НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2019 № А72-11226/19

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

01 ноября 2019 года Дело № А72-11226/2019

г.Самара

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Филипповой Е.Г., рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Заволжском районе города Ульяновска Ульяновской области

на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 16 сентября 2019 года по делу №А72-11226/2019 (судья Овсяникова Ю.А.), принятое в порядке упрощенного производства по исковому заявлению государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Заволжском районе города Ульяновска Ульяновской области (ОГРН 1027301569987), г. Ульяновск,

к обществу с ограниченной ответственностью «Торговый дом Ульяновскдорстрой» (ОГРН 1147328005351), г. Ульяновск,

о взыскании убытков в связи с излишней выплатой пенсии,

У С Т А Н О В И Л:

Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Заволжском районе города Ульяновска Ульяновской области (далее - Управление ПФР, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Торговый дом Ульяновскдорстрой» (далее - ООО «ТД УДС», общество, ответчик) о взыскании убытков в виде переплаченной суммы пенсии в размере 7 389 руб. 26 коп.

Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 16 сентября 2019 года, принятым в порядке упрощенного производства, в удовлетворении заявленных требований отказано.

В апелляционной жалобе Управление ПФР просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что заявитель выявил обстоятельства, влекущие уменьшение сумм начисленной пенсии, поскольку из-за своевременного непредставления ответчиком сведений по форме СЗВ-М страховая пенсия и фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) были начислены и выплачены с учетом индексации, то есть в большем размере, чем это было предусмотрено.Управлением ПФР были представлены доказательства наличия причинно-следственной связи между допущенным обществом нарушением и возникшим у заявителя убытками, основания для взыскания с ответчика материального ущерба в размере необоснованно выплаченной пенсии работающему пенсионеру, влекущие применение ответственности в виде взыскания ущерба, а именно: к заявлению были приложены решение об индексации пенсии, образовавшейся в связи с непредставлением сведений на застрахованное лицо, документы о факте работы застрахованного лица, подтверждающие непредставление в установленный срок сведений индивидуального (персонифицированного) учета - выписки СЗВ-М.

Дело рассмотрено без вызова сторон в соответствии с ч. 1 ст. 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив материалы дела, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, ООО «ТД УДС» зарегистрировано в Пенсионном фонде РФ в качестве плательщика страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию.

Согласно ст.6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Закон № 167-ФЗ) страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе: организации, индивидуальные предприниматели, физические лица.

В силу ст.14 Закона №167-ФЗ страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный Фонд; представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.

В соответствии с п.п. 2.2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Закон №27-ФЗ) страхователь ежемесячно не позднее 15 -го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) сведения, предусмотренные данным подпунктом.

Исходя из ст. 15 Закона № 27-ФЗ страхователь обязан в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Федеральным законом.

Сведения представляются страхователем о каждом работающем застрахованном лице по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления ПФР от 01.02.2016 №83п «Об утверждении формы «Сведения о застрахованных лицах».

В соответствии с частью 12 статьи 21 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Закон № 400-ФЗ) выплата страховой пенсии на территории Российской Федерации производится пенсионеру органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в установленном размере без каких-либо ограничений, за исключением случаев, предусмотренных статьей 26.1 настоящего Федерального закона.

Федеральным законом от 29.12.2015 № 385-ФЗ «О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий» в Закон № 400-ФЗ внесены изменения, согласно которым (п.1 ст.26.1) пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии выплачиваются без учета индексации размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 Закона № 400-ФЗ, имеющей место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.

Пенсионерам, прекратившим осуществление работы, суммы страховой пенсии выплачиваются в соответствии с п. 3 ст. 26.1 Закона №400-ФЗ с учетом индексации и корректировки размера страховой пенсии, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.

Согласно части 4 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ, уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, производится без заявления пенсионера, прекратившего работать, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

На основании части 6 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ.

Суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 настоящей статьи (часть 7 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ).

В соответствии с частью 8 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ в случае возобновления работы и (или) иной деятельности пенсионерами после осуществления индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 настоящего Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона страховая пенсия, фиксированная выплата к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются в сумме, причитавшейся на день, предшествующий дню возобновления работы и (или) иной деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона № 400-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Согласно части 2 данной статьи, в случае если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений повлекло за собой перерасход средств на выплату трудовых пенсий, виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Как указывает заявитель, работник ответчика Лисовский А.Н., 1956 г.р. является получателем трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 7 Закона № 400-ФЗ, а также с 01.01.2015 является получателем досрочной страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Закона №400-ФЗ.

В соответствии с вышеперечисленными положениями законодательства работающие пенсионеры не имеют права на индексацию и корректировку страховой пенсии, в связи с чем по май 2018 года Лисовскому А.Н. индексация и корректировка пенсии не проводилась.

Как видно из материалов дела, ООО «ТД УДС» отчетность за июнь и июль 2018 года в Управление ПФР на своих работников, в том числе и на Лисовского А.Н., в установленные сроки (до 15.07.2018 и до 15.08.2018) не представило; отчетность по форме СЗВ-М за июнь и июль 2018 года представлена лишь 16.08.2018.

Руководствуясь п.4 ст.26.1 Закона №400-ФЗ, поскольку сведения о Лисовском А.Н., как о работающем пенсионере, отсутствовали, Управление ПФР 24.08.2018 вынесло решение об индексации и корректировке страховой пенсии Лисовского А.Н., как неработающего пенсионера, с 01.06.2018. Сумма переплаты Лисовскому А.Н. размера пенсии за период июнь - сентябрь 2018 года составила 7 389 руб. 26 коп., в том числе за июнь и июль 2018 года - 1 832 руб. 20 коп. за каждый месяц (перерасчёт на коэффициент 1,037 с суммы 13 117 руб. 82 коп. на сумму 14 950 руб. 02 коп.), за август и сентябрь 2018 года - 1 862 руб. 43 коп. за каждый месяц (перерасчёт на коэффициент 1,037 с суммы 13 331 руб. 98 коп. на сумму 15 194 руб. 41 коп.).

Ошибка была выявлена Управлением ПФР в сентябре 2018, приостановка выплаты пенсии в завышенном размере Лисовскому А.Н. также была прекращена с 1.10.2018.

Согласно п. 10 ст. 26.1 Федерального закона «О страховых пенсиях» при выявлении обстоятельств, влекущих уменьшение сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, в связи с непредставлением страхователем в установленный срок либо представлением им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 №7-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», решение органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, пересматривается без удержания излишне выплаченных сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).

Кроме того, в силу ст. 1109 ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения пенсия и иные денежные суммы, предоставленные гражданину и качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

Таким образом, как указывает заявитель, действующее законодательство устанавливает запрет на удержание в таких случаях излишне выплаченных сумм с самого получателя пенсии; между тем переплата по пенсии образовалась по вине страхователя, поскольку он несвоевременно (1 6.08.2018) представил сведения по форме СЗВ-М за июнь и июль 2018 года на Лисовского А.Н., чем нарушил п. 2.2. ст. 11 Закона № 27-ФЗ и п. 24 Инструкции о порядке веления индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 № 766н (обязывающей страхователей представлять отчетность по форме СЗВ-М в установленные сроки, в полном объеме и соответствующую первичным документам по учету труда).

Таким образом, по расчету Управления ПФР, общая сумма переплаты пенсии Лисовскому А.Н. составила 7 389 руб. 26 коп., которые он просит взыскать с общества.

Исследовав и оценив представленные доказательства по правилам ст.71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к следующим выводам.

В соответствии с п. 1 ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы ею право не было нарушено (упущенная выгода).

Согласно пункту 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).

Позиция заявителя основана на том, что если работодатель отражает в отчетности по форме СЗВ-М сведения о застрахованном лице - пенсионере, следовательно, это подтверждает факт работы пенсионера, и отсутствие у него права на индексацию и корректировку пенсии. Если же в сведениях это лицо отсутствует, это подтверждает факт его увольнения и наличие в связи с этим права на индексацию и корректировку пенсии. Поскольку отчетность представляется только на работающих лиц, при отсутствии в отчетном месяце работающих работодатель ее не представляет (сдача «нулевой» отчетности законодательством не предусмотрена).

Поскольку в установленные законодательством сроки отчетность на Лисовского А. Н. за июнь, июль 2018 года представлена не была, у Управления ПФР, как полагает заявитель, имелись основания для вывода о прекращении Лисовского А.Н. работы и вынесения решения об индексации и корректировки ему страховой пенсии как неработающему пенсионеру.

Однако суд первой инстанции не согласился с данными доводами заявителя, поскольку вывод Управления ПФР об отсутствии работающих лиц у страхователя при нарушении срока сдачи отчетности (отсутствии формы СЗВ-М в установленный срок) на требованиях законодательства не основан. Обществом в июле 2018 года не были представлены сведения за июнь 2018 года не только на Лисовского А.Н., но и на всех своих работников; ответственность за нарушение срока сдачи отчета законом предусмотрена в виде штрафных санкций. При этом за июль 2018 года отчет СЗВ-М был представлен с опозданием только на 1 день, 16.08.2018, однако Управлением ПФР сделан вывод о том, что и в июле 2018 года работающих лиц у страхователя не имелось.

Кроме того, на момент принятия решения 24.08.2018 о проведении корректировки и индексации пенсии Лисовскому А. Н. в Управлении уже имелись сведения о том, что он работал в ООО «ТД УДС» и в июне, и в июле 2018 года.

Учитывая данные обстоятельства, а также то, что согласно п. 4 ст. 26.1 Закона №400-ФЗ уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы, в целях определения права на индексацию и корректировку пенсии, производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, ежемесячно, суд не усматривает прямой причинно-следственной связи между действиями работодателя и фактом выплаты пенсии работающему пенсионеру в повышенном размере.

За нарушение порядка и сроков представления отчетности законодательством установлены специальные меры ответственности: на основании абз.4 ст.17 Закона № 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.

В соответствии с п.4 ст.28 Закона №400-ФЗ, в случае обнаружения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, допущенной при установлении и (или) выплате страховой пенсии, установлении, перерасчете размера, индексации и (или) выплате фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), производится устранение данной ошибки в соответствии с законодательством Российской Федерации. Установление указанной пенсии или выплаты в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или прекращение выплаты указанной пенсии или выплаты в связи с отсутствием права на них производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена соответствующая ошибка.

На основании п.36 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 № 766н, контроль за достоверностью индивидуальных сведений, представляемых страхователями в Пенсионный фонд Российской Федерации, осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации.

Учитывая указанные положения законодательства, Управление ПФР имело возможность предпринять меры, установленные инструкцией, для уточнения факта наличия у ответчика застрахованных лиц путем направления страхователю соответствующего уведомления.

При таких обстоятельствах оснований для взыскания заявленной суммы убытков суд первой инстанции не установил.

Аналогичные выводы содержатся в определениях Верховного суда РФ от 20.12.2018 №301-КГ18-20903, от 26.12.2018 №303-ЭС18-21706.

Доводы апелляционной жалобы о представлении доказательств наличия причинно-следственной связи между допущенным обществом нарушением и возникшим у заявителя убытками судом апелляционной инстанции отклоняются как необоснованные. Представленные Управлением ПФР документы не подтверждают того, что переплата пенсии произведена именно в связи с непредставлением ответчиком в установленные сроки отчетности по форме СЗВ-М о работающих пенсионерах, поскольку у Управления ПФР имелись соответствующие отчеты по форме СЗВ-М на момент принятия решения об индексации пенсии, однако по каким-то причинам не были учтены.

Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не являются основанием для отмены или изменения обжалуемого решения арбитражного суда в соответствии со статьёй 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

На основании изложенного решение суда от 16 сентября 2019 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления ПФР - без удовлетворения.

Поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 НК РФ государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины, госпошлина Управлением ПФР в федеральный бюджет не уплачивается.

Руководствуясь статьями 229, 269-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 16 сентября 2019 года по делу №А72-11226/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.

Судья Е.Г. Филиппова