ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru
апелляционной инстанции по проверке законности и
обоснованности решения арбитражного суда,
не вступившего в законную силу
июня 2015 г. Дело № А55-30114/2014
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2015 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 июня 2015 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Холодной С.Т.,
судей Корнилова А.Б., Кузнецова В.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Обуховой А.С.,
с участием:
от открытого акционерного общества "Кошкинское ПАТО" - Рябцовская Е.В. доверенность от 08.12.2014 г.,
от Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области – Дмитриенко Е.В. доверенность от 12.01.2015 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 01 июня 2015 года, в помещении суда, апелляционную жалобу
открытого акционерного общества "Кошкинское ПАТО",
на решение Арбитражного суда Самарской области от 08 апреля 2015 года по делу № А55-30114/2014 (судья Якимова О.Н.)
по заявлению открытого акционерного общества "Кошкинское ПАТО", ИНН 6374000014,
к Министерству лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области,
об оспаривании постановления,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество «Кошкинское ПАТО» (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением об оспаривании постановления Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области (далее - ответчик) о привлечении к административной ответственности (л.д. 5-7).
Решением суда первой инстанции от 08.04.2015 года в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области № 491/ДЛХ от 09.12.2014 г. о привлечении открытого акционерного общества "Кошкинское ПАТО" к административной ответственности по статье 7.9 КоАП РФ отказано (л.д. 126-130).
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, заявитель обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой и дополнениями к апелляционной жалобе от 20.05.2015 г., в которых просит решение суда первой инстанции отменить, вынести по делу новый судебный акт.
В обоснование поданной апелляционной жалобы заявитель указывает на то, что постановление не содержит основания, по которым ОАО «Кошкинское ПАТО» обязано заключить договоры аренды участка лесного фонда для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства под объектами охотничьей инфраструктуры в кварталах 30, 33-35 Сергиевского лесничества, Красно-Городецкого участкового лесничества. Министерство, при вынесении вышеуказанного постановления, не установило факт самовольного занятия ОАО «Кошкинское ПАТО» лесных участков или использование указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки без специальных разрешений на использование указанных участков (ст.7.9 КоАП РФ).
В дополнениях к апелляционной жалобе заявитель указал на то, что им проведен демонтаж кормушек.
07.05.2015 г. Министерством составлен Акт проверки № 12/ВП-05, из которого следует, что выявленные ранее нарушения устранены ОАО «Кошкинское ПАТО», к акту прилагается фототаблица, подтверждающая устранение нарушений.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в полном объеме.
Представитель ответчика считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным по основаниям, изложенным в отзыве от 18.05.2015 г. № 270201/8781.
Указывает, что в ходе патрулирования территории лесного фонда Красно-Городецкого участкового лесничества, Сергиевского лесничества 13.10.2014 г. было обнаружено, что ОАО «Кошкинское ПАТО» использует лесной участок с местоположением: Самарская область, Кошкинский район, Сергиевское лесничество Красно-Городецкое участковое лесничество, квартал № 35 выдел 1, квартал № 34 выдел 8, квартал № 33 выдел 5, квартал № 30 выдел 14, для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства без специальных разрешений.
В квартале № 35 выдел 1 установлено три солонца и две подкормочные площадки общей площадью 10x10м, в квартале № 34 выдел 8 установлен солонец 1x1м и одна подкормочная площадка 5x5м, в квартале № 33 выдел 5 установлены солонец с подкормочной площадкой 5x5м, в квартале № 30 выдел 14 установлена подкормочная площадка и солонец 3x3м.
Данные объекты принадлежат ОАО «Кошкинское ПАТО» для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства. Каких-либо правоустанавливающих документов и специальных разрешений на использование данных лесных участков у ОАО «Кошкинское ПАТО» отсутствуют.
По факту выявленных нарушений министерством составлены:
отчет о патрулировании от 13.10.2014 г. с приложением схемы места совершения правонарушения от 13.10.2014 г., выкопировкой из планшета материалов лесоустройства и фототаблицей.
Акт № 14/34 о лесонарушении от 30.10.2014 г., составленный в присутствии должностного лица управляющего охотхозяйством ОАО «Кошкинское ПАТО» Тверского Е.Н.
Из объяснений Тверского Е.Н. следует, что ОАО «Кошкинское ПАТО» собирается в ближайшее время заключить договор аренды.
В отношении ОАО «Кошкинское ПАТО» вынесено предписание № 12/2014-45 от 30.10.2014 г. об устранении нарушения лесного хозяйства.
В соответствии с предписанием № 12/2014-45 от 30.10.2014 г. от 07.10.2013 г. об устранении нарушения лесного законодательства ОАО «Кошкинское ПАТО» должно выполнить: заключить договор аренды на лесные участки с местоположением: Самарская область, Кошкинский район, Сергиевское лесничество Красно-Городецкое участковое лесничество, квартал № 35 выдел 1, квартал № 34 выдел 8, квартал № 33 выдел 5, квартал № 30 выдел 14, используемые для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, либо освободить лесные участки и привести их в состояние, пригодное для ведения лесного хозяйства.
Таким образом, ОАО «Кошкинское ПАТО» нарушило требования статьи 9, часть 2 статьи 36, статьи 94 ЛК РФ.
Поскольку ОАО «Кошкинское ПАТО» использует участок лесного фонда без оформления права на него, имеет место самовольное занятие лесного участка.
Просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и имеющиеся в деле доказательства, заслушав объяснения участников процесса, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела Министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области было принято в отношении заявителя постановление от 09.12.2014 года № 491/ДЛХ о назначении административного наказания в размере 15 000 руб.
Протоколом об административном правонарушении от 30.10.2014 г. № 12/2014-51, отчетом о патрулировании от 13.10.2014 г., фототаблицей к акту о лесонарушении № 14/34, выкопировкой из планшета материалов лесоустройства, схемой места правонарушения, актом о лесонарушении от 30.10.2014 г. и др. материалами дела, подтвержден факт установления подкормочных площадок для животных, находящихся на территории охотхозяйств ОАО «Кошкинское ПАТО».
Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области усмотрело в действиях заявителя признаки административного правонарушения предусмотренного статьей 7.9. КоАП РФ - самовольное занятие лесных участков или использование указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройств складов, возведения построек, распашки и других целей без специального разрешения на использование указанных участков.
Заявитель, посчитав постановление незаконным и необоснованным, обратился в арбитражный суд с соответствующими требованиями.
В обоснование требований заявитель указал на отсутствие вины в совершении незаконных действий и на отсутствие у Министерства полномочий по понуждению заявителя к заключению договора аренды лесного участка путем вынесения постановления, требования которого о назначении административного наказания ОАО «Кошкинское ПАТО» незаконны и необоснованны.
08.04.2015 года Арбитражный суд Самарской области принял обжалуемое решение.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований заявителя, правильно применил нормы материального права.
Статья 7.9. КоАП РФ предусматривает ответственность за самовольное занятие лесных участков или использование указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков.
На основании статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) органам государственной власти субъектов Российской Федерации передано осуществление полномочий по предоставлению в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организацию и проведение соответствующих аукционов.
Указанная статья передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия в области лесных отношений, в том числе: осуществление на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), государственного пожарного надзора в лесах, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 36 и 37 статьи 81 этого Кодекса.
В соответствии с пунктом 4 Положения об осуществлении государственного лесного надзора (лесной охраны), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2007 г. № 394 органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) на землях лесного фонда в отношении лесничеств и лесопарков, находящихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в пределах полномочий, определенных в соответствии с частью 1 статьи 83 ЛК РФ.
Уполномоченным органом на территории Самарской области по осуществлению государственного лесного надзора на землях лесного фонда и государственного пожарного надзора в лесах, в соответствии с положением о министерстве, утвержденным постановлением Правительства Самарской области № 528 от 09.10.2013 г., является министерство.
Согласно п. 2.2 положения о министерстве, в рамках закрепленных предметов ведения, министерство осуществляет полномочия по осуществлению на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах, проведение на землях лесного фонда лесоустройства, за исключением случаев, предусмотренных Лесным кодексом Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 96 ЛК РФ должностные лица органов государственного надзора, государственных учреждений, указанных в части 2.1 настоящей статьи, являющиеся государственными лесными инспекторами или лесничими, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право: предотвращать нарушения лесного законодательства, в том числе совершаемые лицами, не осуществляющими использования лесов; осуществлять патрулирование лесов в соответствии с нормативами, установленными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Патрулирование территории лесного фонда осуществляется государственными лесными инспекторами министерства с целью установления фактов режима использования лесов, пресечения и выявление нарушителей лесного законодательства на территории любого лесничества.
Лесные участки Красно - Городецкого участкового лесничества, Сергиевского лесничества, кварталы № 30, 33 - 35 входят в состав лесного фонда и являются собственностью Российской Федерации, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 2005 г. за Российской Федерацией как на участки лесного фонда, леса 1 группы.
В ходе патрулирования территории лесного фонда Красно - Городецкого участкового лесничества, Сергиевского лесничества 13.10.2014 г. было обнаружено, что заявитель использует лесной участок с местоположением: Самарская область, Кошкинский район, Сергиевское лесничество Красно-Городецкое участковое лесничество, квартал № 35 выдел 1, квартал № 34 выдел 8, квартал № 33 выдел 5, квартал № 30 выдел 14, для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства без специальных разрешений.
В квартале № 35 выдел 1 установлено три солонца и две подкормочные площадки общей площадью 10x10м, в квартале № 34 выдел 8 установлен солонец 1x1м и одна подкормочная площадка 5x5м, в квартале № 33 выдел 5 установлены солонец с подкормочной площадкой 5x5м, в квартале № 30 выдел 14 установлена подкормочная площадка и солонец 3x3м.
Данные объекты принадлежат заявителю для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства. Правоустанавливающие документы и специальные разрешения на использование данных лесных участков у заявителя отсутствуют.
Министерством были составлены: отчет о патрулировании от 13.10.2014 г. с приложением схемы места совершения правонарушения о 13.10.2014 г., выкопировкой из планшета материалов лесоустройства и фототаблицей; акт № 14/34 о лесонарушении от 30.10.2014 г., составленный в присутствии должностного лица управляющего охотхозяйством ОАО «Кошкинское ПАТО» Тверского Е.Н.
В отношении заявителя вынесено предписание № 12/2014-45 от 30.10.2014 г. об устранении нарушения лесного хозяйства, в соответствии с которым предписано устранить нарушения лесного законодательства.
Министерством составлен протокол об административном правонарушении № 12/2014-51 от 30.10.2014 г. по факту совершения правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.9 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 9 ЛК РФ лесной участок может принадлежать лицу на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), праве аренды, а также праве безвозмездного срочного пользования. Указанные права возникают и прекращаются по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством.
Согласно статье 36 ЛК РФ леса могут использоваться для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства. Лесные участки предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства на основании охотхозяйственных соглашений, заключенных в соответствии с федеральным законом об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов, и договоров аренды лесных участков.
На лесных участках, предоставленных для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, допускается создание объектов охотничьей инфраструктуры в соответствии с федеральным законом об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов.
Судом установлено, что в соответствии с нормами статей 9, 25, 36, 74 ЛК РФ ведение охотничьего хозяйства является самостоятельным видом использования лесов, однако у заявителя отсутствуют правоустанавливающие документы на использование участков лесного фонда, на территории которых расположены объекты охотничьей инфраструктуры.
Заявитель каких-либо документов, указывающих на правомерность использования лесных участков с местоположением: Самарская область, Кошкинский район, Сергиевское лесничество Красно-Городецкое участковое лесничество, квартал № 35 выдел 1, квартал № 34 выдел 8, квартал № 33 выдел 5, квартал № 30 выдел 14 не представил.
Таким образом, заявитель нарушил требования статьи 9, часть 2 статьи 36, статьи 94 ЛК РФ.
Объективная сторона данного правонарушения выражается в действии, состоящим в фактическом завладении лесным участком.
Поскольку заявитель использует участок лесного фонда без оформления права на него, имеет место самовольное занятие лесного участка.
Факт нарушения заявителем требований лесного законодательства на лесном участке, имеющем местоположение: Самарская область, Кошкинский район, Сергиевское лесничество Красно-Городецкое участковое лесничество, квартал № 35 выдел 1. квартал № 34 выдел 8, квартал № 33 выдел 5, квартал № 30 выдел 14, подтвержден: отчетом о патрулировании от 13.10.2014 г.; актом о лесонарушении от 30.10.2014 г.; протоколом об административном правонарушении № 12/2014-51 от 30.10.2014 г.; фототаблицей к отчету о патрулировании от 13.10.2014 г. на 4л.; выкопировкой с планшета материалов лесоустройства; схемой места правонарушения.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Нарушения заявителем статьи 7.9 КоАП РФ подтверждается материалами дела об административном правонарушении.
Доказательств, свидетельствующих о том, что заявитель предпринял все зависящие от него меры для соблюдения требований законодательства, в материалы дела не представлено.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о виновности юридического лица и наличии в его действиях состава административного правонарушения.
Таким образом, с учетом имеющихся в деле доказательств, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что материалами административного дела полностью доказано, что заявителем совершено вменяемое нарушение по статье 7.9 КоАП РФ.
Постановление № 491/ДЛХ о назначении административного наказания от 09.12.2014 г. является законным и обоснованным и принято в соответствии с полномочиями министерства.
Таким образом, суд обоснованно указал на несостоятельность доводов ОАО «Кошкинское ПАТО» об отсутствии вины в совершении вменяемого административного правонарушения и об отсутствии состава административного правонарушения.
Процессуальных нарушений при привлечении заявителя к административной ответственности судом первой и апелляционной инстанциями не установлено.
Оснований для квалификации совершенного заявителем административного правонарушения в качестве малозначительного в силу статьи 2.9 КоАП РФ не имеется, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства исключительности случая вмененного заявителю административного правонарушения.
С позиции изложенного суд первой инстанции сделал правильный и обоснованный вывод относительно отсутствия оснований для удовлетворения требований заявителя.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и опровергающих выводы суда первой инстанции, апелляционная жалоба заявителя не содержит.
Нарушений норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемого судебного акта, являющихся в силу статей 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены или изменения суде
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 08 апреля 2015 года по делу № А55-30114/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий С.Т. Холодная
Судьи А.Б. Корнилов
В.В. Кузнецов