НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2022 № 12АП-7957/2022

91/2022-42069(1)



ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Саратов Дело №А57-27669/2021 

Резолютивная часть постановления объявлена 31 августа 2022 года. 

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Антоновой О. И.,
судей Жаткиной С. А., Луевой Л. Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шебалковой К. В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства  сельского хозяйства Саратовской области на решение Арбитражного суда Саратовской  области от 01 августа 2022 года по делу № А57-27669/2021 

по исковому заявлению Министерства сельского хозяйства Саратовской области (ОГРН  <***>, ИНН: <***>) 

к индивидуальному предпринимателю ФИО1 КФХ ФИО2 (ОГРН  <***>, ИНН: <***>), 

третье лицо: Счетная палата Саратовской области,
о взыскании денежных средств,

без участия в судебном заседании представителей сторон, извещенных о времени и месте  судебного заседания надлежащим образом, 

УСТАНОВИЛ:

в Арбитражный суд Саратовской области обратилось Министерство сельского  хозяйства Саратовской области (далее – Министерство, истец) к индивидуальному  предпринимателю ФИО1 КФХ ФИО2 (далее – ИП ФИО1 КФХ ФИО2,  ответчик) с исковым заявлением о взыскании денежных средств в размере 1 500 000 руб.  полученных им в виде гранта в размере 1 500 000 рублей, за нарушение условия, пункта  2.2.9 соглашения от 13.05.2016 № 1 о предоставлении субсидий на поддержку  начинающих фермеров (гранты на создание и развитие крестьянского (фермерского)  хозяйства и единовременная помощь начинающим фермерам на бытовое обустройство). 

Решением Арбитражного суда Саратовской области от 01.08.2022г. в  удовлетворении исковых требований отказано. 

Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился в Двенадцатый  арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного 


[A1] суда Саратовской области от 01.08.2022г. отменить по основаниям, изложенным в  апелляционной жалобе. 

Лица, участвующие в деле явку представителей не обеспечили, надлежащим  образом извещены о месте и времени судебного разбирательства путем направления  определения, выполненного в форме электронного документа, в соответствии со статьей  186 АПК РФ посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в  информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». 

Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена судом  апелляционной инстанции в порядке и по основаниям, предусмотренным статьями 258,  266-271 АПК РФ. 

Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе,  исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд считает, что судебный акт  не подлежит отмене по следующим основаниям. 

В 2018 году Министерство осуществляло реализацию мероприятий в рамках  постановления Правительства РФ от 14.07.2012 N 717 "О Государственной программе  развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции,  сырья и продовольствия", постановления Правительства Саратовской области от  31.03.2016 N 137-П "Об утверждении Положения о предоставлении субсидий из  областного бюджета на поддержку начинающих фермеров, развитие семейных  животноводческих ферм и грантовую поддержку сельскохозяйственных потребительских  кооперативов для развития материально-технической базы и признании утратившими  силу отдельных положений постановления Правительства Саратовской области от  06.03.2015 N 11-П", постановления Саратовской области от 10.05.2012 N 215-П "Об  утверждении Положения о порядке определения участников мероприятий по поддержке  начинающих фермеров и развитию семейных животноводческих ферм в рамках  реализации долгосрочной областной целевой программы "Развитие сельского хозяйства и  регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в  Саратовской области" на 2014 - 2020 годы". 

Поддержка начинающих фермеров оказывается в соответствии с региональными  программами, разработанными и утвержденными субъектами Российской Федерации. 

Утвержденная программа субъекта Российской Федерации, предусматривающая  поддержку начинающих фермеров, представляется в Министерство, которое создает  комиссию для рассмотрения и отбора региональных программ по поддержке начинающих  фермеров. 

Согласно бизнес-плану проекта по созданию и развитию крестьянского  (фермерского) хозяйства в рамках мероприятий по поддержке начинающих фермеров  цель настоящего проекта заключалась в развитии созданного крестьянского (фермерского)  хозяйства на территории Балтайского района Саратовской области на основе разведения  КРС молочного направления, создания дополнительных рабочих мест, расширения  деятельности КФХ. 

Период реализации проекта составил 2016-2019 годы.

По плану расходов по созданию и развитию крестьянского (фермерского) хозяйства  для реализации данного проекта из средств гранта потребовалось 1 500 000 рублей. 

По итогам конкурса ИП ФИО1 КФХ ФИО2 стал участником мероприятий по  поддержке начинающих фермеров. 

Субсидии предоставляются за счет средств областного бюджета при условии  заключения соглашения между Минсельхозом Саратовской области и получателем  субсидии о предоставлении субсидии по форме, установленной министерством, и в сроки,  определенные Минсельхозом Саратовской области (пункт 3 Постановления от 31.03.2016   № 137-П). 


[A2] единовременная помощь начинающим фермерам на бытовое обустройство) (далее -  Соглашение) на финансовое обеспечение расходов, связанных с поддержкой начинающих  фермеров, в рамках государственной программы Саратовской области «развитие  сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и  продовольствия в Саратовской области на 2014 - 2020 годы» в размере 1 500 000 рублей. 

Срок действия соглашения - с 13.05.2016г. и в продолжение с момента перечисления  средств гранта в течение 5 лет (пункт 5.2 Соглашения). 

Перечисление денежных средств подтверждается платежными поручениями о  перечислении средств субсидии от 19.05.2016г. № 160997 и от 17.08.2016г. № 20005. 

Согласно пункту 2.1.3 соглашения, в случае выявления факта нарушения  начинающим фермером условий предоставления гранта и (или) помощи, установленных  Положением о предоставлении субсидии, министерство: 

- принимает меры по возврату полученного гранта в установленном порядке;
- вправе инициировать расторжение соглашения в одностороннем порядке.

Пунктом 2.2.9 соглашения предусмотрено, что в соответствии с этапами проекта по  созданию и развитию крестьянского (фермерского) хозяйства начинающий фермер  обязуется создать не менее одного постоянного рабочего места на каждые 500 тыс. рублей  гранта. 

Как указывает истец, по состоянию на 31.12.2019г. из 3-х рабочих мест  грантополучателем было создано 1 рабочее место. 

По результатам экспертно-аналитического мероприятия «Анализ результативности  предоставления из областного бюджета грантов на поддержку начинающих фермеров,  выданных в 2016-2017 годах» Счетной палатой Саратовской области дано представление  Минсельхозу Саратовской области об устранении выявленного нарушения, которое  состояло в нарушении грантополучателем пункта 2.2.9 Соглашения от 13.05.2016 № 1, то  есть в нарушении обязательства создать не менее одного постоянного рабочего места на  каждые 500 тыс. рублей граната. 

Во исполнение представления Минсельхозом Саратовской области были приняты  соответствующие меры по возврату средств субсидии получателем субсидии в  добровольном порядке. 

В письме от 26.07.2021г. № 01-01-17-4349 Минсельхозом Саратовской области было  издано требование о возврате полученных средств субсидии в размере 1 500 000 рублей в  течение 90 календарных дней со дня получения настоящего требования. 

Поскольку требование истца ответчиком не было удовлетворено, истец обратился в  суд с заявленными требованиями. 

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований,  правомерно руководствовался следующим. 

Минсельхоз Саратовской области согласно закону об областном бюджете на  соответствующий финансовый год и плановый период является главным распорядителем  средств областного бюджета, предусмотренных подразделом «Сельское хозяйство и  рыболовство», предоставляемых в форме субсидий в целях возмещения затрат в рамках  реализации Ведомственного проекта 1.1 «Развитие отраслей агропромышленного  комплекса, обеспечивающих ускоренное импортозамещение основных видов  сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Саратовской области» (1.1.4  «Поддержка начинающих фермеров») государственной программы Саратовской области  «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции,  сырья и продовольствия в Саратовской области». 

Пунктом 3 Постановления от 31.03.2016 № 137-П установлено, что субсидии  предоставляются за счет средств областного бюджета при условии заключения  соглашения между министерством и получателем субсидии о предоставлении субсидии  по форме, утвержденной министерством финансов области. 


[A3] Грант предоставляется начинающему фермеру на безвозвратной и безвозмездной  основе за счет средств областного и федерального бюджета в порядке софинансирования  и подлежат возврату в случаях, предусмотренных действующем законодательством и  настоящим Соглашением. 

Начинающий фермер обязан соблюдать цели и условия предоставления гранта,  установленные Положением о предоставлении субсидии и иными нормативными  правовым актами, регламентирующими вопросы предоставления гранта. 

Получатель субсидии (гранта) при соблюдении правил предоставления субсидии  (гранта) должен действовать на законных основаниях. Любое его действие, исключающее  законный характер, в рамках исполнения им обязательств, установленных правилами  предоставления субсидии и соглашением о предоставлении субсидии (гранта), нивелирует  законность соблюдения этих правил. 

Формальное соблюдение таких правил в обход закона ведет к автоматическому их  нарушению, поскольку данные правила не считаются соблюденными получателем  субсидии (гранта) без иных производственных законных оснований. 

К правоотношениям сторон по возврату денежных средств, полученных в виде  субсидий, при невыполнении условий соглашения о предоставлении субсидии,  применяется бюджетное законодательство. 

Положениями абзаца 5 статьи 69 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ)  предусмотрено, что предоставление бюджетных средств осуществляется в форме  предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий  государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям,  физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг. 

Порядок предоставления и возврата выданных субсидий регламентируется статьей  78 БК РФ, в соответствии с которой субсидии юридическим лицам (за исключением  субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным  предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг  предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или  недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением  работ, оказанием услуг (пункт 1). 

В силу положений подпункта 3 пункта 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые  акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий  юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в том  числе цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в  случае нарушения условий, установленных при их предоставлении. 

В соответствии с пунктом 3.1 статьи 78 БК РФ в случае нарушения получателями  предусмотренных данной статьей субсидий условий, установленных при их  предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном  нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами,  предусмотренными пунктом 3 и абзацем четвертым пункта 8 данной статьи, возврату в  соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации 

Пунктом 5.2 Соглашения предусмотрено, что настоящее соглашение вступает в силу  с момента его подписания обеими сторонами и действует в части перечисления гранта и  (или) помощи Министерством до 31.12.2016г., а в оставшейся части - в течение 5 лет со  дня получения гранта и (или) помощи. 

Перечисление денежных средств подтверждается платежными поручениями о  перечислении средств субсидии от 19.05.2016г. № 160997 и от 17.08.2016г. № 20005. 

Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, срок действия соглашения -  по 17.08.2021г. 

Как указывалось выше, Счетной палатой Саратовской области 13.07.2021г. было  выдано представление Минсельхозу Саратовской области № 06-49/750 об устранении  выявленного нарушения, которое состояло в нарушении грантополучателем пункта 2.2.9 


[A4] Соглашения от 13.05.2016г. № 1, то есть в нарушении обязательства создать не менее  одного постоянного рабочего места на каждые 500 тыс. рублей граната. 

Исходя из смысла положений статей 78, 306.4 БК РФ субсидии предоставляются  безвозвратно, без установления обязательства по возврату. Возврат субсидий возможен в  случае нарушения условий их предоставления, которые установлены в нормативных  правовых актах, муниципальных правовых актах, регулирующих предоставление  субсидий. 

Нарушение условий предоставления субсидий образуется не при любом нарушении  нормативного акта, регулирующего предоставление субсидий, а именно при нарушении  тех его положений, которые устанавливают критерии (условия) предоставления  уполномоченными органами субсидий. 

Правовая природа договорного обязательства о гранте заключается в безвозмездной  передаче грантодателем денежных средств грантополучателю для направления их на  общеполезные социально значимые цели с последующим предоставлением грантодателю  отчета об их использовании. 

Условие о возврате гранта в случае нарушения грантополучателем условий его  предоставления по своему содержанию является ответственностью и обеспечивает  исполнение обязательства и/или восстановления нарушенного права. 

В связи с этим нормы, устанавливающие порядок предоставления и правила  расходования гранта, подлежат истолкованию с учетом защищаемого этой нормой  законного интереса. 

Следовательно, как верно указал суд первой инстанции, ответственность в виде  возврата гранта подлежит применению в случае, если нарушение, допущенное при  получении гранта, фактически привело или может привести к неисполнению,  ненадлежащему исполнению обязательства и/или к нарушению права. В противном  случае, при отсутствии действительно нарушенного права, при нарушениях формального  характера грантополучатель будет поставлен в неравные условия с грантодателем, а уже  достигнутый общественно полезный результат предоставления гранта будет нивелирован. 

Существо гранта - безвозмездное безвозвратное предоставление средств с целью  поощрения, развития значимого направления деятельности. 

Как верно указал суд первой инстанции, указывая на наличие со стороны  предпринимателя нарушений условий Соглашения от 13.05.2016 № 1, уполномоченный  орган не заявляет о нецелевом использовании предпринимателем средств гранта.  Заявитель ссылается на иные нарушения предпринимателем условий Соглашения, не  связанные с нецелевым использованием гранта. 

Возражая по иску предприниматель указал, что ИП ФИО1 КФХ ФИО2  выполнил возложенную на него пунктом 2.2.9 соглашения обязанность по созданию не  менее одного постоянного, рабочего места на каждые 500 тыс. рублей гранта. Им было  создано три рабочих места: доярка, разнорабочий, работник ФИО2 в качестве  Главы КФХ. 

Так, 16.09.2016г. ответчиком принята на работу в качестве доярки ФИО3, что подтверждается копией приказа о приеме работника на работу № 1 от  16.09.2016г. и записью № 1 от 16.09.2016г. в трудовой книжке. Выплата заработной платы  подтверждается платежными ведомостями. Уволена ФИО4 21.04.2021г., что  подтверждается копией приказа об увольнении работника № 1 от 21.04.2021г. и записью   № 2 от 21.04.2021г. в трудовой книжке. 


[A5] получал заработную плату. В трудовую книжку Колотырина А.А., внесены записи № 2 от  31.03.2017 г. об увольнении, 01.08.2017 г. запись № 3 о принятии на работу, 31.01.2018 г.  запись № 4 о расторжении трудового договора. 

В июле 2021 года ФИО5 подал иск в Базарно-Карабулакский районный суд с  требованием внести в его трудовую книжку сведения о его трудовой деятельности в КФХ  в период с 31.03.2017 г. по 31.07.2017г. и с 31.01.2018г. по 20.05.2021г. Определением  Базарно-Карабулакского районного суда Саратовской области от 16.09.2021г.  производство по гражданскому делу № 2-2-167/2021 прекращено по заявлению истца об  отказе от исковых требований в связи с добровольным их исполнением. 

Истцом в трудовую книжку ФИО5 внесены соответствующие изменения  и произведены отчисления в пенсионный фонд. 

С 01.01.2017г. была принята на работу ФИО7 в качестве  подменного работника, что подтверждается приказом № 1 от 01.01.2017 г. Она подменяла  работников КФХ на период выходных и отпусков. Оплата труда производилась за  фактически отработанное время. ФИО7 уволилась 30.12.2020 г. по собственному  желанию. 

Кроме того, ответчик, являясь ФИО1 КФХ, осуществлял производственную  деятельность лично, обеспечивая себя рабочим местом. Им решались все  организационные вопросы по осуществлению производственной деятельности: ремонт и  оборудование производственных помещений, обеспечение скота кормом, организация  процесса дойки, реализация готовой продукции и другие работы. 

Таким образом, ИП ФИО1 КФХ ФИО2 выполнил возложенную на него  пунктом 2.2.9 Соглашения обязанность по созданию не менее одного постоянного,  рабочего места на каждые 500 тыс. рублей гранта. Им было создано три рабочих места:  доярка, разнорабочие, и работник ФИО2 в качестве Главы КФХ. 

Данные обстоятельства со ссылками на относимые и допустимые доказательства  заявителем не опровергнуты. 

На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу,  что ответчиком все существенные основополагающие условия предоставления субсидии  были выполнены в полном объеме; цель предоставления субсидии - грант на создание и  развитие КФХ и единовременная помощь начинающим фермерам на бытовое  обустройство достигнута; денежные средства, предоставленные предпринимателю,  реализованы в соответствии с целевым назначением. 

Вопреки требованиям статьи 65 АПК РФ Министерством наличие обстоятельств,  которые могут служить основанием для возврата предпринимателем предоставленного  ему гранта, не доказано. 

В связи с чем, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам  статьи 71 АПК РФ, учитывая обстоятельства настоящего дела, суд первой инстанции  пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных  истцом требований. 

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.

 Доводы заявителя жалобы о наличии оснований для возврата ответчиком  предоставленной ему субсидии в размере 1 500 000 рублей, судебной коллегией  отклоняется, поскольку правовые основания для этого отсутствуют; факт выполнения  ответчиком возложенной на него пунктом 2.2.9 Соглашения обязанности по созданию не  менее одного постоянного, рабочего места на каждые 500 тыс. рублей гранта судом 


[A6] первой инстанции установлен и истцом относимыми и допустимыми доказательствами не  опровергнут. 

Довод заявителя жалобы о создании предпринимателем только двух рабочих мест  опровергается представленными доказательства, которыми подтверждается факт  трудовых отношения в период с 2016 г. по 2021 г. с тремя наемными работниками: доярка  и два разнорабочих (том 3, л.д. 26-142, том 4, л.д. 1-130, том 5, л.д. 1-126). 

При этом сами по себе сведения предоставленной отчетности, на которые ссылается  заявитель, не опровергают выводы суда о выполнении предпринимателем условий  соглашения, которые установлены судом на основании совокупности представленных  доказательств. 

Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной  инстанции считает, что в ней отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом  рассмотрения в суде первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы  повлиять в той или иной степени на принятие судебного акта при рассмотрении  заявленных требований по существу. 

Заявитель апелляционной жалобы не ссылается на доказательства, опровергающие  выводы суда первой инстанции, и таких доказательств к апелляционной жалобе не  представляет. 

Несогласие заявителя с выводами суда, иная оценка им фактических обстоятельств  дела и иное толкование закона не означают допущенной при рассмотрении дела ошибки и  не подтверждают существенных нарушений судом норм права, в связи с чем отсутствуют  основания для отмены судебного акта. 

В целом доводы, изложенные в апелляционной жалобе, направлены на переоценку  выводов суда первой инстанции, поскольку, не опровергая их, они сводятся  исключительно к несогласию с оценкой, представленных в материалы дела доказательств,  что в силу положений статьи 270 АПК РФ не является основанием для отмены либо  изменения обжалуемого судебного акта. 

С учетом изложенного, решение суда первой инстанции следует оставить без  изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. 

В соответствии с частью 1 статьи 177 АПК РФ постановление, выполненное в форме  электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его  размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети  «Интернет» в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его  принятия. 

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд 

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Саратовской области от 01 августа 2022 года по делу №  А57-27669/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. 

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную  силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского  округа в течениеЭ лдевкутрхо мннеасяя пцоедвп иссоь  дднейяс тивзигтоетльонвал.ения постановления в полном объеме через  арбитражный суДда пннеырве оЭйП :инУсдтосатновцерияиющ. ий центр Федеральное казначейство

 Дата 21.12.2021 7:59:18

Кому выдана Луева Лариса Юрьевна

Председательствующий О. И. Антонова 

 Электронная подпись действительна.
Судьи Данны е ЭП:У достоверя ющий цен тр Федера льное казн ачейство С. А. Жаткина
 Дата 21.12.2021 7:59:18

Кому выдана Жаткина Светлана Александровна

 Л. Ю. Луева

Электронная подпись действительна.

Данные ЭП:Удостоверяющий центр Федеральное казначейство

Дата 21.12.2021 7:58:18

 Кому выдана Антонова Ольга Ивановна