НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2008 № 11АП-8365/08

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

  апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

11 декабря 2008 г. Дело № А55- 12407/2008

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена: 09 декабря 2008 г.

Постановление в полном объеме изготовлено: 11 декабря 2008 г.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Кузнецова В.В.,

судей Засыпкиной Т.С., Холодной С.Т.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Суворовым Д.В.,

с участием:

от заявителя – Ганина Н.В., доверенность от 02.04.2008 г., Татаринцева Т.И., доверенность от 10.03.2008 г.,

от налогового органа – Осетров Е.А., доверенность от 18.11.2008 г., Бекетов М.Н., доверенность от 15.10.2008 г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале № 7, дело по апелляционной жалобе Межрайонной ИФНС России № 18 по Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 10 октября 2008 г. по делу № А55-12407/2008 (судья Медведев А.А.),

принятое по заявлению Закрытого акционерного общества «Самара-Нафта», г. Саимара,

к Межрайонной ИФНС России № 18 по Самарской области, г. Самара,

о признании недействительным решения

УСТАНОВИЛ:

Закрытое акционерное общество «Самара-Нафта» обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, в котором просит признать недействительным решение Межрайонной ИФНС России № 18 по Самарской области от 13.08.2008 г. № 1082/10-48/1325/39267 об отказе в осуществлении возврата налога, а также обязать Межрайонную ИФНС России № 18 по Самарской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ЗАО «Самара-Нафта» путем вынесения решения о возврате излишне уплаченного налога из средств федерального бюджета в пользу ЗАО «Самара-Нафта» в размере 30 361 704 руб. и направлении данного решения в органы федерального казначейства для исполнения.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 10 октября 2008 г. по делу № А55-12407/2008 заявленные требования удовлетворены. Признано недействительным решение Межрайонной ИФНС России № 18 по Самарской области от 13.08.2008 г. № 1082/10-48/1325/39267 об отказе в осуществлении возврата налога, как несоответствующее требованиям Налогового кодекса РФ. На налоговый орган возложена обязанность по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов ЗАО «Самара-Нафта» путем возврата излишне уплаченного НДПИ из средств федерального бюджета в пользу ЗАО «Самара-Нафта» в размере 30 361 704 руб. в порядке, установленном ст.78 НК РФ.

Налоговый орган в апелляционной жалобе просит отменить решение суда первой инстанции и отказать в удовлетворении заявления.

Заявитель считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным и просит оставить его без изменения.

Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 26 февраля 2008 года заявитель представил в налоговый орган налоговую декларацию по налогу на добычу полезных ископаемых за январь 2008 года в соответствии с которой сумма налога за январь 2008 года составила 248 497 379 руб.

Заявитель платежным поручением № 11914 от 22.02.2008 г. уплатил налог на добычу полезных ископаемых за январь 2008 года в сумме 278 859 083 руб., т.е. на 30 361 704 руб. (278 859 083 руб. - 248 497 379 руб.) больше, чем указано в налоговой декларации за январь 2008 года.

13 мая 2008 года налоговым органом в адрес заявителя направлено требование № 11-32/661/1620/22189 которым заявителю предложено представить документы для проведения камеральной налоговой проверки налоговой декларации за январь 2008 года, а именно: стандарт качества на добываемую нефть; утвержденное дополнение к технологической схеме по Булатовскому месторождению; лицензию СМР 13640 НЭ; протокол ЦКР №3912 от 22.12.2006 г.

Указанные в требовании документы представлены заявителем в налоговый орган, о чем свидетельствует копия сопроводительного письма № 1615 от 26.05.2008 г.

1 августа 2008 года заявитель обратился в налоговый орган с заявлением, в котором просил перечислить на расчётный счёт переплату налога на добычу полезных ископаемых за январь 2008 года в сумме 30 361 704 руб.

13 августа 2008 года налоговый орган приняла решение № 1082/10-48/1325/39267 об отказе в возврате налога. Основанием отказа послужил довод налогового органа о проведении камеральной проверки уточнённых деклараций по НДПИ за период январь 2007 года - апрель 2008 года, ст.88 НК РФ. Налоговый орган указал также заявителю на необходимость представления нового заявления на возврат.

В соответствии со ст. 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета). Если проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок. Если после рассмотрения представленных пояснений либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном статьей 100 настоящего Кодекса, который в последующем рассматривается руководителем ИФНС с вынесение решения о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности.

Налоговым органом акт проверки не составлялся, решение о привлечении к ответственности не выносилось.

Налоговый орган в отзыве указал на то, что по результатам камеральной проверки представленной декларации факт налогового правонарушения не установлен.

Согласно п.1 ст.78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта (п.3 ст.78 НК РФ).

В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам. Результаты такой сверки оформляются актом, подписываемым налоговым органом и налогоплательщиком.

Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления (п.6 ст.78 НК РФ).

Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).

Решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

До истечения срока, установленного абзацем первым настоящего пункта, поручение на возврат суммы излишне уплаченного налога, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы налога, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата налогоплательщику в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (п.8 ст.78 НК РФ).

В случае, если возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется с нарушением срока, установленного пунктом 6 настоящей статьи, налоговым органом на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата (п.10 ст.78 НК РФ).

Из системного анализа вышеуказанных правовых норм следует, что уменьшение размера излишне уплаченного налога, подлежащего возврату налогоплательщику по его заявлению, возможно лишь на размер недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, существующей на момент принятия решения о возврате (зачёте) налога. Однако предположения налогового органа о возможном появлении недоимки в будущем не являются основанием для нарушения сроков возврата излишне уплаченного налога или отказа в его возврате.

При выявлении реальной недоимки после осуществления возврата переплаты налоговый орган вправе воспользоваться полномочиями, предоставленными ему ст.46,47,69 НК РФ, но не вправе основывать отказ в возврате налога своими предположениями.

Принимая во внимание, что факт излишней уплаты налога на добычу полезных ископаемых за январь 2008 года в сумме 30 361 704 руб. подтвержден материалами дела, заявителем соблюден установленный ст.78 НК РФ досудебный порядок урегулирования спора с налоговым органом, ответчиком не доказано соответствие оспариваемого решения Налоговому кодексу РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что требования заявителя подлежат удовлетворению.

Как следует из представленных налоговым органом платежных документов, им излишне уплачена государственная пошлина по апелляционной жалобе в размере 1 000 руб. на основании платежного поручения № 736 от 12.11.2008 г., которую следует возвратить налоговому органу из федерального бюджета.

Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

  ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 10 октября 2008 г. по делу №А55-12407/2008 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Возвратить Межрайонной ИФНС России № 18 по Самарской области из федерального бюджета излишне уплаченную платежным поручением № 736 от 12.11.2008 г. государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1 000 руб.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий В. В. Кузнецов

Судьи Т.С. Засыпкина

С.Т. Холодная