НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2020 № 11АП-6317/20

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

03 июля 2020 года                                                                               Дело № А72-18490/2019

г. Самара

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Поповой Е.Г.,

рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе г. Ульяновска Ульяновской области

на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 16 марта 2020 года (резолютивная часть от 04.03.2020) по делу № А72-18490/2019 (судья Семенова М.А.), принятое в порядке упрощенного производства,

по заявлению Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе г. Ульяновска Ульяновской области (межрайонное) (ИНН 7326055294, ОГРН 1177325006220), г. Ульяновск,

к обществу с ограниченной ответственностью «Ульяновск Благоустройство» (ИНН 7326051853, ОГРН 1167325051772), г. Ульяновск,

о взыскании убытков в размере 5 463,75 руб.,

УСТАНОВИЛ:

Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе г. Ульяновска Ульяновской области (межрайонное) (далее - Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью «Ульяновск Благоустройство» (далее - Общество) убытков в размере 5 463,75 руб. - излишне выплаченная сумма пенсии в отношении застрахованного лица - Сунчелеева М.Р.

Определением суда первой инстанции от 26.12.2019 заявление учреждения было принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.

Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 16 марта 2020 года (резолютивная часть от 04.03.2020) в удовлетворении заявленных требований было отказано.

В апелляционной жалобе учреждение просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Ульяновской области от 16 марта 2020 года (резолютивная часть от 04.03.2020) по делу № А72-18490/2019 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

В материалы дела поступил отзыв Общества на апелляционную жалобу, в котором Общество просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Ульяновской области от 16 марта 2020 года (резолютивная часть от 04.03.2020) по делу № А72-18490/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения как необоснованную.

Поступившие совместно с апелляционной жалобой документы, представленные учреждением: копия протокола проверки комплекта документов за август 2018, извещение о доставке, а также реестр переданных в электронном виде документов по страхователю ООО «Ульяновск Благоустройство» не принимаются и подлежат возвращению подателю апелляционной жалобы без их исследования и оценки судом апелляционной инстанции согласно ч. 2 ст. 272.1 АПК РФ, согласно которой дополнительные доказательства по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, арбитражным судом апелляционной инстанции не принимаются.

В соответствии с пунктом 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания и без вызова сторон.

Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, и исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта.

Как следует из материалов дела, Сунчелеев Марат Рифатович является получателем страховой пенсии по старости в Пенсионном фонде. В то же время он продолжает работать в Обществе.

Поскольку работающие пенсионеры по действующему законодательству не имеют права на индексацию и корректировку страховой пенсии, Сунчелееву М.Р. индексация и корректировка пенсии в этот период времени не производилась.

За август 2018 года страхователь представил отчетность на своих работников, в том числе и на Сунчелеева М.Р. 12.09.2018, ошибочно отменил сведения на всех сотрудников, в том числе на Сунчелеева М.Р. 12.09.2018, и снова представил сведения на всех сотрудников 25.02.2019.

27.05.2019 Управлением ПФ было вынесено решение об индексации и корректировке страховой пенсии Сунчелееву М.Р., как неработающему пенсионеру, с 01.08.2018.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Пенсионного фонда в арбитражный суд с исковым заявлением, рассматриваемым в рамках настоящего дела.

Ответчик отзывами от 27.02.2020, 02.03.2020 с заявленными требованиями не согласился и пояснил:

-12.09.2018 в 14.42 Обществом по телекоммуникационным каналам связи был представлен истцу отчет по форме СЗВ-М за август 2018 с типом «исходная» с неправильным КПП. Отчет был принят.

Согласно устной инструкции специалиста персонифицированного учета, полученной по телефону, 12.09.2019 в 15.38 Обществом по телекоммуникационным каналам связи был представлен отчет по форме СЗВ-М за август 2018 с типом «отменяющая». Отчет был принят.

-12.09.2018 в 15.41 Обществом по телекоммуникационным каналам связи был
представлен отчет по форме СЗВ-М за август 2018 с типом «исходная» с правильным
КПП, на которую был получен отрицательный протокол с причиной отказа "документы за август 2018 были приняты специалистом 500 12.09.2018 14:50:49».

Для выяснения причины отказа в принятии отчета 13.09.2018 Общество связалось со специалистом отдела персонифицированного учета, который в устном разговоре сообщил, что получить положительный протокол невозможно по техническим причинам, так как форма СЗВ-М принята другим специалистом, но фактически СЗВ-М за август 2018 сдана и никаких проблем у работодателя не возникнет.

При отправке 20.02.2019 формы СЗВ-СТАЖ за 2018, был получен отрицательный протокол (22.02.2019), в протоколе было указано "нет СЗВ-М за 8 месяц". В тот же день 22.02.2019 вопрос по поводу отрицательного протокола был задан специалисту отдела персонифицированного учета в телефонном разговоре.

25.02.2019 был получен ответ в устной форме о том, что необходимо сдать
дополняющую форму СЗВ-М за август 2018, что штрафа никакого не будет, так как это
техническая ошибка программы ПФР и по-другому никак не сдастся СЗВ-СТАЖ, в связи с чем, отчет и был сдан повторно как дополняющий.

Формы СЗВ-М за все оставшиеся месяцы (сентябрь 2018- март 2019) на всех сотрудников, в том числе на Сунчелеева М.Р. были сданы в установленные законом сроки.

Принимая обжалуемый судебный акт, арбитражный суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

В силу статьи 6 Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон № 167-ФЗ) Общество является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.

Статьей 14 Закона № 167-ФЗ предусмотрены обязанности страхователей своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный Фонд; представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения; выполнять требования территориальных органов страховщика об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.

Обязанность страхователя в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах установлена также статьей 15 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Закон № 27-ФЗ).

В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15 -го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) сведения, предусмотренные данным пунктом.

Для представления указанной ежемесячной отчетности постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 № 83п утверждена форма СЗВ-М "Сведения о застрахованных лицах".

В соответствии с частью 12 статьи 21 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон № 400-ФЗ) выплата страховой пенсии на территории Российской Федерации производится пенсионеру органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в установленном размере без каких-либо ограничений, за исключением случаев, предусмотренных статьей 26.1 настоящего Федерального закона.

Федеральным законом от 29.12.2015 № 385-ФЗ "О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий" в Закон № 400-ФЗ внесены изменения, согласно которым пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом N 167-ФЗ, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности (ч. 1 ст. 26.1 Закона № 400-ФЗ).

Пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом № 167-ФЗ, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности, за период начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы и (или) иной деятельности (ч. 3 ст. 26.1).

Уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом № 167-ФЗ, в целях реализации положений частей 1 - 3 настоящей статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (ч. 4 ст. 26.1).

Решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ (ч. 6 ст. 26.1).

Суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 настоящей статьи (ч. 7 ст. 26.1).

В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона № 400-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Согласно части 3 данной статьи, в случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в части 1 настоящей статьи, и выплаты в связи с этим излишних сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) работодатель и (или) пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату страховой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 4 статьи 28 Закона № 400-ФЗ, в случае обнаружения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, допущенной при установлении и (или) выплате страховой пенсии, установлении, перерасчете размера, индексации и (или) выплате фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), производится устранение данной ошибки в соответствии с законодательством Российской Федерации. Установление указанной пенсии или выплаты в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или прекращение выплаты указанной пенсии или выплаты в связи с отсутствием права на них производится с 1 -го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена соответствующая ошибка.

Как указано истцом, Сунчелеев М.Р., является получателем страховой пенсии по старости, в то же время он продолжает трудиться в Обществе.

Согласно данным персонифицированного учета, имеющимся в Пенсионном фонде, страхователь - Общество, как работодатель, представил отчет по форме СЗВ-М (исходная форма) за отчетный период «август 2018 года» - 12.09.2018, в том числе и на Сунчелеева М.Р., то есть без нарушения установленного законом срока (не позднее 15.09.2018), который был принят. В этот же день представлена отменяющая форма, а 25.02.2019, как указывает сам истец, страхователь снова представил сведения на всех сотрудников за указанный отчетный период.

В соответствии с п. 1 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы ею право не было нарушено (упущенная выгода).

Согласно пункту 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Из заявления Пенсионного фонда следует, что если работодатель предоставляет на застрахованное лицо (пенсионера) сведения индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М, он подтверждает факт наличия с пенсионером трудовых отношений (факт работы) и отсутствие права на индексацию и корректировку страховой пенсии. Если же в отчете по форме СЗВ-М застрахованное лицо отсутствует, то это подтверждает факт прекращения трудовых отношений (в данном случае - факт увольнения пенсионера) и соответственно наличие права на индексацию и корректировку пенсии. Поскольку в установленный законодательством срок ответчиком сведения о застрахованном лице Сунчелееве М.Р. за август 2018 года представлены не были, у истца имелись основания для вывода о прекращении Сунчелеевым М.Р. работы и, соответственно, для вынесения решения об индексации и корректировки страховой пенсии, как неработающему пенсионеру.

Однако в рассматриваемом случае суд первой инстанции обоснованно отклонил доводы заявителя в связи со следующим.

Материалами дела подтверждается, что Обществом своевременно был представлен в Пенсионный фонд отчет по форме СЗВ-М за август 2018 года (12.09.2018), в котором содержалась информация о Сунчелееве М.Р., как о работающем пенсионере.

Таким образом, на момент принятия 27.05.2019 решения о перерасчете (индексации) размера пенсии истец располагал сведениями о том, что Сунчелеев М.Р., является работником Общества, между тем, предусмотренные частью 4 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ действия не выполнил, указанными сведениями не воспользовался, никакую дополнительную проверку не проводил, в основу принятого решения об индексации и последующей выплате положил исключительно факт непредставления сведений о застрахованном лице по форме СЗВ-М за август 2018 года.

Учитывая данные обстоятельства, а также установленную частью 4 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ обязанность Пенсионного фонда ежемесячно производить уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы в целях определения права на индексацию и корректировку пенсии на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, суд не усматривает прямой причинно-следственной связи между действиями работодателя и фактом выплаты пенсии работающему пенсионеру в повышенном размере.

Кроме того, за нарушение порядка и сроков представления отчетности законодательством установлены специальные меры ответственности: на основании абзаца 4 статьи 17 Закона № 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.

На основании пункта 36 Инструкции о порядке веления индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 № 766н контроль за достоверностью индивидуальных сведений, представляемых страхователями в Пенсионный фонд Российской Федерации, осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации.

Таким образом, основания для взыскания заявленной суммы убытков отсутствуют, в связи с чем, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении исковых требований.

Аналогичные выводы содержатся в Определениях Верховного Суда РФ от 20.12.2018 №301-КГ18-20903, от 26.12.2018 №303-ЭС18-21706, от 27.11.2019 N 310-ЭС19-21393, от 12.12.2019 № 304-ЭС19-2240, постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2019 по делу № А72-21397/2018.

Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.

Доводы апелляционной жалобы повторяют доводы, ранее изложенные при рассмотрении дела в суде первой инстанции, и которым судом была дана надлежащая правовая оценка.

Наличие условий и оснований для взыскания с ответчика заявленной суммы убытков, материалами настоящего дела не подтверждено.

Сведений, опровергающих установленные по делу обстоятельства и выводы суда, в апелляционной жалобе не имеется.

Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.

Оснований для отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь статьями 229, 268 - 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 16 марта 2020 года (резолютивная часть от 04.03.2020) по делу № А72-18490/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа в порядке, предусмотренном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

          Судья                                                                                                          Е.Г. Попова