рублей на одного работника за расчетный период (пункт 11).

Из содержания указанных правовых норм следует, что основанием для начисления страховых взносов являются все виды выплат и вознаграждений, начисленных работнику в рамках трудовых отношений.

В соответствии со ст. 15 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения - это отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

В соответствии со ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) – это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.

Таким образом, предоставляемые работникам блага (денежные либо натуральные выплаты) только тогда включаются в базу для начисления страховых взносов, когда они могут быть расценены как вознаграждение, предоставленное работнику в связи с выполнением им работы (служебных обязанностей).

Выплаты социального характера, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд, в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами.

Федеральным законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" установлены правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.

Статьей 14 Закона N 79-ФЗ определены основные права гражданского служащего, в том числе, право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.

Гражданский служащий в силу статьи 13 закона N 79-ФЗ - это гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств

федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации.

Согласно ст. 50 Закона N 79-ФЗ оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты).

К дополнительным выплатам относятся:

1) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе в размерах:

2) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере до 200 процентов этого оклада;

3) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации;

4) премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается);

5) ежемесячное денежное поощрение;

6) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих. Гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными

правовыми актами.

Статьей 52 Закона N 79-ФЗ определены основные государственные гарантии гражданских служащих для обеспечения правовой и социальной защищенности гражданских служащих, повышения мотивации эффективного исполнения ими своих должностных обязанностей, укрепления стабильности профессионального состава кадров гражданской службы и в порядке компенсации ограничений, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Статьей 53 Закона N 79-ФЗ предусмотрено, что законами субъектов Российской Федерации гражданским служащим могут быть предоставлены дополнительные гарантии.

Такие гарантии предоставлены Законом Ульяновской области от 30.11.2004 N 085- ЗО "О государственной гражданской службе Ульяновской области" (действовал до 12.10.2015) и Законом Ульяновской области от 29.09.2015 N 120-ЗО "О государственной гражданской службе Ульяновской области", на основании которых приказом № 20 от 22.04.2013 Министерства утверждено Положение о порядке выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы, премий за выполнение особо важных и сложных заданий, материальной помощи и единовременного поощрения государственным гражданским служащим Министерства.

Пунктами 3.1, 3.2 указанного Положения установлено, что материальная помощь выплачивается в целях повышения социальной защищенности гражданских служащих на основании распоряжения министра, выплата материальной помощи осуществляется по письменному заявлению гражданского служащего в случаях смерти (гибели) близкого родственника гражданского служащего на основании свидетельства о смерти и документов, подтверждающих родственные отношения, копии которых прилагаются к заявлению:

- супруга, супруги, детей, родителей, родных братьев или сестер, лиц, находящихся на иждивении, – в размере трех окладов месячного денежного содержания;

- родителей, детей, родных братьев или сестер супруга, супруги – в размере оклада месячного денежного содержания (л.д.31-35 т.1).

Такие выплаты государственным служащим, основанные на законодательных актах субъекта Российской Федерации, не являющиеся стимулирующими, не зависят от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы и стажа, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), а по существу являются компенсационными, причем это отдельный вид компенсаций, установленный законодательством.

В данном случае, спорные выплаты, отраженные в пункте 1 оспариваемого решения (в феврале 2014 г. выплачена материальная помощь сотрудникам ФИО3 в размере 10234 руб., ФИО2 в размере 31 371 руб. в связи со смертью родственников) носят характер социальной поддержки и по своей природе не относятся ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде.

Доказательств, свидетельствующих о том, что такие выплаты являются оплатой труда работников, Управлением не представлено.

Указанная в п.2 оспариваемого решения Управления сумма материальной помощи в размере 4000 руб., выплаченная Министерством ФИО3 в августе 2014 г., не подлежит обложению страховыми взносами в силу прямого указания п.11ч.1 Закона N 212-ФЗ.

С учетом изложенного, произведенные в проверяемом периоде Министерством выплаты государственным служащим в сумме 10234 руб., 31 371 руб., 4000 руб. не подлежат обложению страховыми взносами, что исключает начисление Управлением на данные суммы недоимки по страховым взносам, пени и штрафа на основании Закона № 212-ФЗ.

Кроме того, согласно пункту 3.1. статьи 37 Закона N 79-ФЗ в случае расторжения служебного контракта по основаниям, предусмотренным пунктами 8.1 - 8.3 части 1 настоящей статьи, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания, при этом выходное пособие не выплачивается.

В соответствии с пп."д" п.2 ч.1 Закона № 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами с увольнением работников все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с увольнением работников за исключением суммы выплат в виде выходного пособия и среднего месячного заработка на период трудоустройства в части, превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка или шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Следовательно, в данном случае Управление в п.3 оспариваемого решения в обоснование довода о занижении базы для начисления страховых взносов в сумме 41 912 руб. неправомерно ссылается на положения пп."д" п.2 ч.1 ст.9 Закона, поскольку в данном случае государственному гражданскому служащему выходное пособие не выплачивалось, выплаченную компенсацию нельзя считать выходным пособием, следовательно, действующие ограничения необлагаемой страховыми взносами суммы выплат в виде выходного пособия и среднего месячного заработка на период трудоустройства в части, превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка, к данной компенсации не применимы, поскольку это отдельный вид компенсаций, установленный

законодательством.

В связи с этим выплаченная гражданскому служащему ФИО2 в связи с расторжением контракта по причине сокращения должности компенсация в размере четырехкратного денежного содержания в сумме 167 648 руб. не является выходным пособием применительно к пп."д" п.2 ст.1 Закона и не подлежит обложению страховыми взносами.

С учетом изложенного доводы, изложенные в апелляционной жалобе Управления, являются ошибочными и во внимание не принимаются.

При таких обстоятельствах суд 1 инстанции в указанной части правомерно удовлетворил заявление Министерства, оснований для отмены решения суда не имеется.

Заявление Министерства в части признания недействительным требования ИФНС России по Ленинскому району г. Ульяновска № 434137 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа по состоянию на 05.10.2017 правомерно оставлено судом 1 инстанции без рассмотрения в связи с несоблюдением досудебного порядка урегулирования спора, предусмотренного пунктом 2 статьи 138 Налогового кодекса Российской Федерации, на основании подп. 2 ч. 1 ст. 148 АПК РФ.

В этой части решение суда в порядке апелляционного производства сторонами не обжаловано.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 25 декабря 2017 года по делу № А72-15426/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий В.Н. Апаркин

Судьи В.С. Семушкин

А.А. Юдкин