НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2016 № 12АП-2824/16

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410031, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74; тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,

http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Саратов

Дело №А12-43781/2015

07 июня 2016 года

Резолютивная часть постановления объявлена 31 мая 2016 года.

Полный текст постановления изготовлен 07 июня 2016 года.

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе

председательствующего судьи Смирникова А.В.,

судей Кузьмичева С.А., Цуцковой М.Г.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Комаровым А.И.,

при участии в судебном заседании представителя Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Красноармейском районе г. Волгограда Ионова А.В., действующего на основании доверенности от 12.03.2016 № НН-2344/69,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Волга-Билд Монтаж»

на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 09 февраля 2016 года по делу № А12-43781/2015 (судья Пильник С.Г.)

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Волга-Билд Монтаж» (400029, г. Волгоград, ул. 40 Лет ВЛКСМ, д. 55Б, ОГРН 1023404366017, ИНН 3448013030)

к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Красноармейском районе г. Волгограда (400031, г. Волгоград, ул. Российская, д. 2, ОГРН 1023404359802, ИНН 3448025772)

о признании недействительным ненормативного акта в части,

УСТАНОВИЛ:

В Арбитражный суд Волгоградской области обратилось общество с ограниченной ответственностью «Волга-Билд Монтаж» (далее – ООО «Волга-Билд Монтаж», общество, заявитель) с заявлением о признании недействительным решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Красноармейском районе г. Волгограда (далее - УПФР в Красноармейском районе г. Волгограда, орган пенсионного фонда, Управление) от 27.08.2015 № 23/ВП-20 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах в части неуплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу в 2014 году в соответствии с частью 2 статьи 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ) в сумме 481 429,77 руб., соответствующих сумм пеней и штрафов.

Решением суда первой инстанции от 09 февраля 2016 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

ООО «Волга-Билд Монтаж» не согласилось с принятым судебным актом и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.

УПФР в Красноармейском районе г. Волгограда в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, УПФР в Красноармейском районе г. Волгограда проведена выездная проверка ООО «Волга-Билд Монтаж» по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, достоверности и полноты индивидуальных сведений в соответствии со статьей 16 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ), представленных за отчетные периоды с 01.01.2012 по 31.12.2014 плательщиком страховых взносов, по результатам которой составлен акт проверки от 30.07.2015 № 044/043/20-2015.

В ходе проверки Управлением установлено, что в 2014 году ООО «Волга-Билд Монтаж» в базу для начисления страховых взносов по дополнительным тарифам для отдельных категорий плательщиков не включены выплаты работникам заявителя, профессии которых поименованы в списке № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утверждённом постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 №10: монтажники по монтажу стальных и железобетонных конструкций, мастера строительных и монтажных работ, электросварщики на автоматических и полуавтоматических машинах, электросварщики ручной сварки.

27.08.2015 по результатам проверки органом пенсионного фонда принято решение № 23/ВП-20 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, предусмотренной частью 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ, за неуплату взносов за 2012-2014 годы в результате занижения базы для начисления страховых взносов в виде штрафа в размере 113 877,40 руб. Кроме того, обществу предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование в сумме 569 387,02 руб., пени в сумме 29 573,71 руб., внести необходимые исправления в документы бухгалтерского учета, при представлении расчёта РСВ-1 за 9 месяцев 2015 года отразить суммы доначисленных страховых взносов по строке 120, а также предоставить корректирующие сведения индивидуального персонифицированного учета по застрахованным лицам в соответствии с приложениями № 12, № 14, № 20 к акту проверки при предоставлении отчетности за 9 месяцев 2015 года.

Полагая, что решение УПФР в Красноармейском районе г. Волгограда от 27.08.2015 № 23/ВП-20 в части предложения уплатить страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу в 2014 году в соответствии с частью 2 статьи 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ в сумме 481 429,77 руб., соответствующие суммы пени и штрафа является незаконным, нарушает права и охраняемые законом интересы общества, ООО «Волга-Билд Монтаж» обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Суд первой инстанции пришел к выводу о законности оспариваемого решения органа пенсионного фонда, основываясь при этом на том, что положения 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ не ставят начисление и уплату страховых взносов по дополнительным тарифам в зависимость от полноты занятости застрахованных лиц на соответствующих видах работ.

Суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для переоценки выводов суда первой инстанции и считает решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения в силу следующего.

Согласно части 1 статьи 7 от 24.07.2009 № 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ). Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте «а» пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

База для начисления страховых взносов на основании части 1 статьи 8 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ.

В соответствии с частью 2 статьи 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ дополнительные тарифы страховых взносов применяются в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 2-18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-Ф3) (с 1 января 2015 года - в пунктах 2 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-Ф3).

Подпунктом «б» пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» определено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяется Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10 (далее - Список № 2).

Согласно Списку № 2 к профессиям и должностям с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, относятся, в частности монтажники по монтажу стальных и железобетонных конструкций, мастера строительных и монтажных работ, электросварщики на автоматических и полуавтоматических машинах, электросварщики ручной сварки.

В соответствии с частью 4 статьи 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ, в редакции, действующей до 01.01.2014, плательщики страховых взносов освобождаются от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации по дополнительным тарифам, установленным частями 1 и 2 статьи 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ, по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, устанавливаемом отдельным федеральным законом.

Пунктом 7 статьи 7 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее - Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ) предусмотрено, что с 01.01.2014 при установлении дополнительного тарифа страховых взносов, уплачиваемых в Пенсионный Фонд Российской Федерации, с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте применяются результаты специальной оценки условий труда.

Согласно части 4 статьи 27 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ в случае, если до дня вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в части 1 статьи 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ.

При этом для целей, определенных статьей 7 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ, используются результаты данной аттестации, проведенной в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ порядком. Работодатель вправе провести специальную оценку условий труда в порядке, установленном Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.

В соответствии с пунктом 5 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» (далее - Федерального закона от 28.12.2013 № 421-ФЗ) результаты аттестации, проведенной до 01.01.2014, которые действительны до окончания срока их действия, применяются при определении установленного частью 2.1 статьи 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации, начисляемых на выплаты работникам, условия труда которых признаны вредными и (или) опасными.

Из изложенного следует, что в случае, если работник занят в видах работ, указанных в подпунктах 1 - 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-Ф3, и при этом условия труда на его рабочем месте по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда признаны вредными или опасными, то страховые взносы на выплаты и иные вознаграждения, производимые в пользу данного работника, следует начислять по дополнительным тарифам, предусмотренным частью 2.1 статьи 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ, соответственно установленному в отношении его рабочего места классу условий труда - опасный или вредный, с учетом их подклассов.

Если работник занят в видах работ, указанных в подпунктах 1 - 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-Ф3, и при этом условия труда на его рабочем месте по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда признаны оптимальными или допустимыми, либо результаты аттестации его рабочего места отсутствуют, то страховые взносы на выплаты и иные вознаграждения, производимые в пользу данного работника, следует начислять по дополнительным тарифам, предусмотренным соответственно частями 1 или 2 статьи 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ.

В ходе проверки органом пенсионного фонда установлено, что по результатам аттестации рабочих мест, проведенной обществом 30.12.2013, условия труда на рабочих местах указанных профессий признаны оптимальными и допустимыми.

При указанных обстоятельствах начисление страховых взносов осуществляется в соответствии с частью 2 статьи 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ.

При этом суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что статья 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ не ставят начисление и уплату страховых взносов по дополнительным тарифам в зависимость от полноты занятости застрахованных лиц на соответствующих видах работ.

При указанных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных ООО «Волга-Билд Монтаж» требований.

В апелляционной жалобе общество со ссылкой на пункты 5, 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Постановление Минтруда РФ от 22.05.1996 № 29 «Об утверждении разъяснения «О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет» указывает, что работники общества, профессии которых поименованы в Списке № 2, не заняты в течение полного рабочего дня на видах работ, указанных в подпунктах 2-18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ. По мнению заявителя, данное обстоятельство исключает вредность условий труда, в результате чего рабочим местам присваивается допустимый класс условий труда. На основании изложенного, ООО «Волга-Билд Монтаж» полагает, что у соответствующих работников общества отсутствует право на досрочный выход на пенсию, а, следовательно, у заявителя не возникает обязанность по уплате страховых взносов по дополнительному тарифу в соответствии с частью 2 статьи 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ.

Суд апелляционной инстанции признает данный довод несостоятельным, так как неполная занятость застрахованных лиц согласно положениям части 2 статьи 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ не является основанием для освобождения плательщика страховых взносов от уплаты страховых взносов по дополнительному тарифу.

Кроме того, оценка пенсионных прав граждан, в том числе претендующих на досрочное назначение пенсии в связи с занятостью на работах, предусмотренных в подпунктах 1-18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-Ф3, производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации при достижении обратившимся лицом определенного законом возраста.

Апелляционная коллегия находит, что все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основаниями для отмены принятого решения.

Судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 09 февраля 2016 года по делу № А12-43781/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа путём подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции, принявший решение, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.

Председательствующий судья

А.В. Смирников

Судьи

С.А. Кузьмичев

М.Г. Цуцкова