ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru
апелляционной инстанции по проверке законности и
обоснованности решения арбитражного суда,
не вступившего в законную силу
августа 2017 года Дело №А55-32201/2016
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 07 августа 2017 года
В полном объеме постановление изготовлено 10 августа 2017 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семушкина В.С., судей Юдкина А.А., Драгоценновой И.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Скороходовым П.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 07.08.2017 в помещении суда апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Оптима» на решение Арбитражного суда Самарской области от 17.04.2017 по делу №А55-32201/2016 (судья Мехедова В.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Оптима» (ИНН <***>, ОГРН <***>), г.Самара, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №16 по Самарской области, г.Новокуйбышевск Самарской области,
об оспаривании решения,
в судебном заседании приняли участие:
представитель общества с ограниченной ответственностью «Оптима» ФИО1 (доверенность от 06.04.2017),
представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №16 по Самарской области ФИО2 (доверенность от 07.12.2016),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «Оптима» (далее - ООО «Оптима», общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №16 по Самарской области (далее – налоговый орган) от 11.07.2016 №12-14/1448 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 17.04.2017 по делу №А55-32201/2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе ООО «Оптима» просило отменить указанное судебное решение и удовлетворить заявленные им требования. По мнению общества, обжалованное судебное решение является незаконным и необоснованным.
Налоговый орган апелляционную жалобу отклонил по основаниям, приведенным в отзыве.
Рассмотрение дела было отложено с 26.06.2017 на 07.08.2017.
В связи с нахождением судьи Поповой Е.Г. в отпуске в составе суда в судебном заседании, назначенном на 07.08.2017, определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.08.2017 произведена замена судьи Поповой Е.Г. на судью Юдкина А.А.
В соответствии с частью 2 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) после замены судьи рассмотрение дела произведено с самого начала.
В судебных заседаниях представители общества поддержали апелляционную жалобу по указанным в ней основаниям.
Представители налогового органа апелляционную жалобу отклонили по основаниям, приведенным в отзыве.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, заслушав объяснения представителей сторон в судебных заседаниях, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, по результатам камеральной налоговой проверки налоговой декларации ООО «Оптима» по земельному налогу за 2015 год налоговый орган принял решение от 11.07.2016 №12-14/1448 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Этим решением налоговый орган предложил обществу уплатить недоимку по земельному налогу в размере 66968 руб., а также привлек его к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), в виде штрафа в размере 13394 руб.
Решением УФНС России по Самарской области от 14.10.2016 №03-15/28374@ (т.1 л.д.22-27) указанное решение налогового органа оставлено без изменения, апелляционная жалоба общества - без удовлетворения.
С учетом положений части 3 статьи 201 АПК РФ суд первой инстанции обоснованно отказал обществу в удовлетворении заявления о признании указанного решения налогового органа недействительным.
Пунктом 1 статьи 394 НК РФ в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства, налоговая ставка по земельному налогу установлена в размере 0,3 процента.
Таким образом, при использовании пониженной ставки по земельному налогу в размере 0,3 процента земельный участок в соответствии с документами на землю (выписка из государственного реестра недвижимости, документ о праве собственности на землю) должен относиться к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах.
В соответствии со статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земли в Российской Федерации подразделяются на 7 категорий и используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Статьей 77 ЗК РФ определено, что землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Пунктом 1 статьи 78 ЗК РФ установлено, что земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, в частности, хозяйственными товариществами, обществами и иными коммерческими организациями.
Системное толкование положений пункта 2 статьи 7, статьи 77, пункта 1 статьи 78 ЗК РФ позволяет сделать вывод, что применение пониженной ставки земельного налога в размере 0,3 процента возможно при соблюдении одновременно двух условий: отнесении земельных участков к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и их использовании для сельскохозяйственного производства согласно целевому назначению земель.
Данный вывод согласуется с правоприменительной практикой.
По сведениям, представленным Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Самарской области, ООО «Оптима» на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 63:17:0000000:715, расположенный в селе Черноречье Волжского района Самарской области.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права собственности на землю от 28.12.2013 63-АЛ №126376 вид разрешенного использования вышеуказанного земельного участка - «для использования в сельскохозяйственном производстве».
Решением Собрания представителей сельского поселения Черноречье муниципального района Волжский Самарской области от 07.11.2014 №153 «Об установлении и введении в действие на территории сельского поселения Черноречье земельного налога» в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства, установлена налоговая ставка 0,3 процента.
В налоговой декларации по земельному налогу за 2015 год общество исчислило земельный налог по данному земельному участку в размере 16742 руб., исходя из ставки налога 0,3%.
Однако, как следует из материалов дела, указанный земельный участок не используется обществом для сельскохозяйственного производства, что исключает возможность применения к нему ставки земельного налога в размере 0,3%.
В соответствии с Перечнем признаков неиспользования земельных участков для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2012 №369, неиспользование земельного участка определяется на основании одного из следующих признаков: на пашне не производятся работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы; на сенокосах не производится сенокошение; на культурных сенокосах содержание сорных трав в структуре травостоя превышает 30 процентов площади земельного участка; на пастбищах не производится выпас скота; на многолетних насаждениях не производятся работы по уходу и уборке урожая многолетних насаждений и не осуществляется раскорчевка списанных многолетних насаждений; залесенность и (или) закустаренность составляет на пашне свыше 15 процентов площади земельного участка; залесенность и (или) закустаренность на иных видах сельскохозяйственных угодий составляет свыше 30 процентов; закочкаренность и (или) заболачивание составляет свыше 20 процентов площади земельного участка.
По запросу налогового органа от 09.02.2016 №12-24/01994 об использовании обществом указанного земельного участка согласно целевому назначению Администрация сельского поселения Черноречье составила с участием понятых протокол осмотра земельного участка от 17.02.2016 №01, согласно которому на момент осмотра на этом указанном участке какая-либо деятельность не осуществлялась. Из представленных с протоколом фотографий усматривается, что участок расположен вдоль дороги, имеет признаки закустаренности по всей площади.
Данный протокол является относимым и допустимым доказательством по настоящему делу в соответствии со статьями 67 и 68 АПК РФ.
Кроме того, МКУ «Управление сельского хозяйства Администрации муниципального района Волжский Самарской области» в письме от 28.12.2015 №657 указало на отсутствие сведений об использовании обществом земель сельскохозяйственного назначения в 2015 году.
Таким образом, указанный земельный участок не используется для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности.
Поскольку налоговая ставка 0,3 процента по своей сути является налоговой льготой, предоставляемой в целях стимулирования использования сельскохозяйственных земель по их прямому назначению, наличие оснований для ее применения должен обосновать налогоплательщик.
Ссылку ООО «Оптима» на договор купли-продажи от 12.05.2015 и акт приема- передачи товара от 09.07.2015, в которых указано на реализацию в ООО «АВД» сена лугового в количестве 161,5 тн на сумму 32300 руб., суд первой инстанции обоснованно отклонил, так как проведенный налоговым органом в ходе налоговой проверки анализ операций по расчетному счету ООО «Оптима» показал, что на счет ООО «Оптима» от ООО «АВД» поступала оплата только по договорам на покупку векселей; анализ операций по расчетному счету ООО «АВД» показал, что данное общество никому не перечисляло денежные средства за сено. Ссылку ООО «Оптима» на платежные поручения ООО «АВД» от 24.11.2016 №700 и от 06.04.2017 №61 суд первой инстанции признал несостоятельной, поскольку ими не подтверждается использование в 2015 году земельного участка по назначению.
Кроме того, согласно выписке из ЕГРЮЛ, ООО «АВД» зарегистрировано 27.02.2015 и осуществляет виды деятельности, связанные с управлением недвижимым имуществом, в том числе в качестве агентств недвижимости. Выращиванием кормовых культур, заготовкой растительных кормов (код ОКВЭД - 01.11.6) или каким-либо иным видом сельскохозяйственной деятельности ни ООО «АВД», ни ООО «Оптима» не занимаются. В соответствии с базой данных Федеральных информационных ресурсов имущество и транспортные средства в собственности ООО «АВД» и ООО «Оптима» отсутствуют.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что операции по заготовке, хранению и, соответственно, по реализации скошенного сена не осуществлялись, в том числе в силу отсутствия необходимых для этого условий как у ООО «Оптима», так и у его контрагента ООО «АВД».
Материалами дела также подтверждается взаимозависимость участников сделки: единственным учредителем ООО «Оптима» и ООО «АВД» является одно и то же лицо - ФИО3
Согласно пункту 2 статьи 20 НК РФ суд может признать лица взаимозависимыми по иным основаниям, не предусмотренным пунктом 1 данной статьи, если отношения между этими лицами могут повлиять на результаты сделок по реализации товаров (работ, услуг).
Правоприменительная практика исходит из того, что организации могут быть признаны взаимозависимыми, если учредителями и руководителями в них выступают одни и те же люди.
Таким образом, обществом не подтверждена правомерность получения налоговой льготы в виде пониженной ставки земельного налога.
Поскольку ООО «Оптима» не использует земельный участок в сельскохозяйственных целях, налоговый орган правомерно начислил ему земельный налог за 2015 год по ставке 1,5 процента.
Следовательно, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Суд первой инстанции исследовал все обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, и правильно оценил их. Выводы, сделанные судом первой инстанции, согласуются с правоприменительной практикой.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного решения в соответствии с частями 3 и 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
Доводы, приведенные обществом в апелляционной жалобе, не основаны на законе и не опровергают обстоятельства, установленные судом первой инстанции.
На основании частей 1 и 5 статьи 110 АПК РФ суд апелляционной инстанции относит на общество расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1500 руб., понесенные им при подаче апелляционной жалобы.
В соответствии с частями 1 и 5 статьи 110 АПК РФ, подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21, подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ суд апелляционной инстанции возвращает обществу из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1500 руб., излишне уплаченную им платежным поручением от 10.05.2015 №29 при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 104, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 17 апреля 2017 года по делу №А55-32201/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Оптима» из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1500 (Одна тысяча пятьсот) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий | В.С. Семушкин |
Судьи | А.А. Юдкин И.С. Драгоценнова |