ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
апелляционной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений арбитражного суда,
не вступивших в законную силу
17 апреля 2007г. Дело №А55-17795/2006
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 10 апреля 2007г.
В полном объеме постановление изготовлено 17 апреля 2007г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Семушкина В.С., судей Юдкина А.А., Кувшинова В.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Смирновой Е.А.,
с участием в судебном заседании:
представителя Инспекции ФНС России по Промышленному району г. Самары Кочеткова А.О. (доверенность от 09.01.2007г. №05-11/05),
предпринимателя Леонтьевой Н.М. (паспорт 36 04 343069, выданный 21.08.2003г. ОВД Промышленного района г. Самары),
представители Управления Пенсионного фонда РФ в Промышленном районе г. Самары не явились, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 10 апреля 2007г. апелляционную жалобу Инспекции ФНС России по Промышленному району г. Самары, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 13 февраля 2007г. по делу №А55-17795/2006 (судья Асадуллина С.П.), рассмотренному по заявлению предпринимателя Леонтьевой Н.М.к Инспекции ФНС России по Промышленному району г. Самары и Управлению Пенсионного фонда РФ в Промышленном районе г. Самары о признании незаконным решения, признании неправомерными действий, возврате денежных средств, обязании осуществить зачет,
УСТАНОВИЛ:
Предприниматель Леонтьева Нина Михайловна обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Управлению Пенсионного фонда РФ в Промышленном районе г. Самары (далее – управление фонда) и Инспекции ФНС России по Промышленному району г. Самары (далее – налоговый орган) о признании неправомерными действий управления фонда по предъявлению требования об уплате фиксированного платежа и пени в сумме 1409 руб., признании неправомерными действий налогового органа по отказу в зачете и возврате неправильно уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на страховую часть пенсии, а также об обязании налогового органа осуществить зачет неправильно перечисленных взносов за 2005год в сумме 1200 руб. с КБК18210202010061000160 на КБК18210202030061000160, осуществить зачет платежей в суммах 550 руб. и 50 руб. с КБК18210202010061000160 на КБК18210202030061000160 в счет уплаты страховой части фиксированного платежа за 2006г. и вернуть сумму 1507 руб.
Решением от 13 февраля 2007г. по делу №А55-17795/2006 Арбитражный суд Самарской области, частично удовлетворив требования предпринимателя, признал незаконными решение управления фонда от 15.03.2006г. №18 по взысканию недоимки, пеней и штрафов, действия налогового органа по отказу в зачете и возврате неправильно уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на страховую часть пенсии, а также обязал налоговый орган осуществить зачет неправильно перечисленных взносов за 2005год в сумме 1200 руб. с КБК18210202010061000160 на КБК18210202030061000160, осуществить зачет платежей в суммах 550 руб. и 50 руб. с КБК18210202010061000160 на КБК18210202030061000160 в счет уплаты страховой части фиксированного платежа за 2006г. и вернуть сумму 1507 руб. на расчетный счет предпринимателя Леонтьевой Н.М. В остальной части в удовлетворении предъявленных требований предпринимателю было отказано.
В апелляционной жалобе налоговый орган просит отменить указанное судебное решение в части, касающейся признания незаконными действий налогового органа по отказу в зачете и возврате неправильно уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на страховую часть пенсии, обязания налогового органа осуществить зачет неправильно перечисленных взносов за 2005год в сумме 1200 руб. с КБК18210202010061000160 на КБК18210202030061000160, обязания осуществить зачет платежей в суммах 550 руб. и 50 руб. с КБК18210202010061000160 на КБК18210202030061000160 в счет уплаты страховой части фиксированного платежа за 2006г. и обязания вернуть сумму 1507 руб. на расчетный счет предпринимателя Леонтьевой Н.М.Налоговый орган считает, что суд первой инстанции не полностью выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, и неправильно применил нормы материального права.
Управление фонда в отзыве отклонило апелляционную жалобу и просило оставить указанное судебное решение без изменения.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в отсутствие представителей управления фонда, которое было надлежащим образом извещено о времени и месте проведения судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель налогового органа поддержал апелляционную жалобу по указанным в ней основаниям и просил отменить решение суда первой инстанции в обжалуемой части.
Предприниматель Леонтьева Н.М. в судебном заседании просила оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в обжалуемой части в соответствии с правилами, предусмотренными частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,, оценив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, отзыве на нее и в выступлениях представителя налогового органа и предпринимателя, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, 15.03.2006г. управление фонда вынесло решение №18 о взыскании с предпринимателя Леонтьевой Н.М. недоимки по страховым взносам, а также пеней и штрафа в размере 1409 руб., из которых: на страховую часть трудовой пенсии - 1200 руб., пени на трудовую часть пенсии - 36 руб., на накопительную часть трудовой пенсии - 168 руб. и пени на трудовую часть трудовой пенсии - 5 руб. (л.д. 10)
С 01.01.2005г., в связи с внесением Федеральным законом от 23.12.2004 г. № 174-ФЗ изменений и дополнений в Федеральный закон от 15.08.1996 г. № 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации» и Бюджетный кодекс Российской Федерации, а также в связи со вступлением с 01.01.2005г. в силу Федерального закона от 23.12.2005г. № 173-ФЗ «О федеральном бюджете на 2005 год», администратором по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование является Федеральная налоговая служба Российской Федерации. В силу названных законодательных актов, администратор указанных поступлений осуществляет контроль за правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисления, учета, взыскания, а также принимает решения о возврате(зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним. Соответствующие изменения внесены и в статью 25 Федерального закона от 25.12.2001 г. № 167-ФЗ, которой на налоговый орган возложен контроль за правильностью исчисления страховых взносов.
Согласно статье 9 Федерального закона от 05.08.2000г. № 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» с 01.012001г. контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации осуществляется налоговыми органами Российской Федерации.
В силу статьи 2 закона от 15.12.2001г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» правоотношения, связанные с уплатой страховых взносов, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством о налогах и сборах, если иное не предусмотрено этим законом. Указанный закон не регламентирует порядок взыскания недоимки, за исключением того, что взыскание недоимки осуществляется органами Пенсионного Фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Таким образом, на правоотношения, связанные с уплатой страховых взносов, распространяются нормы НК РФ, регулирующие аналогичные отношения по уплате налогов и сборов, за исключением тех норм, которые противоречат судебному порядку взыскания страховых взносов или по своему содержанию являются специфичными для налоговых отношений и неприменимыми к правоотношениям, связанным с уплатой страховых взносов.
Правоотношения, связанные с уплатой налогов, которые аналогичны отношениям по уплате страховых взносов, регламентируются в НК РФ разделом IV«Общие правила исполнения обязанности по уплате налогов», в том числе статьей 78 НК РФ.
Положениями закона от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ (по отношению к установленному законодательством о налогах и сборах) не предусмотрены порядок и условия проведения зачета или возврата излишне уплаченных сумм в отношении страховых взносов.
Таким образом, в соответствии со статьей 2 закона от 15.12.2001г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», в таком случае применению подлежат положения налогового законодательства, регулирующие порядок и условия проведения возврата или зачета излишне уплаченных налогов, а именно, положения статьи 78 НК РФ.
Согласно пункту 5 статьи 78 НК РФ, на основании заявления налогоплательщика, которое также представляется при возврате сумм налогов (страховых взносов), налоговый орган должен вынести решение о зачете сумм излишне уплаченных налогов (в рассматриваемом случае - страховых взносов по накопительной части) в счет погашения имеющейся недоимки, в том числе по другим налогам (в рассматриваемом случае - страховых взносов по страховой части).
При проведении зачета должно соблюдаться только одно ограничивающее условие, а именно: сумма излишне уплаченных налогов должна направляться на погашение недоимки только в пределах одного бюджета (внебюджетного фонда). В отношении возврата денежных средств указанное условие реализуется в допущении получения денежных средств за счет бюджета, в который произошла соответствующая переплата.
В соответствии с пунктом 5 статьи 24 закона от 15.12.2001г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», страховые взносы, как на страховую, так и на накопительную части трудовой пенсии, уплачиваются страхователями в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации. То есть страховые взносы уплачиваются в один и тот же бюджет, в данном случае – в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации. Поэтому ограничения, предусмотренные статьей 78 НК РФ, для проведения зачета (возврата) переплаты страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии в счет погашения недоимки по страховым взносам на ее страховую часть в рассматриваемом случае отсутствовали.
Согласно пунктам 7-9 статьи 78 НК РФ, сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности). Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы. Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате, если иное не установлено НК РФ.
Материалами дела подтверждается, что указанные требования были полностью выполнены предпринимателем.
Согласно статье 32 НК РФ, налоговые органы обязаны соблюдать законодательство о налогах, а в силу требований закона о статусе налоговых органов как государственных органов – также и иное законодательство Российской Федерации, включая законодательство о пенсионном страховании. В соответствии с пунктом 5 статьи 32 НК РФ, налоговые органы обязаны осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней, штрафов в порядке, предусмотренном налоговым законодательством. Согласно части 2 статьи 32 НК РФ, налоговые органы несут также другие обязанности, предусмотренные НК РФ и иными федеральными законами.
Как правильно указано судом первой инстанции, в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 05.08.2000г. № 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» суммы излишне уплаченных страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды по состоянию на 01.012001г. подлежат зачету в счет уплаты единого социального налога (взноса) или возврату в порядке, установленном НК РФ.
На основании вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что действия налогового органа, выразившиеся в отказе провести возврат или зачет излишне уплаченных страховых взносов, является незаконным. Данными действиями налогового органа нарушаются права и законные интересы предпринимателя, в том числе право на распоряжение собственными денежными средствами.
Таким образом, в обжалуемой части решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Доводы, приведенные налоговым органом в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном истолковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 13 февраля 2007г. по делу №А55-17795/2006 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий В.С. Семушкин
Судьи А.А. Юдкин
В.Е. Кувшинов