ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45
www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
апелляционной инстанции по проверке законности и
обоснованности решения арбитражного суда,
не вступившего в законную силу
12 ноября 2014 г. Дело № А55-13262/2014
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена: 10 ноября 2014 г.
Постановление в полном объеме изготовлено: 12 ноября 2014 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Кузнецова В.В.,
судей Апаркина В.Н., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Новиковой С.А.,
с участием:
от заявителя – Кашелкин Н.А., доверенность от 10 декабря 2013 г. № 185/Д,
от ответчика – Полинарова О.Б., доверенность от 31 декабря 2013 г. № 56/14,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью «Тольяттикаучук» на решение Арбитражного суда Самарской области от 01 сентября 2014 г. по делу № А55-13262/2014 (судья Мехедова В.В.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Тольяттикаучук» (ИНН 6323049893, ОГРН 1026301984862), г. Тольятти, Самарская обл.,
к Государственному учреждению - Самарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице Филиала № 12, г. Тольятти, Самарская обл.,
о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Тольяттикаучук» (далее заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным решения № 16осс Филиала № 12 ГУ - Самарского РО Фонда социального страхования РФ (далее ответчик) от 11.02.2014 г.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 01 сентября 2014 г. по делу № А55-13262/2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе заявитель просит отменить решение суда, считает, что выводы суда в решении не соответствуют обстоятельствам дела и просит удовлетворить заявленные требования.
Ответчик считает, что решение суда является законным и обоснованным и просит оставить его без изменения.
Проверив материалы дела, заслушав представителей заявителя и ответчика, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, по результатам документальной выездной проверки правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в отношении общества с ограниченной ответственностью «Тольяттикаучук», Филиалом № 12 Государственного учреждения - Самарского регионального отделения Фонда социального страхования РФ был составлен акт № 548 осс/расх. от 05.12.2013 г. и вынесено решение № 16 осс о не принятии к зачету расходов, произведенных страхователем с нарушением требований законодательства и иных нормативно-правовых актов по обязательному социальному страхованию, в соответствии с частью 4 статьи 4.2 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».
Согласно части 1 статьи 54 и статьи 55 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ, общество с ограниченной ответственностью «Тольяттикаучук» направило жалобу № 59 от 26.02.2014г. в вышестоящий орган страховщика - Государственное учреждение Самарское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, которая была рассмотрена комиссией и оставлена без удовлетворения, о чем было сообщено исх.№ 05-20/05-1758 от 22.04.2014 г.
По пункту 3 обжалуемого решения заинтересованным лицом установлено, что страхователем - ООО «Тольяттикаучук» в проверяемом периоде с 01.01.2010 г. по 31.12.2012 г. произведены расходы по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, с нарушением законодательства в сумме 2 488, 52 руб., в частности оплата 4-ех дополнительных выходных дней для ухода за ребенком-инвалидом произведена страхователем исходя из продолжительности рабочего дня сверх установленной законодательством нормы (застрахованным лицам Кузнецовой Т.Ю., в июле 2011 г. оплачено за 48 часов, Белоусовой Е.С. в январе 2012 г. оплачено за 36 часов, а следовало соответственно за 32 часа).
Оспаривая данный вывод ответчика, заявитель ссылается на ст.104 Трудового кодекса РФ, согласно которой сотруднику установлен график с продолжительностью рабочей смены более 8 часов, оплате подлежат все количество рабочих часов смены, когда сотрудник отсутствовал на работе в связи с предоставлением ему дополнительного выходного дня по уходу за ребенком-инвалидом.
Арбитражный суд первой инстанции обоснованно отклонил доводы заявителя по следующим основаниям.
Одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо, разделены ими между собой по их усмотрению, (ст. 262 ТК РФ).
Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка (ст. 262 ТК РФ, ч. 17 ст. 37 Федерального закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», Постановление Минтруда России, ФСС России от 04.04.2000 № 26/34 «Об утверждении разъяснения «О порядке предоставления и оплаты дополнительных выходных дней в месяц одному из работающих родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами») (вместе с разъяснением Минтруда России, ФСС России от 04.04.2000 № 3/02-18/05-2256); письма ФСС России от 17.11.2011 № 14-03-11/08-13985, от 15.08.2011 № 14-03-11/08-8158, от 05.05.2010 № 02-02-01/08-2082, письмо Минфина России от 12.12.2007 № 03-04-05-01/407).
Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (ч. 17 ст. 37) определил, что с 1 января 2010 г. финансовое обеспечение расходов на оплату дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами в соответствии со ст. 262 ТК РФ, осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых в установленном порядке бюджету ФСС России.
Оплата таких выходных должна производиться в размере и порядке, которые установлены федеральными законами. Поскольку в настоящее время отсутствует данный закон, вопрос регулируется совместным разъяснением Минтруда и ФСС РФ от 04.04.2000 № 3/02-18/05-2256 «О порядке предоставления и оплаты дополнительных выходных дней в месяц одному из работающих родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами», утв. Постановлением Минтруда России и ФСС РФ от 04.04.2000 N 26/34. (далее - Разъяснения).
Оплата каждого дополнительного выходного дня работающему родителю (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами до достижения ими возраста 18 лет производится в размере дневного заработка за счет средств ФСС РФ (п. 10 Разъяснения). В соответствии с п. 10 указанного Разъяснения при суммированном учете рабочего времени средний дневной заработок, оплачиваемый за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, определяется путем умножения среднего часового заработка на количество рабочих часов, подлежащих оплате.
Несмотря на то, что социальные пособия рассчитываются в соответствии с Положением об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, установленным Постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 № 375, ФСС РФ разъяснил (письмо от 05.05.2010 № 02-02-01/08-2082, Приложение № 8), что дневной заработок для этой выплаты следует считать в соответствии с Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным Постановлением Правительства РФ
от 24.12.2007 № 922( далее - Положение от 24.12.2007 № 922) .
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 14.09.2009 № 731 «Об издании разъяснений по единообразному применению Федерального закона «О страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» право издавать разъяснения по применению законодательства Российской Федерации о страховых взносах предоставлено Министерству сохранения и социального развития Российской Федерации (в настоящее время после изменения наименования - Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации).
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящейся в его ведении Федеральной службы по труду и занятости, осуществляет руководство и контроль деятельности подведомственных федеральных государственных учреждений, в том числе федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, федеральных государственных унитарных предприятий, а также координацию деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации. (Постановление Правительства РФ от 19.06.2012 № 610 «Об утверждении Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации»)
В соответствии с п. 4 данного Положения от 24.12.2007 № 922 расчет среднего заработка работника независимо от режима его работы производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата.
Единый порядок исчисления средней заработной платы (среднего заработка) для всех случаев, предусмотренных Трудовым кодексом РФ, установлен статьей 139 Трудового кодекса РФ.
Особенности порядка исчисления средней заработной платы, установленного статьей 139 Трудового кодекса РФ, определяются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. В данном случае нормой ТК РФ, также подтверждается законность применение при особенности порядка исчисления средней заработной платы, указанного в Положении. Исчисление среднего заработка производится в следующей последовательности: определяется расчетный период; определяются выплаты, учитываемые при расчете; рассчитывается средний заработок.
Расчетный период для всех случаев исчисления среднего заработка определен как 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата (п. 4 Положения от 24.12.2007 № 922). При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале - по 28-е (29-е) число включительно).
Для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат. В частности, к таким выплатам относятся заработная плата, надбавки и доплаты, премии и вознаграждения, а также другие выплаты, предусмотренные системой оплаты труда (п. 2 Положения от 24.12.2007 № 922).
Для расчета среднего заработка необходимо средний дневной заработок умножить на количество дней, подлежащих оплате.
В соответствии со ст. 104 ТК суммированный учет рабочего времени вводится тогда, когда по условиям производства (работы) у индивидуального предпринимателя, в организации в целом или при выполнении отдельных видов работ не может быть соблюдена установленная для данной категории работников ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени. Суммированный учет вводится с тем, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период (месяц, квартал и другие периоды) не превышала нормального числа рабочих часов. Учетный период не может превышать одного года. (ч. 2 ст. 91 ТК РФ).
Нормальное число рабочих часов за учетный период определяется исходя из установленной для данной категории работников еженедельной продолжительности рабочего времени.
Использование в трудовом праве такого института, как суммированный учет рабочего времени, предполагает почасовой учет рабочего времени, когда фактически отработанное время учитывается в часах, а не днях, как при поденном учете, что подтверждается Решением Верховного Суда РФ от 30.08.2006 № ГКПИ06-632. Порядок исчисления нормы рабочего времени на определенные календарные периоды времени (месяц, квартал, год) в зависимости от установленной продолжительности рабочего времени в неделю утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 13.08.2009 № 588н. Данный Порядок предусматривает, что норма рабочего времени на определенные календарные периоды времени исчисляется по расчетному графику пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями в субботу и воскресенье исходя из продолжительности ежедневной работы смены): при 40-часовой рабочей неделе - восемь часов; при продолжительности рабочей недели менее 40 часов - количество часов, получаемое в результате деления установленной продолжительности рабочей недели на пять дней.
При расчете оплаты дополнительного выходного дня для ухода за детьми-инвалидами работникам, при суммированном учете рабочего времени средний дневной заработок, оплачиваемый за счет средств социального страхования, должен определяться путем умножения среднего часового заработка на количество рабочих часов, подлежащих оплате, исходя из нормы рабочего времени, но не более 32 часов в месяц при восьмичасовом рабочем дне.
Согласно Методическим указаниям о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по государственному социальному страхованию и принятия мер по их результатам, принятым Постановлением ФСС России от 17.03.2004 № 24, при проверке правильности оплаты дополнительных оплачиваемых выходных дней в месяц одному из работающих родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими возраста 18 лет органы ФСС России устанавливают правильность оформления, учета и хранения соответствующих документов. В п. 88 Методических указаний предусмотрено, что «При суммированном учете рабочего времени средний дневной заработок определяется путем умножения среднего часового заработка, на количество подлежащих оплате рабочих часов, исходя из нормальной продолжительности рабочего дня, установленного законодательством для данного работника».
Таким образом, выводы Филиала № 12 Государственного учреждения - Самарского регионального отделения Фонда социального страхования РФ в этой части обоснованны.
По пункту 5 обжалуемого решения заинтересованным лицом установлено, что страхователем - ООО «Тольяттикаучук» в проверяемом периоде с 01.01.2010 г. по 31.12.2012 г. произведены расходы во обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством с нарушением законодательства в сумме 313 928, 22 рубля, (из нее обжалуемая сумма пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет в размере 127 522, 85 руб.), в частности при определении среднего заработка для расчета указанного пособия страхователем необоснованно включены периоды и суммы среднего заработка, сохраняемые на время выполнения беременными женщинами более легкой работы.
Оспаривая данный вывод ответчика, заявитель ссылается на тот факт, что Общество при определении размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком обоснованно не включало в расчет среднего заработка периоды и средний заработок, сохраняемый за беременными женщинами на время перевода их на более легкую работу, поскольку в данном случае выплаты пособий производились не беременным женщинам.
Доводы заявителя являются несостоятельными по следующим основаниям.
При расчете пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком предусмотрено руководствоваться следующими законодательными актами: Федеральным законом от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее - Закон об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством), который определяет правила расчета больничного и декретного пособий, а также особенности определения среднего заработка для всех пособий Фонда социального страхования РФ (далее - ФСС России); Федеральным законом от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (далее - Закон о государственных пособиях гражданам, имеющим детей), Постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 № 375 «Об утверждении Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 № 870 «Об исчислении среднего заработка (дохода) при назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию», которое разъясняет, каким документом следует руководствоваться при расчете среднего заработка для исчисления пособий ФСС России.
В соответствии со статьей 5.1 Федерального закона 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» определен порядок исчисления среднего заработка (дохода, денежного довольствия) при назначении государственных пособий гражданам, имеющим детей, в том числе и ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, как одного из видов государственных пособий, согласно ст. 3 указанного Закона.
Поскольку порядок исчисления среднего заработка (дохода, денежного довольствия) при назначении государственных пособий гражданам, имеющим детей, является достаточно сложным, обе части указанной статьи содержат отсылочные нормы: ч. 1 содержит ссылку на Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», а ч. 2 - на нормативный правовой акт Правительства РФ. Таким образом, исчисление среднего заработка (дохода, денежного довольствия) зависит от категории (статуса) получателя пособия, а также от вида исчисляемого пособия.
Частью 7 статьи 14 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ установлено, что особенности порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, в том числе для отдельных категорий застрахованных лиц, определяются Правительством Российской Федерации.
Таким образом, к данным законодательным актам Правительства Российской Федерации относятся вышеуказанные Постановления, утвержденные Правительством РФ.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 № 870 «Об исчислении среднего заработка (дохода) при назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию», исчисление среднего заработка при назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» для исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам.
Порядок исчисления указанных пособий установлен статьей 14 Федерального закона «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» от 29.12.2006 № 255-ФЗ, в редакции закона действующему до 01.01.2011 г., где заработок застрахованного лица, из которого исчисляется пособие, рассчитывается за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления отпуска по уходу за ребенком. В него включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу работника, которые включаются в базу для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 № 375 утверждено Положение об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (в ред. от 19.10.2009).
Согласно п.1 настоящего Положения, разработанное в соответствии со статьей 14 Федерального закона 255-ФЗ, определяет особенности порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее соответственно - пособия, застрахованные лица).
В соответствии с пунктом 15 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 № 375 ( в редакции Постановления Правительства РФ от 19.10.2009 № 839) во всех случаях для исчисления пособий используется средний дневной заработок , определенный путем деления суммы заработка, начисленного за расчетный период, на число календарных дней, приходящихся на этот период, за исключением периодов , указанных в пункте 8 данного Положения. Подпунктом «а» пункта 8 данного Положения установлено, что при определении среднего заработка для исчисления пособия из расчетного периода исключается период сохранения за работником среднего заработка, за исключением случая, указанного в пункте 13 данного Положения, который устанавливает, что при наступлении временной (нетрудоспособности у беременных женщин или предоставлении им отпуска по беременности и родам, в период выполнения ими более легкой работы, с сохранением среднего заработка по прежнему месту работы в средний заработок для исчисления пособия включается средний заработок, сохраняемый на время перевода на такую работу. Таким образом, данный порядок расчета среднего заработка должен быть применен и при исчислении пособия по уходу за ребенком.
В нарушение пунктов 13 и 18 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 № 375 « Об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» при расчете среднедневного заработка для определения размеров ежемесячного пособия по уходу за ребенком по законодательству действующему до 01.01.2011 г. (на основании заявления застрахованной работницы) из расчетного периода исключались периоды выполнения беременными женщинами более легкой работы с сохранением среднего заработка и начисления за этот период сумм него заработка, в результате чего был завышен среднедневной заработок и размер указанного пособия, которые не принят к зачету расходов на выплату по обязательному социальному страхованию за счет средств бюджета ФСС РФ в сумме 127 522, 85 руб.
Таким образом, выводы ответчика в этой части являются обоснованными.
Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 01 сентября 2014 г. по делу № А55-13262/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий В.В. Кузнецов
Судьи В.Н. Апаркин
С.Т. Холодная